Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя

 

Изобретение касается измерений и контроля параметров движения и может быть использовано для измерения угловой скорости асинхронных двигателей, в частности двухскоростных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и двумя незави1 симыми статорными обмотками. Целью изобретения является повышение надежности и точности измерения. Устройство для измерения скорости асинхронного двигателя 1 содержит блок 2 выделения сигнала и блок 3 измерения, подключенный к выходу блока выделения. Устройство снабжено блоком 4 силовых коммутирующих элементов и блоком 5 управления, причем блок 2 выделения сигнала содержит блок 6 переключающих элементов, блок 7 формирования импульсов , блок 8 контроля и блок 9 логики, выход которого является выходом блока 2 выделения сигнала. Блок 2 выделения сигнала обрабатывает сигналы ЭДС, возникающие в отключенной обмотке двигателя 1, и формирует импульсный сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости двигателя 1, измерение которой осуществляется блоком 3 измерения. 2 з.п.ф-лы. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИ4ЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s 6 01 P 3/48

ГОСУД4РСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4411235/10 (22) 18.04.88 (46) 07,01.91. Бюл. N -1 (71) Одесский политехнический институт (72) Г,С.Липатов и А.М,Сенча (53) 531.771(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 345441, кл. G 01 Р 3/48, 1972, Авторское свидетельство СССР

М 613242, кл. 6 01 P 3/48, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВУХСКОРОСТНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение касается измерений и контроля параметров движения и может быть использовано для измерения угловой скорости асинхронных двигателей, в частности двухскоростных асинхронных двигателей с короткоэамкнутым ротором и двумя незавиÄÄ5Q „„1б19176 А1 симыми статорными обмотками. Целью изобретения является повышение надежности и точности измерения. Устройство для измерения скорости асинхронного двигателя 1 содержит блок 2 выделения сигнала и блок

3 измерения, подключенный к выходу блока выделения. Устройство снабжено блоком 4 силовых коммутирующих элементов и блоком 5 управления, причем блок 2 выделения сигнала содержит блок 6 переключающих элементов, блок 7 формирования импульсов, блок 8 контроля и блок 9 логики, выход которого является выходом блока 2 выделения сигнала. Блок 2 выделения сигнала обрабатывает сигналы ЭДС, возникающие в отключенной обмотке двигателя 1, и формирует импульсный сигнал, частота которого Я пропорциональна угловой скорости двигателя 1, измерение которой осуществляется блоком 3 измерения. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

1619176

f2= Я1,,и = — Кг+1, 2

P (3) Изобретение относится к измерению и контролю параметров движения и может бь:ть использовано для измерения угловой скорости двухскоростного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и двумь независимыми статорными обмоткаMIn.

Цель изобрете, ия — повышение надежности и точности измерения скорости.

На фиг.1 показана схема устройства для измерения скооости двухскоростного асинхронного двигателя; на фиг.2 — схема блока формирования сигнала; на фиг,3 — схема блогч контроля.

Устройство (фиг.1) содержит двухскоростной асинхронный двигатель 1, блок 2 выделения сигнала и блок 3 измерений, подключенный к ь,ходу блока 2, блоки силовых коммутирующих элементов 4 и управления 5, причем блок 2 выделения сигнала содержит блоки переключающих элементов

6, формирования импульсов 7, контроля 8 и логики 9, выход последнего является выходом блока 2 выделения сигнала, первые входы блока 4 силовых коммутирующих эгементов подключены к источнику питания, первые и вторые выходы блока 4 силовых коммутирующих элементов подключены к первым и вторым входам асинхронного двигателя 1, являющимся выводами обмоток высокой и низкой скорости, v, соединены соответственно с первыми и вторыми входами блока 6 переключающих элементов, третий и четвертый входы которого подключены к первому и второму выходам блока 5 управления, которые соединены соответственно с вторым и третьим входами блока 4 силовых коммути-рующих элементов, первые три выхода блока 6 переключающих элементов соединены соответственно с первыми тремя входами блока 7 формирования импульсов, первые три выхода которого соединены с первыми тремя входами блока 8 контроля, выход которого соединен с вторь|м входом блока 9 логики, первый вход которого соединен с четвертым выходом блока 7 формирования импульсов. Последний (фиг.2) содержит три идентичных канала формирования и схему

10 суммирования импульсов, причем каждый канал формирования содержит последовательно соединенные усилитель 11, фильтр 12, компаратор 13 и формирователь

14 импульсов, выход которого соединен с соответствующим входом схемы суммирования импульсов. Блок 8 контроля содержит три D-триггера 15 — 17, 0-входы которых подключены соответственно к трем входам блока контроля. Вь.ход первого 0-триггера 15 соединен с R-входом второго, а выход вто5

55 рого D-триггера 16 — с R-входом третьего, выход которого является выходом блока контроля. RS-входы первого D-триггера и

S-входы второго и третьего через резистор

R1соединены с шиной питания. С-вход первого О-триггера соединен с вторым входом блока контроля„ а С-входы второго и третьего входов соответственно с третьим и первым входами блока контроля. .Сущность технического решения основана на физических процессах, происходящих в реальной асинхронной машине, заключающихся в том, что в асинхронном двигателе, кроме потока рабочей гармоники, существуют потоки высших гармоник статара и ротора порядков v и и. Основными причинами возникновения этих гармоник являются дискретное расположение обмоток в пазах, воздействие пазов статора и ротора на магнитное поле рабочей гармоники. В спектре гармоник преобладают гармоники, создаваемые током ротора основной частоты где f2 — частота токов ротора;

f1 — ЧаСтс а ТОКОВ СтатОра;

S — сксльжение.

Порядок этой гармоники поля ротора где Z2 — число пазов ротора;

P — число полюсов рабочей обмотки;

Кг — любое целое число, Частота токов fp, наводимых этими гармониками в статоре и =(1+Си — 1)(1 — S)j 1.

С учетом (2) выражение (3) имеет вид

f c =(1 + Р кг(1 — s)) f1. -2

В двухскорос-нам асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором и двумя независимыми статорными обмотками при подключении одной из них к источнику питания вторая может быть использована в ка естве измерительной. Поскольку в двухскоростном двигателе электрические оси обмо1ок с различным числом полюсов смещены на 90 град, то при работе одной обмотки в другой отсутствует ЭДС, обусловленная полем рабочей гармоники, а наводится только ЭДС высших гармоник. В спектре преоб1619176

20

55 ладают зубцовые гармоники ротора, порядок которых определяется по выражению(2) при К = 1. Так как оси каждой из фаз соответствующих статорных обмоток сдвинуты на 120 эл.град,то сигналы ЭДС, наведенные в каждой фазе отключенной статорной обмотки, образуют трехфазную систему переменных напряжений, сдвинутых на 120 эл.град, порядок чередования фаз которой определяется направлением вращения, а частота пропорциональна угловой скорости ротора.

Каждый канал блока формирования импульсов преобразует гармонический сигнал наведенной ЭДС с частотой fp в последовательность импульсов, частота которой

ft = 2 fp . Выходы каждого канала поступают на схему суммирования, выходной сигнал которой имеет частоту 6 fu, В исходном состоянии отсутствуют сигналы.на первом и втором выходах блока 5 управления. Первый и второй входы асинхронного двухскоростного двигателя 1, являющиеся выводами обмоток высокой и низкой скорости, отключены блоком 4 силовых.коммутирующих элементов от источника питания. Первые три входа блока 7 формирования импульсов отключены от обмоток асинхронного двигателя 1 блоком 6 переключающих элементов. Отсутствуют сигналы на четвертом выходе блока 7 формирования импульсов и выходе блока 9 логики, кроме тога, блок 8 контроля формирует на выходе сигнал, запрещающий поступление сигналов с четвертого выхода блока 7 формирования импульсов на вход блока 3 измерений.

При формировании блоком 5 управления команды разгона электродвигателя на

его первом выходе появляется сигнал, поступающий на второй вход блока 4 силовых коммутирующих элементов и третий вход блока 6 переключающих элементов, Блок 4 силовых коммутирующих элементов подключает первые входы асинхронного двигателя 1, являющиеся выводами обмотки высокой скорости, к источнику перемен ного напряжения. Блок 6 коммутирующих элементов обеспечивает подключение вторых входов асинхронного двигателя 1, являющихся выводами обмотки низкой скорости, к первым трем входам блока 7 формирования импульсов. В обмотках низкой скорости двигателя 1 наводится ЭДС высших гармоник, которые поступают на первые три входа блока 7 формирования импульсов. В последнем сигналы с первых трех входов поступают на три идентичных канала формирования.

В каждом канале сигналы с входов блока 7 формирования импульсов поступают на первые два входа усилителя 1 1, имеющего постоянный коэффициент усиления. Усиленный сигнал с выхода усилителя 11 поступает на фильтр 12, который подавляет низкочастотные составляющие в сигнале

ЭДС. Компаратор 13, подключенный к выходу фильтра 12, из гармонического входного сигнала формирует импульсный сигнал, переключаясь из одного состояния в другое при переходе входного сигнала через нуль.

Выходной сигнал компаратора 13 поступает на вход формирователя 14 импульсов и на второй выход каждого канала формирования. Формирователь 14 импульсов по фронту и по спаду входного сигнала формирует импульсы постоянной амплитуды и постоянной длительности, которые поступают на первые выходы каждого канала, Сигналы с первых выходов каждого канала формирования поступают на входы схемы 10 суммирования импульсов. Сигналы на входе каждого канала сдвинуты на 120 эл.град, поэтому частота сигнала на выходе схемы 10 суммирования в шесть раз выше частоты входных сигналов блока 7 формирования импульсов, Сигналы с вторых выходов каждого канала формирования поступают на входы блока 8 контроля, который осуществляет контроль последовательности чередования фаз преобразованного входного сигнала блока 7 формирования импульсов.

При совпадении действительного порядка чередования фаз с требуемым блок 8 контроля формирует сигнал, по которому блок 9 логики обеспечивает прохождение сигнала с четвертого выхода блока 7 формирования импульсов на вход блока 3 измерений.

В зоне малых угловых скоростей в спектре сигнала наведенной ЭДС отсутствует преобладание гармоник ротора зубцового порядка по сравнению с другими высшими гармониками, а частота сигналов на выходе блока 7 формирования импульсов не соответствует действительной скорости двигателя 1, Блок 8 контроля формирует на выходе сигнал, по которому блок 9 логики предотвращает поступление сигналов на вход блока 3 измерений. Аналогичный сигнал блок 8 контроля формирует и в случае несоответствия направления вращения двигателя заданному, определяемому порядком чередования фаз питающего напряжения. При появлении на втором выходе блока 5 управления сигнала на замедление блок 4 силовых коммутирующих элементов отключает первые и подключает вторые входы асинхронного двигателя 1 к источнику питания. Блок 6 переключающих элементов

1619176 обеспечивает подключение первых входов двигателя 1, являющихся выводами отключенной обмотки высокой скорости, по входам блока 7 формирования импульсов.

Работа остальных узлов и блоков устройства не изменяется.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя, содержащее блок выделения сигнала и блок измерения, подключенный к выходу блока выделения сигнала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и точности измерения, оно снабжено блоком силовых и коммутирующих элементов и блоком управления, при этом первые входы блока силовых коммутирующих элементов подключены к источнику питания, первые и вторые выходы блоков силовых коммутирующих элементов подключены к первым и вторым входам асинхронного двигателя, а блок выделения сигнала выполнен в виде блока переключающих элементов, фазные выходы которого подключены к фазным входам блока формирования импульсов, фазные выходы которого подключены к фазным входам блока контроля, выход которого и четвертый выход блока формирования импульсов подключены к входам блока логики, выход которого является выходом блока выделения сигнала, причем первые и вторые входы асинхронного двигателя соединены соответственно с первыми и вторыми входами блока переключающих элементов, третий и четвертый входы которого подключены к первому и второму выходам блока управления, которые соединены соатветст5 венно с вторым и третьим входами блока силовых коммутирующих элементов.

2. Устройство по п.1, о тл и ч а ю щ еес я тем, что блок формирования импульсов содержит три.идентичных канала формиро10 вания и схему суммирования импульсов, причем 1-й вход схемы суммирования соединен с первым выходом 1-го канала формирования, второй выход i-ro канала соединен с

i-м выходом блока формирования импуль15 сов, четвертый выход которого соединен с выходом. схемы суммирования импульсов, первый вход Ио канала формирования соединен с 1-м входом блока формирования импульсов, вторые входы первого, второго и

20 третьего каналов соединены соответственно с вторым, третьим и первым входами блока формирования импульсов.

3. Устройство по п.2, о,т л и ч а ю щ е е25 с я тем, что каждый канал формирования содержит последовательно соединенные усилитель, фильтр, компаратор и формирователь импульсов, выход которого соединен с первым выходом канала формирования, 30 выход компаратора соединен с входом формирователя импульсов и с вторым выходом канала формирования, первый и второй входы усилителя соединены соответственно с первым и вторым входами канала формиро35 вания.

1619176

Составитель Д,Морозов

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор И.Горная

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 43 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС

ССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя Устройство для измерения скорости двухскоростного асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве датчика углового положения и является усовершенствованием основного изобретения по авторскому свидетельству N934382

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейной скорости перемещения движущихся по заданной траектории объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в научно-исследовательских и заводских лабораториях для контроля электрических машин

Изобретение относится к устройствам для измерения частоты вращения и может быть использовано в качестве датчика частоты вращения в системах электропривода

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения разности скоростей вращения валов, скольжения и относительного изменения скорости вращения

Изобретение относится к измерительной технике, в частности используется для бесконтактного измерения частоты вращения валов различных машин, и позволяет повысить точность измерения

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано в качестве датчика углового положения и мгновенных скоростей вращения вала в точных цифровых системах автоматического управления и является усовершенствованием изображения по авт

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в число-импульсных системах измерения скорости автоматизированных электроприводов станков с программным управлением и промышленных роботов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано на железнодорожном транспорте для измерения скорости и пути, пройденного локомотивом

Изобретение относится к автоматике, касается регулируемого электропривода и может быть использовано для создания цифровых регуляторов частоты вращения, преимущественно ориентированных на микропроцессорную схемотехнику, для различных типов электроприводов

Изобретение относится к устройствам, измеряющим частоту вращения различных деталей и узлов и может быть использовано, в частности, в антиблокировочной системе тормозов автомобиля для измерения скорости вращения его колес и в микропроцессорной системе управления двигателем автомобиля для определения положения коленчатого вала и формирования угловых импульсов

Изобретение относится к измерительной технике, системе автоматики и может быть использовано для измерения частоты вращения вала привода, измерения расхода турбинными расходомерами, крутящего момента вращающегося вала и т.д

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения различного рода валов и механизмов

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в системах электронного управления режимами работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения, в том числе измерения скорости вращения привода спидометра коробки передач автомобиля, для измерения скорости его движения, а также может быть использовано с различными информационными системами, в частности с маршрутными компьютерами

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к электронным устройствам управления
Наверх