Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к маиин остроению, а именно к средствам контроля зубчатых колесо Цель изобретения расширение номенклатуры контролируемых колес путем обеспечения возможности контроля косозубых колес, повышение производительности за счет упрощения настройки устройства и -упрощения конструкции с Это достигается тем, что измерительный элемент выполнен в виде пружины растяжения. Настройка на шаг контролируемого колеса производится растяжением пружины , а подсчет числа зубьев осуществляется по биркам, закрепленным на витках пружины. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИМИСТИЧЕСНИХ

ЕЕСПУЬЛИН (191 (И) А1 щ) С 01 В 5/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ДО ИЗОВЕЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4632629/28 (22) 05,01.89 (46) 15,01 91 Бюл. Р 2. (71) МГТУ им. Н.Э.Баумана (72) В.М. Похмельных (53) 531. 717. 2: 621. 833 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 353126, кл. С 01 В 5/20, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА

ЗУБЪЕВ ЗУБЧАП1Х КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения—

Изобретение относится к машиностроенйю, а именно к средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение номенклатуры контролируемьгх колес путем обеспечения возможности контроля косоэубых колес, повышение производительности за счет упрощения настройки устройства и упрощение конструкции.

На фиг, 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес содержит корпус 1, ползун 2 и измерительный.элемент 3 с периодическим профилем. Корпус 1 может быть выполнен в виде планки, иа которой у одного из торцов жестко закреплен кронштейн 4.

На верхней плоскости корпуса 1 по продольному направлению выполнен радиусный желоб 5 для базирования в

;нем измерительного элемента 3. Радиус желоба 5 соответствует диаметру расширение номенклатуры контролируемых колес путем обеспечения возможности контроля косозубых колес, повышение производительности за счет упрощения настройки устройства и -упрощения конструкции. Зто достигается тем, что измерительный элемент выполнен в виде пружины растяжения.

Настройка на шаг контролируемого колеса производится растяжением пружины, а подсчет числа зубьев осуществляется по биркам, закрепленным на витках пружины. 2 з.п.A-лы, 2 ил. измерительного элемента З.-Кроме того, в продольном направлении в корпусе 1 выполнен направляющий Т-образный паз 6 для обеспечения направлен.ного перемещения ползуна 2 вдоль корпуса 1.

Ползун 2 базируется по верхней Cb плоскости 1. В ползуне 2 снизу жест- М ко закреплен Т-образный сухарь 7, 4Р позволяющий базировать ползун 2 по QO направляющему пазу 6. В полэуне 2 4Р также установлены два винта 8, служащие для фиксации положения ползу- уа 2 на-корпусе 1.

Измерительный элемент 3 выполнен в виде цилиндрической витой пружины.

Пружина 3 расположена в радиусном желобе 5 и жестко закреплена одним концом в кронштейне 4, а другим— в ползуне 2..Для облегчения подсчета числа зубьев зубчатых колес на каждом витке пр..пч ны 3 закреплены бир" ки 9, играющие роль .шкалы, на которых

1620807.нанесены порядковые номера ее рабочих витков.

Устройство работает следующим образом.

Ослабляют винты 8 и перемещают ползун 2 по корпусу 1 на такое расстояние, чтобы измерительный элемент

3 растянулся таким образом,. чтобы расстояние между витками измерительного элемента 3 примерно соответст вовало окружному шагу измеряемого зубчатого колеса. В таком положении пружины 3 фиксируют на корпусе 1 винтами 8 ползун 2 ° t5

На измеряемом зубчатом колесе отмечают любой sy6, принимая его за начало отсчета. Измеряемое зубчатое колесо подносят к устройству и .вставляют первый его зуб, принятый за на- 20 .чало отсчета, во впадину пружины 3, которая образована витком с биркой под номером "1". Далее производят обкатку измеряемого колеса по пружине 3, следя за поочередным попаданием зубьев колеса в витки пружины 3.

При этом приблизительная настройка шага витков пружины 3 на окружной шаг контролируемого зубчатого колеса не сказывается на производительности измерений, так как данная погреиность в этом случае компенсируется упругостью пружины 3. Как только последний зуб зубчатого колеса попадает во впадину пружины 3 по номеру

Э

35 бирки соответствующего витка пружины 3 судят о числе зубьев этого колеса.

Аналогичным образом производится измерение числа зубьев цилиндрических косозубых колес. В данном случае действие боковых реактивных сил компенсируется упругостью пружины 3.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес, содержащее кор-. пус, установленный в нем измерительный элемент с периодическим профилем и шкалой для подсчета зубьев зубчатых колес, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения номенклатуры контролируемых колес, повышения производительности и упрощения конструкции, в корпусе выполнен продольный желоб, измерительный элемент выполнен в виде цилиндрической витой пружины, расположенной в продольном желобе корпуса, устройство снабжено ползуном, установленным на корпусе с возможностью продольного перемещения и фиксации, а цилиндрическая пружина жестко закреплена своими концами соответственно в корпусе и ползуне.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что продольный желоб корпуса выполнен радиусным.

3. Устройство по и. 1, о т л ич а Io pJ, е е с я тем, что шкала для подсчета зубьев зубчатых колес выполнена в виде бирок, закрепленных на каждом рабочем витке цилиндрической витой пружины с порядковым номером этих витков. !

16? 0807

A-A

1 5 б Риг. 2

Составитель Б. Адюнский

Техред Jl.Ñåðäþêoâà Корректор Л, Осауленк<

Редактор 1, Горват

Заказ 4236 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГК1П (. ССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 (и-. иэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес Устройство для измерения числа зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения профиля рабочих органов землеройной техники с целью контроля их износа и соверше нствования профиля

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования состояния детали изделия без снятия ее с изделия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения поверхностей сложной формы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для линейных измерений при сварке давлением

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх