Вертолет

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей. Цель изобретения - повышение эффективности путевого управления вертолетом. Вертолет состоит из фюзеляжа, хвостового оперения с рулями. В канале 4 расположен вентилятор 5. Пустотелая хвостовая балка отделена от центральной части фюзеляжа герметичной перегородкой. Между козырьками 7 расположены вертикальные управляемые створки 8 управляемого сопла, выполненные изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности. В нижней части пустотелой хвостовой балки расположена по меньшей мере одна продольная профилированная щель. Соосно и оппозитно вентилятору 5 в канале 4 установлен вентилятор 11. Вал привода редуктора вентилятора 5, 11 проходит внутри хвостовой балки фюзеляжа. Корпус редуктора вентиляторов 5, 11 закрыт обтекателями. Полости за вентиляторами 5, 11 и обтекателями соединены с каналом пустотелой хвостовой балки и воздушным трактом с управляемым соплом. Створки 8 управляемого сопла образуют выходной канал с изменяемым сечением. В канале пустотелой хвостовой балки размещены две управляющие створки, перекрывающие доступ воздуха в полость пустотелой хвостовой балки фюзеляжа. При создании пропульсивной силы канал 20 имеет минимальную площадь сечения. На режиме авторотации канал сопла ориентирован в противоположную сторону режима парирования реактивного момента несущего винта. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. На фиг. 1 изображена конструктивная схема вертолета; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1 (в режиме работы сопла на парирование реактивного момента); на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 сечение А-А на фиг. 1 (в режиме работы на создание пропульсивной силы); на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 1 (в режиме работы сопла на парирование момента трения при авторотации). Вертолет состоит из фюзеляжа 1, хвостового оперения 2 с рулями 3. В канале 4 расположен вентилятор 5. Пустотелая хвостовая балка отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой 6. Между козырьками 7 расположены вертикальные управляемые створки 8 управляемого сопла, выполненные изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности. В нижней части пустотелой хвостовой балки расположена по меньшей мере одна продольная профилированная щель 9. Вертолет снабжен несущим винтом 10. Соосно и оппозитно вентилятору 5 в канале 4 установлен вентилятор 11. Вал 12 привода редуктора вентиляторов 5 и 11 проходит внутри хвостовой балки фюзеляжа 1. Корпус редуктора вентиляторов 5 и 11 закрыт обтекателями 13, 14. Полости за вентиляторами 5, 11 и обтекателями 13, 14 соединены с каналом 15 пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1 и воздушным трактом 16 с управляемым соплом. Створки 8 управляемого сопла образуют выходной канал 17 с изменяемым сечением. В канале 15 размещены две управляющие створки 18, перекрывающие доступ воздуха в полость 19 пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1. При создании пропульсивной силы канал 20 имеет минимальную площадь сечения на выходе. На режиме авторотации створки 8 повернуты в сторону, противоположную режиму моторного полета, а площадь сечения канала 21 сопла на выходе меньше площади, рассчитанной на создание тяги. Вертолет работает следующим образом. Несущий винт 10 при вращении создает тягу, уравновешивающую вес вертолета, и реактивный момент, действующий на фюзеляж 1. Часть потока воздуха, создаваемого вентиляторами 5 и 11, истекает по каналу 17 между створками 8 и козырьками 7 управляемого сопла и создает часть момента, парирующего реактивный момент несущего винта 10. Другая часть потока попадает в полость 19 пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1 и создает в ней наддув. Воздух истекает через щель 9. В результате аэродинамического взаимодействия нисходящей струи от несущего винта 10 и струи, истекающей из щели 9, на хвостовой балке фюзеляжа 1 возникают боковые силы, дающие на плече до оси вращения несущего винта 10 момент, парирующий реактивный момент, действующий на фюзеляж 1. На больших скоростях полета в работу включается хвостовое оперение 2 с рулями 3. Управление разворотом вертолета относительно вертикальной оси производится изменением расхода воздуха через вентиляторы 5, 11. На режиме авторотации перекрывается доступ воздуха в полость 19 управляющими створками 18 и отклоняются створки 8 управляемого сопла в сторону, противоположную отклонению створок 8 в нормальном режиме полета.

Формула изобретения

ВЕРТОЛЕТ, содержащий фюзеляж с пустотелой хвостовой балкой в виде канала для подвода воздуха с по меньшей мере одной профилированной щелью и управляемым соплом, образованным верхним и нижним козырьками и вертикальными управляемыми створками, несущий винт, силовую установку, трансмиссию, систему управления и шасси, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путевого управления вертолетом, он снабжен двумя вентиляторами, расположенными в канале перпендикулярно его продольной оси в концевой части хвостовой балки соосно и оппозитно друг другу, связанными с каналом хвостовой балки и управляемым соплом, причем вертикальные управляемые створки выполнены изменяемой кривизны без нарушения сплошности поверхности, а пустотелая хвостовая балка отделена от центральной части фюзеляжа герметичной перегородкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Вертолет // 1609036
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей

Вертолет // 1605476
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и их моделям

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов

Изобретение относится к вертолетостроению и касается разработки способа и устройства управления вертолетом путем парирования крутящего момента несущего винта вертолета при осуществлении путевого управления

Изобретение относится к авиации, в частности к вертолетам, а именно к средствам управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Вертолет // 2246426
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам компенсации реактивного момента несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов
Наверх