Система управления предпускового подогревателя двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить степень автоматизации системы управления предпускового подогревателя двигателя внутреннего сгорания. Система содержит электродвигатель 1 насоса подачи топлива в камеру сгорания подогревателя, имеющий первый контактор с катушкой 4 и двумя замыкающими контактами 3,6 и подключенный к аккумуляторной батарее 2 через его первый контакт 3, электродвигатель 5 насоса подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя, имеющий второй контактор с катушкой 9 и замыкающим контактом 8 и подключенный к батарее 2 через его контакт 8, свечи 10 накаливания, имеющие третий контактор с катушкой 12 и замыкающим контактом 11 и подключенные через его контакт 11 к батарее 2, кнопку 13 управвления запуском, кнопку 15 управления остановкой, первое реле времени с катушкой 31, соединенной параллельно с катушкой 4 первого контактора, и замыкающим контактом 32, включенным последовательно в цепь подачи напряжения на катушку 9 второго контактора, резистор 7, размещенный в цепи подачи напряжения на электродвигатель 5 насоса подачи воздуха, второе реле времени с катушкой 26 и замыкающим и размыкающим контактами 27, 28, третье реле времени с катушкой 29 и замыкающим контактом 30, четвертое реле времени с катушкой 33 и размыкающим контактом 34, реле исходного положения, датчик стабильного горения с замыкающим контактом 21, датчик нагрева с замыкающим контактом 18 и разделительный диод 24, причем катушка 26 второго реле времени соединена с кнопкой 13 управления запуском, его размыкающий контакт 28 соединен с замыкающим контактом 32 первого реле времени, а замыкающий контакт 27 второго реле времени включен в цепь подачи напряжения на катушку 12 третьего контактора и катушку 29 третьего реле времени, замыкающий контакт 30 которого соединен с катушкой 4 первого контактора и катушкой 31 первого реле времени, замыкающий контакт 32 которого соединен с катушкой 9 второго контактора через разделительный диод 24, катушка 9 второго контактора соединена с замыкающим контактом 18 датчика нагрева через реле исходного положения, катушка 33 четвертого реле времени соединена с замыкающим контактом 21 датчика стабильного горения, а размыкающий контакт 34 четвертого реле времени соединен с катушкой 12 третьего контактора, и второй контакт 6 первого контактора установлен в цепи подачи напряжения на электродвигатель 5 насоса подачи воздуха с резистором 7. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам предпускового подогревателя двигателя внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение степени автоматизации. На чертеже представлена электрическая схема предлагаемой системы. Система управления содержит силовую часть, в которую входят электродвигатель 1 насоса подачи топлива в камеру сгорания подогревателя (не показан), который получает электропитание от аккумуляторной батареи 2 бортовой сети машины через замыкающий контакт 3 контактора с катушкой 4, электродвигатель 5 насоса подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя, который также получает электропитание от батареи 2 через замыкающий контакт 6 контактора с катушкой 4 и резистор 7 либо через замыкающий контакт 8 контактора с катушкой 9, свечи 10 накаливания, которые получают напряжение от батареи 2 через замыкающий контакт 11 контактора с катушкой 12 и часть управления и индикации, в которую входят кнопка 13 управления запуском, кнопка 14 управления продувкой на случай появления потребности очистить (продуть) камеру сгорания от продуктов горения предыдущего цикла дополнительно вручную, если продувки в автоматическом цикле окажется недостаточно; кнопка 15 управления остановкой работы подогревателя на случай возникновения такой необходимости, реле блокировки кнопки 13 с катушкой 16 и замыкающим контактом 17, реле для блокировки замыкающего контакта 18 датчика (не показан) нагрева охлаждающей жидкости с катушкой 19 и замыкающим контактом 20, датчик (не показан) стабильного горения с замыкающим контактом 21 для передачи в схему сигнала о начале и продолжении стабильного горения топлива, светодиод 22 со своим гасящим резистором 23 для получения информации обслуживания персоналом о начале и продолжении стабильного горения топлива в камере сгорания подогревателя, два разделительных диода 24 и 25, реле времени с катушкой 26, замыкающим и размыкающим контактами 27, 28 для обеспечения времени предварительной продувки камеры сгорания подогревателя от продуктов горения предыдущего цикла перед его запуском, реле времени с катушкой 29 и замыкающим контактом 30 для обеспечения времени накаливания свечей 10, реле времени с катушкой 31 и замыкающим контактом 32 для обеспечения времени испарения топлива в камере сгорания, реле времени с катушкой 33 и размыкающим контактом 34 для обеспечения своевременного выключения подачи напряжения на свечи 10 с целью повышения срока их службы, реле времени с катушкой 35 и размыкающим контактом 36 для обеспечения времени продувки камеры сгорания по окончании работы подогревателя, реле исходного положения с катушкой 37, замыкающим и размыкающим контактами 38, 39. Система работает следующим образом. Механик, обслуживающий подогреватель, нажимает на кнопку 13, через которую подается электропитание с батареи 2 на катушки 26, 16 и 9. После срабатывания катушки 16 замыкается замыкающий контакт ее реле и через этот контакт в дальнейшем поступает электропитание на катушку 16, т.е. это реле встает на самоблокировку. Через посредство этого контакта в дальнейшем поступает электропитание всей схемы управления. Кнопку 13 можно отпустить. Система в дальнейшем работает автоматически вплоть до выключения без участия человека. Контактор с катушкой 9 своим замыкающим контактом 8 подает электропитание на электродвигатель 5. По истечении времени, на которое рассчитано реле времени с катушкой 26, необходимого для продувки камеры сгорания, размыкается размыкающий контакт 28 этого реле и прекращается подача электропитания на контактор с катушкой 9, который размыкает свой контакт 8 и тем самым отключает электродвигатель 5 насоса подачи воздуха в камеру сгорания, а замыкающий контакт 27 этого реле, замыкаясь, подает напряжение на реле времени с катушкой 29 и контактор с катушкой 12. После чего замыкающий контакт 11 этого контактора подает электропитание на свечи 10, а реле времени с катушкой 29 обеспечивает время прогрева свечей 10 накаливания. По истечении времени задержки, на которое рассчитано реле времени с катушкой 29, необходимого для нагрева свечей 10 до необходимой температуры, замыкается замыкающий контакт 30 этого реле, через который подается электропитание на реле времени с катушкой 31 и контактор с катушкой 4. Последний, замыкая свой замыкающий контакт 3, подает электропитание на электродвигатель 1 насоса подачи топлива в камеру сгорания подогревателя, а замыкая свой замыкающий контакт 6, подает электропитание на электродвигатель 5 насоса подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя через резистор 7, который на пониженных (пусковых) оборотах подает воздух в камеру сгорания подогревателя, обеспечивая создание обогащенной горячей смеси. Реле времени с катушкой 31 обеспечивает время на испарение топлива и прогрев его до температуры возгорания. По истечении времени задержки, на которое рассчитано это реле времени, необходимого для возгорания топлива в камере сгорания подогревателя, замыкается замыкающий контакт 32 этого реле, через который подается электропитание на контактор с катушкой 9, который, замыкая свой замыкающий контакт 8, подает электропитание на электродвигатель 5, например, исключая резистор 7 и указанный электродвигатель, развивает рабочие обороты, обеспечивая поддержание процесса нормального горения. При появлении признаков стабильного горения топлива в камере сгорания подогревателя, т. е. когда температура выхлопных газов выше определенной, фиксируемой датчиком стабильного горения, последний замыкает свой замыкающий контакт 21, благодаря чему замыкается цепь электропитания реле времени с катушкой 33 и светодиода 22. На табло появляется сигнал стабильного горения. По истечении времени задержки, на которое рассчитано реле времени с катушкой 33, необходимого для полной стабилизации процесса горения топлива в камере сгорания подогревателя, размыкается размыкающий контакт 34 этого реле и разрывает цепь электропитания контактора с катушкой 12, который в свою очередь размыкает свой замыкающий контакт 11, разрывая цепь подачи электропитания свечей 10. Далее процесс горения в камере сгорания подогревателя происходит при самовозгорании топлива. После того, как подогреваемая жидкость нагреется до температуры, фиксируемой датчиком нагрева, последний, замыкая свой замыкающий контакт 18, замыкает цепь электропитания реле с катушкой 19 и реле с катушкой 37. Реле с катушкой 19 после первого замыкания контакта 18 датчика нагрева своим замыкающим контактом 20 блокирует дальнейшее влияние контакта 18 на работу электросхемы, так как этот контакт датчика нагрева будет то замыкаться, то размыкаться до тех пор, пока вся жидкость прогреется до температуры, превышающей температуру замыкания контакта 18. Реле с катушкой 37, замыкая свой замыкающий контакт 38, замыкает цепь электропитания реле времени с катушкой 35 и подготавливает вторую цепочку электропитания контактора с катушкой 9 включения электродвигателя 5 насоса подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя, а размыкая свой размыкающий контакт 39, разрывает цепь электропитания реле блокировки кнопки 13, которое, размыкая свой контакт 17, обесточивает контактор с катушкой 4. Чтобы электропитание не поступало на элементы электросхемы, отключаемые с помощью контакта 39 при включении контакта 38 этого же реле, установлен разделительный диод 24. А чтобы электропитание не поступало на реле времени с катушкой 35 обеспечения времени продувки камеры сгорания по окончании работы подогревателя до замыкания замыкающего контакта 38, установлен разделительный диод 25. Контактор с катушкой 4, размыкая свой замыкающий контакт 3, прерывает подачу электропитания на электродвигатель 1 подачи топлива в камеру сгорания подогревателя. Электродвигатель 5 подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя продолжает работать, обеспечивая продувку камеры сгорания от продуктов горения, так как контактор с катушкой 9 получает электропитание через контакты 36 и 38. По истечении времени задержки, на которое рассчитано реле времени с катушкой 35, необходимого для продувки камеры сгорания, размыкается размыкающий контакт 36 этого реле и разрывает цепь электропитания контактора с катушкой 9, реле с катушкой 19 и реле с катушкой 37. Контактор с катушкой 9, размыкая свой замыкающий контакт 8, прекращает подачу электропитания на электродвигатель 5, а насос подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя прекращает свою работу. Реле с катушкой 37, разрывая свой замыкающий контакт 38, прекращает подачу электропитания на собственную катушку, на катушку 19 и на реле с катушкой 35. Таким образом, электросхема системы полностью обесточена и подготовлена к следующему запуску.

Формула изобретения

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая первый контактор с катушкой и двумя замыкающими контактами, подключающий через его первый контакт электродвигатель насоса подачи топлива и камеру сгорания подогревателя к аккумуляторной батарее, второй контактор с катушкой и замыкающим контактом, подключающий через его контакт электродвигатель насоса подачи воздуха в камеру сгорания подогревателя к батарее, третий контактор с катушкой и замыкающим контактом, подключающий через его контакт свечи накаливания к батарее, кнопку управления запуском, кнопку управления остановкой, первое реле времени с катушкой, соединенной параллельно с катушкой первого контактора и замыкающим контактом, включенным последовательно в цепь подачи напряжения на катушку второго контактора, и резистор, размещенный в цепи подачи напряжения на электродвигатель насоса подачи воздуха, отличающаяся тем, что, с целью повышения степени автоматизации, она дополнительно содержит второе реле времени с катушкой и замыкающим и размыкающим контактами, третье реле времени с катушкой и замыкающим контактом, четвертое реле времени с катушкой и размыкающим контактом, реле исходного положения, датчик стабильного горения с замыкающим контактом, датчик нагрева с замыкающим контактом и разделительный диод, причем катушка второго реле времени соединена с кнопкой управления запуском, его размыкающий контакт соединен с замыкающим контактом первого реле времени, а замыкающий контакт второго реле времени включен в цепь подачи напряжения на катушку третьего контактора и катушку третьего реле времени, замыкающий контакт которого соединен с катушкой первого контактора и катушкой первого реле, замыкающий контакт которого соединен с катушкой второго контактора через разделительный диод, катушка второго контактора соединена с замыкающим контактом датчика нагрева через реле исходного положения, катушка четвертого реле времени соединена с замыкающим контактом датчика стабильного горения, а размыкающий контакт четвертого реле времени соединен с катушкой третьего контактора, и второй контакт первого контактора установлен в цепи подачи напряжения на электродвигатель насоса подачи воздуха последовательно с резистором.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 32-1998

(73) Патентообладатель:ЗАО "ЧТЗ-холдинг"

Договор № 6721 зарегистрирован 27.02.1998

Извещение опубликовано: 20.11.1998        

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 07.02.2006

Извещение опубликовано: 20.03.2007        БИ: 08/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для облегчения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для разогрева двигателя внутреннего сгорания при низких температурах

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, оно может быть использовано в устройствах для их предпускового подогрева и является усовершенствованием изобретения по авторскому свидетельству СССР N 1039293

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить затраты энергии на регулирование теплового состояния двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить эффективность устройства путем ультразвукового распыливания топлива

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к теплообменной аппаратуре и м

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания
Наверх