Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте

 

Изобретение относится к демонстрационным обучающим устройствам и может быть использовано при изучении музыкальной грамоты. Целью изобретения является повышение дидактического эффекта. Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте содержит матовое табло с графически выполненными на нем изображениями нотных знаков басового и скрипичного ключей, а также линии нотного стана. В нижней части табло изображена клавиатура музыкального инструмента со световыми табло в клавишах. В корпусе музыкального инструмента на каждой клавишеустановленымагниты , взаимодействующие с герконами, коммутирующими лампы подсветки. Электронный секундомер управляет свечением сигнальных ламп, установленных в световых табло. За матовым табло размещены камеры с лампами для подсвета знаков альтерации. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 09 В 15/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4197394/12 (22) 19.02.87 (46) 23,01.91, Бюл. N. 3 (75) В.З, Иванов (53) 681.83(088.8) (56) Патент США N 3460426, кл. 84 — 478, 1967. (54) ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (57) Изобретение относится к демонстрационным обучающим устройствам и может быть использовано при изучении музыкальной грамоты. Целью изобретения является повышение дидактического эффекта. Демонстрационное устройство для обучения

Изобретение относится к демонстрационным обучающим устройствам и может быть использовано при изучении музыкальной грамоте.

Целью изобретения является повышение дидактического эффекта.

На фиг. 1 — 3 изображен матовый экран— табло, общий вид; на фиг. 4 — блок управления подсветкой и фортепианная клавиатура, общий вид; на фиг. 5 — схема электронного метронома; на фиг. 6 — принципиальная электрическая схема управления лампами подсветки; на фиг, 7 — табло знаков альтерации; на фиг. 8 — табло знаков альтерации, общий вид.

Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте содержит табло

1, выполненное в виде матового экрана 2, на внутренней поверхности которого графически выполнены изображения нотных знаков,,5U„„1622890 А1 музыкальной грамоте содержит матовое табло с графически выполненными на нем изображениями нотных знаков басового и скрипичного ключей, а также линии нотного стана. В нижней части табло изображена клавиатура музыкального инструмента со световыми табло в клавишах. В корпусе музыкального инструмента на каждой клавише установлены магниты, взаимодействующие с герконами, коммутирующими лампы подсветки. Электронный секундомер управляет свечением сигнальных ламп, установленных в световых табло, За матовым табло размещены камеры с лампами для подсвета знаков альтерации. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. в виде соответствующих белым клавишам овалов 3 и соответствующих черным клавишам вытянутых овалов 4, а также изображения басового 5 и скрипичного 6 ключей.

Соответственно расположению нотных знаков 3 и 4 нанесены основные линии нотного стана 7 и добавочные линии.

В нижней части экрана 2 размещено изображение клавиатуры 9 с клавишами 10 и свеговыми табло 11, а в верхней части установлены динамический громко -оворитель 12 и два дополнительных световых табло 13 и 14.

В корпусе музыкального инструмента

15 на каждой клавише 16 клавиатуры установлены постоянные магниты (не показаны), взаимодействующие с герконами 17 (коммутационными элементами нот). Они соединены через разделительные диоды 18 с лампами 19 подсветки, которые размеще1622890 ны за иэображениями нотных знаков 3 и 4 и в световых табло 11. Коммутационные элементы 17 нотных знаков сгруппированы пооктавно посредством основного коммутатора 20 октав.

Лампы 19 подсветки, установленные в световых табло 11, коммутируются дополнительным коммутатором 21 октав. Коммутаторы 20 и 21 октав размещены в блоке 22 управления подсветкой рядом с клавишами

16. Посредством коммутаторов 20 и 21 осуществляется выбор октав при подсветке звукорядов на табло или изображения клавиатуры 9. Электрическая схема электронного метронома содержит транзисторы 23 и

24, конденсаторы 25 и 26, регулировочный

27 и ограничительные 28 и 29 резисторы.

В нагрузке транзисторов 23 и 24 установлены реле 30 и 31, которые содержат переключающиеся контактные группы 32 и

33.

Переключающий контакт контактной группы 32 через конденсатор 34 связан с положительной клеммой источника питания (не показан), размыкающий контакт — с его отрицательной клеммой, а замыкающий контакт через усилитель 35 соединен с динамиком 36.

Переключающий контакт контактной группы 33 соединен с положительной клеммой источника питания, а замыкающий и размыкающий контакты — соответственно с сигнальными лампами 37 и 38, установленными в световых табло 13 и 14.

3а матовым экраном 2 расположен блок камер демонстрации ключевых знаков, состоящий из четырнадцати камер 39 подсветки, каждая из которых состоит иэ двух ячеек

40 с расположенными в них лампами 41.

Между матовым экраном и камерами размещены с возможностью перемещения ленты

42 с нанесенными на них знаками 43 альтерации — диезами, бемолями. дубль-диезами, дубль-бемолями и бекарами. Каждая из ламп 40 управляется переключателем 44 в блоке 22 управления.

Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте работает следующим образом.

В исходном состоянии все коммутаторы

20 и 21 в блоке 22 управления поставлены в положение "Выключено", отключен блок питания. При нажатии на любую из клавиш вследствие приближения магнита срабатывает соответствующий геркон 17, однако лампы 19 не горят.

При замыкании контактов коммутаторов 20 любой октавы образуется замкнутая цепь: "плюс" источника питания — контакты коммутатора 20 — геркон 17 — соответствую10

55 щий разделительный диод 18 — лампа 19 подсветки — "минус" источника питания. Если же теперь включить еще и дополнительный коммутатор 21 соответствующей октавы, часть тока, прошедшего через геркон 17, ответвится на соответствующий диод 18 и лампу 19 изображения клавиатуры

9. Лампа 19 загорится и высветит соответствующую ноте на табло клавишу 10.

Если на клавиатуре фортепиано одновременно нажаты несколько клавиш, на экране 2 высвечивается какое-то созвучие или аккорд. Например, нажаты ноты (клавиши)

"до", "ми" и "соль". Учащимся предлагается определить структуру этого аккорда. Для этого необходимо подсчитать количество тонов, определить вид составляющих аккорд терций.

При подсчете тонов (по полутонам или иначе) по изображению клавиатуры 9 или непосредственно у фортепиано учащиеся (особенно на начальном этапе) пропускают мимо сознания встречающиеся на пути черные клавиши и нередко считают за полутон как соседние клавиши "ми — фа" или "си — до", так и отстоящие один от другого на расстоянии тона ("соль — ля", например, или "реми").

Ведя подсчет полутонов на звукоряду нотного стана 7, учащиеся наталкиваются на вертикальные овалы 4, которые обозначают соответствующие черные клавиши, и подсчет интервалов ведется безошибочно, Одновременно сопоставление структуры аккорда в пределах (в записи на нотном стане) звукоряда и на клавиатуре экрана позволяет учащимся глубже понять строение интервала аккорда.

Различие в структуре мажорного и минорного трезвучий следующее. По выяснению тоновой структуры рассматриваемого аккорда преподаватель меняет ноту "ми" на

"ми — бемоль". Учащиеся видят, что на изображении клавиатуры 9 загорелась лампа между "ре" и "ми" — черная клавиша, а на нотоносце вместо "ми" высветился вертикальный овал слева от ноты "ми". Возникает проблемная ситуация: необходимо установить наименование данного нотного знака—

"ре-диез" или "ми-бемоль". Выясняется, .что анализировалось трезвучие "до-мисоль" и учащийся приходит к выводу, что искомый звук не "ре-диез", а "ми-бемоль".

Картина наглядно выглядит как на изображении клавиатуры 9, так и на нотных станах

Практика показала, что расположение нот в большой контр-октаве учащиеся запоминают с большим трудом, чем нот, расположенных в первой и даже малой октавах. С

1622890 основными и дополнительными линиями 55 скрипичного и басового нотных станов с нанесенными на них изображениями нотных знаков и ключей, изображение клавиатуры со световыми табло на каждом изображении клавиши, размещенные с обцелью облегчения задачи и обеспечения большей компактности демонстрационного устройства (за счет снижения длины экрана и увеличения ширины его увеличен масштаб изображения нотных знаков) звукоряды в обоих ключах записаны один над другим, 8 этих условиях, зная положение ноты в первой или малой октаве, легко установить название соответствующей ноты во второй и большой октаве. Облегчается задача и при анализе аккордов, содержащих большое количество повторяющихся в других октавах звуков (нот).

Метроном может работать в трех режимах - звуковом, в оптическом и в смешанном, когда световые сигналы совмещаются со звуковыми. При этом световые сигналы продолжаются в течение всего полупериода. а звуковой отмечает только начало первой половины метрической доли.

Метроном работает следующим образом.

Транзисторы 23 и 24 поочередно открываются и закрываются с периодичностью, зависящей от величины емкости конденсаторов 25 и 26, регулировочного резистора 27 и базовых резисторов 28 и 29. Поскольку каждое из плеч мультивибратора открыто на протяжении полупериода, то и реле 30 и 31 находятся под током на протяжении времени, когда открыт тот или иной транзистор.

Реле 30 звуковой сигнализации в обесточенном состоянии через контакты контактной группы 32 и 33 заряжает накопительный конденсатор 34. Как только открывается транзистор 23, реле 30 срабатывает и перебрасывает контакт контактной группы 32.

Конденсатор 34 разряжается через нагрузку входа усилителя 35 и в динамике 36 слышен щелчок. Щелчки повторяются через каждый цикл работы мультивибратора.

Лампы же световой сигнализации работают на протяжении обоих полупериодов от начала до конца. 8 момент, когда транзистор

24 закрыт и замкнут контакт контактной группы 33, горит лампа 37. Когда транзистор 24 открывается, реле 31 перебрасывает контакт контактной группы 33. Загорается лампа 38.

Затем цикл повторяется.

Формула изобретения

1. Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте, содержащее корпус с фортепианной клавиатурой, размещенное над ней табло в виде матового экрана с графически выполненными на нем

50 ратной стороны экрана сменные табло знаков альтерации и лампы подсветки но ных знаков, изображений клавиш клавиатуры и знаков альтерации, блок управления подсветкой, содержащий коммутаторы знаков альтерации, коммутационные элементы нотных знаков, кинематически связанные с соответствующими клавишами, а электрически подключенные к соответствующей лампе подсветки нотного знака и изображения клавиши клавиатуры, и блок питания, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения дидактического эффекта, графические изображения нотных знаков. соответствующих белым и черным клавишам, имеют различную форму, а блок управления подсветкой дополнительно включает разделительные диоды по числу ламп подсветки нотных знаков и клавиш, основные и дополнительные коммутаторы октав, при этом первый вывод каждой лампы подсветки нотных знаков подключен к первой клемме источника питания, второй ее вывод через последовательно включенные разделительный диод, коммутационный элемент нотного знака и основной коммутатор октав подсоединен к второй клемме источника питания, а первая клемма каждой лампы подсветки изображения клавиши через соответствующий разделительный диод связана с коммутационным элементом нотного знака, а ее вторая клемма через соответствующий дополнительный коммутатор октав связана с первой клеммой источника питания.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем. что каждый коммутационный элемент нотного знака выполнен в виде геркона, а на каждой клавише размещен постоянный магнит с возможностью взаимодействия с соответствующим герконом.

3. Устройство по и. 1. от ли ч а ю ще ес я тем, что, с целью повышения надежности, оно содержит две дополнительные лампы подсветки, а блок управления подсветкой дополнительно включает динамический громкоговоритель, конденсатор и электронный метроном, выполненный в виде мультивибратора, в плечах которого включены реле, при этом каждая дополнительная лампа подсветки через соответствующий контакт переключающей группы первого реле подключена к источнику питания, динамический громкоговоритель через конденсатор и соответствующей контакт переключающей группы второго реле подключен к первой клемме источника питания, а другой контакт — к второй его клемме.

4. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что табло выполнено в виде настенного экрана.

1622890

1622890

1622890

1622890

1622890 фиг. 7

Составитель В. Тюркин

Техред М,Моргентал Корректор О, Кравцова

Редактор И, Шулла

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 112 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абстрактно-наглядному представлению системы музыкальной грамоты, в котором для его универсализации используют цветопсихологические обозначения в виде ассоциированных звуков с цветными кружочками или иными фигурами цвета радуги или разложения дневного света в одну линию сверху для правой руки, а снизу - для левой

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов

Изобретение относится к устройству для обучения игре на клавишном музыкальном инструменте

Изобретение относится к обучающим пособиям , а также к развлечениям

Изобретение относится к музыкальному контроллеру, то есть к устройству такого типа, которое включает ряд клавиш, которые обеспечивают возможность ввода данных в компьютер или цифровое устройство, и которое с помощью указанных устройств может использоваться в качестве музыкальных инструментов
Наверх