Система смазки опоры скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор валов вертикальных роторных машин. Цель изобретения - увеличение несущей способности и надежности опоры и повышение эффективности путем утилизации смазочного материала. Система смазки опоры скольжения содержит масляный картер 1. В картере расположен радиально-упорный подшипник, содержащий корпус 2, упорный диск 3, опорный 4 и упорный 5 вкладыши. Корпус 2 разделяет картер 1 на внутреннюю 6 и наружную 7 емкости, сообщенные между собой в верхней и нижней частях каналами 8 и 9. Торцовые поверхности 12 и 13 диска 3 образуют совместно с вкладышами 5 верхнюю 14 и нижнюю 15 рабочие подшипниковые полости, сообщенные с картером подводящими 8 и 9 и отводящими 16 и 17 каналами В корпусе 2 выполнена напорная камера 18. сообщенная с напорным каналом 21 В наружной емкости картера 1 расположен змеевиковый теплообменник. Система обеспечивает исключение автономной маслоустановки для смазки узлов трения, находящихся вне масляного картера. 2 ил. ю Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ С КИХ

РЕСПУБЛИК

>s F 16 С 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (л Э

Ф

Ю

1 О

S и

S, (21) 4624335/27 (22) 21.12.88 (46) 30.01.91. Бюл, 1 в 4 (71) Всесоюзный научно. исследовательский и проектно- конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (72) Н.H.Áoÿðêî и А.С.Косяненко (53) 621,822,5(088.8) (56) патент Японии N 52-24186, кл. F 16 С 17/06, 1977, (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ОПОРЫ СКОЛ ЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор валов вертикальных роторных машин. Цель изобретения — увеличение несущей способности и надежности опоры и повышение эффективности

-путем утилизации смазочного материала.

„, Ы„„1624219 А1

Система смазки опоры скольжения содержит масляный картер 1. В картере расположен радиально-упорный подшипник, содержаший корпус 2, упорный диск 3, опорный 4 и упорный 5 вкладыши. Корпус 2 разделяет картер 1 на внутреннюю 6 и наружную 7 емкости, сообщенные между собой в верхней и нижней частях каналами 8 и 9. Торцовые поверхности 12 и 13 диска 3 образуют совместно с вкладышами 5 верхнюю 14 и нижчюю 15 рабочие подшипниковые полости, сообщенные с картером подводящими 8 и 9 и отводящими 16 и 17 каналами. B корпусе 2 выполнена напорная камера 18, сообщенная с напорным каналом 21. В наружной емкости картера 1 расположен змеевиковый теплообменник.

Система обеспечивает исключение автономной маслоустановки для смазки узлов трения, находящихся вне масляного картера, 2 ил.

1624219

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с картерной смазкой, и может быть использовано в осевых опорах валов вертикальных роторных машин.

Целью изобретения является увеличение несущей способности и надежности опоры и повышение эффективности путем утилизации смазочного материала.

На фиг.1 представлена система смазки, общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.

Система смазки содержит масляный картер 1. В картере 1 расположен радиально-упорный подшипник, содержащий корпус 2, упорный диск 3, опорный 4 и упорный

5 вкладыши. Корпус 2 подшипника разделяет картер 1 на внутреннюю 6 и наружную 7 емкости, сообщенные между собой в верхней и нижней частях каналамй 8 и 9, выполненными в корпусе 2.

В упорном диске 3, закрепленном на валу 10. выполнены радиальные сверления

11.

Торцовые поверхности 12 и 13 упорного диска 3 образуют совместно с вкладышами

5 верхнюю 14 и нижнюю 15 рабочие подшипниковые полости, сообщенные с картером 1 подводящими 8, 9 и отводящими 16, 17 каналами. В корпусе 2 подшипника против цилиндрической поверхности упорного диска 3 выполнена напорная камера 18, уплотненная относительно поверхности диска щелевыми уплотнениями 19 и 20. Напорная камера 18 сообщена с напорным каналом

21, выполненным в корпусе 2. В наружной емкости картера 7 расположен змеевиковый теплообменник типа "труба в трубе", содержащий внутреннюю 22 и наружную 23 .трубы. Межтрубное пространство 24 уплотнено с помощью кольцевой вставки и сообщено в зоне верхнего витка змеевика с напорным каналом 21 посредством коллектора 25, а в зоне нижнего витка межтрубное пространство открыто в емкость 7 картера

1. Коллектор 25 снабжен дроссельной шайбой 26 для регулирования расхода масла и подсоединен к внешнему трубопроводу с соответствующей регулирующей и запорной арматурой для подвода масла к подшипниковым опорам валопривода, расположенным вне масляного резервуара

Система смазки подшипниковой опоры работает следующим образом.

Картер заполнен маслом. При вращении вала 10 необходимая циркуляция масла. в подшипнике осуществляется под действием центробежных сил, развиваемых на торцовых поверхностях 12 и 13 упорного диска

3. Через подводящие каналы 8 и 9 масло

50 поступает из наружной емкости. картера 7 в рабочие полости 14 и 15 и внутреннюю емкость и через отводящие каналы 16 и 17. отводится в емкость 7. При этом масло нагревается, Часть нагретого масла через радиальные отверстия 11 в упорном диске 3 подается в напорную камеру 18 и далее под давлением в маслоподающий канал 21 и коллектор 25, после которого часть масла поступает в межтрубное пространство 24 теплообменника, где охлаждается водой, движущейся по внутренней трубе 22. Охлажденное масло сливается в наружную емкость 7 картера 1 и смешивается с находящимся там маслом. Общая температура масла, поступающего на подшипник, понижается. Часть масла после коллектора направляется во внешний трубопровод на смазку подшипниковых опор валопровода, расположенных вне картера 1. После смазки этих подшипников масло возвращается самотеком по сливному трубопроводу в емкость 7 картера 1, где смешивается с охлажденным маслом.

Таким образом, предлагаемая система обеспечивает высокую эффективность охлаждения масла, так как нагретое масло под давлением движется с определенной скоростью по межтрубному пространству, отдавая тепло воде, протекающей по внутренней трубке. Этим обеспечивается повышение надежности и несущей способности подшипника и упрощение конструкции системы охлаждения подшипников всего насосного агрегата за счет исключения автономной маслоустановки для смазки узлов трения, находящихся вне масляного картера.

Формула изобретения

Система смазки опоры скольжения, содержащай масляный картер с расположенными в нем змеевиковым трубчатым теплообменником и радиально-упорным подшипником, состоящим из упорного диска, опорного и упорного вкладышей, каналов для циркуляции смазки в подшипнике, о т л и ч а ю щ а я сятем,,что. с целью увеличения несущей способности и надежности опоры и повышения эффективности путем утилизации смазочного материала, она снабжена трубопроводом, картер выполнен в виде разделенных корпусом подшипника наружной и внутренней концентрических емкостей, сообщаемых между собой, упорный диск выполнен с радиальными сквозными отверстиями для подачи смазки. в корпусе подшипника напротив цилиндрической поверхности упорного диска выполнены сообщенные между собой напорная полость и канал, теплооб1624219 витка, соединенным с одной стороны с полостью между трубами, а с другой с каналом напорной полости, а в области нижнего витка полость между трубами соединена с на5 ружной емкостью картера.

A-А

Составитель А, Долинский

Редактор М. Бандура Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А. Осауленко

Заказ 179 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 менник, расположенный в наружной емкости картера выполнен в виде змеевика, состоящего из двух труб, установленных одна в другой, при этом змеевик снабжен коллектором, расположенным в области верхнего

28

24

Система смазки опоры скольжения Система смазки опоры скольжения Система смазки опоры скольжения 

 

Похожие патенты:

Подпятник // 1594300
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в вертикальных гидрогенераторах или гидрогенераторах-двигателях большой мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелом электромашиностроении в реверсивных гидроагрегатах электростанций

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для восприятия осевых нагрузок вертикально вращающихся валов

Подпятник // 1462031
Изобретение относится к электромашиностроению , преимущественно к подпятникам для гидрогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к генераторостроению, судостроению, и может быть использовано в упорных подшипниках гидрогенераторов, турбинах, насосах и других машинах с осевой нагрузкой

Изобретение относится к машиностроению , в частности к воздушным опорам линейного перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех машинах, содержащих подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, воспринимающими осевые нагрузки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с вращающимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности, к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях сепараторов, центрифуг и других подобных устройств, содержащих быстровращающийся ротор, и касается конструкции опорного узла и, в частности, его подшипника скольжения, работающего постоянно или временно, например на разгоне и торможении, в условиях граничной смазки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подпятника гидрогенератора
Наверх