Способ упрочнения галтелей валов

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к поверхностной пластической деформации Цель изобретения - повышение качества обработки за счет устранения прогиба на каждой шейке вала и производительности за счет сокращения вспомогательного времени при контроле. Способ включает обкатку поверхности вала с приложением максимального усилия со стороны его вогнутости, а минимального - со стороны выпуклости вала. Обкатку начинают с шейки, имеющей максимальный прогиб, а заканчивают на шейке с минимальным прогибом. При этом вал вращают в том же направлении, что и при предыдущей механической обработке. Способ уменьшает время упрочнения и повышает усталостную прочность валов. 1 табл.3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s B 24 В 39/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Я

C (21) 4360785/27 (22) 11.01.88 (46) 07.03,91, Бюл. ¹ 9 (71) Научно-производственное объединение

"Казавтотранстехника" (72) M. Y, Иминов, В. П. Егоров и А. В, Бабаян (53) 621.923.77(088.8) (56) Донсков А. С. Об эффективности алмазного выглаживания после точения. — В сб.

Современные способы повышения качества абраэивно-алмазной и упрочняющей обработки. Пермь, 1985, с, 40 — 43.

Авторское свидетельство СССР

¹ 494413, кл. В 21 D 7/04, 1972. (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ГАЛТЕЛЕЙ ВАЛОВ (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к поверхноИзобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к поверхностной пластической деформации, и может быть использовано при изготовлении и ремонте деталей машин, например коленчатых валов.

Целью изобретения является повышение качества обработки эа счет устранения прогиба на каждой шейке вала и производительности за счет сокращения вспомогательного времени при контроле.

На фиг. 1 показана схема способа; на фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3— схема направления вращения вала.

Предлагаемый способ упрочнения галтелей коленчатых валов реализуют следующим образом.,, ЫЛ„„1632746 А1 стной пластической деформации. Цель изобретения — повышение качества обработки эа счет устранения прогиба на каждой шейке вала и производительности за счет сокращения вспомогательного времени при контроле. Способ включает обкатку поверхности вала с приложением максимального усилия со стороны его вогнутости, а минимального — со стороны выпуклости вала. Обкатку начинают с шейки, имеющей максимальный прогиб, а заканчивают на шейке с минимальным прогибом. При этом вал вращают в том же направлении, что и при предыдущей механической обработке.

Способ уменьшает время упрочнения и по- вышает усталостную прочность валов. 1 табл. 3 ил.

Перед операцией упрочнения партию коленчатых валов подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты, После закалки перед упрочнением измеряют величину прогиба на каждой шейке. Операцию упрочнения осуществляют на токарном станке. Для этого в переднюю и заднюю бабки токарного станка устанавливают и закрепляют центросмесители, предназначенные для упрочнения галтелей шатунных шеек, а на станину станка закрепляют обкатник, После этого в центросмесители устанавливают вал B положение для ,упрочнения галтелей шатунных шеек путем смещения оси шатунных шеек на радиус кривошипа. Затем выбирают последовательность упрочнения шеек. Первой упрочняют шейку, имеющую максимальный

1632746 прогиб, а заканчивают процесс упрочнения на шейке, имеющей минимальный прогиб.

После установления последовальности упрочнения на соответствующую шейку опускают головку обкатника. По меткам, нанесенным на щеках вала, разворачиваютупрочняемую шейку так, чтобы оператору было видно зоны максимального и минимального прогибов.

Устанавливают заданный режим упрочнения, например, максимальное усилие накатки 7000 Н, минимальное 2000 Н, при числе оборотов вала 6 об/мин.

Включают станок и.при этом учитывают направление вращения вала. Согласно предлагаемому способу оно должно соответствовать направлению его вращения при предыдущей механической обработке. Подают сжатый воздух (6 атм) и постоянным максимальным усилием деформируют соответствуюющую шейку на участке вогнутости вала, а затем также постоянным, но минимальным усилием деформируют ее со стороны выпуклости, После упрочнения валов вновь измеряют прогиб, э затем подвергают окончательной механической обработке под номинальный размер.

Пример, После мойки, дефектации и контроля качества на наличие поверхностных дефектов цветной дефектоскопией указанную партию подвергают высокотемпературному отпуску по режиму: нагрев до

580 С, выдержка 1 ч и охлаждение на воздухе. Затем все коренные и шатунные шейки обрабатывают механическим путем до размера на 0,5 мм менее последнего 4-ro ремонтного размера.

После закалки перед упрочнением у всех валов измеряют величину прогиба на каждой шейке, которая колеблется в пределах 0,2 — 0,5 мм, после чего валы подвергают клеймению и затем их разделяют на две партии (по 3 шт,) для проведения операции упрочнения галтелей шатунных шеек.

Для этого в переднюю и заднюю бабки токарного станка устанавливают и закрепляют цейтросместители, предназначенные для уппрочнения галтелей шатунных шеек, а на станину станка закрепляют обкатник.

После этого в центросместители устанавливают вал в положение для упрочнения галтелей шатунных шеек путем смещения оси шатунных шеек на радиус кривошипа. Затем выбирают последовательность упрочнения шеек. Первой упрочняют шейку, имеющую максимальный прогиб, а заканчивают процесс упрочнения на шейке, имеющей минимальный прогиб, Устанавливается заданный режим упрочнения, который в ис30

45 позволяет повысить качество и производи50

5

25 пытаниях одинаковый для обоик вариантов и составляет: максимальное усилие накатки

7000 Н, минимальное 2000 Н; число оборотов вала 6 об/мин;

Величину приложенного усилия контролируют тарированным манометром.

Включается станок и учитывается направление вращения вала (оно должно соответствовать направлению вращения вала при предыдущей механической обработке), Подается сжатый воздух под давлением 6 этм и постоянным максимальным усилием деформируют соответствующую шейку на участке вогнутости вала, а затем также постоянным, но минимальным усилием деформируют ее со стороны выпуклости.

Время упрочнения одной шейки по предлагаемому способу составляет 2 мин.

После упрочнения у всех валов вновь измеряют прогиб, максимальное значение которого не превышает 0,15 мм, а затем их подвергают окончательной механической обработке под номинальные размеры.

После полирования всех шеек валы обоих вариантов упрочнения подвергают сравнительным испытаниям на выносливость, При одинаковом режиме обкатки валы имеют показатель усталостной прочности, на 10 — 20% и ревы шаю щей показатель по известному способу, что обьясняется только выбором рациональной последовательности упрочнения шеек и учетом направления вращения вала при обкатке.

В таблице приведены показатели усталостной прочности валов, восстановленных наплавкой и упрочнеííblх накаткой роликами по известному и предлагаемому способам.

База испытания 10 циклов.

По каждому способу испытано по три вала, поэтому в таблице на каждое колено приведены средние значения из трех испытаний.

Применение предлагаемого способа тельность процесса упрочнения. Сравнительные испытания показали, что время упрочнения уменьшается в 1,5 — 2 раза. а показатель усталостной прочности увеличивэется на 10 — 20%.

Формула изобретения

Способ упрочнения галтелей валов, при котором обкатку осуществляют поверхностным пластическим деформированием с приложением максимального усилия со стороны вогнутости вала, а минимального— со стороны выпуклости вала, причем последний вращают, о т л и ч э ю шийся тем, что, с.целью повышения качества обработки коленвалов за счет устранения прогиба на

1632746

П р и м е ч а н и е. Значения усталостной прочности новнх валов 4-го ремонтного размера по соответствующим коленам . не подвергнуть3х упрочнению накаткой роликами, приняты на эталон (100 ). каждой шейке вала и производительности за счет сокращения вспомогательного времени при контроле, обкатку осуществляют, начиная с шейки, имеющей максимальный прогиб, и заканчивая обработкой шейки, имеющей минимальный прогиб, а вал вращают в том же направлении, что и при предыдущей механической обработке.

1632746

Составитель В.Кузнецов

Редактор В.Бугренкова ТехредМ.Моргентал . Корректор В.Гирняк

Заказ 585 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ упрочнения галтелей валов Способ упрочнения галтелей валов Способ упрочнения галтелей валов Способ упрочнения галтелей валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз ДВС

Изобретение относится к обработке металлов давлением

Изобретение относится к металлообработке Цельупрощение конструкции устройств для накатывания наружных поверхностей вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к инструменту для отделочно-упрочняющей обработки отверстий резанием и поверхностным пластическим деформированием

Раскатка // 1625670

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано для размерно-чистовой обработки пластическим деформированием внутренних цилиндрических поверхностей малых диаметров

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к способам упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к м нтч i ipop нию в частности к гпогоГ м уп| J Kimi деталей и может 61 m ис HIT i n i цс м трифугах турбокомпрессор Ы г сах сепараторзх двигателях р )б ) IWMIU безотказно при условии возряг i ч i пл i щади поперечно о сгчени i р тор i nj и юд ходе к пррдрту текучепи pro мтртп р применяете ЕЗ тттх отрт ля/ ri| н ности как биологическэя тпрп не } гя пая химическтя и тд Цель ичоГ тгция повышение долговечности /про н и MIX до талей за счет умены опия го in ; носз Это достигаете тем что при уволичонии inrf учи у ip ищи щи оболочки со зцают н шитя под ВОЗДРИСТВИОМ магнит ногп г (/14 (J i ррг м in птн| i- ленты нт по i Р|КНО Ti 11 ( i ч II нигно о BpaiMJtoii t гося mil роторт и ПНР i т прг шипении m грузки до HOfU i i in и Поз поадоисгвия мпгншнгчо по HI i| магнитние ленты пе рсматипэют с i г к рчпо тп этою вращаю щетсч тл ) и чд f ниш и° проточной поло ГШМ1МПН11 М III II | )l i tq ГПОГОП упро IHPI 11 Д1ТП1РИ ГОД рЖИ1 НРМП1НИТ мни ( i i п | и | i п п i ( мныи г нутри( ттто I i PUT Р ( ним |гнит м цчпом над с i пс i Mfntiiiiyr ( ррг огпгмитно i ЛРНТОИ 1,11 U1 U Г I Mil 1 П П руПоч Г ЦП inr TL Ю пиг on i R 111 PV ЖР vrnnc лен шибер (

Изобретение относится к механической обработке металлов.в частности к устройствам для отделки и упрочнения поверхностей обкаткой шаром Цель изобретения - улучшение качества обработки за счет устранения проскальзывания деформирующего шара

Изобретение относится к обработке материалов давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для чистовой размерно-упрочняющей обработки деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к обработке металлов резанием и поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз цилиндров

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования
Наверх