Зубчатая муфта включения

 

Изобретение относится к машиностроению , а конкретно к зубчатым муфтам, используемым , например, в коробках передач транспортных средств. Цель изобретения повышение надежности за счет устранения самовыключения муфты. Зубчатая муфта состоит из жестко установленной на валу 1 полумуфты в виде ступицы (СТ) 4, втулки (В) 5, полумуфты в виде шестерни 2. кольца 6, цилиндрических сухарей (С) 7, 8. В 5 установлена на СТ 4 посредством шлицев. Кольцо 6 посажено на В 5 свободно. С 7. В установлены с отверстиях В 5 с выступанием их концов в обе стороны и связывают мсжду собой СТ4, В 5 и кольцо 6 В СТ4 выполнены фиксирующие выемки 11 под С 7, 8 В кчцс)ику кольца б входит вилка 10 При включении например, шестерни 2 вилка 10 толкаот кольцо 6 вправо, которое через С 8 переме щает вправо В 5. При попадании С 8 в фик сирующую выемку 11 СТ 4 происходит полное зацепление В 5 с венцом шестерни 2 При дальнейшем перемещении вилки 10 и кольца 6 С 8. взаимодействуя со скошенным краем кольца 6 полностью утапливаются в фиксирующей выемке 11, Поремьм к кольца б перекрывает отверстие во 3 Gсо L 8 Происходит передача крутящего мсмеи та. Устраняется возможность самовыключения муфты, что повышает ее надежность .1 з.п. ф-лы, 6 ил. I VieK.4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1s11s F 16 D 11/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

; "-.ггцрЩ пА ..": у"Лай

) -г;А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

;С;!

С Ы

Ы

QC

Фаг 5

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4484297/27 (22) 20.09,88 (46) 07.03.91. Бюл. N. 9 (71) Кременчугский автомобильный завод (72) М.Н.Куевда и А.И.Верховод (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 11116655883355, кл, F 16 Н 5/04, 1984. (54) ЗУБЧАТАЯ МУФТА ВКЛЮЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к зубчатым муфтам, используемым, например, в коробках передач транспортных средств. Цель изобретения— повыщение надежности за счет устранения самовыключения муфты. Зубчатая муфта состоит из жестко установленной на валу 1 полумуфты в виде ступицы (СТ) 4, втулки (В)

5, полумуфты в виде шестерни 2, кольца 6, цилиндрических сухарей (С) 7, 8. В 5 установлена на СТ 4 посредством шлицев. Коль„„SU 1633189 А1 цо 6 посажено на В 5 свободно. С 7, 8 ус1ановлены с отверстиях В 5 с выступлнием и концов в обе стороны и связывают можд, собой СТ4, В 5и кольцо 6. В СТ4выполнень1 фиксирующие выемки 11 под С 7, 8, В канавку кольца 6 входит вилка 10. При включении например, шестерни 2 вилка 10 толкает кольцо 6 вправо, которое через С 8 пере 1с щает вправо В 5. При попадании С 8 и фиксирующую выемку 11 СТ 4 происходит полное зацепление В 5 с венцом шестерн,1

2. При дальнейшем перемещении вилки 10 и кольца 6 С 8, взаимодействуя со скошенным м кр 3ем кол ь tа 6, полностью утап/1ивдют ся в фиксирующей выемке 11, Перел ы кз кольца 6 перекрывает отверстие во В 5 со С

8, Происходит передача крутящего момен та, Устраняется возможность самовыключения муфты, что повышает ее надежность,1 з.п. ф-лы, 6 ил.

1633189

Изобретение относится к машиностроению, и конкретно касается зубчатой муфты включения, используемой, например, в коробках передач транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности за счет устранения самовыключения муфты.

На фиг. 1 показана муфта включения в нейтральном положении; на фиг.2 — тоже, во включенном положении; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — муфта, вариант выполнения; на фиг. 5 — муфта во включенном положении (увели <ено); на фиг. 6 — вид

Б на фиг, 5.

На валу 1 свободно посажены полумуфты в виде шестерен 2 и 3 с венцами включения, между которыми жестко установлена на валу полумуфта в виде ступицы 4, втулки

5, кольца 6, цилиндрических сухарей 7 и 8 и пружинного упорного кольца 9. Втулка 5 установлена на ступице 4 посредством шлицев, а кольцо 6 посажено на втулке 5 свободно. Взаимная связь между ступицей 4, втулкой 5 и кольцом 6 осуществлена посредством сухарей 7 и 8. Последние установлены в сквозных радиальных отверстиях втулки 5 с выступанием их концов в обе стороны, В кольце 6 под сухари 7 и 8 выполнены канавки с перемычкой между ними, имеющей скошенные края. В канавку кольца 6 входит вилка 10.

В ступице 4 выполнены канавки под сухари с фиксируюшими выемками 11 на концах, обращенные- друг к другу стороны которых выполнены со скосами, В варианте выполнения зубчатой муфты (фиг, 4) кольцо 6 установлено на втулке 5 на шлицах, Такая установка исключает взаимное вращение между кольцом 6 и втулкой 5 и, следовательно, предотвращает износ в контакте кольца 6 с сухарями 7 и 8.

Предлагаемая муфта работает следующим образом, При включении, например, шестерни 2 (фиг. 2) вилка 10 толкает кольцо 6 вправо, которое через сухарь 8 перемещает вправо втулку 5. Совместное движение продолжается до тех пор, пока сухарь 8 не попадет в фиксирующую выемку 11 на ступице 4. Этому положению соответствует полное вхождение в зацепление втулки 5 с венцом

50 включения шестерни 2. Под действием приводного органа вилка 10 и кольцо 6 совмещаются вправо еще на некоторую величину, при этом происходит полное утапливание сухаря 8 (сухарь 8 выходит из канавки втулки).

Во включенном положении все осевые усилия от шестерни 2 к втулке 5 замыкаются через сухарь 8 на ступицу 4 и совершенно не передаются на кольцо 6 и вилку 10, что полностью исключает самовыключение, предотвращает износ в сопряжении между виг кой 10 и кольцом 6.

При выключении передачи вилка 10 и кольцо 6 вначале смещаются влево настолько, что правая канавка кольца 6 совмещается с сухарем 8, а левая канавка своим скосом упирается в сухарь 7. Дальнеишее смещение влево вилки 10 и кольца 6 через сухарь 7 передается на втулку 5, последняя приводится в среднее положение, Таким образом, в предлагаемой муфте устраняется самовыключение при передаче крутящего момента, что повышает ее надежность, а также снижается износ между вилкой и кольцом.

Формула изобретения

1. Зубчатая муфта включения, содержащая две зубчатые полумуфты и установленную на одной из них с возможностью осевого перемещения шлицевую втулку переключения и средство фиксации втулки в осевом направлении относительно полумуфты, выполненное в виде сухаря, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена кольцом, установленным на втулке с возможностью осе вого перемещения, дополнительным сухарем, втулка выполнена со сквозными радиальными отверстиями, на торцах полумуфты, несущей втулку, выполнены фиксирующие выемки, а в кольце выполнены канавки с перемычкой между ними, имеющей скошенные края, сухари установлены в отверстиях втулки с возможностью радиального перемещения и последовательного взаимодействия с канавками и с фиксирующими выемками.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что кольцо связано с втулкой в окружном направлении, 1633189

1633189

Составитель В, Раэоренов

Редактор Н. Бобкова Техред М.Моргентал Корректор Л, Пилипенко

Заказ 607 Тираж 413 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагар.е;а, 101

Зубчатая муфта включения Зубчатая муфта включения Зубчатая муфта включения Зубчатая муфта включения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к общему ма-л и построению и служит для переключения вра щающихся звеньев механизмов Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения плавности переключения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сцепления и расцепления валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных трансформаторах вращающего момента, ручном инструменте и т.п

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сцепления и расцепления валов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сцепления и расцепления валов при радиальном перемещении относительно друг друга

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения и разъединения валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения и разъединения валов, например в приводе поворота стола дробеметной камеры

Изобретение относится к устрой- .ствам для соединения рабочих органов с приводом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве старт-стопной муфты в телеграфных аппаратах, пишущих машинах и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между двумя соосными валами, в частности, при регулировке резьбонакатного ролика в многороликовых резьбонакатных станках. Муфта содержит две полумуфты с зубьями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения под воздействием управляющего механизма с поводком. Полумуфта, содержащая наружный зубчатый венец и кольцевую канавку под управляющий механизм, установлена на втулке, совершающей осевое перемещение по валу, и снабжена торцевым пазом, в котором размещен кулачок, закрепленный на выступе втулки. Полумуфта на втулке ограничена с одной стороны выступом втулки, а с другой - стопорным кольцом. Достигается возможность бесступенчатого поворота ведомого вала относительно ведущего перед включением привода. 2 ил.

Изобретение относится к барабанной подъемной машине с механизмом перестановки для разъемного соединения переставного барабана и главного вала. Барабанная подъемная машина включает в себя соединенное с переставным барабаном (4) без возможности вращения колесо (9) барабана и спаренное колесо (11), которое выполнено с возможностью перемещения по оси относительно главного вала (2) в направлении (15) сцепления и в направлении (16) расцепления. Для того чтобы эффективно предотвратить нежелательное расцепление спаренного колеса (11) механизма (8) перестановки, между колесом (9) барабана и сцепляемым и расцепляемым спаренным колесом (11) установлены муфтовые элементы, которые посредством прокручивания сцепленного спаренного колеса (11) относительно колеса (9) барабана на величину зазора (21) боковой поверхности зуба являются вводимыми и выводимыми из зацепления. Изобретение относится также к способу сцепления и расцепления механизма (8) перестановки барабанной подъемной машины (1) такого типа. Достигается повышение надежности устройства. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх