Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является повышение качества управления путем снижения бросков тока на период дискретности выпрямителя . С этой целью в устройство для управления вентильным электродвигателем , выполненным на базе синхронной машины , введены датчик 17 частоты вращения, нуль-орган 14 на выходе инвертора 3 синхронной машины 4, датчик ЭДС 18 на входе инвертора 3, нелинейные элементы 20 и 23, запоминающие устройства 21,27,30, сумматоры 31 - 33, блоки умножения 34 - 36, делители 19 и 28, компараторы 37 и 38, элемент И 39 и ключ 26. Указанные элементы обеспечивают формирование на выходе системы 8 импульсно-фазового управления такого угла опережения, который дает возможность скомпенсировать скачкообразное изменение ЭДС инвертора 3 и снизить броски тока в двигателе. 2 ил. (/ с о СО О О ч 00 Уа

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 P 6/02

ГОСУДАРСТВЕН1ЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4287950/07 (22) 21.07.87 (46) 23.03.91. Бюл. РЬ 11 (71) Криворожский горнорудный институт (72) В.Ю.Захаров (53) 62-83:621.316.718,5 (088.8) (56) Заявка Японии hh 60-56397, кл. Н 02 P 6/02, 1985.

Авторское свидетельство СССР

1Ф 1094130, кл. Н 02 M 7/48, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ, ВЫПОЛНЕННЫМ НА БАЗЕ СИНХРОННОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение качества управления путем снижения

„„. Ж „„1636978 А1 бросков тока на период дискретности выпрямителя, С этой целью в устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины, введены датчик 17 частоты вращения, нуль-орган 14 на выходе инвертора 3 синхронной машины 4, датчик ЭДС

18 на входе инвертора 3, нелинейные элементы 20 и 23, запоминающие устройства

21, 27, 30, сумматоры 31 — 33, блоки умножения 34 — 36, делители 19 и 28, компараторы

37 и 38, элемент И 39 и ключ 26, Указанные элементы обеспечивают формирование на выходе системы 8 импульсно-фазового управления такого угла опережения, который дает воэможность скомпенсировать скачкообразное изменение ЭДС инвертора 3 и снизить броски тока в двигателе. 2 ил, 1636978

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании регулируемого электропривода на базе вентильного двигателя с высокими показателями качества регулирования.

Цель изобретения — повышение качества управления путем снижения бросков тока на период дискретности выпрямителя.

На фиг,1 представлена схема устройства для управления вентильным электродви гателем; на фиг.2 — диаграммы, поясняющие еro работу, Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины, содержит последовательно соединенные между собой управляемый выпрямитель 1, дроссель 2 и инвертор

3, m-фазн ы и выход которого служит для подключения к m-фазной якорной обмотке синхронной машины 4 двигателя, последовательно соединенные между собой задатчик 5 частоты вращения, регулятор

6 частоты вращения, снабженный вторым входом обратной связи по частоте вращения, регулятор 7 тока, снабженный вторым входом, и систему 8 импульсного-фазового управления (СИФУ), выход которой подключен к управляющему входу управляемого выпрямителя, Датчик 9 тока установлен в выходной цепи управляемого выпрямителя

1 и выходом подключен к второму входу регулятора 7 тока. Вывод распределителя

10 импульсов подключен к управляющему входу инвертора 3, а вход — к выходу первого компаратора 11. Устройство содержит также интегратор 12 с шунтирующим его ключом 13 сброса. Вход интегратора 12 объединен с вторым входом обратной связи по частоте вращения регулятора 6 частоты вращения. К выходу инвертора 3 подключены входы нуль-органа 14, выход которого через элемент 15.временной задержки соединен с управляющим входом ключа 13 сброса интегратора 12. В состав устройства входит первый источник 16 опорного напряжения СИФУ 8 снабжена вторым управляющим входом и вторым выходом, В устройство для управления вентильным электродвигателем введены датчик 17 частоты вращения для установки его ротора на валу синхронной машины 4, датчик ЭДС

18, включенный параллельно входу инвертора 3, последовательно соединенные между собой первый делитель 19, первый нелинейный элемент 20 с характеристикой типа "арксинус", первое запоминающее ус- тройство 21, снабженное вторым входом, последовательно соединенные первый сумматор 22, снабженный вторым и третьим характеристикой типа "косинус", первый блок 24 умножения, масштабный усилитель

25 и управляемый ключ 26, свободный вывод которого соединен с вторым управляю5 щим входом СИФУ 8, последовательно соединенные второе запоминающее устройство 27 с двумя входами, второй делитель 28 и второй сумматор 29 с тремя входами.

10 В устройство введены также третье запоминающее устройство 30 с двумя входами, третий 31, четвертый 32 и пятый 33 двухвходовые сумматоры, второй 34, третий

35 и четвертый 36 блоки умножения, второй

15 37 и третий 38 компараторы, логическая схема И 39 и второй источник 40 опорного напряжения, Входы третьего сумматора 31 соедине. ны соответственно с выходами датчика 9

20 тока и интегратора 12, а выход — с входом первого компаратора 11 и первым входом второго запоминающего устройства 27, Первый вход третьего запоминающего устройства 30 подключен к выходу датчика 17

25 частоты вращения. Вторые входы запоминающих устройств 21, 27 и 30 объединены и подключены к второму выходу СИФУ, Выход второго сумматора 29 подключен к входу второго компаратора 37 и к первым

30 входам четвертого 32 и пятого 33 сумматоров, вторые входы которых объединены. с вторым входом второго сумматора 29 и подключены к выходу первого источника 16 опорного напряжения, а выходы суммато35 ров 32 и 33 подключены соответственно к первым входам второго 34 и третьего 35 блоков умножения, вторые входы которых объединены с вторым входом четвертого блока 36 умножения и вторым входом вто40 рого делителя 28 и подключены к выходу третьего запоминающего устройства 30.

Первый вход четвертого блока 36 умножения соединен с третьим входом второго сумматора 29 и выходом регулятора 7 тока.

45 Выход четвертого блока 36 умножения соединен с вторым входом первого сумматора 22, третий вход которого подключен к выходу второго блока 34 умножения, а выход третьего блока 35 умножения —. к второ50 му входу первого блока 24 умножения.

Выход второго источника 40 опорного напряжения соединен с первым входом третьего компаратора 38, второй вход которого объединен с вторым входом обратной

55 связи по частоте вращения регулятора 6 частоты вращения и подключен к выходу датчика 17 частоты вращения, с которым соединен первый вход первого делителя 19, вторым входом подключенного к выходу входами, второй нелинейный элемент,23 с датчика ЭДС 18, выходы второго 37 итреть1636978

20

50 его 38 компараторов подключены к входам логической схемы И 39, выход которой полключен к управляющему входу ключа 26.

Устройство работает следующим образом, Регулирование тока двигателя осуществляется за счет воздействия на вход тиристорного выпрямителя 1 управляющих импульсов распределителя импульсов СИФУ 8, на первый вход которой поступает сигнал с выхода регулятора 7 тока. В регуляторе 7 тока осуществляется сравнивание сигналов Upc от регулятора 6 частоты вращения и сигнала обратной связи по току с выхода датчика 9 тока.

Регулирование частоты вращения двигателя осуществляется за счет воздействия на вход регулятора 7 тока импульсов с выхода регулятора 6 частоты вращения, на входе которого осуществляется сравнение сигналов задатчика 5 частоты вращения и сигнала обратной связи по частоте вращения с выхода датчика 17 частоты вращения. Формирование импульсов управления тиристорами инвертора 3 осуществляется цепочкой; состоящей из последовательно включенных интеграторов 12 с ключом 13 сброса, сумматора 31, компаратора 11 и распределителя 10 управляющих импульсов.

С целью обеспечения высоких управляющих энергетических показателей угол опережения Р включения тиристоров инвертора 3 должен быть минимально возможным. Для этого второй вход сумматора

31 подключают к датчику 9 тока, а управляющий вход ключа 13 сброса через элемент

15 временной задержки подключается к выходу нуль-органа 14 фазных ЭДС двигателя.

В результате на входе сумматора 31 происходит сравнение сигналов от датчика

9 тока и пилообразного напряжения 0>М с выхода интегратора 12, Изменение напряжения на входе интегратора 12 пропорционально изменению частоты вращения двигателя, обеспечивает необходимое изменение наклона пилообразного напряжения 0и и. определяется величиной обратной связи датчика 17 частоты вращения.

В момент синхронизации (с1, t2, фиг.2)

СИФУ 8 с сетью с помощью блока синхронизации, на STopoM выходе которого формируются импульсы синхронизации, запоминающим устройством 21 фиксируется величина

y4 = агсв!п,я (с)/К,, которая вычисляется с помощью датчика

ЭДС 18, на выходе которого формируется сигнал, пропорциональный е (с), датчика 17 частоты вращения, делителя 19 с коэффициентом усиления, равным 1/Кф, и нелинейного элемента 20 типа "арксинус".

Запоминающим устройством 30 фиксируется напряжение с выхода датчика 17 частоты вращения, пропорциональное частоте вращения двигателя. Запоминающим устройством 27 фиксируется значение

AUP пропорциональное разности напряжений U q на втором входе сумматора

31 и напряжения 0 с выхода интегратора

12:

Л0/3 = 0 3 p — 0мин

Это напряжение делится делителем 28 на величину, пропорциональную частоте напряжения, и подается на первый вход сумматора 29, на второй вход которого с выхода регулятора 7 тока поступает напряжение

0» (фиг.2), а на третий вход — выходное напряжение источника 16, Коэффициенты усиления по входам сумматора выбраны таким образом, что на выходе сумматора формируется нап ряжен ие, и ропорциональное

Лс= t(g + сд — AT/ =(U»+ 0д — К1 ЛОp ) К2, где t г — время задержки управляющего импульса выпрямителем; сд — время дискретности выпрямителя, для m = 3 сд= 0,003 с;

0д = К1сд — напряжение источника 16 опорного сигнала

hTp — время остановившегося до переключения тиристоров инвертора, АТр =AUD К /К1, К1 и К вЂ” коэффициенты усиления интеграторов 12 и СИФУ, Если выходная величина сумматора А >О, это означает, что в период дискретности выпрямителя(Лъс О, фиг.2а) произойдет коммутация, вызывающая скачкообразное изменение кривой ЭДС ин вертора Ед (t). При этом скачкообразно увеличивается ее среднее значение за период дискретности A с (A 0О> Л 0), что вызывает значительное увеличение тока двигателя.

При At< > О на выходе компаратора 37 формируется логическая "1", поступающая на первый вход логической схемы И 39, на второй вход которой подается сигнал с выхода компаратора 38, сравнивающего текущее значение частоты вращения с синхронной а,, пропорциональной напряжению источника 40 опорного напряжения.

При со в, на выходе компаратора 38 и втором входе схемы И 39 формируется логическая "1".

1636978

+ aicsin. () + кф N

Xcos(5

X COS(+Po+U»Nl4—

При наличии на входах двух логических

"1" замыкается ключ 26, который подключает к второму входу СИФУ 8 выход масштабного усилителя 25.

На выходе масштабного усилителя 25 формируется напряжение U

22 — 25, 36 и 16 согласно выражению . Kysinm/m

ccP (Ug — h,UP K) X

Ж вЂ” — l

m где К, — коэффициент, равный по величине магн тному потоку синхронного двигателя;

Kb — коэффициент усиления выпрямителя;

Кг и Кз- коэффициенты пропорциональности.

0му Kb = Ae где Ae, — величина среднего напряжения за период дискретности, вызванная скачкообразнымм изменением .ЭДС.

Величина его определяется по формуле

to+ 1л

Ье = — / (81 (t) 82 (Е)) d t, где e1 = е sin (Nt = pp ) — ЭДС двигателя до коммутации;

eq =e Sin (Nt =уЪ вЂ” — ) — ЭДС двигателя после коммутации.

После интегрирования получим

Л С0 t4+htb

he =e sin — cos (+ где Д tp- время до коммутации инвертора;

I а ър,рта =у,+в —.

Nc, .1а — Лtp Sty=0,0033 приа шс =314 .с, ® т„ „ функция sin с достаточной точ2 ностью может бить аппроксимирована

sin

Производим замену

tel= —; At/ =Лup Kq/Kg

04, фо = arcsln + 0рт й) Кз . еМ

Ку с0

Таким образом, угол управления выпрямителя для компенсации должен быть увеличен на величину

Ж

K c5 sln— ьа- — - — N (u<-h,u. ) X

Ксифу Kb Ксифу

+ Ц,твКз — — ), Л

m где 0 — напряжение возбуждения.

Управление вентильным. электродвигателем с помощью предлагаемого устройства позволит компенсировать скачкообразное изменение ЭДС инвертора, что приводит к .устранению бросков тока в электроприводе, повышению точности и качества регулирования тока по частоте вращения.

Формула изобретения

Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе, синхронной машины, содержащее последовательно соединенные между собой управляемый выпрямитель, дроссель и инвертор, m-фазный выход которого служит для подключения к m-фазной якорной обмотке синхронной машины, последовательно соединенные между собой задатчик частоты вращения, регулятор частоты вращения, снабженный вторым входом обратной связи по частоте вращения, регулятор тока, снабженный вторым входом, и систему импульсно-фазового управления, выход которой подключен к управляющему входу управляемого выпрямителя, датчик тока, установленный в выходной цепи управляемого выпрямителя и выходом подключенный к второму входу регулятора тока, распределитель импульсов, выходом подключенный к управляющему входу инвертора, а входом— к выходу первого компаратора, интегратор с шунтирующим его ключом сброса, вход интегратора объединен с вторым входом обратной связи по частоте вращения регулятора частоты вращения, нуль-орган, вход которого подключен к m-фазному выходу инвертора, а выход через элемент временной задержки соединен с управляющим входом ключа сброса интегратора, первый источник опорного напряжения, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества управления путем снижения бросков тока на период дискретности выпрямителя, система импульсно-фазового управления снабжена вторым управляющим входом и вторым выходом и введены датчик частоты вращения для установки его ротора на валу синхронной машины, датчик

ЭДС, включенный параллельно входу инвертора, последовательно соединенные между собой первый делитель, первый нелинейный элемент с характеристикой типа

"арксинус", первое запоминающее устрой16369 78

10 ство, снабженное вторым входом, первый сумматор, снабженный вторым и третьим входами, второй нелинейный элемент с характеристикой типа "косинус", первый блок умножения, масштабный усилитель и управляемый ключ, свободный вывод которого соединен с вторым управляющим входом системы импульсно-фазового управления, второе запоминающее устройство с двумя входами, второй делитель, второй сумматор с тремя входами, третье запоминающее устройство с двумя входами, третий, четвертый, пятый двухвходовые сумматоры, второй, третий, четвертый блоки умножения, второй и третий компараторы, логическая схема И, второй источник опорного напряжения, входы третьего сумматора соединены соответственно с выходами датчика тока и интегратора, а выход — с входом первого компаратора и первым входом второго запоминающего устройства, первый вход третьего запоминающего устройства подключен к выходу датчика частоты вращения, вторые входы упомянутых запоминающих устройств объединены и подключены к второму выходу системы импульсно-фазового управления, выход второго сумматора подключен к входу второго компаратора и к первым входам четвертого и пятого сумматоров, вторые входы которых ид Ед объединены с вторым входом второго сумматора и подключены к выходу первого источника опорного напряжения, а выходы— соответственно к первым входам второго и

5 третьего блоков умножения, вторые входы которых объединены с вторым входом четвертого блока умножения и вторым входом второго делителя и подключены к выходу третьего запоминающего устройства, пер10 вый вход четвертого блока умножения соединен с третьим входом второго сумматора и с выходом регулятора тока, выход четвертого блока умножения соединен с вторым входом первого сумматора, третий вход ко15 торого подключен к выходу второго блока умножения, а выход третьего блока умножения — к второму входу первого блока умножения, выход второго источника опорного напряжения соединен с первым входом

20 третьего компаратора, второй вход которого объединен с вторым входом обратной связи по частоте вращения регулятора частоты вращения и подключен к выходу датчика частоты вращения, с которым соединен

25 первый вход первого делителя, вторым входом подключенного к выходу датчика ЭДС, выходы второго и третьего компараторов соединены с входами логической схемы И, выход которой подключен к управляющему

30 входу управляемого ключа.

Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике н может быть использ пано в системах управления с широким диапазоном частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах повышенной точности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в бесконтактных моментных приводах

Изобретение относится к электрогехнчке и может быть использовано в регулируемых приводах лентопротяжного гзеханмзма

Изобретение относится к техннке и может быть использовано в следу

Изобретение относится к электротехнике, в частности к вентильным электроприводам, и может быть использовано в широкодиапазонных прецизионных системах электропривода

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электроприводам механизированного ручного инструмента, и может быть использовано в сварочной технике, в электроприводах подачи электродного и присадочного материалов

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, в частности, для добычи воды, нефти и т.д

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности

Контактор // 2208870
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании аппаратуры для частых коммутаций силовых электрических цепей, в частности при управлении электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих системах любого назначения

Изобретение относится к электротехнике и автоматике и может быть использовано в системах управления положением механизмов, для которых более точное управление реализуется за счет включения второго, как правило, более быстрого и точного канала, а именно в манипуляторах, токарных стенках для обработки нецилиндрических деталей и других механизмах, для которых характерны циклические воздействия
Наверх