Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с целью предотвращения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости (ОЖ), что позволяет повысить надежность работы двигателя. В процессе работы двигателя измеряют электропроводность ОЖ в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров и в момент ее скачкообразного уменьшения подают сигнал на средство изменения температуры ОЖ. Изменение электропроводности ОЖ замеряют при помощи двух электродов, установленных в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров . При рассогласовании заданного и замеренного сигналов электропроводности включают средство изменения температуры ОЖ. 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4454582/06 (22) 05.07.88 (46) 30,03.91, Бюл. М 12 (71) Вологодский политехнический институт (72) Г. И. Шаров, С. Б. Ябко и В, Е, Германов (53) 621.43-713(088.8) (56) Двигатель ЯМЗ-240БМ. Инструкция по эксплуатации. Ярославль, 1985, с, 39. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО С0СТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с целью предотвраИзобретение относится к контролю и диагностирование технического состояния системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а именно двигателей с жидкостным охлаждением, Цель изобретения — повышение точности контроля и надежности работы двигателя путем предотвращения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

На фиг. 1 показана общая схема системы жидкостного охлаждения двигателя; на фиг, 2 — расположение электродов. фиксирующих момент поверхностного кипения охлаждающей жидкости; на фиг. 3 — зависимость изменения электропроводности охлаждающей жидкости от ее температуры.

Система охлаждения двигателя содержит (фиг. 1) водяной насос 1, термостат 2, рубашку 3 охлаждения, блок цилиндров 4, радиатор 5 и водосборный трубопровод 6.

» Ж,» 1638587 А1 щения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости (ОЖ), что позволяет повысить надежность работы двигателя. В процессе работы двигателя измеряют электропроводность ОЖ в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров и в момент ее скачкообразного уменьшения подают сигнал на средство изменения температуры ОЖ. Изменение электропроводности ОЖ замеряют при помощи двух электродов; установленных в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров. При рассогласовании заданного и замеренного сигналов электропроводности включают средство изменения температуры

ОЖ. 3 ил.

Устройство для реализации способа содержит два электрода 7, установленных в изоляторах 8, размещенных в стенке блока цилиндров 4, а также источник 9 питания, омметр 10 и осциллограф 11 (может и отсутствовать), подключенные к электродам.

При работе двигателя водяной насос 1 подает охлаждающую жидкость из нижней (с) части радиатора 5 в рубашку охлаждения блока цилиндров 4, где она омывает гильзы цилиндров, Из блока цилиндров жидкость выходит в водосборные трубопроводы 6 и далее через термостаты 2 и шланги поступает в верхний бачок радиатора 5.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 70 С клапаны термостатов 2 закрыты и охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор 5. В этом случае в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров 4 может возникнуть поверхностное кипение жидкости, при этом температу1638587 ра охлаждающей жидкости. может не превысить 70 С.

В процессе работы двигателя электропроводность охлаждающей жидкости с увеличением ее температуры плавно увеличивается (фиг, 3) до момента возникновения поверхностного кипения, при возникновении которого происходит скачок, т. е, резкое падение электропроводности.

Для измерения электропроводности охлаждающей жидкости в верхней части блока цилиндров 4 на расстоянии 25 — 30 мм от газового стыка установлен первый кольцевой электрод 7 (фиг, 2), а на расстоянии

30 — 40 мм от его оси — второй электрод. Кольцевые электроды 7 выполнены из проволоки диаметром 1,0 — 1,5 мм и установлены так, что расположены ближе к гильзе цилиндров, чем к стенке блока, Чтобы исключить вибрацию электродов при работе двигателя и KBK результат замыкание на корпус, они относительно гильзы и блока изолированы проставками (не показано), а в стенке блока цилиндров закреплены через изоляторы 8.

От источника 9 питания (аккумуляторной батареи) напряжение подается к электродам

7, а также на омметр 10, при помощи которого замеряется электрическое сопротивление между электродами, обратной величиной которого является электропроводность, Сигнал изменения электропроводности можно подать на осциллограф

11 (при необходимости), а также по этому сигналу включить, например, дополнительный водяной насос или увеличить производительность штатного насоса с целью уменьшения температуры охлаждающей жидкости и, как результат, устранения поверхностного кипения жидкости.

На фиг. 3 показано изменение электропроводности охлаждающей жидкости в бло5 хе цилиндров двигателя ЯМ3-238, в котором установлены два кольцевых электрода. Перед началом работы двигателя на электроды подано напряжение 2 В, и в процессе работы измерялась разность потенциалов.

10 Моменту, соответствующему началу поверхностного кипения при работе двигателя, соответствовала электропроводность (14 — 16) х10 Ом, При этом через специальное окно в блоке, установленное между

15 двумя электродами, наблюдалось поверхностное кипение жидкости.

Формула изобретения

Способ контроля теплового состояния

20 двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в определении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения блока цилиндров двигателя и подаче управляющего вигнала на средство изменения

25 температуры охлаждающей жидкости в случае ее отклонения от заданного значения, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности работы двигателя путем предотвращения возникновения и

30 развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости, при работе двигателя измеряют электропроводность охлаждающей жидкости в верхней .части рубашки блока цилиндров и в момент ее скачкообразного

35 уменьшения подают сигнал на включение средства уменьшения температуры охлаждения жидкости.

1638587

1638587

20 га о to ао ао го фиг 3

Составитель В,Горбунов

Редактор Т,Парфенова Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 922 Тираж 357 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 х10 Х о -

L С

Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендам для имитационных испытаний рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, заключающимся в создании температурных напряжений в блоке и головке цилиндров при чередовании режимов работы двигателей на холостом ходу и полной нагрузке, осуществляемом по достижении установившегося температурного режима двигателя

Изобретение относится к приборостроению , в частности к средствам для контроля и диагностирования топливной аппаратуры дизельных двигателей

Изобретение относится к технике контроля и позволяет повысить качество испытаний турбины по различным параметрам

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при ускоренных испытаниях двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на надежность

Изобретение относится к испытательной технике и может бьпь использовано для исследования различ ных характеристик износа рабочих органов почвообрабатывающих машин

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх