Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - упрощение измерений одностороннего магнитного тяжения в злектирической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний. Предварительно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники. Подключают машину к сети и при достижении номинальных параметров режимы работы задают тарированное смещение одного конца вала в направлении, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора. При этом измеряют уровень вибрации на корпусе, а при достижении максимального значения вибрации измеряют значение подъемной силы, действующей на конец вала. По измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного натяжения. 3 ил. 7 Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ. И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4623239/07 (22) 20.12.88 (461 07.04.91, Бюл, М 13 (71) Филиал Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (72) M.M.Êàìøà (53) 621.313 (088.8) (56) Чо Хон Эль. Исследование работы асинхронных машин при неравномерном воздушном зазоре. Автореф. канд. дис. М.: МЭИ, 1957.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 780103, кл. Н 02 К 15/00, 1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОСТОРОННЕГО МАГНИТНОГО ТЯЖЕНИЯ ПРИ

УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике; Цель изобретения — упрощение измереИзобретение относится к электротехнике,. а именно к способам определения одностороннего магнитного тяжения в электрической машине при ускоренных испытаниях, когда тяжение направлено в сторону действия силы тяжести.

Целью изобретения является упрощеwe измерений одностроннего магнитного тяжения в электрической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний.

На фиг, 1 изображена электическая машина, реализующая предложенный способ; на.фиг. 2 — технологический подшипник, установленный на выходном конце вала машины и встроенный в подшипниковый щит с рымболтом; на фиг. 3 — схема ротора и действующих на него сил.

Вал 1 ротора 2 установлен на подшипниках 3 и 4 в щитах 5, размещенных в кор„„ Ж„„1640661 А1 (si>s G 01 R 31/34, Н 02-.К .1.5/16 ний одностороннего магнитного тяжения в злектирической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний. Предвари- . тельно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники. Подключают машину к сети и при достижении номинальных параметров режимы работы задают тарированное смещение одного конца вала в направ-:опии, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора. При этом измеряют уровень вибрации на корпусе, а при достижении максимального значения вибрации измеряют значение подъемной силы, действующей на конец вала. По измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного натяжения. 3 ил. пусе 6. Ось ротора 2 при этом смещена относительно оси расточки статора 7 на эксцентриситет . в направлении действия силы тяжести (веса ротора 2), в результате чего возникает магнитное тяжение ротора к статору, которое действует в том же направле. нии.

Такое смещение оси ротора 2 относительно оси.расточки статора 7 осуществляют на практике для дополнительного нагружения подшипников 3 и 4 машины силой одностороннего магнитного тяжения с целью создания форсированных радиальных нагрузок на подшипники при их ускоренных испытаниях. Его можно обеспечить, например, посредством обработки посадочных поверхностей щитов 5 в корпусе 6 с эксцентриситетом е относительно расточек щитов под подшипники 3 и 4.

1640661

Для расчета достоверного значения коэффициента ускорения испытаний подшипников необходимо в этом случае определить значение усилия от одностороннего магнитного тяжения.

Для подъема вращающегося вала 1 используют технологическое устройство, состоящее из технологического подшипника

8, встроенного в щит 9 с рымболтом 10.

Способ предназнчен только для определения одностороннего магнитного тяжения в электрической машине со специально созданным в ней эксцентричным расположением ротора в расточке статора с целью создания форсированной радиальной нагрузки на подшипники при ускоренных ресурсных испытаниях.

Способ реализуется следующим образом.

Закрепляют корпус 6 машины, на выходной конец вала 1 устанавливают устройство для подъема вращающегося вала, например технологический подшипник 8 (фиг. 2), встроенный в специальный щит 9 с рымболтом 10, который через динамометр соединяют с подъемником, например тальфером..

На корпус 6 машины, например, вблизи щита 5 со стороны выходного конца вала 1 устанавливают вибродатчик и подключают к виброизмерительному прибору, Включают машину и по достижении номинальных параметров режима постепенно поднимают ротор 2 за технологический подшипник 8, фиксируя по динамометру значение подьемной силы, а по виброиэмерительному прибору — значение уровня корпусной виб рации.

С увеличением подъемной силы вибрация машины увеличивается, достигает некоторого максимального значения, а затем постепенно уменьшается. Максимальное значение вибрации соответствует значению подъемной силы, при которой посто. янная составляющая реакции опоры ротора 2 вблизи выходного конца вала 1 отсутствует (этот конец вала находится в подвешенном состоянии, поэтому его вибрация от небаланса ротора 2 имеет максимальное значение).

По значению подъемной силы, при которой значение корпусной вибрации максимально, определяют значение одностороннего магнитного тяжения иэ условия равновесия ротора 2 при воздействии на него следующих сил (фиг. 3):

P> — подъемная сила, приложенная к выходному концу вала 1, при которой вибрация машины максимальна;

G — вес ротора 2;

P — одностороннее магнитное тяжение;

Яг — реакция опоры ротора 2, расположенной со стороны, противоположной выходному концу вала l.

Из условия равновесия ротора под воздействием этих сил следует, что

Р Ро + 2

Г1 где I — расстояние между центрами подшипников 3 и 4, установленных в машине;

Л I — расстояние между центрами технологического подшипника 8 и ближайшего к нему подшипника 4 машины;

I> и Iz — расстояния от точки приложения равнодействующей сил одностороннего магнитного тяжения и центра масс ротора 2 до центра второго подшипника 3 машины.

Прежде, чем объяснить физические явления, приводящие к увеличению вибрации при увеличении подъемной силы до определенного значения, уточним, где измеряется уровень вибрации и как нагружаются подшипники по предложенному способу.

Измерять уровень вибрации предпочтительно у первоначально разгружаемого подшипника 4, где он изменяется более интенсивно. Но можно измерять также общий уровень вибрации в любой точке на корпусе

6 машины, поскольку характер измерения вибрации везде идентичен.

Нагружение подшипников 3 и 4 по предложенному способу происходит следующим образом, Вначале, один подшипник 4 (co стороны выходного конца вала 1) разгружается, вибрация растет. Нагрузка на второй подшипник 3 при этом не изменяется, поскольку не выбран радиальный зазор в первом подшипнике 4 в вертикальном направлении и вал лежит на нижних шариках подшипника 4. При полной разгрузке подшипника 4 вибрация машины максимальна, нагрузка же на подшипнике 3 еще первоначальна. При дальнейшем увеличении подьем ной силы и мгновенной выборки радиального зазора в несколько микрон в подшипнике 4 на нем снова появится нагрузка (только вектор нагрузки изменит направление на противоположное). В это же время начнет увеличиваться нггруэка q нв подшипник 3, Одновременная нагрузка обоих подшипников 3 и 4 приводит к снижению уровня вибрации машины тем значительнее, чем больше значение подъемной силы на конце вала 1, т,е. чем больше нагружаются подшипники 3 и 4.

Основой физических явлений, приводящих к такому изменению уровня вибрации

1640661 машины при изменении нагрузки на ее подшипники 3 и 4, являются особенности жесткостных характеристик подшипников качения.

Суть вопроса состоит в том, что при 5 изменении нагрузки на подшипник 4 изменяется его жесткость. А последняя является параметром колебательной системы ротор машины-подшипники-корпус. При вращении ротора 2, имеющего остаточный дис- 10 баланс, в этой системе происходит установившиеся вынужденные колебания.

Изменение массы или жесткости любой из частей этой системы приводит к изменению амплитуды ее колебаний (к изменению виб- 15 рации машины). Ilo предложенному способу изменяется жесткость подшипников 3 и 4 сначала вследствие уменьшения нагрузки на одном из них, а затем из-за увеличения нагрузки сразу на двух подшипниках 3 и 4. 20

8 результате применения способа упрощается процесс измерения одностороннего магнитного тяжения в машине при ее ускоренных испытаниях, не возникает трудностей, связанных с изменением тарировки 25 измерителей при изменении температуры подшипниковых узлов.

Формула изобретения

Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины с корпусом, ротором, установленным на валу в подшипниках, заключающийся в том, что предварительно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники, подключают машину к сети и измеряют силы магнитного тяжения при достижении номинальных параметров режима работы, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения измерений одностороннего магнитного тяжения в электрической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний, измеряют уровень вибрации на корпусе, создают тарированную нагрузку на один конец вала в направлении, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора, измеряют значения подъемной силы, действующей на конец вала в момент достижения максимального значения уровня вибрации и по измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного тяжения.

1640661

Фиг. Я

Составитель В. Никаноров

Техред М.Моргентал Корректор А, Осауленко

Редактор Л. Гратилло

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1016 Тираж 439 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35..Раушская наб., 4/5

Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции роторов синхронных вентильных двигателей с возбуждением от постоянных магнитов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к злектромашиностроению

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьпиленности

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к испытаниям короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам экспериментального исследования характеристик шаговых электродвигателей (ШД), и может быть использовано в процессе испытаний, технической приемки и паспортизации ШД в заводских и лабораторных условиях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения температуры обмоток электрических машин при их испытаниях без отключения от сети по изменению сопротивления обмоток постоянному току, а также для защиты обмоток электрических машин от перегрева

Изобретение относится к автоматизации управления механизмами одноковшового экскаватора

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам определения эксцентриситета ротора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике , прет1ущественно к промышленной электроэнергетике, и может быть использовано при экспериментальном определении параметров трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора
Наверх