Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Э Ф

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Н 7

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СЕ ИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕККЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОЕЩТЕНИЯМ И ОтмРЫтИЯМ

flPH ГКНТ СССР (21) 4619025/07 (22) 13. 12.88 (46) 15.04.91. Бюл. В 14 (72) А.В.Булычев, Е.В.Кулаков и В.Л.Третьяков (53) 621.316.925(088.8) (56) Гейлер А.Б. Основы электропривода. Минск, "Высшейшая школа", 1972, с.240-247.

Кофлин P., Дрискол Ф. Операционные усилители и линейные интегральные схемы. М.: Мир, 1979.

Авторское свидетельство СССР

У 1001294, кл. Н 02 Н 7/085, 1981. (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ (57) Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты асинхронного электродвигатеSU„„1 42548 А3

2 ля от перегрузки. Цель изобретения - повышение чувствительности защиты электродвигателя к перегрузкам, вызываемым механическими дефектами, возникающими при повреждении подшипников и нарушении центровки валов электродвигателя и механизма. Цель достигается тем, что в способе защиты электродвигателя от перегрузки, при котором контролируют температуру электродвигателя по току статора с помощью теплового аналога защищаемого электродвигателя, дополнительно из тока статора выделяют составляющие с частотами, отличными от частоты источника питания. Измеряют величину этих составляющих и по ней выявляют механические дефекты в начальной стадии развития. 5 ил.

1642548

Изобретение относится к электротехнике н предназначено для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки.

Цель изобретений состоит в повышении чувствительности защиты асин- . хронного электродвигателя к перегрузкам, вызываемым механическими дефектами, возникающими при поврежде- 10 нии подшипников и нарушении центровки валов электродвигателя и механизма.

На фиг. 1 представлена механиче» ская характеристика асинхронного 15 электродвигателя и изменение скольжения при периодическом изменении момента сопротивления; на фиг.2Г-образная схема замещения асинхронного электродвигателя, все пара- 20 метры которой приведены к обмотке статора; на фиг. 3 - структурная схема устройства защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки, ре ализующего предложенный способ; на .. 2З фиг. 4 пример выполнения режек торного фильтра; на фиг. 5 - ампли тудно-частотная характеристика фильт, ра.

При повреждении подшипника или на "gp рушении центровки валов электродвигателя и механизма момент сопротивления, прикладываемый к валу электро» двигателя, периодически изменяется с частотой, пропорциональной частоте

I вращения вала. Периодическое измене ", ние момента сопротивления .вызывает появление в токе статора электродвигателя составляющих с частотой, пропорциональной частоте вращения вала. 40

Отделение этих составляющих тока от составляющих тока основной частоты и контроль их уровня позволяют выявить, механические дефекты, развитие которых может привести к аварии, на ран- ;45 ней стадии и тем самым предотвратить

1 возможное обширное повреждение защи щаемого электродвигателя.

Связь величин отдельных составляющих тока статора асинхронного элек тродвигателя с характером перегрузки при возникновении механических дефектов можно установить, пользуясь общепринятой эквивалентной схемой замещения асинхронного электро . двигателя, приведенной на фиг.2.

Ток фазы статора асинхронного электродвигателя в соответствии со схемой замещения при синусоидальном напряжении питания определяется следующим образом:

1 1 + 1 в

2 и 1 + о

sin(Q t -g )

Х +Ха

P arctg

К, + К Р

ГДЕ 1О И 1 — тоК наМагничивания и ток ротора электродвигателя

° 0l — амплитуда напряжения т питания

Х и Х - индуктивные сопротивле2 ния обмоток статора и ротора

R< и R активные сопротивления

2 обмоток статора и ротора;

- скольжение;

Я » частота питающего на- . пряжения.

Как видно, ток статора определяется не только напряжением питания и параметрами электродвигателя, но и скольжением.

Скольжение асинхронного электродвигателя зависит от вращающего момента, а следовательно, от момента сопротивления. На линейном участке механической характеристики электродвигателя связь скольжения и момента может быть выражена так

s-

Мо где р и М - средние значения сколь1"-o o жения и момента электродвигателя

М вращающий момент электродвигателя.

Момент сопротивления при возникновении механического дефекта в подшипнике или нарушении центровки валов зависит от угла, поворота вала двигателя и периодически изменяется с частотой вращения вала L. Тогда для вращающего момента электродвигателя можно записать следующее соотношение:

M М + Мое1пЬй, 5 164 где М вЂ” амплитуда вращающего момен та.

Отсюда ясно, что скольжение электродвигателя, имеющего механический дефект, является переменной величиной, изменяющейся с частотой L о

f =(30+ pinLt.

Мо

Периодическое изменение скольжения, как видно из выражения (1), вызывает периодическое изменение эквивалентного сопротивления электродвигателя. Изменение этого сопротивления в свою очередь вызывает изменение тока статора с частотой L. Однако, источник питания имеет частоту

М,, отличную от ?, и, следовательно, в токе статора появляются составляющие не только с частотой cd, но и с частотой I.

IJ „sin(c4I(. -Ef)

4 - (о о о где (= N .

Соотношение параметров электродвигателей обычно таково, что

I I

К

1 + Xg<(R ((1 .

Поэтому с целью получения наглядных зависимостей при приемлемой точно( сти описания можно принять,что Х, + Х =

= R (= О, тогда для тока статора будем иметь

= o + (зЫ(Я, t-(p) + 4 о

2.

+ (s inLts in(Q(t — q), а

Подставив в это уравнение значение тока йамагничивания и разложив произведение синусоидальных функций на две составляющие, получим, что

= Т ез.п(бЭ(t-g) +

+, sin(M, t -q) +, х

П(()) о

Rz 2Ц в(сов ((вс -(() — сов()(С -(()) (2)

rye I и 4) - амплитуда и фаза тока

om т намагничивания, 1 Ю(1 ) g> +

Как видно, ток статора при механических повреждениях электродвигателя содержит составляющие с часто2548 тами, равными частоте источника питания У(, разности частот источника питания и вращения ротора ) = Я, — L и сумме = Я, +L. (Величины составляющих тока статора с частотами, отличными от частоты источника питания, определяются, главным образом, как следует иэ (2), амплитудой переменной составляющей скольжения, а также напряжением питания и параметрами электродвигателя.

В нормальных эксплуМчациоины(х режимах момент сеаротиввения, а сле10 I5 довательно, и вуащающый момент электродвигатеяя не зависит от угла поворота вала и не содержат пе1оеменной составляющей момента. Поэтому скольжение не изменяется периодически и в токе статора отсутствуют составляющие с частотами и, отличными от Я, -По уровню составляющих тока стато2S ра с частотами, отличными от Я1 оценивают уровень периодической составляющей момента двигателя и, следовательно, выявляют механические дефекты, которые вызывают появление

30 этих периодических составляющих момента сопротивления.

Способ реализуется с помощью устроства, схема которого показана на фиг.З.

Устройство содержит защищаемый электродвигатель 1, датчик 2 тока, включенный в цепь статора электродвигателя, квадратор 3, тепловой аналог 4 защищаемого электродвигателя и пороговый элемент 5, включенные каскадно, логический элемент ИЛИ 6, первый вход которого подключен к выходу порогового элемента, исполнительный о орган 7, вход которого соединен с ,д выходом логического элемента, режекторный фильтр 8, предназначенный для подавления сигналов с частотой, равной частоте источника питания, входом подключенный к выходу датчика

50 тока, формирователь модуля 9, фильтр нижних частот 10 и второй пороговый элемент 11, соединенные каскадно. Выход второго порогового элемента подкйвоьен ко второму входу логического эоимеента.

Устройство работает следующим образом.

На вход квадратора 3 с выхода датчика 2 подается сигнал, пропорцио1642548

10 нальный току обмотки статора защищаемого двигателя 1. Квадратор 3 формирует сигнал, пропорциональный квадрату тока статора, который подается на вход теплового аналога 4. В нем моделируются тепловые процессы, происходящие в защищаемом электродвигателе и формируется сигнал, пропорциональный температуре электродвигателя, который подается на вход первого порогового элемента 5. При увеличении нагрузки двигателя уровень этого сигнала повышается и нри достижении им предельно допустимого уровня пороговый элемент 5 вырабатывает сигнал, который через логический элемент 6 поступает на вход исполнительного органа 7. Исполнительный орган вырабатывает сигнал, по которому двигатель разгружается или отключается от сети, При повреждении подшипников или нарушении центровки валов нагрузка электродвигателя увеличивается, но 25 уровень выходного сигнала теплового аналога может оставаться в пределах допустимого. Для предотвращения значительных повреждений электродвигателя при перегрузках, вызванных развитием этих дефектов, целесообразно отключать его, не допуская развития дефектов.

Предлагаемое устройство содержит узлы, позволяющие выявлять незначительные механические перегрузки периодического характера па току статора защищаемого электродвигателя.

С помощью режекторного фильтра 8, подключенного к выходу датчика .то- 4п ка 2, подавляются составляющие тока статора с частотой, равной частоте источника питания. Выходной сигнал режекторного фильтра 8 выпрямляется формирователем модуля 9 и сгла- 45 живается фильтром-нижних частот 10.

Второй пороговый элемент 11 сравнивает выходной сигнал фильтра ниж; них частот 10 с предельно допустимым значением. При возникновении дефектов, вызывающих увеличение пе- . риодической составляющей момента, входной сигнал порогового элемента

11 повышается, и при достижении им предельно допустимого значения пороговый элемент формирует второй сиг„55 нал, информирующий о возникновении механического дефекта, который через логический элемент 6 поступает на вход исполнительного органа 7.

Выделение сигналов с частотами, отличными от частоты источника питания, из тока статора осуществлятся режекторым фильтром, который подавляет сигналы с частотой, равной

Q и пропускает сигналы с частотами, отличными от Я1, Режекторный фильтр с максимальным ослаблением сигналов на частоте

63< = 314,6 с более, чем в 100 раз может быть выполнен по известной схеме (Л2), показанной на фиг.4.

На фиг.5 приведена амплитудночастотная характеристика этого фильтра, полученная при следующих параметрах фильтра: С1 = С2 = 0,047 мкФ, Ка =

1000 Ом, R = 50 кОм, R

= 67,725 кОм, Rt, = 677,25 кОм.

Применение предлагаемого способа защиты электродвигателя обеспечивает выявление механических дефектов на ранней стадии их развития и не допускает обширных разрушений защищаемой электрической машины в аварийных ситуациях. Это позволяет значительно уменьшить производственный ущерб от отключения электродвигателя и снизить ремонтно-эксплуатационные затраты, так как для устранения незначительных дефектов, выявляемых предлагаемым способом и устройством, не требуется выполнения больших объемов ремонтных работ.

Формула изобретения

Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки, при котором измеряют ток фазы.статора электродвигателя, получают сигнал, пропорциональный квадрату этого тока, используя сигнал, пропорциональный квадрату тока фазы статора электродвигателя, определяют величину, характеризующую температуру электродвигателя, и при превышении ею критического значения формируют первый сигнал, информирующий о перегрузке электродвигателя, по которому электродвигатель отключают от сети, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности защиты электродвигателя к перегрузкам, . вызываемым механическими дефектами, дополнительно из тока статора вцпеляют все составляющие тока с частота.

1642548 ми, отличными от частоты источника питания, измеряют величину этих составляющих тока и при превышении этой величиной критического значения формируют второй сигнал, информирующий о перегрузке электродвигателя, вызванной механическими дефектами, и при появлении любого из упомянутых сигналов, информирующих о перегрузке, отключают электродвигатель.

1642548

20 30 40 50 80 Ю 80 14

Ф .Х

Составитель Г.Ермаков

Редактор В.Фельдман Техред С.Мигунова Корректор Н.Король

Заказ 1434 Тира к 391 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Улн ород, ул. Гагарина, 101

Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам автоматики и релейной защиты

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрузки и может быть использовано для защиты преимущественно маломощных электродвигателей, напри мер электродвигателей пассажирских лифтов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных системах электроприводов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к приводам вентильных двигателей, асинхронных двигателей, синхронно-реактивных двигателей, в том числе и в генераторном режиме при перегрузках двигателя по мощности Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к системам автоматики и робототехники, а именно к устройствам управления однофазными коллекторными электродвигателями, работающим в тяжелых УСЛОВИЯХ эксплуатации, для защиты однофазных коллекторных электродвигателей бытовой техники, питаемой от сети переменного тока, например, в пылесосах , в ручном электроинструменте, в полотерах и т

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты электродвигателей как с постоянной нагрузкой на валу, так и с изменяющейся, и может быть использовано для защиты электродвигателей от перегрузки, обрыва фазы, недопустимой несимметрии питающих напряжений и токов, а также от недопустимого снижения напряжения сети

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх