Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом

 

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4385951/06 (22) 01.,03.88 (4б) 23.04.91. Бки . Р 15 ,71) челябинский политехнический институт им Ленинского комсомола (72) В.И.Долбенков (53) 62 !„ 3-55(088 8) (56)Рыбальчен -o A..Ã., Азтома|ическое регулирование:;урбонаццув дизелей.— (иев, Донецк: Нища щкол, 1984 с 44-46 (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ (57) Изобретение позволяет стабилизировать динамические характеристики системы управления гутем введения

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам управления для двигателей внутреннего сгорания с регулируемым наддувом.

Цель изобретения - стабилизация динамических характеристик системы путем введения нелинейных связей по перемещению топливодозирующего органа двигателя, частоте вращения вала двигателя и давлению наддува, На фиг, 1 представлена функциоíà"":üHàÿ схема системы управления; на фиг. 2 — структурная схема нелинейной модели системы управления; на фиг, 3 — структурная схема линеаризованной модели системы управления.

Система содержит источник 1 задающего сигнала, измеритель 2 рассогласования частоты вращения вала двигается с двумя входами, первое корректирующее звено 3, первый нелиней,.SU„„1643762 (g))g F 02 D 41/02, 41/14 нелинейных связей по перемеще ппо топливодозирующего органа двигы-еля, частоте вращения зала и давлению над— дува. Система содержит источник 1 задающего сигнала, измерители 2 и 11 рассогласования, корректирующие звенья 9 и 12, усилители 9, 1О датчики

7, 8, 16 перемещения топливодозирующегс органа, частоты вращения вала двигателя б и давления наддува, создаваемого турбокомпрсссором 15. Введение нелинейных прео .=разователей и 13 позволяет выполнить систему уп= равле иля нечувствительной к измзке- нию скоростных и нагрузочных режимов, 3 е

1 ный преобразователь 4 с тремя вхоцапривод 5 топливодозирующего органа двигателя, двигатель б, датчик

7 перемещения топливодозируощего органа двигателя, датчик 8 частоты ращения вала двигателя, первый усилитель 9, второй усилитель 10> HsMepHтель 11 рассогласования давления наддува с тремя входами, второе корректирующее звено 12, второй нелинейный преобразователь 13 с четырьмя входами, привод 14 регулирующего органа турбины, турбокомпрессор 15, датчик 1б давления наддува.

Каждый преобразсватель содержит сумматоры 17 и 18, усилители 19 и

20, и дифференцирующие звенья 21-27.

Первый вход измерителя 2 рассогласования частоты вращения вала двигателя соединен с источником 1 задающего сиг;-.:ала а в;г;од - со входом

1643762 первого корректирующего звена 3, выход которого соединен с первым входом первого нелинейного преобразователя 4, выход которого соединен со входом привода 5 топливодозирующего органа двигателя. Выход датчика 7 перемещения топливодозирующего орга; на двигателя соединен со входом первого усилителя 9 и вторым входом вто- 10 рого нелинейного преобразователя 13.

Выход первого усилителя 9 соединен с первым входом, а выход второго усилителя 10 со вторым входом измерителя 11 рассогласования давления наддува, выход которого соединен со входом второго корректирующего звена 12, выход которого подключен к первому входу второго нелинейного преобразователя 13, выход которого соединен со20 входом привода 14 регулирующего органа турбины. Выход датчика 16 давления наддува соединен с третьим входом измерителя рассогласования 11 давления наддува, четвертым входом 25 второго нелинейного преобразователя

13 и вторым входом первого нелинейного преобразователя 4, На фиг. 2 и -3 приняты .следующие условные обозначения:

U — входной задающий сигнал источника 1;

Ug - сигнал, пропорциональный ошибке по частоте вращения вала двигателя;

Wz,(S) — передаточная функция перво

Я5 го корректирующего звена 3;

V — выходной сигнал первого кор1 ректирующего звена 3

h — выходной сигнал первого нели40 нейного преобразователя 4;

W„ (S) — передаточная функция привода 1 топливодозирующего органа двигателя;

h - перемещение топливодозирующего органа двигателя;

У (S) — передаточная функция датИ чика 7 перемещения топливодозирующего органа двигателя;

М вЂ” момент нагрузки, приведенный

50 к валу двигателя 6;

I — - момент инерции, приведенный к валу двигателя 6;

М (3) - передаточная функция датчика 8 частоты вращения вала двигате55 ля а - коэффициент передачи первого усилителя 9; а2 — коэФФициент передачи второго усилителя 10;

Пр - сигнал, пропорциональный ощибке по давлению наддува;

1 (Б) — передаточная функция втоРого корректирующего звена 12 °

Ф

Ь вЂ” выходной сигнал второго нелинейного преобразователя 13;

W„- (S) — передаточная функция привода 14 регулирующего органа турбины;

h. — перемещение регулирующего органа турбины;

Р— давление наддува во впускном коллекторе двигателя;

Wp (S) — передаточная Функция датчика 16 давления наддува;

U p<- выходной сигнал датчика 16 давления наддува;

М (Ь,GÇ,ÐK) — зависимость крутящего момента двигателя от перемещения топливодозирующего органа, частоты вращения вала двигателя идавления наддува;

T(h»h,ß,Ð ) — зависимость скорос ти изменения давления наддува от перемещения регулирующего органа турбины, перемещения топливодозирующего органа и частоты вращения вала двигателя, давления наддува;

Г„ (V< Uy Up) — зависимость выходного сигнала первого нелинейного преобразователя от входного сигнала V1. выходного сигнала датчика частоты вращения вала двигателя, выходного сигнала датчика давления наддува;

У (72,U,Uy>U P ) — 38BBcHMocTb выходного сигнала второго нелинейного преобразователя от входного сигнала

V<, выходного сигнала датчика перемещения топливодозирующего органа, выходного сигнала датчика частоты вращения вала двигателя, выходного сигнала датчика давления наддува.

Система управления работает следующим образом.

Программное значение давления наддува зависит от перемещения . топливодозирующего органа и частоты. вращения вала двигателя и определяется в виде нрогр р à 1Uh+a2UQ (1) а рассогласование по давлению наддува определяется в измерителе 11 по формуле

ppor p

U(Uр -Up (2) — — =I (h»h,CO, P„) . (4) В уравнениях (3) и (4) не учитывается влияние быстропротекающих процессов во впускном и выпускном коллекторах двигателя.

Если разрешить функцию M >=N >(h, Q,Ð ) относительно перемещейия топливодозкрующего органа h, то получим выражение

Рк) " (5) 20 ! .Н.-;пример, при полиномлальномт представлении функции

Ng (h 63 PK) ™o h+тп2 (б) 25

Функция (5) будет иметь вид

Я йФ.: "йЛ 2У

/7)

Аналогично функтдю T(h„. h,Я,Py) мож30 но разрешить относительно регулирующего органа турбины

Ь =Р (Т,Ь,Я,Рт ). (8)

В предлагаемом изобретении желае- 35 мая связь между функциями М и Т величинами сигналов V и V< взята в виде линейного соотношения (9) 40 (10) м,=к,v,, к,7 о, т=к ч, к, о.

Поскольку быстродействие приводов топливодозирующего органа двигателя и регулирующего органа турбины, датчиков перемещения топливодозирующего органа двигателя, частоты вращения вала двигателя и наддува намного выше быстродействия собственного двигателя и турбокомпрессора, то можно считать, что

w, (s) 1, w„(s) = 1, (11)

w>(s) = 1, w (s) 1„w (s) = 1, (1z)

55 а следовательно и„=h=h, h =h, V, È, 16437

Нелинейные дифсЪеренциальньте уравнения движения двигателя и турбоком.прессора, записанное относительно давления наддува, имеют вид

Т вЂ” =М (h,И, P„) -N„, (3) Тогда выходные сигналы нелинейных преобразователей будут определяться из зависимостей — для первого нелинейного преобразователя

h =F (К V,, U>, U ), (14)

Ф

К вЂ” для второго нелинейного преобразователя

=Е (K V 1т„, q „ V ) (15)

Реализация зависимостей (14) и (15) не требует измерения координаты h.

Для функций (б), (9), например, первый нелинейный преобразователь будет определен завискмостью

K, V -m m:."с,т

Э (1б)

m +m U<+m

2 и а к

Получим передаточные функции для отдельных частей системы, содержащкх нелинейные звенья. Для этого произведем линеаризацию нелинейностей, Линеаризованные уравнения двигателя дЫ З Мав ЗИав 3Мав

I — — =- -- - Qh+ --4- Я+ -- - $ P

dt атп () д ЯP (18) М (Ь,Са,р )-М (1,(0,Р„) М (С4, аргументы функции F(K

Линеаризованные уравнения турбокомпрессора аЬрк Т 3 т ЭТ

- — — = — — 5h + — )h+ — ц,)+ т

-5N, где (т Д h 5 Р Ь Мя — отклонения (варкацки) частоты вращения вала двигателя, перемещения топливодозирутощего органа, давления наддува и момента нагрузки соответственно;

3 ММяü sат Мдь ЭМ и

-- - — частные произ363 »„, водные момента двигателя по соответствующим переменньц1.

Момент сопротивления Мс(Я) у титывается в первом нелинейном преобразователе традиционным способом. Если ввести величину эквивалентного момента двигателя в виде

1643762 (19) Структурная схема линеаризованнай системы представлена на фиг. 3, из которой следует, что при условиях (11), (12), (13) и точной настройке нелинейных преобразователей, сигналы с выходов паследних компенсируют соответствующие сигналы с выходов дви гателя и турбокомпрессора таким образом, что передаточная функция подсистемы "выход первого корректиру11 ющего звена — выход двигателя становится равной передаточной функции интегрирующего звена, т.е,,о Ьд(я) к

1т (S)

Ч, gV((S) IS (22) Передаточная функция подсистемы

"выход второго корректирующего звеtf на — выход турбокомпрессора также равна передаточной функции интегрирующего звена

Г» hP>(S) K

"= ZV,(Sr = Г . (23) Таким образом, система управления становится нечувствительной к изменению скоростных и нагрузочных режимов (то есть к параметрам h, h>-, И, где 6h„ — отклонение (вариация) перемещения регулирующего органа турбины;.

Зт» Зт Зт Зт

Зьт аь ар ap, — — — частные произ- водные функции Т по соответствующим переменным.

Линеаризованные уравнения для нелинейных преобразователей получим из (1ч), (15) с учетом (11), (12), (13) .

Здесь используется также известное правило дифференцирования обратных функций.

Тогда

% 3F < 3Nó dF< 3F

jib = л — — - QV + ..— ЬЮ+ — 5P = (а МЯВ) (1,1 И В ) ®1Яь g Я

/, Ф ЗЕБР Зт 677++3Раhh+ +3уаAQ

7 Ят QVg 2 ®1 3Q3

Эт - « З - ат - р„- =(„) "-(,) Г"

-(- — ) -- aZ- ---) Э рк . (21)

Дт - ЗТ 3Т - «®

3h> 3Я 1 Т Э к

P ) и, следовательно, с помощью ввеК дения нелинейных связей, реализуемых с помощью двух нелинейных преабраэа- вателей, происходит стабилизация ди5 намических характеристик системы.

Формула изобретения

Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом, содержащая датчик перемещения топливодозирующего органа, первый измеритель рассогласования с двумя входами, один из которых связан с выходом задающего устройства, а другой — с датчиком частоты вращения, датчик давления наддува, два усилителя, второй измеритель рассогласования с тремя входами, один из которых связан с датчиком давления наддува, а два других входа через усилители связаны соответствен-но с датчиком перемещения топливадазирующего органа и датчиком частоты вращения и два корректирующего звена, одно иэ которых входом связано с вы1 ходом первого измерителя рассогласования и выходом связано с приводом топливодозирующего органа, а другое корректирующее звено входом связано с выходом второго измерителя рассо3() гласования и выходом подключено к органу регулирования давления наддува, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации динамических характеристик, система снабжена первым нелинейным преобразователем с тРемя, входами и вторым нелинейным преобразователем с четырьмя входами, каждый преобразователь выполнен в виде усилителя, дифференцирующих звеньев по

4п количеству входов преобразователя и сумматора, количество входов которого равно количеству входов преобразователя, причем первый вход .каждого сумматора через усилитель связан с выходом корректирующего звена, остальные входы выполнены вычитающими, второй и третий входы сумматора через дифференцирующие звенья связаны соответственно с датчиком давления наддува и датчиком частоты вращения, выходы сумматоров первого и второго преобразователей связаны соответственно с приводом топливодозирующего органа и органом регулирования давления наддува, а четвертый вход сумматора второго преобразователя через дифференцирующее звено связан с датчиком перемещения топливо-дозирующего органа.

1643762

1643762

Составитель П.Мурашев

Техред Л.Сердюкова

Редактор В.Кондрахина

Корректор Л.Пилипенко

Заказ 1458

Тираж 361 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система управления для двигателя внутреннего сгорания с наддувом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам управления силовыми установками

Изобретение относится к области автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания, в частности к регуляторам подачи топлива

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет пов -г Г 10 высить надежность

Изобретение относится к регулированию двигателей внутреннего сгорания , оснащенных электроными системами регулирования параметров топливоподачи

Изобретение относится к устройствам управления подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системах питания ДВС с впрыском топлива

Изобретение относится к системе автоматического регулирования частоты вращения двигателя, в частности к системе автоматического регулирования частоты вращения двигателя, быстро достигающей заданной частоты вращения и поддерживающей ее постоянно независимо от изменений загрузки двигателя, и позволяет повысить точность регулирования

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для электронного управления подачей жидкого или газообразного топлива в цилиндры дизеля

Изобретение относится к способу управления силовым агрегатом транспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для электрического управления подачей жидкого или газообразного топлива в цилиндры ДВС, преимущественно дизеля, оборудованного форсунками впрыска топлива с электромагнитным приводом запорного органа

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству управления силовым агрегатом транспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению, в частности способам управления силовым агрегатом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам автоматического управления работой карбюраторного двигателя внутреннего сгорания в режиме холостого хода

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления агрегатами двигателей внутреннего сгорания
Наверх