Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления

 

СОЮЭ ССжТСНИХ

PECflV5ËÈÊ

51)5 С 05 3 23/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПРИ fHHT СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АВТОРСКОМУ СВИДВТВЪСТВУ (21) 467199 I /24 (22) 03.04.89 (46) 30 ° 04.91. Бкп. И 16 (72) Г,П.Комар и В.Ю.Ушаков (53) 621.396(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 402868, кп. G 06 F 7/00, )9?О. (54) СПОСОБ КО1П РОЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СИЛОВОИ ОБГОННОЙ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматике, преимущественно тепловых джгателей и может быть использовано в системе управления двигателей при смене или агрегатировании двигателей на нагрузке. Цель изобретения — понюшение надежности контроля включения муфты. Для этого, помимо получения

Изобретение относится к автоматике тепловых двигателей и может быть использовано в системе управления двигателей при смене или агрегатнровании двигателей на нагрузке.

Целью изобретения является повышение надежности контроля включения силовой обгонной муфты сцепления, Принципиальное отличие предпагаеиэго способа состоит в том,что дополнительно к сравнению частоты сигналов датчиков частоты вращения полумуфт определяют совпадение и раз подряд и несовпадение их импульсов, что в совокупности позволяет установить.не только равенство частот вращения полумуфт при их включении (что мажет быть при включении только храповых или неполном включении сило..SUÄÄ 1645941 А 1

2 сигналов датчиков частоты вращения двух полумуфт, сравнения частот этих сигналов и форьирования сигнала включения муфты и разрешения на «е нагрузку, дополнительно определяют совпадение и несовпадение импульсов датчиков во времени ° сигнал включения муфты и разрешения на нагрузку форьируют по совпадению и раз подряд импульсов датчиков во времеж, сигнал об отключении муфты формируют при наличии разности частот сигналов датчиков, а при несовпадении иитульсов датчиков во времени и при отсутстнии разности их частот определяют аварийную ситуацию неполного включения муфты, 2 ил. них элементов), но и гарантию их полного зацепления, что затруднительно сделать другим способом, так как зле- Ф менты зацепления находятся внутри CA вращающегося корпуса муфтам. С0

На фиг.1 изображена кинематичес- ваяв кая схема силе вой обгонной муфгы сцепления, на 4иг.2 — функциональная схема электронного устройства, осуществляющего предлагаемы способ.

Силовая обгонная муфта сцепления вкпючает в себя ведущий 1 и ведомай

2 валы. Ведущий вал 1 соединен с корпусом муфты 3, к которому присоединены колесо 4 с собачками 5 включения муфты на стоянке, храповое кольцо 6 включения цуфты на ходу, неподвижная шпицевая полумуфта 7 сило1645941 в..й муфты сцепления и возбудитель

R шгнала частоты вращения ведущего н.ыа 1. Ведомый вап 2 имеет винт 9 н пеiн>лнижную шлицевую полумуфту IO.

С ним соединены храповое кольцо 11 включения муфты на стоянке и возбудитель I2 сигнала частоты вращения ведомого вала 2. На винт 9 навернута гайка 13, на которой посажено колесо 14 с собачками 15 включения муфты на ходу. На неподвижную шлицевую полумуфту 10 посажена подвижная шанцевая полумуфта 16, связанная с подвижной шлицевой папумуфгой 1 7 си- 15 ловой муфгы сцепления. Колесо 14 и подвижная шлицевая полумуфга 16 жестко соединены между собой. На шпицевых полумуфтах 10 и 16 часть шпицы вырезана и полумуфты могут пере- 20 мешаться в р адиапьном направлении одна относительно,пругой до 30, что поз воля ет полумуфте 16 при вр ащении винта 9 в гайке 13 совершать осевое

|перемещение до полного сцеппения по- 25 лумуфг 7 и 17.

Над возбудителями 8 и 12 сигналов установлены соответственно датчики частот вращения ведущего 1 8 и ведомого 19 валов ° 30

Фу н кци он аль ная с хе ма эл е ктр он но го устройства, осуществляющего предпагаемй способ, содеркит, помимо датчиков 18 и 19, также формирователи

20 и 21 снгнапов частот вращения ве- 35 дущего и ведомого валов, блок 22 a,)деления совпадающих импульсов (от сигналов датчиков во времени), блок

23 выделения несовпадаюших импульсов (от сигналов датчиков во времени), 40 бл ок 2 4 выделе я я р аз но ст ных и мпул ьсов, счетчик 25 импульсов на и импульсов счета с входом сброса сосчитанных импульсов, соединенным с выходом блока 23, триггер 26, селектор 27 по длительности импульсов, усилитель 28 сигнала "Муфта включена", триггер 29, селектор 30 по дпительности импульсов и усилитель 31 сигнала "Муфга отключена", Блок 23 выдает сигнал на находе только при наличии импульса датчика

19 ч а ст оты вр ащени я вала 2 и от сут ствии совпадающего импульса датчика 18 частоты вращения вала 1.

Блок 24 выдает сигнал на находе в том случае, когда между двумя следующими друг эа другом. импульсами датчика 19 частоты вращения вала 2 пройдет дяа и более импульса датчика

18 частоты вращения вала I .

Работу силовой обгонной муфты сцепления и электронного устройства, осущес гвля юще го предлагаем п< способ, можно описать слелующим образом.

На стоя н ке веду щего и ведомо го двигателей оба соответствующих вала

1 и 2 стоят, возбудители 8 и 12 сигналов частоты вращения не вращаются и с датчиков 18 и 19 сигналы не поступают, Гайка 13 и подвижная шлицевая муфта 17 находятся в крайнем левом положении. Зацепление с муфтой 7 от су т ст ву ет.

Крайнее левое положение полумуфг прн большой разности частоты вращения вала 2 и корпуса 3 обеспечивается гидравлическим давлением масла черпакового насоса на полумуфту 17, давление которого пропорционально разнице частоты вращения вала 2 и корпуса 3.

В этом случае гайка 13 прижата до левого упора, стоит заодно с винтом

9 и валом 2, При равенстве частот вращения вала 2 и корпуса 3 давление масла черпакового насоса отсутствует и винт получает воэможность вращаться в гайке, а гайка — передвигаться по ви нгу вправо.

С началом вращения ведущего вала

1 собачка 5, преодолевая свою пружину (не показ ана), отжимает ся под действием центробежных сил от храпового кольца 11, а собачка 15 поджата своей пружиной (не показана) и в зацепление с храповым кольцом 6 не вступает. В этом случае вращаигся только вал I корпус 3 и возбудитель

8 сигнала, Датчик 18 частоты вращения ведущего вала 1 выдает сигнал.

Пройдя формирователь 20, сигнал датчика 18 поступит на вторые входы блоков выделения совпадающих импульсов 22, несовпадающих импульсов 23 и разностных импульсов 24, В этом случае сигнал появится только íà выходе блока 24. Сигнал с его нлхода поступит на вход триггера 29, установит его в положею е "1", далее с него сигнал поступит на селектор 30, а затем на усилитель 31 сигнала "Муфта отключена". Сигнап с усилителя 31 соответствует положению муфты и поступает в систему управления и сигнализ ации агре г ат а, 164594!

При необходимости взять нагрузку на ведомый вал 2 запускают его двигатель. С началом вращения вала собачка 15 отжимает пружину и прижимается к храповому кольцу 6, но в зацепление не входит, пока частота вращения вала 2 не пренасит частоту вращения нала l .

В это время сигналы будут поступать с обоих датчикон 18 и 19 на формирователи 20 и 21, а с их выходов на блоки выделения совпадающих

22, несовпадающих 23 и разностнах

24 импульсов.

При наличии большой разности частот датчиков 18 и 19 совпадение их импульсов будет более частым, ио на находе блока 22 будут появляться лишь однночнае импульсы. Они не в состоян«и будут переполнить счетчик

25 и подать сигнап на триггер 26. По мере уменьшения разности между частота«и частота совпадения будет уменьшаться, а количество импульсов совпадения будет увеличиваться от одиночных импульсов до пачек импульсов.

В то же время импульсы с блока 23 будут появляться с частотой датчика

)9, за исключен«ем совпадаюших во времени импульсов от датчиков 18 и

19. Он«и будут сбрасывать в "0" счетчик 25 и триггер 26.

Импульсы с блока 24 буду удер живать триггер 29 в состоянии, что приведет к ныдаче car««ana на селектор по длительности импульсов 30 и на усилитель 31 сигнала "Муфта отключена". И в этом случае сигнал на ныходе соответ ствует состоя н«ю муф1ы.

По мере сближения частот датчиков периодические пачки совпадающих импульсов с блока 22 будут следовать все реже, но большие по численности импульсов в пачке. Наступит момент, когда они начнут переполнять счетчик 25, устанавливая триггер 26 в единичное положение и подавая сигнал на селектор 27 по дпитепьности импульсов. В остальное время между пачка«и импульсов с блока 22 будут идти импульс с блока 23 с частотой датчика 19. Ож будут сбрасывать счетчик 25 и триггер 26 в нуленое положение. Длительность импульсов, появляющихся на выходе триггера 26, является недостаточной для выдачи сигнала селектором 27.

Все реже в это время будут проходить импульж с блока 24. Они будут устанавливать триггер 29 в единичное положение, который будет сбрасы5 ,ваться в О очереднам импульсон с

11 II находа счетчика 25. Длительность импульсов на находе триггера 29 является недостаточной для выдачи сигнала селектором 30, что приводит к снятию сигнала "Муфта отключена" на выходе усилителя 31. По иере сокращения разности частот датчиков и подходу их к одинаковой частоте последl5 ним на триггер 29 придет импульс со счетчика 25 и установит его в "0".

Как только частота нращения вала 2 начнет пренашать частоту вращения вала 1, произойдет зацепление собач20 ки )5 и храпового кольца 6, и частоты вращения валов 1 и 2 будут равными, а шпицы полумуфпа 17 (по заданной конструкции) установятся точно против впадин полумуфты 7. При до25 попнительном моменте на валу 2 и отсутствии давления масла черпакового насоса (разность частоты вращения корпуса 3 и sana 2 равна нулю) винт

9 начнет проворачиваться в гайке 13.

30 При этом последняя не имея воэможности вращаться вместе с винтом 9, начнет перемещаться по нему вправо и вводить в зацепление шлицы полумуфт 17 и 7 силовой муфты сцепления

35 и наводить иэ зацепления собачку )5 и храповое кольцо 6. В этот момент возможна следующая аварийная ситуация: полного зацепления полумуфт 17 и 7 не произошло в результате "эаеда40 «яя в системе муфты и крутящкй жмент от вала 2 на вал 1 будет передаваться через неполное зацепление и сломает их, Таким образом, в создавшейся ситуацыа приводной двига45 тель вала 2 не должен получить размещение на набор мощности и подкпкг чение нужно повторить. сначала, В момент неполного зацепления полумуфт 17 и 7 частота нращения обоих

50 валов 1 и 2 будет одинаковой, датчики 18 и 19 частот вращения будут м давать сигналы с одной и той же частотой; но смещенные во времени (при сборке муфты и установке датчиков

55 обеспечивается полное совпадение сигналов только при заданном угле поворота винта 9 в гайке 13 и полном включении пс«пуму4т 17. и 7). В этом случае появится сигнал на выходе бло1645941 ка 23 выделения несовпадающих импульсов, а на выходах блоков выделения совпадающих 22 и разностях 24 импульсов сигналов не будет, Таким образом, оба триггера 26 и 29 окажутся в нулевом состоянии и ни один сигнал (" Муфта включена" или "Муфта отключена" ), не даст разрешения на прием на вап 2 нагрузки, а оператор вынужден будет повторить операцию подкпючения сначала. При полном зацеплении полумуфт 17 и 7 сигналы с датчиков 18 и 19 будут иметь строго одну и ту же частоту вращения и точ- 15 но совпадать по времени, что обеспечивается конструкцией муфты, В это время постоянно будет поступать сигнал с блока 22 выделения совпадающих импульсов на счетчик 25, 20 который будет переполняться и выдавать сигнал на триггер 26, Последний установится в положение "1" и выдаст сигнал на селектор 27 и через него на усилитель 28 сигнапа "Муфта вкпючена". Сигнал на его находе соответствует положению муфты и используется для разрешения приема нагрузки на вап 2.

Формул а из обр ет ения

Способ контроля вкпючения силовой обгонной муфты сцепления, включанаций форлырование двух последовательностей импульсов, частоты которых пропорциональны частотам вращения ведущего и ведомого валов, сравнение частот этих последовательностей импульсов и формнроваже сигнала о включении муфты, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности контроля включения муфты, дополнительно определянл совпадение и несовпадение во времени импульсов, сигнал о включении муфты формируют по совпадению во времени и раз подряд импульсов, сигнал об отключении муфты форжруюг по наличию разности частоты последовательностей импульсов, а по несовпадежю

У во времени импульсов при одннакожх частотах их поспедовзтельностей онределя ют аварийную ситуацию неполного вкпючения муфты.

1645941

Фа8 2

Составитель В,Воронков

Техред И.яндык Корр ектор А. Обруч а р

Редактор Е.Копча

Заказ 1350 Тираж 485 Подпи сное

ВЯОП1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКН1 СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательскии комбинат "Патент", г . Ужгород, ул. аi . рина, 1<1 I

Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления Способ контроля включения силовой обгонной муфты сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматикеи может быть использовано при построении систем централизованного контроля параметров нескольких одновременно работающих в одинаковых режимах однотипных объектов контроля или нескольких параллельных идеи-

Изобретение относится к информационноизмерительной технике, а именно к периферийным контроллерам с последовательным интерфейсом, и может быть использовано для автономной проверки исправности удаленных периферийных устройств, связанных с центральной УВК, во время проведения регламентных работ при эксплуатации, при изготовлении изделий и проверке его на этапе выпуска

Изобретение относится к системам автоматического контроля за многократно повторяющимися однотипными технологическими процессами массообмена между производителем рабочей среды (компрессором, газификатором ,насосом ) и накопителем рабочей среды (емкостью, сосудом, баллоном )

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для локализации и прогнозирований предаварийных и аварийных состояний сложных технических объектов

Изобретение относится к технической кибернетике и может быть использовано в практических задачах идентификации , фильтрации, прогнозирования , управления и и любых других приложениях , где требуется в условиях априори неизвестных данных получить эквивалентную в смысле требуемой точности описания модель как стационарных , так и нестационарных случайных процессов

Изобретение относится к контрольным устройствам, предназначенным для измере18 ния напряжения, и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для централизованного контроля и регистрации параметров

Изобретение относится к технике экспериментального определения частотных характеристик импульсных систем автоматического регулирования и их элементов и может быть использовано при разработке и создании таких систем

Изобретение относится к радиотехническим измерениям

Изобретение относится к средствам контроля устройств автоматики и телемеханики и может быть использовано, в частности, для контроля исправности их выходных каскадов (силовых управляемых ключей)

Изобретение относится к области полетного контроля датчиков угловых скоростей, входящих в состав систем автоматического управления летательных аппаратов

Изобретение относится к комплексному контролю исправности датчиков системы автоматического управления самолета

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля, в частности к системам контроля цифроаналоговых, аналого - цифровых, цифровых и аналоговых узлов радиоэлектронной аппаратуры (РЭА)

Изобретение относится к области управления и регулирования и, в частности к области контроля и управления автоматизированными комплексами с использованием электрических сигналов в роботизированных производствах

Изобретение относится к сложным изделиям автоматики, вычислительной техники и может быть использовано в управляющих вычислительных комплексах, информационно-управляющих комплексах и автоматизированных системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к контролю и диагностированию систем автоматического управления и их элементов и может быть использовано для диагностирования линейных динамических объектов, состоящих из апериодических звеньев первого порядка

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к области техники измерений, конкретно к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА)
Наверх