Тренажер телеграфиста

 

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов , блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков , блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов , блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов и блок 9 изменения программы обуче- . ния. Изобретение позволяет при успешной тренировке автоматически изменять программу, меняя местами согласные и гласные буквы двухзначного слога, и осуществлять переход от двухзначных к трехзначным слогам без остановки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5y)g G 09 В 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.,ы .Ь ; - ) сЛл%6Щ 1

+- .. с.. (:В

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ пРН ГКНТ СССР (21) 4686119/24 (22) 03.05.89 (46) 15.05.91. Бюп. У 18 (72) Н.И.Кудряшов, А.В.Карлов, В.A.Кирюхин и В.В.Мухортов (53) 681.3.041(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1476513, кл. G 09 В 13/02, 1987. (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к обучаю1 щим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения — расши„„ЯО„„164959О А 1

2 рение дидактических возможностей.

Тренажер содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнейия, блок 3 счетчиков, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок

8 динамического формирования вопросов и блок 9 изменения программы обучения. Изобретение позволяет при успешной тренировке автоматически изменять программу, меняя местами согласные и гласные буквы двухзначного слога, и осуществлять переход от двухзначных к трехзначным слогам без остановки.

4 ил.

1649590

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов.

Целью изобретения является pacmaрение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренажера путем ликвидации остановок при успешном наборе (передаче) слоговых текстов и создании непрерывной игровой ситуации.

На фиг. 1 представлена структур 15 ная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 — функциональная схема блока регистрации; на фиг. 3 — то же, блока динамического формирования вопросов; на фиг. 4 — то же, блока изменения программы обучения.

Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 25 сравнения, блок 3 счетчиков, формирующих коды согласных и гласных букв, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов и блок 9 изменения программы обучения.

Блок 7 содержит счетчик 10 числа правильных ответов, счетчик 11 числа ответов (с регулируемым циклом ачета), первый и второй элементы И 12 и 13, элемент 14 запрета, элемент ИЛИ 15, индикатор 16 "Результат" и индикатор

17 "Стоп".

Блок 8 включает счетчик 18, одновибратор 19, генератор 20 импульсов (высокочастотный), элемент 21 запрета, элемент И 22, элементы ИЛИ 23, 24 и 25 и элемент 26 задержки.

Блок 9 имеет триггеры 27 и 28, элементы И 29,30 и 31, и элементы ИЛИ

32 и 33.

Тренажер работает следующим образом.

Включают питание. Запускается генератор 20. При нажатии кнопки "Пуск" (не показана) импульс с выхода блока 1 поступает на вход блока 7, уста навливая счетчики 10 и 11 в исходное состояние, на вход блока 9 — на вход

5S триггера 28, переводя (подтверждая) его в нулевое положение (на первом выходе — нулевой потенциал, а на втором выходе — единичный потенциал, который прикладывается к входу элемента И 22, подготавливая цепь для прохождения импульса с первого выхода счетчика 18 при поступлении второго импульса на его счетный вход), через элемент ИЛИ 32 — на вход триггера 27, обеспечивая появление (подтверждая наличие) единичного потенциала на его первом выходе, который прикладывается к третьему входу элемента И 30, и на вход блока 8 — через элемент ИЛИ 25 на вход установки счетчика 18, устанавливая последний в исходное положение, и через элемент ИЛИ 24 — на вход одновибратора 19, запуская последний.

Импульс с выхода одновибратора 19, поданный на управляющий вход элемента

21, выключает свечение индикаторов на блоке 6, поступая на входы элементов 29 — 31, обеспечивает прохождение импульсов высокой частоты с выходов генератора 20 через элементы-.И 29 и 30 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3. По окончании подачи импульса с выхода одновибратора

19 на соответствующих выходах дешифраторов блока 4 появляются единичные потенциалы, соответствующие данному случайному состоянию счетчиков блока

3, которые поступают на соответствующие входы шифраторов блока 5 и на соответствующие входы блока 2.

Кодовые комбинации соответствующих букв, согласных и гласных с выходов шифраторов блока 5 поступают на входы индикаторов блока 6.

Единичный потенциал с выхода элемента 21 (подача единичного импульса с выхода одновибратора 19 прекращена), подаваемый на управляющий вход блока 6, высвечивает на индикаторах слог из двух букв, начинаемый с согласной, например ЛА, который обучаемый должен воспроизвести на клавиатуре.

Обучаемый запоминает слог ЛА и воспроизводит его первую букву Л, ударяя пальцем руки по соответствующей клавише (не показано).

Если обучаемый правильно определил клавишу, то при ударе происходит за-. мыкание контакта микровыключателя, обеспечивающего появление импульса.

Этот импульс поступает на соответствующий вход блока 2, обеспечивая по90 6 через элемент ИЛИ 33 подается на третий вход элемента И 31, а нулевой потенциал с первого выхода — на вход элемента И 30. Обучаемому в следующем цикле предъявляются двухзначные слоги, начинающиеся с гласной буквы, например I0T.

Если обучаемый при передаче (наборе) в первом цикле допустил ошибку, то после воспроизведения второй буквы двадцать пятогс слога на выходе элемента И 12 единичный потенциал не появляется, так как на первом выходе счетчика 10 — нулевой потенциал. Обучаемому во втором цикле предъявляются двухзначные слоги, начинающиеся с согласной буквы, т.е. аналогично первому циклу.

После предъявления двадцати пяти слогов во втором цикле на втором выходе счетчика ti появляется единичный потенциал, который поступает на информационный вход элемента 14 запрета, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с второго выхода счетчика 10. Единичный потенциал с выхода элемента 14 высвечивает транспарант 16 "Результат", предлагая обучаемому (руководителю) снять показания со счетчика 10 и принять решение о продолжении или прекращении тренировки.

Возобновление тренировки осуществляется нажатием кнопки "Пуск" в блоке 1.

Если обучаемый в первом и во втором циклах не допустил ошибок, то после воспроизведения второй буквы последнего слога второго цикла íà BTG рых выходах счетчиков 10 и 11 появляются единичные потенциалы, которые прикладываются к обоим входам элемента И 13 и управляющему и информационному входам элемента 14 запрета, предотвращая загорание индикаторов 16.

Единичный импульс с выхоца элемента И 13 поступает на вход триггера 28, обеспечивая появление единичного потенциала и на его первом выходе, который через элемент ИЛИ 33 подается, на третий вход элемента И 31 и через е элемент ИЛИ 32 на вход триггера 27, обеспечивая появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к третьему входу элемента И 30, т.е. в третьем цикле на индикаторах блока 6 предъявляS 16495 явление на его первом выходе импульса правильного ответа, который поступает на вход счетчика 10, фиксируя правильный ответ, и через элемент ИЛИ 15 на вход счетчика 11 фиксируя очеред5 ной ответ. Импульс с выхода элемента 15 подается также на счетный вход счетчика 18, отмечая ответ на первую букву слога.

lO

Если обучаемый неправильно определил клавишу, то импульс появляется на втором выходе блока 2 и через элемент ИЛИ 15 поступает на вход счетчика 11, фиксируя ответ. ИмпУльс с выхода элемента ИЛИ 15 также поступает на вход счетчика 18, отмечая ответ на первую букву слога.

Сразу же за первой буквой слога. обучаемый воспроизводит вторую бук- 20 ву А. Работа элементов аналогична описанному выше.

Нажатие второй буквы слога вызывает появление импульса на первоь: выходе счетчика 18, который через эле- 25 менты И 22 и ИЛИ 23, поступает на входы элемента 26 задержки и элемента ИЛИ 24 ° Импульс с выхода элемента 24 запускает одновибратор 19, импульс с выхода которого поступает на управляющий вход элемента 21 запрета, прекращая предъявление слога на индикаторах. блока 6, и на управляющие входы элементов 29, 30 и 31, обеспечивая прохождение импульсов с выходов генератора 20 через элементы И 29 и 30 на входы соответствующих счетчиков блока 3.

Задержанный импульс с выхода элемента 26. возвращает счетчик 18 в исходное состояние.

Появление нового потенциала на управляющем входе элемента 21 запрета по прекращению импульса с выхода одновибратора 19 обеспечивает высвечивание на индикаторах блока 6 следующего нового слога, например РУ.

Если обучаемый двадцать пять сло-. гов подряд передал верно, то на первых выходах счетчиков 10 и 11 после воспроизведения второй буквы последнего слога первого цикла появляются единичные импульсы, которые прикладываются к входам элемента И 12. Импульс с выхода элемента И 12 поступает на вход триггера 27, обеспечивая появление на его втором выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с второго выхода триггера 27

1649590 ются слоги из трех букв: согласной, гласной, согласной.

Нулевой потенциал с второго выхода триггера 28 подается на вход элемента И 22 блокируя прохождение т Г

5 второго импульса с первого выхода счетчика 18 и обеспечивая подачу третьего импульса с второго выхода счетчиков 18 на вход элемента ИЛИ 23, т.е. смена слогов производится по,сле воспроизведения третьей буквы.

Носле воспроизведения последнего слога третьего цикла на третьем вы ходе счетчика 11 появляется единичный потенциал, который поступает на вход. индикатора 17 "Стоп", предупреждая обучаемого об окончании цикла.

Использование изобретения в устройствах для тренировки телеграфистов повышает эффективность тренажа за счет атоматизации перехода от цикла к циклу, ускоряет процесс приобретения навыка слогового набора — скорос- 25 ти передачи — путем создания игровой ситуации за счет смены местами согласных и гласных букв в слоге и переход". от двухзначных слогов к трехзначным без остановки при успешном усвоении, позволяет исключить затраты времени на малопроизводительные тренировки, связанные с функциональным состоянием обучаемого в данное время.

Формула изобретения

Тренажер телеграфиста, содержащий, блок дешифраторов, входы которого ñîåдинены с соответствующими выходами блока счетчиков, а выходы — с соответструющими входами блока шифраторов и соответствующими входами первой группы блока сравнения, вьгходы котоpoFo подключены к соответствующим вхо- 5 дам блока регистрации, а входы второй группы — к соответствующим информационным выходам блока ввода ответов, синхровыход которого соединен с третьим входом блока регистрации и первым входом блока динамического формир ов ния Вопросов, Вт ор ои Вход кот орого подключен к первому выходу блока регистрации, блок предъявления учебной информации, входы группы которого соединены с соответствующими выходами блока шифраторов, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей,, в него введен блок изменения программы обучения, состоящий из первого и второго триггеров, первого, второго и третьего элементов И и первого и второго элементов ИЛИ., причем выходы первого, второго и третьего элементов И соединены с соответствующими входами блока счетчиков, первые входы — с соответствующими выходами блока динамического формирования вопросов, а вторые входы -с четвертым выходом блока динамического формирования вопросов, нулевой вход первого триггера подключен к второму выходу блока регистрации, единичный вход— к выходу первого элемента ИЛИ, единичный выход — к третьему входу второго элемента И, а нулевой выход — к одному входу второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом третьего элемента И, а другой вход— с единичным выходом второго триггера, нулевой выход второго триггера подключен к третьему входу блока динамического форьырования вопросов, пятый выход которого соединен с входом. блока предъявления учебной информации, один вход первого элемента ИЛИ и единичный вход второго триггера подключены к третьему выходу блока регистрации, а другой вход первого элемента ИЛИ и нулевой вход второго триггера соединены с синхровыходом блока ввода ответов.

1649590

Составитель О. Болдырев

Техред Л,0лийнык Корректор А. Обручар

Редактор А.Лежнина

Заказ 1524 Тирам 290 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГKHT СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим машинам

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием основного изобретения по авт.св

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающи.м устройствам, предназначенным для обучения операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих, наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для формирования и контроля двигательных навыков, и может быть использовано для тренировки телеграфистов на первом этапе обучения

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов
Наверх