Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности, установленным в транспортных средствах, а именно к ремням Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции Устройство содержит корпус 1 в боковых стенках 2 которого иерез отверстия смонтирован ротор для намотки лямки ремня безопасности На онцах вала жестко закреплены храповые колеса 6 В корпусе 1 в стенках 2 поворотно смонтирована П-образная храповая защелка 8 с собачкой 23. ha колесе б закреплен зубчатый диск 13,на ступице 15 которого смонтирован инерционный диск 16 На ьыступе 17 диска 13 поворотно смонтирована собачка инерционного датчика ускорения ротора Собачка выполнена в виде подковообразного коромысла,

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУЬЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

d t. И 33 И0 г:gã и 1< --Г.„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕНИЯ!

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фи 2.7 (61) 1512838 (21) 4696941/11 (22) 23.05,89 (46) 30.05.91, Бюл, N 20 (71)Производственное объединение "Норма (72) Л.О.Тедер и M.Ý.Meðåëàéíå (53) 629,113.014 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1512838 кл. В 60 R 21/00, 1988. (54) АВАРИЙНО-ЗАПИРАЮЩЕЕСЯ ВТЯГИВА!ОЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМНЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности, установленным в

„; 5У«1652134 А2 (5l)> В 60 и 21/00//А 62 В 35/00 транспортных средствах, а именно к ремням. Пель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции.

Устрои тво содержит корпус 1. в боковых стенках 2 которого ерез отверстия смонтирован ротор для намотки лямки ремня безопасности. На концах вала жестко закреплены храповые колеса 6. В корпусе 1 в стенках 2 поворотно смонтирована П-образная храповая защелка 8 с собачкой 23.

На "îëåñå 6 закреплен зубчатый диск 13,на ступице 15 которого смонтирован инерционный диск 16, На выступе 17 диска 13 поворотно смонтирована собачка инерционного датчика ускорения ротора. Собачка выполнена в виде подковообразного коромысла, 1652134

25

40 одно плечо 37 которого имеет зуб 38 для взаимодействия с зубьями 29 венца, который, в свою очередь, поворотно смонтирован в кольцевом выступе 27 кожуха. а другое плечо 39 собачки выполнено с овальным отверстием 40 на конце, продольная ось которого направлена через центр выступа 17. А

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности в транспортных средствах, а именно к ремням безопасности водителей и пассажиров, в частности к аварийно-запирающим втягивающим устройствам для наматывания и блокирования лямки ремня безопасности.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции, На фиг.1 показано устройство со сторо ны инерционного механизма, кожух меха1 низма обрезан; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1, Устройство содержит П-образный корпус 1, в боковых стенках 2 которого через отверстия 3 смонтирован ротор 4 для намотки лямки ремня безопасности„На обеих концах полого вала 5 ротора 4 жестко закреплены храповые колеса 6, расположенные снаружи стенок 2 корпуса 1. Через фигурные отверстия 7 в стенках 2 в корпусе 1 поворотно смонтирована П-образная храповая защелка 8, оба плеча 9 которой охва,тывают корпус 1 снаружи и под действием собственного веса опираются на выступ 10 на стенке 2 корпуса, находясь таким образом в разомкнутом поло>кении их заостренных концов 11 относительно зубьев 12 храповых колес 6, На храповом колесе 6, находящемся на стороне инерционного механизма, соосно закреплен зубчатый диск13, зубья 14 которого совпадают с зубьями 12 храпового колеса. На ступице 15 зубчатого диска 13 поворотно смонтирован инерционный диск 16, а на ступице 17 диска

13 между последним и инерционным диском поворотно смонтирована собачка 18 инерционного датчика ускорения ротора.

Ротор 4 цилиндрическим отверстием 19 ступицы 15 зубчатого диска 13 опирается на трубчатый выступ 20, выполненный соосно ротору на внутренней стенке кожуха 21, закрывающего инерционный механизм, Отверстия 3 для прохода вала 5 ротора 4 через стенки 2 корпуса 1 имеют больший размер, чем ди-метр вала 5. С другой стороны (со стороны привода) ротор 4 аналогично опираетсч на трубчатый выступ, выполненный в стенке кожуха привода (не показано), и пружина 46 сжатия смонтирована между концом плеча 39 и выступом на диске 13.

Расстояние от отверстия 40 собачки до центра вращения ее превышает соответствующее расстояние до центра вращения диска

16 в два раза, а сам диск 16 выполнен из синтетического материала, 3 э,п. ф-лы, 1 ил. поэтому вращается, опираясь на указанные трубчатые выступы, не соприкасаясь со стенками 2 корпуса 1. На боковом выступе

22 плеча 9 защелки 8 шарнирно смонтирована двуплечая собачка 23, на конце вертикально расположенного плеча 24 которой выполнен поперечный профильный зуб 25,, Собачка 23 смонтирована на втулкн 26, имеющей квадратное центральное отверстие, в которое с натягом введен выступ 22 плеча 9 защелки 8.

Ко>кух 21 на внутренней стенке имеет соосный с трубчатым выступом 20 кольцевой выступ 27, в котором поворотно смонтирован зубчатый венец 28 с внутренними зубьями 29, количество которых равно количеству зубьев храпового колеса 6. Венец 28 на своей цилиндрической периферии снабжен тремя радиальными выступами 29, 30 и

31, несущими штифтообразные упоры (не показаны), направленные к стенке 2 корпуса 1 для соблюдения необходимой дистанции венца 28 относительно смежных деталей, Радиальный выступ 29 венца выполнен с пластинчатым отростком 32, контактирующим с тыльной частью профильного зуба 25 собачки 23, Для прохода через кольцевой выступ 27 и возмо>кности передвижения в нем радиальных выступов 29, 30 и 31 в выступе 27 выполнены соответствующие вырезы 33 (фиг,1}, В гнезде 34 между ребром 35 и кольцевым выступом 27 кожуха 21 смонтирована пружина 36, оказывающая нажим на радиальный выступ 30 зубчатого венца 28, благодаря чему венец 28 находится в своем исходном положении, при котором зуб собачки 23 отстоит от окружности концов зубьев 14 зубчатого диска 13 на некотором расстоянии "а".

Собачка 18 инерционного датчика углового ускорения ротора 4 выполнена в виде подковообразного коромысла, одно плечо

37 которого имеет зуб 38 для взаимодействия с зубьями 29 венца 28, а второе дугообразное плечо 39 выполнено с овальным отверстием 40 на конце, продольная ось которого направлена через центр выступа

17, на котором собачка 18 смонтирована своим отверстием 41.

1652134

15

50

На зубчатом диске 13 выполнен выступ

42 с пальцем 43 и аналогичный выступ 44 с пальцем 45 образован на конце плеча 39 собачки 18, Между указанными выступами 42 и 44 на пальцах 43 и 45 смонтирована пружина 46 сжатия, стремящаяся повернуть собачку 18 так, чтобы зуб 38 ее плеча 37 не находился в зацеплении с зубьями 29 зубчатого венца. Для того, чтобы плечо 37 не касалось ступицы 47 инерционного диса 16, на зубчатом диске 13 выполнен ограничительный упор 48.

На внутренней боковой поверхности инерционного диска 16 выполнен штифтовидный выступ 49, который располагается в продолговатом отверстии 40 дугообразного плеча 39 собачки 18 (фиг,1). При этом в исходном положении датчика ускорения ротора 4 выступ 49 расположен в ближнем к оси вращения роторе конце продолговатого отверстия 40.

С целью оптимального расположения сопрягаемых деталей инерционного датчика углового ускорения ротора, расстояние от центра вращения собачки 18 до овального отверстия 40 выбрано превыщающим рассстояние от центра вращения инерционного диска 16 до его штифтовидного выступа 49 преимущественно в два раза. При этом достигается наилучшее совпадение дуг траекторий движения отверстия 40 и выступа 49, когда последний по направлению стрелки Е оказывает через выступ 44 давление на пружину 46, поворачивая плечо 37 собачки 18 в зацепление с венцом 28.

При описанной конфигурации собачки

18 инерционный диск 16 рационально изготавливать из пластмассы, так как собачка 18 обладает также некоторым моментом инерции, прибавляющимся к моменту инерции диска 16.

Устройство работает следующим образом.

При спокойном вра.цении ротора 4 в направлении стрелки С, т.е. когда лямка (не показана) из устройства вытягивается без ускорения — с равномерной скоростью, вместе с ним вращается зубчатый диск 13 с собачкой.18 и инерционным диском 16 как одно целое, а зубчатый венец 28 стоит в своем гнезде (внутри кольцевого выступа 27 . кожуха 21), удерживаясь пружиной 36 в исходном положении. При этом двуплечая собачка 23 находится за счет момента силы, создаваемого больше массой ее вертикального плеча 24, в исходном положении, когда между ее зубом 25 и окружностью зубьев 14 зубчатого диска 13 имеется зазор "а", При ускоренном вытягивании лямки из устройства соответственно получает угловсе ускорение ротор 4 и смонтированные нанем детали: собачка 18 и инерционный диск

16. Когда угловое ускорение ротора превысит заданную величину, например в аварийной ситуации или при резком замедлении транспортного средства(при этом пассажир смещается., нажимая своим телом на лямку), инерционный диск 16 сопротивлением своей инерции отстает в своем вращении от вращения ротора 4 (т,е. относительно зубчатого диска 13) и своим выступом 49 нажимает на выступ 44 дугообразного плеча 39 собачки 18, пружина 46 сжимается, а собачка 18 поворачивается вокруг своей оси— выступа 17 и, соответственно, зуб 38 ее плеча 37 входит в зацепление с зубом 29 зубчатого венца 28. Теперь усилие вытягивания лямки передается через плечо 37 собачки 18 на зуб 29 и венец 28, преодолевая сопротивление пружины 36, поворачивается в гнезде кольцевого выступа 27, а пластинчатый отросток 32 радиального выступа 29, оказывая давление на тыльную поверхность зуба 25 собачки 23, заводит зуб 25 в зацепление с одним из зубьев 14 зубчатого диска 13, В связи с этим в плече 24 собачки 23 возникает усилие, которое поворачивает П-образную защелку 8 в отверстиях 7 таким образом, что ее плечи 9 своими концами 11 входят в зацепление с зубьями 12 храповых колес 6 ротора 4 и последний блокируется, выход лямки из устройства прекращается, После прекращения действия инерционных сил, когда лямка окажется без нагрузки, пружинный привод (не показан) будет вращать некоторое время ротор в обратном стрелке С направлении и это приведет к тому,что собачка 18 возвратится в исходное положение. выйдя из зацепления с зубчатым венцом 28, а последний под действием пружины 36 повернется в свое исходное положение. Поэтому пластинчатый отросток

32 выступа отойдет от зуба 25 собачки 23, эуб 14 своей тыльной стороной вытолкает зуб 25 из зацепления, плечи 9 защелки 8 выпадут из зацепления с зубьями 12 храповых колес 6 ротора 4 и последний разблокируется.

Формула изобретения

1. Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства по авт. св.

N 1512838,oòëè÷àþùååñÿ тем,что. с целью повышения надежности и упрощения конструкции, собачка инерционного датчика углового ускорения ротора выполнена в виде подковообразного коромысла, одно плечо которого cíàáæåío зубом для взаи.",эдействия с зубьями зубчатого венца, 1652134

Составитель В,Ионова

Редактор M.Áàíäóðà Техред М,Моргентал Корректор C.×epíè

Заказ 1739 Тираж 339 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательско комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 а второе — с овальным отверстием на конце для взаимодействия с цилиндрическим выступом, выполненным на инерционном диске, а пружина сжатия, удерживающая собачку в разомкнутом положении, смонтирована между концом второго плеча и высгупом, выполненным на зубчатом диске ротора.

2, Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что продольная ось овального отверстия на втором плече проходит через центр вращения собачки.

3. Устройтво по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что расстояние от овального

5 отверстия до центра вращения собачки в два раза больше расстояния от него до центра вращения инерционного диска, 4. Устройство по пп.1 — 3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что инерционный диск выпол10 нен из синтетического материала.

Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх