Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения, применяемым при подготовке операторов по эксплуатации цифровых систем, в частности в процессе привития практических навыков обучаемым при локализации неисправностей. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей с повышением точности работы известного тренажера за счет введения триггера 21, элемента ИЛИ 22 и схемных взаимосвязей, описанных в формуле. Изобретение расширяет дидактические возможности тренажера, создает условия для активизации познавательной деятельности обучаемых. Положительный эффект достигается за счет возможности быстрой смены тест-программ и оперативной имитации действий обучаемых в широком диапазоне конфликтных ситуаций, присущих реально функционирующему вычислительному комплексу . Тренажер также содержит пульты оператора 1 и преподавателя 15, формирователь 9 кодов неисправности, блок 10 памяти действий оператора, счетчик 11, регистр 12, генератор 13, блок 14 задания программы обучения, блок 16 оценки, блок 17 задания времени, элемент 18 задержки, блок 19 сравнения. 10 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР У.GO!0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В (21) 4684325/24 (22) 03.05.89 (46) 23.06.91. 6юл. М 23 (72) А,А.Филимонов, А.Н.Романов, П.Н.Козлов и Н.M,Тарасов (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1524084 (положительное решение по заявке (Ф 4398780/24-24), кл. G 09 В 9/00, 1988. (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения, применяемым при подготовке операторов по эксплуатации цифровых систем, в частности в процессе привития практических навыков обучаемым при локализации неисправностей. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей с повышением точности работы

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для подготовки и обучения операторов по распознаванию и локализации неисправностей цифровых систем, и может быть использовано для привития практических навыков в ходе учебного процесса.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.

На фиг. 1 представлена структурная схема тренажера; на фиг. 2 — модули, датчики кодирования неисправностей и датчики ввода ответов; на фиг. 3 — узел задания кода диагностирующих программ; на фиг. 4 — генератор счетных импульсов; на фиг. 5 — регистр адреса; на фиг. 6 — пульт преподавателя; на фиг, 7 — блок памяти дей„„Яб „„1658193 A l известного тренажера за счет введения триггера 21, элемента ИЛИ 22 и схемных взаимосвязей, описанных в формуле. Изобретение расширяет дидактические возможности тренажера, создает условия для активизации познавательной деятельности обучаемых. Положительный эффект достигается за счет возможности быстрой смены тест-программ и оперативной имитации действий обучаемых в широком диапазоне конфликтных ситуаций, присущих реально функционирующему вычислительному комплексу. Тренажер также содержит пульты оператора 1 и преподавателя 15, формирователь 9 кодов неисправности, блок 10 памяти действий оператора, счетчик 11, регистр 12, генератор 13, блок 14 задания программы обучения, блок 16 оценки, блок

17 задания времени, элемент 18 задержки, блок 19 сравнения. 10 ил. ствий оператора; на фиг. 8 — структура константы, считываемой из программируемого постоянного запоминающего устройства: на фиг. 9 — узел фиксации; на фиг. 10 — блок оценки.

Тренажер оператора радиоэлектронной аппа ратуры содержит пульт 1 оператора, состоящий из модулей 2, подключенных к датчикам 3 кодирования неисправностей и датчикам 4 ввода ответов, узла 5 задания кода диагностирующих программ, узла 6 выдачи сигнала начальной установки, узла 7 выдачи сигнала начального пуска, узла 8 индексации, формирователь 9 кодов неисправности, блок 10 памяти действий оператора, счетчик 11, регистр 12, генератор 13, блок 14 задания программ обучения, пульт

15 преподавателя, блок 16 оценки. блок 17

1658193 времени, элемент 18 задержки, блок 19 сравнения, триггер 21, элемент ИЛИ 22.

Модуль 2 содержит (фиг. 2) две группы органов переключения. Переключатель 23 имеег две пары контактов. При включении переключателя 23 через первую пару контактов замыкается цепь прохождения сигнала опроса датчиков 3 с пульта 15. Вторая пара контактов переключателя 23 служит для имитации включения данного модуля по питанию. Переключатели 24 содержат столько элементов переключения, сколько типовых элементов замены (блоков, узлов, деталей и т,д.) имеет данный модуль 2, Каждый элемент переключателя 24 имеет в своем составе два пары коммутирующих контактов, причем при размыкании любого иэ переключателей 24 пары контактов выдает сигнал на триггер 25 датчика 4, а вторая оэра разрывает цепь опроса датчиков 3. Если модуль 2 неисправен, то он имеет перенчку между выходом первой пары переключателя 23 и одним из элементов переключения переключателя 24, который в этом случае соответствует неисправному

- лповому элементу замены. Перемычки находятся внутри модуля 2 и скрыты от оператора. Исправный модуль 2 перемычек не имеет. В исходном состоянии переключатель 23 разомкнут, а элементы переключателя 24 заик нуты.

Датчик 3 (фиг. 2) представляет собой контактный разъем, в который вставляется модуль 2. При этом сигнал опроса с пульта

15 через один входной контакт этого разьема поступает в модуль 2. Сигнал с выхода второй пары контактов переключателя 23 также через выходной контакт датчика 3 поступает в первую зону формирователя 9 для имитации функционирования аппаратуры при конфигурации, созданной оператором, Датчик 4 (фиг. 2) представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигнала при каждом включении переключателя 23 или выключении любого из элементов переключателя 24, Например, это- последовательно соединенные синхронный триггер 25, формирователь 26 импульса (например, дифференцирующая цепь), объединенные на выходе элементом ИЛИ 27.

Узел 5 задания кода диагностирующей программы (фиг. 3) представляет собой последовательно соединенные органы 28 переключения кода диагностирующей программы, шифратор 29, регистр 30 начального адреса. Если модуль 2 включен по питанию (включен переключатель 23) и неисправен (в модуле имеется перемычка), то сигнал с пульта 15 через замкнутую первую пару контактов переключателя 23, перемычку и один иэ нормально замкнутых элементов переключателя 24 поступает на соответствующий выходной контакт, обеспечивающий передачу сигнала во вторую зону формирова5 теля 9. Запись начального адреса (h A базы) в регистр 30 и выдача с него на счетчик 11 происходят по сигналу с узла 7 выдачи сигнала начального пуска.

Узел 6 выдачи сигнала начальной уста10 новки предназначен для установки в исходное состояние регистра 30, узла 5 .формирователя 9, счетчика 11, регистра 12, генератора 13.

Узел 7 обеспечивает выдачу сигналов на

15 узел 5, счетчик 11 и генератор 13.

Узлы 6 и 7 представляют собой последовательно соединенные органы переключения (кнопка. тумблер, клавиша и др), триггер, формирователь импульса (напри20 мер, дифференцирующая цепь) аппаратурно могут быть реализованы аналогично узлу

20 (фиг. 9).

Узел 8 состоит из набора информационных полей, на которых индицируются (напри25 мер, светодиодами, лампами накаливания, стрелочными приборами и т.д.) конфигурационные состояния модулей и функциональные признаки неисправности. Информация для отображения в узле 8 заносится с соответст30 вующих разрядов регистра 12.

Формирователь 9 может быть выполнен на триггерном регистре, собранном на триггерах, с цепями установки исходного состояния. Информационные выходы

35 формирователя 9 можно условно разделить на две зоны: первая зона (Л Ал ) — в нее заносится информация от переключателей

23 и служит для формирования адресов констант, имитирующих прохождение диагно40 стирующих программ при различных конфигурациях тренажера; вторая зона (ANa) — в нее заносится информация от переключателей 24 и служит для формирования адресов констант, имитирующих

45 возникновение аварий с различными типами функциональных признаков неисправности, которые соответствуют неисправностям, возникающим в тех или иных типах Т33-ячеек (функциональных узлов, ячеек) и т.д.

50 Генератор 13 (фиг. 4) может быть выполнен на основе элемента ИЛИ 31, триггера 32 и автоколебательного мультивибратора 33, управляемого ассинхронным триггером 32.

Установка триггера 32 в нулевое состояние

55 осуществляется сигналом с узла 6 (М+1) разрядом регистра 12, объединенных в генераторе 13 элементов ИЛИ 31. Установка триггера 32 в единичное состояние происходит по сигналу с узла 7.

1658193

Г

50

Блок 14 представлет собой программируемое постоянное запоминающие устройство (ППЗУ), в котором записан набор констант, имитирующих на узле 8 процесс прохождения той или иной диагностирующеи программы при определенной конфигурации аппаратуры, набор конфигурационных констант и констант, имитирующих возникновение различных типов неисправности, Константа, считываемая из блоков 14 (фиг. 8), содержит в начальных разрядах информацию о начальном адресе выбранной оператором диагностической программы, в следующ< х разрядах — информацию о конфигурационном состоянии модулей, разряды с (К- 1) по 14 не-.ут информацию и функциональных признаках неисправно— ели. Послелний (M 1) разряд содержит признак неиспрагности, появление которого приводит к ост,=:нову генератэра 13, Счетчик 11 (DL1<. 5) может быть Bblnoflнен из элемента ИЛИ 34 и счетчика 35 с предварительной установкой адреса диагностирующей .1оограммы, счетным зхрдом и входом уста«огки исходного состояния.

Вход г редварительной установки счетчика 35 соединен с выходом элемента ИЛИ

34 на который поступают сигналы от узла 7 блока 19 и от пульта 15.

Регистр !2 представляет собой параллельный регистр и аппаратурно может быть выполнен аналогично формирователю 9, Пульт 15 содержит органы 36 переключения конфигурационного режима, шифраторы

3?, регистр 38 адреса конфигурационной конс энты. Запись информации в регистр 38 (ЛАчк) происходит ro сигналу "КОНФИГУРАЦИЯ", который вырабатывается с помощью элемента 39 и формирователя 40 импульсов.

В состав пульта 15 преподавателя, кроме того, входят элемент ИЛИ 41, узел 42 опроса датчиков 3 кодирования неисправности, формирователь 43 импульса, а также регистрирующий прибор 44, например вольтметр.

Блок 10 (фиг. 7) может быть выполнен из элемента ИЛИ 45 и счетчика 46 со счетным входом и цепями установки исходного состояния.

Счетный вход счетчика 45 соединен с выходом элемента 45, который обьединяет выходы датчиков 4, принадлежащих модулям 2 данного типа.

Узел 20 (фиг. 9) предназначен для фиксации окончания выполнения задания оператором и содержит в своем составе последовательно соединенные орган 4? переключения. триггер 48 и формирователь 49 импульсов.

2r п

r.5

В исходном состоянии регистр 30, формирователь 9, счетчик 11 и регистр 12 обнулены, триггер 32 и триггеры 25, а также триггер 51 находятся в нулевом состоянии.

В тренажере оператора радиоэлектронной аппаратуры предумотрено три режима рабогы. Установка конфигурации, проверка аппаратуры тренажера на тест-программах и 1ренировка оператора по локализации и устранению неисправностей, который имеет два подрежима: локализация и замена неисправного модуля; локализация и замена неисправного ТЭЗа (ячейка, функциональный узел, деталь и т.д.).

Блок 16 (фиг. 10) в своем составе содержит цифровые компараторы 50 (пп <ислу различных типов модулей), триггер 51, генератор 52 импульсов опроса. выполненный на основе автоколебательного мультивибратора, счетчик 53 адреса опрашиваемой группы, преобразователь 54 кодов, схему 55 деления серии входных импульсов на коэффициент из К, счетчики 56 номера опрашиваемой группы элемент И 57, дешифратор

58 (группа вентилей), пять групп вентилей

59, элементы ИЛИ 60, сумматор 61 накапливающего типа, цифроаналоговый преобразователь 62.

Перед началом работы преподаватель вводит в тренажер неисправности путем установки перемычек в модуль 2. При этом с пульта 15 не выдает сигналы опроса датчиков 3.

В режиме установки конфигурациипреггодаватель дает задание обучаемому оператору на создание конфигурации, обеспечивающей выполнение заданной им программы обучения. и на органах 36 включает переключатель. соответствующий заданной операции. Сигнал "Конфигурация "с органов 36 преобразуется шифратором 37 в адрес конфигурационной константы. Одновременно с этим сигнал "Конфигурация" с органов 36, пройдя элемент ИЛИ 39. преобразуется в импульсный вид формирователем 40 и поступает на стробирующий вход регистра 38, где произвпдит запись в данный регистр адреса конфигурационной константы. Сигнал "Конфигурация" с выхода формирователя 40 через элемент ИЛИ 41 поступает на вход асинхронного триггера 21 и устанавливает его в единичное состояние. запуская тем самым блок 17 задания времени. Этим же сигналом происходит обнуление сумматора 61 блока 16 оценки.

Сигнал " Конфигурация" с выхода формирователя 40 поступает на вход элемента

34 и производит запись в него адреса.

После записи полного адреса в счетчик

1! происходят выборка конфигурационной

1658193 константы из блока 14 и запись ее в регистр

12.

Одновременно с записью конфигурационной константы на регистр 12 сигнал "Конфигурация" с выхода формирователя 40 через элемент ИЛИ 22 устанавливает счетчик 46 в исходное состояние, Оператор, получив задание на установку конфигурации, включает на модулях 2 необходимые для заданной конфигурации переключатели 23, При этом через первую пару контактов замыкается цепь прохождения сигнала опроса датчиков 3, Сигнал с второй пары контактов устанавливает в единичное состояние триггер

25, формирователь 26 формирует импульсный сигнал, который через элемент ИЛИ 27 поступает на вход элемента ИЛИ 45 и суммируется с содержимым счетчика 46, Одновременно с этим сигнал с второй пары контактов переключателя 23 через входной контакт датчика 3 запишется в первую зону формирователя 9.

После установки конфигурации в счетчиках 46 будет находиться число модулей 2 каждого типа, включенных по питанию (в конфигурацию), а в первой зоне формирователя 9 будет записан код, определяющий какие именно модули 2 включены, Оператор, после завершения задания по установке конфигурации, включает на узле 20 орган 47, который перебрасывает триггер 48, а формирователь 49 вырабатывает импульс. Сигнал с выхода узла 20 поступает на вход асинхронного триггера 21 и устанавливает его в нулевое состояние, тем самым останавливая работу блока 17 задания времени. Этим же импульсом устанавливается в единичное состояние триггер 51 и начинается процесс формирования оценки действий оператора.

На компараторах 50 происходит сравнение необходимого количества данного типа модулей (эта информация находится в разрядах с (М+2) по S конфигурационной константы) с количеством фактически включенных модулей этого типа (информация находится в счетчиках 46 блока 10 памяти оператора). По результату сравнения на выходе каждого компаратора 50 возбуждаются соответствующие сигналы.

Одноименные выходы компараторов

50, выход блока 17 задания времени, информационные выходы формирователя 9 кодов неисправности подключены к информационным входам преобразователя 54, что обеспечивает преобразование параллельногО кода в последовательный. Все информационные входы преобразователя 54

15 ступают на счетный вход счетчика 53, выходы

20 которого подключены к адресным входам

55 условно разбиваются на пять групп:: опроса.

Первая группа опроса объединяет все выходы цифровых 50 компараторов с меткой "Больше". Вторая группа опроса объединяет все выходы с меткой "Равно". Третья группа опроса объединяет все выходы с меткой "Меньше". Четвертая группа опроса включает в себя выход блока 17 задания времени. Пятая группа опроса включает в себя информационные выходы второй зоны формирователя 9 кодов неисправности.

После установки в единичное состояние триггера 51 разрешена работа преобразователя 54, счетчика 53 адреса опрашиваемой группы, счетчика 56 номера опрашиваемой группы и генератора 52 импульсов опроса.

Импульсы опроса с выхода генератора 52 попреобразователя 54, а также на счетчик 55 с переменным коэффициентом деления. На выходе счетчика 55 будет появляться импульс каждый раз после просмотра очередной группы опроса, который поступает на счетный вход счетчика 56.

Подсчитывая число импульсов генератора 52. счетчик 53, подавая соответствующие сигналы на адресные входы преобразователя 54, разрешает прохождение сигналов с информационных входов преобразователя 54 на выход. На элементе

И 57 эти сигналы преобразуются в импульсную форму и поступают на стробирующий вход дешифратора 58. Соответствующие выходы дешифратора 58 подключены к первым входам вентилей 59, на вторые входы которых поступают коэффициенты с разрядов конфигурационной константы. Если на каком-либо из выходов компараторов 50 присутствует уровень логической "1", то данный сигнал пройдет преобразователь

54, элемент И 57 поступит на стробирующий вход дешифратора 58 и установит в состояние логической "1" тот выход, номер которого соответствует номеру опрашиваемой в. данный момент группы, который находится на счетчике 56. Сигнал логической "1" с выхода дешифратора 58, поступая на первые входы соответствующей группы вентилей

59, разрешит прохождение через них соответствующего коэффициента, который присутствует на вторых входах, Сигналы с одноименных выходов групп вентилей 59 объединяются на элементах ИЛИ 60 и поступают на сумматор 61 для суммирования.

Если на выходе элемента И 57 присутствует сигнал логического "0", то он, поступая на стробирующий вход дешифратора 58. не

1658193

5

30

40

50

55 разрешит дешифрацию номера опрашиваемой группы, и следовательно, ни один из коэффициентов не поступит на сумматор 61 для суммирования.

После опроса всех групп на входе преобразователя 54 счетчик 53 выдает с выхода переполнения сигнал, который поступает на вход триггера 51, устанавливая его в исходное состояние, При этом в исходное состояние устанавливаются преобразователь 54, счетчик 53, счетчик 56, генератор 52 не работает, а на сумматоре 61 находится суммарный код ошибок, совершенных оператором во время выполнения задания.

Код ошибки преобразуется преобразователем 62 и поступает на регистрирующий прибор 44. На этом режим установки конфигурации заканчивается.

В режиме проверки аппаратуры тренажера нв тест-программах преподаватель выдает задание обучаемому оператору на проверку тех или иных типов модулей 2. Это могут быть модули 2, включенные в конфигурацию в режиме "Установка конфигурации", или все те модули, которые оператор включит по заданию преподавателя.

Получив задание, оператор с помощью узла 6 обнуляет формирователь 9, счетчик

11 и регистр 12, триггер 32 и регистр 38, а затем на органах 28 набирает код диагностирующей программы, проверяющий заданную группу модулей 2. По сигналу начального пуска с узла 7 код выбранной диагностирующей программы преобразуется шифратором 29 в начальный адрес и заносится в регистр 30 начального адреса.

В счетчик 11 будет занесен код начального адреса выбранной диагностирующей программы и код, содержащий информацию о модулях 2, находящихся в данный момент в конфигурации.

Сигналом с узла 7 триггер 32 переводится в единичное состояние, тем самым разрешается формирование сигнала "+1", обеспечивающего естественный порядок формирования адресов констант счетчиком

1 l из той области ППЗУ, где записаны константы, имитирующие динамику прохождения диагностирующих программ при созданной конфигурации.

По адресу со счетчика 11 происходит выбор первой константы из блока 14 и запись ее в регистр 12 по сигналу с генератора

13, задержанному элементом 18 задержки на время выборки информации из ППЗУ

Разряды с 0 по и поступают на блок 19 сравнения, где происходит их сравнение с содержимым регистра 30 начального адреса. Разряды с (n+1) по К поступают с регистра 12 на узел 8, имитируя ход прохождения диагностирующей программы и индицируя на элементах индикации конфигурационное состояние модулей. При этом в разрядах с (К+1) по М, несущих информацию о функциональных признаках неисправности, записан нулевой код. Признак неисправности, (М+1) разряд, равен О, при этом не происходит остановка генератора 13. тем самым обеспечивается динамика прохождения диагностирующей программы. Содержимое остальных разрядов для режима проверки аппаратуры тренажера на тест-программах не оказывает влияния.

Преподаватель по узлу 8 оценивает практические навыки обучаемого по запуску диагностирующих программ и умению оценить результаты их выполнения. Данный режим работы проверяет основное оборудование тренажера и позволяет сделать вывод о том, что тренировка оператора по локализации и устранению неисправностей будет производиться на исправном тренажере.

Режим тренировки оператора по локализации и устранению неисправностей имеет два подрежима: режим локализации и замена неисправного модуля и Т33а соответственно.

Режим тренировки оператора по локализации и замене неисправного модуля осуществляется следующим образом.

Преподаватель выдает задание обучаемому оператору на поиск и замену неисправленного модуля. Оператор начинает работать аналогично режиму проверки аппаратуры тренажера на тест-программах, Отличие состоит в том, что преподаватель с пульта 15 с помощью узла 42 выдает сигнал опроса датчиков 3, по которому с помощью формирователя 43 вырабатывается сигнал. поступающий на вход элемента ИЛИ 22. Последний обнуляет счетчики 46 блока 10. Одновременно с этим сигнал с выхода формирователя 43 через элемент ИЛИ 14 обнуляет сумматор 61 блока 16 оценки и устанавливает в единичное состояние триггер 21, запуская тем самым в работу блок 17.

По сигналу опроса датчиков 3 информация об исходных неисправностях изучаемого модуля заносится с выхода переключателей

24 во вторую зону формирователя 9 кодов неисправности.

При совпадении кодов в блоке 19 вырабатывается сигнал. по которому происходит запись содержимого регистра 30 и формирователя 9 в счетчик 11.

При этом произойдет выборка из ППЗУ той константы, разряды с (K+1) по М которой на узле 8 проиндицируют функциональные признаки неисправности, характерные для данного типа модулей. Различные группы

1658193

10

55 функциональных признаков неисправностей того или иного ТЕЗа задаются перемычками в модуле 2, Появление (М+1) разряда на регистре 12 приведет к сбросу триггера 32, тем самым формирование сигнала "+1" мультивибратором 33 прекрашается.

Разряды, поступающие с регистра 12 в блок 16, содержат информацию о допустимом с точки зрения поиска неисправности данного вида количества замен каждого типа модулей как в зоне, так и вне зоны поиска неисправностей.

В процессе выполнения задания на тренажере оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет какие модули могут быть неисправными. Подозреваемый неисправный модуль 2 оператор может выключить по питанию и включить вместо него другой, аналогичного типа модуль. Затем необходимо запустить повторную диагностирующую программу, и, если функциональные признаки неисправности на узле 8 исчезли, то, следовательно, подозреваемый им модуль 2 действительно оказался неисправным. Если функциональные признаки неисправности вновь появились на узле 8, тогда оператор заменяет следующий модуль по питанию и т.д. При каждой замене модуля 2 по питанию срабатывает переключатель 23, соответствующий триггер 25 меняет свое состояние, формирователь 26 выдает сигнал, который с выхода элемента ИЛИ 27 поступает в блок 10 и через элемент ИЛИ 45 увеличивает содержимое счетчика 46, относящегося к данному типу модулей 2, на единицу. Таким образом, на счетчиках 46 накапливается количество замен модулей 2 каждого типа. При этом в блоке 16 на компараторах 50 происходит сравнение допустимого количества замен модулей 2 с фактически совершенным. В результате сравнения на выходе каждого из компараторов 50 появляется один из трех сигналов аналогично режиму установки коинфигурации.

Блок 16 оценки различает следующие состояния модулей 2 и действий обучаемого: неисправный модуль заменен; неисправный модуль не заменен; исправный, но входящий в зону поиска модуль заменен; исправный, но входящий в зону поиска модуль не заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль не заменен.

Режим локализации и замены неисправного ТЭЗа осуществляется следующим образом. Преподаватель выдает задание

50 обучаемому на локализацию и замену неисправного ТЕ3а и сигнал разрешения опроса датчиков 3. При этом, как и в режиме локализации и замены неисправного модуля, устанавливается в единичное состояние триггер 21, запускается блок 17 задания времени и обнуляется сумматор 61 блока 16, сигналом с выхода формирователя 43 через элемент ИЛИ 22 обнуляются счетчики 46. По сигналу с выхода узла 42 произойдет запись кода во вторую зону формирователя 9, Оператор в режиме локализации и замены неисправного ТЭЗа на первом этапе может работать аналогично режиму локализации и замены неисправного модуля 2. В случае уже имеющихся хороших практических навыков по локализации неисправных модулей 2 оператор может, минуя первый этап, сразу приступить ко второму этапу работы.

На этом этапе оператор, введя неисправный модуль 2 в конфигурацию, запускает аналогично описанному диагностирующую программу, После запуска на узле 8 появляются функциональные признаки неисправности. Анализируя данные признаки, оператор включает переключатели 24, соответствующие подозреваемому неисправному ТЭЗу, При каждом переключении, как в режиме локализации и замены неисправного модуля 2, соответствующий триггер 25 меняет свое состояние, формирователь 26 вырабатывает импульс, который с выхода элемента ИЛИ 27 поступает в блок 10, где на счетчиках 46 происходит подсчет количества замен ТЭЗов.

В случае, если подозреваемый ТЭЗ действительно оказался неисправным, т.е. в цепи опроса датчиков есть перемычка, то при переключении соответствующего переключателя 24 произойдет разрыв цепи опроса датчиков 3 и во вторую зону формирователя

9 запишется нулевой код. Если подозреваемый ТЭЗ оказался исправным, то при переключении переключателя 24 во второй зоне формирователя 9 никаких изменений не. произойдет. Запуская после каждого переключения диагностирующую программу, оператор убеждается в наличии или отсутствии на узле 8 функциональных признаков неисправности.

По окончании работы оператор с помощью узла 20 действует как в режиме работы по локализации и замене неисправного модуля 2. При этом в разрядах константы, с считанной из ППЗУ, находящихся в регистре 12, содержится информация. аналогичная указанному режиму.

1658193

Формула изобретения

Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры, содержащий блок сравнения, входы первой группы которого соединены с соответствующими информационными входами первой группы счетчика и с соответствующими выходами пульта оператора, входы второй группы — с соответствующими выходами первой группы регистра, а выход — с первым входом записи счетчика, второй вход записи которого подключен к входу записи генератора и к первому выходу пульта оператора, второй выход которого соединен с установочными входами счетчика и формирователя кодов неисправности и с первым входом останова генератора, второй вход останова которого подключен к выходу регистра, а выход соединен со счетным входом счетчика и входом элемента задержки, выход элемента задержки подключен к выходу записи регистра, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания программы обучения, адресные входы которого подключены к соответствующим выходам счетчика, выходы второй и третьей групп регистра соединены с соответствующими входами группы пульта оператора и соответствующими информационными входами первой группы блока оценки, выход блока оценки подключен к первому входу пульта преподавателя, первый выход которого соединен с входом пульта оператора, выходы второй группы которого подключены к соответствующим информационным входам формирователя кодов неисправности, информационные выходы первой группы которого соединены с соответствующими входами второй группы блока оценки и счетчика, выходы третьей группы пульта оператора подключены к соответствующим

5 информационным входам блока памяти действий оператора, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами третьей группы блока оценки, информационные входы четвертой

10 группы которого подключены к соответствующим выходам блока задания времени, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены триггер, один

15 установочный вход которого соединен с третьим выходом пульта оператора и одним управляющим входом блока оценки, другой установочный вход — с вторым выходом пульта преподавателя и другим управляю20 щим входом блока оценки, а выход — с входом блока задания времени, и элемент ИЛИ, выход которого подключен к синхровходу блока памяти действий обучаемого, первый вход — к третьему выходу пульта преподава25 теля, а второй вход — к третьему входу записи регистра и к четвертому выходу пульта оператора, второй вход которого соединен с соответствующим выходом пульта оператора, а выходы группы — с соответствующи30 ми информационными входами третьей группы счетчика, информационные входы четвертой группы которого подключены к соответствующим выходам второй группы формирователя кодов неисправности, ин35 формационные входы четвертой группы блока оценки соединены с соответствующими выходами четвертой группы регистра.

1658393

1658193

1658193

Юаиэао ионфигаРа- финкциомаль - нжслро8яости циаме лйе призна- g y

УЩМ(»

)МАМ кВ й16

От 2д

Om 1$

Фиг. 70

Составитель А. Карлов

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор М.Демчик

Редактор В.Гратилло

Заказ 1715 Тираж 296 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

От 10

0m 12

От а

От 72

0m 17 ко

Фие. 3

21

Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике , в частности к имитаторам подвижных объектов, и может быть использовано для подготовки операторов в автоматизированных системах управления

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам ввода учебной информации для имитационного моделирования функциональной символики пульта управления, и может быть использовано при построении диалоговых систем пользователя с ЭВМ в сложной АСУ

Изобретение относится к наглядным пособиям для учебных целей

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при тренировке внимания и профессиональном отборе операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для профессионального отбора операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для профессионального отбора и тренировки оперативной памяти операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх