Трехфазный трансформатор для импульсного преобразовательного агрегата
Изобретение относится к электротехнике, а именно к трансформаторам для мощных импульсных преобразовательных агрегатов, выполненных по шестифазной нулевой схеме выпрямления. Цель изобретения - улучшение массогабаритных показателей и повышение КПД трансформатора за счет снижения потерь холостого хода. Сетевая обмотка 3 трансформатора выполнена из двух частей, расположенных на двух концентратах: витки 4 на первом концентрате, а секции 16 - 19 на втором концентрате, где они чередуются по высоте с секциями 8 - 15 вентильной обмотки. Части сетевой обмотки соединены последовательно между собой. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н Ot F 27/28
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4657893/07 (22) 03.03.89 (46) 07.07.91. Бюл. М 25 (71) Производственное объединение "Уралэлектротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) А.В.Виноградов, Л.М,Пестряева и Я.Л,Фишлер (53) 621.314,228 (088.8) (56) .Фишлер ЯЛ., Урланов P,Н. Преобразовательные трансформаторы. М.: Энергия, 1974, с. 46, рис.2-4, (54) ТРЕХФАЗНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР
ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА
„, Ы,, 1661850 А1 (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к трансформаторам для мощных импульсных преобразовательных агрегатов, выполненных по шестифазной нулевой схеме выпрямления, Цель изобретения — улучшение массогабаритных показателей и повышение КПД трансформатора за счет снижения потерь холостого хода.
Сетевая обмотка 3 трансформатора выполнена из двух частей, расположенных на двух концентрах; витки 4 — на первом концентре, а секции 16-19 — на втором концентре, где они чередуются по высоте с секциями 8 — 15 вентильной обмотки. Части сетевой обмотки соединены последовательно между собой. 1 ил.
1661850
Изобретение относится к области электротех««ики, а имеино к трансформаторам для мощных импульсных преобраэователь««ых агрегатов, выполненных по шестифазной нулевой схеме выпрямления, Целью изобретения является улучшение массогабаритных показателей трансформата и повышение его; КПД за счет снижения потерь холостого хода.
Потери к.з. не имеют значения ввиду незначительной продолжительности импульсов в сравнении с паузами между ними.
На чертеже представлена схема одной из фаз заявляемого трансформатора.
На стержне магнитной системы на двух концен трах 2 и 3 расположены сетевая
4 и ве«««иль««ая 5 обмотки. Вентильнэя обмотка 5 состоит иэ двух частей 6 и 7, На первом от стержня 1 концентре 2 расположены витки сетевой обмотки 4, а на концен«ре 3 расположены секции 8-15 вентильной обмотки 5 и секции 16 — 19 сетевой обмотки
4. Секции 8,10,12 и 14 части 6 вентильной обмотки 5 соединены между собой параллельно и чередуются по высоте концентра с секциями 9,11,13 и t5 части 7 вентильной обмотки 5, а также с соединенными параллельно между собой. Секции 16 — 19 второй части сетевой обл.отки 4 расположены между секциями вентильной обмотки и соединены последовательно с витками части сетевой обмотки 4, расположенными на концентре 2. Считая сверху. секции 8,10,12 и 14 аентильной обмотки будут иметь нечетные порядковые пол«ера соответственно
1,3,5 и . Под каждой из этих секций располагаются секции сетевой обмотки соответгтвенно 16,17,18 и 19. Секции «6-19 соедине««ы между собой последовательно (соединен««е может быть как последоватег«ьным, так и параллельным). Суммарное число витков в секциях 16 — 19 в рассматриваемом примере равно числу витков сетевой обмотки, расположенных на концентре 2.
Основным критерием, влияющим нэ выбор плотности тока в обмотках трансформатора для импульсных преобразователей, является обеспечение электродинамической стойкости обмоток при аварийных к,з.
Предлагаемое расположение обмоток позволяет сущ«ественно уменьшить диаме«О стержня маг««итопровода при условии обеспечения злектродинамической стойкости обмоток, приемлемых значениях осевых сил ч нэруж&&ом концентре и радиальных во внутреннем.
Введение между секциями разных частей вен ильной обмотки секций сетевой об&.«о «;и позволяет уменьшить число витков сетевой обмо ки, расположенное на первом
2Q
55 концентре. Энергия электромагнитного поля, определяющая величину напряжения к.з„пропорциональна квадрату числа витков первого концентра, поэтому указанное вынесение части витков сетевой обмотки на второй концентр позволяет существенно снизить напряжение к.з, на том же диаметре стержня мэгнитопровода или при неизме««ной величине напряжения к.з, значительно снизить диаметр стержня магнитопровода. При этамдобэвка электромагнитной энергии, вызванная расположением секций сетевой обмотки на втором концентре, как показывэ«от расчеты, незначительна. Уменьшение диаметра стержней и ярем магнитной системы приводит к снижению расхода электротехнической стали, уменьшению потерь холостого хода и уменьшению диаметров обмоток.
Расположение секций сетевой обмотки после секций вентильной обмотки с нечетными номерами позволяет достигнуть симметрии в расположении секций разных частей вентильной обмотки, за счет чего обеспечивается равенство частичных напряжений к,з. и достигается равномерность токораспределения по секциям частей.
При этом достигается также необходимый уровень сильной электромагнитной связи между частями вентильной обмотки при минимуме усилий в режимах аварийных к.з, Последовательное соединение витков первого концентра с секциями сетевой обмотки,. расположенными на втором концентре, позволяет нужным образом распределить м,д.с. сетевой обмотки между кон центрами, Для трансформатора мощностью 50
МВА, предназначенногодля питания преобразователя с током в импульсе 100 кА, использование предлагаемого изобретения позволяет уменьшить диаметр стержня магнитопровода от 630 до 530 мм. за счет чего снижается масса магнитопровода от 24 до
16 т при возрастании массы обмоточной меди от 4 до 6 т и тем самым снижается масса активных матсриалов трансформатора от 28 до 22 т, уменьшаются потери холостого хода трансформатора от 40 до 30 кВт и в 1,3 раза уменьшается площадь, занимаемая трансформатором.
Формула изобретения
Трехфазный трансформатор для импульсного преобразовательного агрегата, содержащий расположенные нэ двух концентрах сетевую обмотку и расщепленную на две части вентильную обмотку. состоящую из секций, причем секции частей вентильной обмотки расположены иэ втором от
1661850
Составитель А. Панибратец
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Пожо
Редактор Л. Гратилло
Заказ 2129 Тираж 362 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул, Гагарина, 101 стержня концентре и чередуются между собой по высоте, отличающийся тем, что. с целью улучшения массогабаритных показателей и повышения КПД за счет снижения потерь холостого хода, сетевая обмотка выполнена из двух частей, одна часть сетевой обмотки расположена на первом концентре, а другая часть — на втором кон-. центре и состоит из секций, каждая из которых расположена между секциями разных частей вентильной обмотки, а секции сете5 вой обмотки соединены последовательно с частью сетевой обмотки, расположенной на первом концентре.