Система управления движением сочлененных тракторов

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным тракторам сельскохозяйственного машиностроения. Цель изобретения - повышение эффективности работы за счет регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхозорудия. Система включает в себя источник 1 давления, рабочей жидкости, гидрораспределитель 5, кран 16, гидрораспределитель 15 и гидроцилиндры 11 - 13. Гидроцилиндр 11 обеспечивает подъем и опускание сельхозорудия. Шток гидроцилиндра 13 связан с всережимным регулятором двигателя ведомой секции. Дополнительный гидроцилиндр 12 служит для преобразования потенциальной энергии поднятого в транспортное положение сельхозорудие в энергию рабочей жидкости, для чего его шток установлен с возможностью одностороннего воздействия на него траверсы 17, закрепленной на штоке гидроцилиндра 11. При опускании сельхозорудия рабочая жидкость из гидроцилиндра 12 нагнетается через перепускной клапан 23 в гидроцилиндр 13, благодаря чему устанавливается максимальная частота вращения двигателя. При подъеме сельхозорудия давление рабочей полости гидроцилиндра 11 передается в управляющую полость гидрораспределителя 15, который обеспечивает сообщение полости гидроцилиндра 13 со сливом, а пружина 14 переводит всережимный регулятор двигателя ведомой секции в положение, соответствующее уменьшенной частоте вращения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАР СТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4671469/11 (22) 03.04.89 (46) 15.07.91, Бюл. М 26 (71) Производственное объединение "Волгоградский тракторный завод" им. Ф.Э.Дзержинского и Научно-производственное объединение "Целинсельхозмеханизация" (72) Ю.С.Беленький, Н.Ф.Гридин и В.П.Шевчук (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1546334, кл. В 62 059/04, 1988.

I 0 гО-

„, Ы,ь 1662894 А1 (я)з В 62 D 59/04, В 60 К 41/02, В 62 0 9/04 (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ С04ЛЕНЕННЫХ ТРАКТОРОВ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным тракторам сельскохозяйственного машиностроения. Цель изобретения — повышение эффективности работы системы за счет регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхоэорудия. Система включает в себя источник 1 давления рабочей жидкости, гидрораспределитель 5, кран 16, гидрораспределитель 15 и гидроцилиндры 11-13.

Гидроцилиндр 11 обеспечивает ггадьем и опускание сельхозорудия. Шток гидроцилиндра 13 связан с всережимным регулятором двигателя ведомой секции, Дополнительный гидроцилиндр 12 служит д ля преобразования потенциальной знергил поднятого в транспортное положение сельх зорудия в энергию рабочей жидкости, для ,ч гоего шток установлен с возможностью оцностороннего воздействия HB него тааверсы 17, закрепленной на штоке гидроцилиндра 11. Г! ри опускании сел ьхозорудия рабочая жидкость иэ гидрацилиндра 12 нагнетается

-нарез перепускной клапан 23 в гидроцилиндР

13, благодаря чему устанавливается максимальная частота вращения двигателя. При падьеме сельхозорудия давление рабочей полости гидроцилиндра 11 передается в управляющую полость гидрораспределителя

15, который обеспечивает сообщение полости гидрацилиндра 13 со сливом. а пружина

14 переводит всережимный регулятор двигателя ведомой секции в положение, соответствующее уменьшенной частоте вращения, i ил, Изобретение относится .< транспортно му машиностроению, в частности K системам управления сочлененных сельскохозяйственных тракторов.

Целью изобретения является повышение эффективности рабаты системы путем автоматического регулирования чистоты, вращения двигателя ведомой секции в зави,симости от положения сельхаэорудия.

На чертеже изображена гидравлическая схема системы управления движением сочлененных тракторов.

Система управления движением сочлененных тракторов состоит из насоса 1, приводимого от двигателя ведущей секции, гидробака 2, устройства разг!>узки, включающего в себя клапаны 3 и 4, и трехгазицион ного четырехлинейного гидрораспределителя 5. Нагнетательная магистраль 6 связывает насос 1 с входам устройства разгрузки и тре гьей линией гидрораспределителя 5. Управляющие голости клапанов 3 и 4 связаны мгнистралью 7 с второй линией гидрараспределителя 5. Первая линия гидрараспредели.еля 5 соедлнена магистралью 8 со сливом в гидрабак 2 и быстросоединяемой муфгай 9, а ега четвертая линия — с аналогичной муфтой 1(2.

Система содержит также гидрацилиндр

11 подьема сельхозорудий, дополнительный гидроцилиндр 12, гидроцилиндр 13 привода управления всере>кимным регулятором двигателя ведомой секции с возвратной пружиной 14, автоматический гидрараспределитель 15 с уг равлюощей полостью и двухпозиционный трехлинейный кран 16. Шток гидроцилиндра 11 выполнен с траверсой 17. При нижнем положении поршней гидроцилиндров 11 и 12 траверса

17 касается торца штока гидроцилиндра 12.

Рабочая полость гидрацилиндра 11 магистраль о 18 сообщена через последовательно соединенные регулируемый дроссель 19 и обратный клапан 23 с рабочей полостью гидроцилиндра 12, а магистралью 21 — с управляющей полостью автоматического гидрораспределителя. Одна из линий авто-5 матическога гидрораспределителя 15 сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра 13 непосредственно, с второй линией крана 16

-- магистралью 22, " с рабочей полостью гидроцилиндра 12 — через перепускной кла10 пан 23. Другая линия автоматического гидрараспределителя 15 магистралью 24 сообщена со сливом через муфту 9. Третья линия крана 16 сообщена магистралью 18 с рабочей полостью гидроцилиндра 11, а пер15 вая линия крана сообщена с четвертой линией гидроааспределителя 5 магистралью

25 через муфту 10. Перепускной клапан 23 и обратный клапан 20 срабатывают при дав20 лениях Р1 I<, Р соответственно, при этом справедлива соотношение P > Р>, устройства работает следующим образом, При выполненил машинно-тракторным

25 агрегатом технологической операции пор— шень гидра.i, ;ëллндра 11 находится в крайнем ни>кнсм положении, которое соответствует эаглубленному в почву рабочему органу сельхозорудия, При этом золот30 ник гидрараспределителя 5 находится в положении I, а кран 16 — в положении, при котором магистрали 25 и 18 сообщены, Траверса 17, воздейс гвуя на шток дополнительного гидроцилиндра 12, удерживает его

35 поршень также в нижнем положении, Рабочая жидкость от насоса 1 по магистрали 6 поступает на вход разгрузочного устройства и через него попадает в гидробак 2 через сливную магистраль, Поскольку давление в

40 управляющей полости гидрораспределитсля 15 отсутствует, то рабочая жидкость в полости гидроцилиндра 13 оказывается запертой краном 16, перепускным клапаном

23 и гидрораспределителем 1 .=,, в результате

1662894

40

55 чего поршень гидроцилиндра 13 удерживается в крайнем правом положении, поддерживая максимальный скоростной режим двигателя ведомой секции, В конце гона водитель поднимает сельхозирудие в транспортное положение, для чего переводит золотник гидрораспределителя 5 в положение

II. При этом происходит разобщение управляющей полости разгрузочного устройства со сливом, благодаря чему рабочая жидкость от насоса 1 через магистрали 6, 25 и

18 начинает поступать в гидроцилиндр 11.

Подъем сельхозорудия в транспортное положение сопровождается возрастанием давления в магистралях 18 и 21, вследствие чего золотник автоматического гидрораспределителя 15 перемещается в положение, при котором рабочая полость гидроцилиндра 13 оказывается сообщенной со сливом.

После этого пружина 14 перемещает поршень гидроцилиндра 13 в крайнее левое положение, и двигатель ведомой секции переходит на режим работы с уменьшенной частотой вращения. Одновременно с перемещением штока гидроцилиндра 11 начинаетсяя перемещение штока гидроцилиндра 12 благодаря поступлению рабочей жидкости в его полость через дроссель 19 и обратный клапан 20. Проходное сечение дросселя 19 регулируется так, чтобы скорость перемещения штока гидроцилиндра 12 была меньше скорости перемещения штока гидроцилиндра 11 подъема сельхозорудия.

Таким образом, при максимальном ходе h u

Н штоков названных гидроцилиндров соответственно зазор "а" между штоком дополнительного гидроцилиндра и траверсой 17 достигает максимальной величины, После заполнения полости гидроцилиндра 12 излишки рабочей жидкости сливаются в гидробак через перепускной клапан 23, гидрораспределитель 15 и магистраль 24. В начале гона водитель опускает сельхозору- . дие перемещением золотника гидрораспределителя 5 из положения II в положение

1. После этого управляющие полости клапанов 3 и 4 снова оказываются сообщенными со сливом, в результате чего рабочая жидкость от насоса 1 по магистрали 6 поступает на вход разгрузочного устройства и через него сливается в гидробак 2. Одновременно рабочая полость гидроцилиндра 11 оказывается сообщенной со сливом, а золотник гидрораспределителя 15 занимает положение, при котором рабочая полость гидроцилиндра 13 отсекается от сливной магистрали 24. Под действием веса сельхозорудий траверса 17 начинает опускаться и, выбрав зазор "а", воздействует на шток дополнительного гидроцилиндра 12. Вытесняемая из гидроцилиндра 12 жидкость через перепускной клапан 23 поступает в гидроцилиндр 13, благодаря чему восстанавлива. ется максимальный скоростной режим двигателя ведомой секции. Описанный режим работы может быть использован также при длительной транспортировке сельхозорудия.

При отсутствии сельхозорудия эконо10 мичный транспортный режим работы (когда двигатель ведомой секции работает на пониженных оборотах) достигается следующим образом, Кран 16 устанавливается в позицию, когда магистраль 25 сообщается с магистралью 22, а золотник гидрораспределителя

5 — в положение I. При этом, как описано ранее, рабочая жидкость от насоса 1 по магистрали 6 попадает на вход разгрузочного устройства и через него идет на слив. Полость гидроцилиндра 13 через магистрали

22, 25, 8 сообщена со сливом, благодаря чему пружина 14 удерживает шток гидроцилиндра 13 в положении уменьшенной часто25 ты вращения двигателя ведомой секции. В случае недостаточной мощности двигателя только ведущей секции, например на крутом подъеме или при переезде препятствия, золотник гидрораспределителя 5 переводится

30 последовательно в положения il u III. Тогда рабочая жидкость по магистралям 6, 25 и 22 подается в полость гидроцилиндра 13, изменяя скоростной режим двигателя ведомой секции, и остается в ней запертой золотником гидрораспределителя 5.

Для использования секций в качестве I самостоятельных транспортных средств достаточно разъединить муфты 9, 10, отсоединить тягово-сцепное устройство и разорвать механичесную связь штока гидроцилиндра

13 с всережимным регулятором.

Формула изобретения

1. Система управления движением сочлененных тракторов, содержащая многопозиционный гидрораспределитель, гидравлически соединенный с насосом, гидробаком и рабочей полостью гидроцилиндра привода всережимного регулятора двигателя ведомой секции, устройство разгрузки, включающее два управляемых клапана, полости управления и входы которых соединены с нагнетательной магистралью насоса, а их выходы — со сливной магистраль с, соединенной с гидробаком, исполнительный гидроцилиндр подъема сельхозорудий, двухпозиционный трехлинейный кран, регулируемый дроссель и гидроуправляемый двухпозиционный двухлинейный гидрораспределитель, полость управления которого сообщена с ра8

1662894

Составитель В. Ионова

Редактор А. Маковская Техред M.Moðãåíòàë Корректор С. Черни

Заказ 2231 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 бочей полостью гидроцилиндра подъема сельхозорудий, первая его линия соединена с полостью гидроцилиндра привода всере-жимного регулятора, а вторая — со сливной магистралью, при этом в одной позиции двухпозиционного двухлинейного гидро распределителя его первая и вторая линии соединены между собой, о т л и ма ю щ а я(,, с я тем, что, с целью повышения эффективности в работе системы путем автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхозорудия, она снабжена дополнительным гидроцилиндром, перепу скным и обратным клапанами, шток гидроцилиндра подъема сельхозорудий выполнен с траверсой для взаимодействия со штоком дополнительного гидроцилиндра, рабочая полость которого сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра привода всережимного регулятора через перепуск ной клапан, а с рабочей полостью гидроци линдра подъема:сельхозорудий — через, последовательно соединенные обратный клапан и регулируемый дроссель, 1, многопозиционный гидрораспреде литель выполнен в виде трехпозици( онного четырехлинейного гидрораспределителя, первая линия которо, госообщена со сливной магистралью, (вторая — с управляющими полостями клапанов устройства разгрузки насоса, а четвертая — с первой линией двухпоэиционного трехлинейного крана, вторая и третья линии

5 которого соединены соответственно с полостями гидроцилиндров привода всережимного регулятора и подъема сельхозорудий, причем в первой позиции трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя

10 его первая и вторая линии сообщены между собой, во второй позиции меджу собой соединены третья и четвертая его линии, в третьей — первая, вторая и четвертая линии сообщены. между собой, в первой позиции

15 крана его первая линия соединена с второй, а во второй его позиции первая линия соединена с третьей.

2, Система по и. 1, отличающаяся тем, что траверса штока гидроцилиндра

20 подъема сельхозорудий установлена относительно штока дополнительного гидроцилиндра в крайнем нижнем положении без зазора„ а в транспортном положении — с зазором а, определяемым по следующей за25 висимости а=Н-h, где Н вЂ” ход штока гидроцилиндра сельхоэорудий;

h — ход штока дополнительного гидро30 цилиндра.

Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к системам автоматического управления трансмиссией многоосных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на колесных тракторах при их работе с активными прицепами, механический привод колес которых осуществляется от хвостовика вала отбора мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос- .ти к сочлененным транспортным средствам , состоящим из двух тракторов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, пренмущественно для активизации ходовых систем транспортных и транспортнотехнологических машин

Автопоезд // 1399207
Изобретение относится к прицепным транспортным средствам с устройством для облегчения трогания их с места

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт с принудительным жидкостным охлаждением пар трения

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам управления муфтой сцепления и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для автоматического управления режимами работы двигателей самоходных машин и фрикционной муфтой сцепления

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим двигатель с наддувом и механическую трансмиссию с сухим сцеплением и ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению для управления муф15 той сцепления (МС) и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к устройствам регулирования, двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, имеющих нагнетатели с механическим приводом
Наверх