Смазочно-охлаждающая жидкость для абразивной обработки металлов
Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочно-охлаждающей жидкости для абразивной обработки металлов. С целью повышения смазочных свойств жидкости и качества обработанной поверхности, жидкость содержит следующее соотношение компонентов, мас.%: минеральное масло 4 - 5 дизельное топливо 6 - 8 холестерилхлорид 0,08 - 0,12 холестерилпальмитат 0,08 - 0,12 нитрат натрия 0,1 - 0,15 кальцинированная сода 0,2 - 0,3 вода - остальное. Новая смазка имеет смазывающую способность в 2 - 3 раза выше известной и сохраняется при температуре выше 90°С. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) ((! ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4761369/04 (22) 19.09.89 (46) 30,07.91. Бюл. 1Ф 28 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро "Техноприбор" и Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Я.M.Çîëîòîâèöêèé, В,Е.Иванов, О.К.Сафоненко и Н,И,Иванова (53) 621.892:621.7.016,3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1247414, кл. С 10 M 173/00, 1986.
Авторское свидетельство СССР
М 1030400, кл. С 10 M 173/00, 1983. (54) СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ
М ЕТАЛЛО В
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при обработке чврных и цветных металлов с помощью абразивного инструмента.
Цель изобретения — повышение смазочных свойств жидкости за счет снижения коэффициента трения и повышение качества обработанной поверхности.
Для приготовления СОЖ используют нитрат натрия (ГОСТ 6194-64), дизельное топливо (ГОСТ 305-82), холестерилпальмитат (Х-2), холестерилхлорид (Х-26), минеральное масло: MC-20 (ГОСТ 21743-76), вазелиновое (ГОСТ 785-59) и цилиндровое 2 (ГОСТ 1841-51) и кальцинированную соду (ГОСТ 5100-73) . (s!)s С 10 M 173/00//(С 10 М 173/00, 125;10, 125:20,129:70, 131, 08, 159:04) С 10 N
30:06, 40 .20 (57) Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочно-охлаждающей жидкости для абразивной обработки металлов, С целью повышения смазочных свойств жидкости и качества обработанной поверхности жидкость содержит следующее соотношение компонентов, мас,%: минеральное масло 4 — 5; дизельное топливо
6 — 8; холестерилхлорид 0,08 — 0,12; холестерилпальмитат 0,08 — 0,12; нитрат натрия 0,1—
0,15; кальцинированная сода 0,2-0,3; вода остальное. Новая смазка имеет смазывающую способность в 2-3 раза выше известной и сохраняется при температуре выше
90 С. 2 табл.
Применение холестерилпальмитата и холестерилхлорида с собственными зонами мезоморфного состояния 70 — 90 и 90 — 170 С соответственно при их совмещении через общий растворитель — минеральное масло— расширяет диапазон меэоморфного состояния раствора с 70 до 170 С, что позволяет обрабатывать чугун и стали с повышенной твердостью, включая легированные.
Технология приготовления СОЖ.
Холестерилпальмитат растворяют в расчетном количестве минерального масла при 70 С, после нагревания раствора до
90 С вводят холестерилхлорид.
Затем композицию разбавляют до нужной концентрации дизельным топливом, полученный лиотропный раствор вводят в
1666524
4 — 5
6 — 8
0,08-0,12
0,08 — 0,12
0,1 — 0,15
0,2-0,3
Остальное
Таблица 1
Содержание компонентов, мас./, в составах
Компоненты
1 (2
Эмульсол Э-2(Б)
Кальцинированная сода
Нитрат натрия
Дизельное топливо
Холестерилпальмитат
0 1
0,20
0,25
О, 125
0,З
0,5
0,25
0,05
0,15
О,З
10 (х-г) 0,05
0,08 0,1
0,12
О, 15
Холестерилкапринат (х-5) О, 175
Холестерилхлорид (Х-26)
Г!ясла.
О, 05
0,12
0,1
0,08
0,15
МС-20 вазепиновое цилнвдровое 2
4,5
П р и и е ч а н н e. Bo всех составил вода до 100 мас.X. водный раствор нитрата натрия и кальцинированной соды.
Использование наряду с минеральными маслами дизельного топлива позволяет изменять вязкосгь активной части композиции в широких пределах и регулировать толщину смазочного слоя и его капиллярные свойства.
Использование лиотропного раствора холестерилхлорида и холестерилпальмитата, смеси веществ с различной длиной молекул позволяет в 2 раза уменьшить концентрацию нитрата натрия —. компонента, препятству1ощего выносу деструктируемых в процессе обработки молекул жидкого кристалла.
Составы СОЖ представлены в табл,1 (там же приведен состав СОЖ по прототиr1 y).
Составы СОЖ 1 — 6 испытывали на машине трения АŠ— 5, используя в качестве пар трения вставки из абразивного инструмента (ханинговальный брусок) и обрабатываемого материала (чугун Д100.01.1ТУ и сталь
X-12M). Определяли коэффициент трения и время съема 150 мкм слоя металла. Производственные испытания проводили на хонинговальном станке ОС 2945 хонинговальными брусками БКв-16х1506чс 5П-С28КА, ГОСТ 2456-75 (рабочая деталь— втулка цилиндра дизеля из легированного чугуна Д 100, 01.ТУ) и плоска-шлифовальном станке 3Б732абразивным кругом(рабочая деталь — диск диаметром 160, толщина 10 мм из легированной стали марки Х-12М).
Шероховатость поверхности { 4) оценивали профилометром, калибр 201. Температуру на расстоянии 0,3 мм от поверхности трения измеряли термопарой ТХК.
Данные, полученные при обработке чугуна и стали, представлены в табл.2.
В табл.2 время сьема слоя металла приведено для лабораторных испытаний (лаб.)
5 и производственных (произв.).
Анализ двнных табл.2 показывает, что смазывающая способность предлагаемой
СОЖ не только в 2-3 раза выше,чем у прототипа, но сохраняется при температуре вы10 ше 90 С, в то время как смазка по прототипу неработоспособна. Шероховатость поверхности также понизилась до 0,05-0;07 мкм.
Широкий рабочий интервал температур предлагаемой СОЖ позволяет значительно
15 увеличить производительность труда, используя повышение скорости финишной обработки твердых металлов и сплавов.
Формула изобретения
Смазочно-охлаждающая жидкость для
20 абразивной обработки металлов, содержа-. щая воду, минеральное масло, нитрат натрия, кальцинированную соду и производное холестерина, отличающаяся тем, что, с целью повышения смазочных свойств жид25 кости и качества обработанной поверхности, жидкость в качестве производного холестерина содержит холестерилхлорид и холестерилпальмитат и дополнительно содержит дизельное топливо при следующем
30 соотношении компонентов, мэс.7,;
Минеральное масло
Дизельное топливо
Холестерилхлорид
Холестерил пал ьмитат
35 Нитрат натрия
Кальцинированная сода
Вода
1666524
Сост ховатость поности, мкм, температуре, С
0,3
15 17
Разруше- 0,08 ние бруска
0,48
Чугун
Засаливание поверхности и
0,4
0,09
0,1
0,42
0,45 0,48
0,08
22
0,49 0,49
0,28 0,3
0,1
0,3
0 05
0,06
0,07
0,08
0,055
5,5
0 05
0,08
0,07
6 6,8
10 11
0,06
6,3
6,9
0,05
0,065 0,07
Ь
0,09
0,25
12 14
20 21
0,1
22
0,15
Составитель Е. Пономарева
Редактор Н. Киштулинец Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M. Демчик
Заказ 2497 Тираж 351 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Сталь
Чугун
Сталь
Чугун
Сталь
Чугун
Сталь
Чугун
Сталь
Чугун
Сталь
21 23
13 14
20 22
6 7
10 11
6 7
11 12
0>33 0,35
0,31 0,29
0,32 0,33
0,29 0,71
0,32 0,33
0,5 0,55
0,5 0,6