Устройство для программного управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в системах управления с шаговыми двигателями. Цель изобретения - повышение надежности устройства за счет сокращения оборудования и уменьшения тока. Устройство содержит задатчик программы 1, распределитель импульсов 2, многоканальные усилители 3, блок и фиксации аварии, управляемый пороговый элемент 5, элементы И 6, 7, ключи 8 - 11, элементы НЕ 17, 18, обмотки 19, 20 двигателя, триггер 21, пороговый элемент 22. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 05 В 19/40

ГОСУДАР CT BE ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4745730/24 (22) 18.08.89 (46) 30.07.91. Бюл. 3Ф 28 (71) Научно-производственное объединение

"Автограф" (72) Н.Я.Пожидаев и В.А.Фролов (53) 62-50 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1267363, кл. G 05 В 19/40, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 1314312, кл. 6 05 В 19/40, 1987, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОГРАММНОГО

УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

„„!Ж„„1667007 А1 (57) Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в системах управления с шаговыми двигателями.

Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет сокращения оборудования и уменьшения тока. Устройство содержит задатчик 1 программы, распределитель

2 импульсов, многоканальные усилители 3, блок 4 фиксации аварии, управляемый пороговый элемент 5, элементы И 6 и 7, ключи

8 — 11, элементы НЕ 17 и 18, обмотки 19 и 20 двигателя, триггер 21, пороговый элемент

22, 2 ил.

1667007

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в системах управления с шаговыми двигателями.

Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет сокращения оборудования и уменьшения тока, На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — функциональная схема расгределителя импульсов.

Устройство содержит задатчик 1 программы, распределитель 2 импульсов, многоканальные усилители 3, блок 4 фиксации аварии, управляемый пороговый элемент 5, элементы И 6 и 7, ключи 8-11, элементы

12 — 16 односторонней проводимости (вентили), элементы НЕ 17 и 18, обмотки 19 и 20 двигателя, датчик 21 тока, пороговый элемент 22, сдвиговый регистр 23.

Устройство работает следующим о1эра,, зом.

При включении питания или по команде программы, защитой в ПЗУ задатчика программы, QH выдает единичный сигнал на входе Н/В и короткий единичный сигнал

"НУ", По этим сигналам происходит параллельное занесение в расг ределитель импульсов, находящихся на входах 1...п (фиг, 2).

Кроме этого, единичным сигналом "НУ" устанавливается в исходное состояние блок фиксации аварии и на его выходе формируется нулевой сигнал "Авр",:<оторый разблокирует распределитель имгульсов, Далее задатчик 1 программы определяет направление вращения шагового двигателя путем формирования соответствующего уровня сигнала Н/В":1 — левое вращение, Π— правое, а на выходе "Такт" формирует импульснук) последовательность, число импульсов которой соответствует количеству шагов перемещения.

На выходе "Упр" формируется сигнал низкого уровня, который обеспечивает высокий уровень срабатывания порогового элемента 5, при котором ток через обмотки

1 9 и 20 достигает своего максимального значения (режим форсажа при разгоне и торможении), Возбуждение обмоток шагового двигателя происходит следующим образом. С выхода распределителя импульсов, на первый вход элемента И 6 поступает "1", а на вход

И. 7 — "04". При этом на вход элемента И 6 поступает "1", а на вход И 7- "О". На выходе элемента И 7 формируется нулевой сигнал, который закрывает ключ 1 I, .а ключ 9 открывается, так как на выходе элемента HF 18 формируется единичный сигнал, ключ 8 закрыт, так как на выходе элемента НЕ 17

20 С

55 сформирован нулевой сигнал, а ключ 10 открыт. Через открытые ключи 9 и 10, датчик

21 тока и последовательно соединенные обмотки 19 и 20 начинает протекать ток, который увеличивается до тех пор, пока уровень напряжения на датчике не достигает порога срабатывания управляемого порогового элемента, На его выходе форми,руе1ся сигнал низкого уровня, который через элемен И 6 закроет ключ 10. Возникающая при включении ключа 10 ЭДС самоиндукции замыкается по следующей цепи: вентиль 15 — нулевая шина — датчик 21 тока — открытый ключ 9— последовательно соединенные обмотки 19 и

20.

Ток в цепи начинает медленно уменьшаться до уровня, при котором уровень напряжения на датчике 21 тока переклю гит пороговый элемент 5 в исходное состояние и на его выходе снова возникает единичный сигнал, которым через элемент И 6 будет открыт ключ 10 и т,д.

Через два импульса "Такт" (в случае четырехтактной коммутации) сигналы на первых входах элементов И 6 и 7 сменяются на противоположные и ключи 9 и 10 закроются, а ключи 8 и 11 будут открыты.

При этом ток в обмотках I 9 и 20 изменит свое направление, а процесс стабилизации тока будет аналогичен описанному. Необходимо отметить, что в отличие от прототипа, ток в обмотках 19 и 20 существует одновременно и, следовательно, его eåëè÷èíà Мо жет быть в два раза меньше, чем у прототипа, у которого обмотки питаются поочередно.

Например, если пренебречь потерями в ключах, то тепловая мощность потерь, выделяемая в последовательно ссединенных обмотках выражается следующим образом:

Pi = I> 2R, Z где 1 — ток в обмотках;

R — сопротивление одной обмотки.

Тепловая мощность, выделяемая в обмотках прототипа, выражается так

Р2=12 R, где! — ток в обмотках.

Если учесть, что Iã =- 21 t, то получим

Pz= 4I > R, следовательно Р2 -- 2P I, т.е. предлагаемое устройство имеет в два раза меньше тепловые потери на активном сопротивлении обмоток двигателя, что снижаеттемперагуру их нагрева и, следовательно, увеличивает надежность работы уст ройства.

Если же учесть потери в ключах, то эффект будет еще выше, После разгона шагового двигателя до номинальной скорос"и, сиг:- ал на выходе "УПР" повышается, порог

1667007 срабатывания порогового элемента 5 снижается и снижается ток в фазах.

При торможении процесс, аналогичен разгону, а в режиме стоянки ток в фазах еще снижается путем повышения уровня сигна- 5 ла "Упр".

При увеличении тока е обмотках выше допустимого уровня сигнала с датчика 21 тока, через вентиль 12 приводит к срабатыванию порогового элемента 22 и устанавли- 10 вает триггер 21 е состояние, при котором на его выходе формируется единичный сигнал

"Авр". Этим сигналом по R-входу блокируется распределитель импульсов и на его всех выходах формируется нулевой уровень, что 15 приводит к одновременному закрытию ключей 10 и 11 и прерыванию тока в обмотках двигателя.

Кроме этого, сигнал "АВ Р" поступает на вход задатчика программы, который,отраба- 20 тывэет прерывание в соответствии с заданной программой и формирует сигнал тревоги обслуживающему персоналу.

При возникновении КЗ между выводами обмоток или при их перегреве, умень- 25

L шается постоянная цепи т=, где L— индуктивность цепи; R — сопротивление цепи. При этом возрастает скорость нарастания тока в цепи, что отслеживается уровнем 30 сигнала на датчике 21 тока. В связи с тем, что управляемый пороговый элемент 5, в отличие от прототипа, имеет временную задержку сигнала от датчика тока за счет интегрирующей RC-цепочки, íà его выходе 35 сигнал изменяется с некоторой задержкой относительно входного. Это приводит к тому, что ток в обмотках превысит номинальный ток и произойдет срабатывание блока фиксации аварии, аналогично описанному, 40 как и при увеличении тока выше допустимого уровня.

Формула изобретения

Устройство для программного управле- 45 ния шаговым двигателем, содержащее задатчик программы, выходы тактирования и задания направления вращения которого соединены с соответствующими управляющими входами распределителя импульсов, 50 а выход начальной установки соединен с входом начальной установки распределителя импульсов и блока фиксации аварии, управляющий вход которого соединен с выходами соответствующих многоканал,ьных усилителей, управляющие входы которых подключены к управляющему выходу задатчикэ программы, вход сброса которого соединен с выходом блока фиксации аварии, а первые и вторые информационные входы многоканальных усилителей соединены с соответствующей группой выходов распределителя импульсов, при этом многоканальный усилитель содержит четыре ключа, пять элементов односторонней проводимости, управляемый пороговый элемент, выход которого соединен с первыми входами первого и второго элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с первым и вторым информационными входами многоканального усилителя, первый вход управляемого порогового элемента соединен с управляющим входом многоканального усилителя, второй вход — с выходом датчика тока и через первый элемент односторонней проводимости — с управляющим выходом многоканального усилителя, выходы первого и второго ключей подключены соответственно к началам первой и второй обмоток шагового двигателя и через второй и третий элементы односторонней проводимости соединены с входом первого и второго ключей и сшиной питания,,концы первой и второй обмоток шагового двигателя объединены, выходы первого и второго элементов И соединены с управляющими входами соответственно, первого и второго ключей, отл ича ющееся тем,что,с целью повышения надежности за счет сокращения оборудования и уменьшения тока, протекающего через ключи, выход блока фиксации аварии соединен со сбросовым входом распределителя импульсов, а каждый многоканальный усилитель содержит первый и второй элементы НЕ, выходы которых соединены с управляющим входом соответственно третьего и четвертого ключей, а входы — с вторыми входами соответственно первого и второго элементов И, а информационные входы третьего и четвертого ключей подключены к датчику тока и выходу первого и второго ключей соответственно и через соответственно четвертый и пятый элементы односторонней проводимости — к шине нулевого потенциала, а выходы соединены

С Дат li1KOM TOKE.

1бб7ОО7

Составитель И,Швец

Редактор Ю.Середа Те>сред M.×oðãåíòàë Корректор В.Гирняк

Заказ 2521 Тираж 478 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113635, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для программного управления шаговым двигателем Устройство для программного управления шаговым двигателем Устройство для программного управления шаговым двигателем Устройство для программного управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для управления станками , оснащенными шаговыми двигателями с ненасыщенными магнитными системами

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для многорежимного управления как трех-, так и четырехфазными шаговыми двигателями

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для использования в системах программного управления

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления с шаговыми двигателями

Изобретение относится к регулирующим и управляющим системам и предназначено для применения в роботизированных комплексах общего и специального назначения Цель изобретения - уменьшение времени,необходимого для остановки ша- iопого двигателя, и исключение выбегов, а следовательно, повышение надежности работы шагового двигателя

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для гибкого программного управления шаговым приводом технологического оборудования

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах управления технологическим и объектами

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для управления тяговым приводом станков и оборудования с числовым программным управлением

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано для управления шаговыми двигателями (ШД)

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к области структурного распознавания образов и может быть использовано в автоматизированных системах оперативной диагностики технического и функционального состояний многопараметрического объекта по данным измерительной информации

Изобретение относится к области информационных технологий и может быть использовано в отраслях шиноремонтного производства, в машиностроении, станкостроении и приборостроении, а также в других отраслях, где необходимо получать корректную информацию о ходе технологических процессов
Изобретение относится к области управления металлорежущими станками, в частности станками с ЧПУ

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано в стендах прочностных испытаний конструкций

Изобретение относится к устройствам и способам автоматического программирования

Изобретение относится к технологии разработки программы числового управления (ЧПУ) станками с использованием данных автоматизированного проектирования, таких как форма продукта и форма заготовки

Изобретение относится к устройствам автоматического программирования, предназначенным для автоматизированной разработки программ для станков с ЧПУ
Наверх