Двигатель устройства для отворота труб

 

Изобретение относится к бурению скважин всех назначений, в частности к двигателям устройств, предназначенных для развинчивания и разрушения крутящим моментом аварийных бурильных колонн в скважинах, собранных из труб,-на резьбах любого направления. Целью изобретения является расширение технологических возможностей двигателя за счет обеспечения возможности его использования с более широким кругом узлов отворота с одновременным снижением металлоемкости двигателя и повышением надежности его работы в условиях зашламленной среды. Для этого двигатель содержит корпус и ствол, образующие друг с другом нагнетательные и реверсивные камеры, и установленный с возможностью вращения в стволе новый шток с системами каналов нагнетательной для связи в рабочем положении полости штока с нагнетательными камерами и для связи последних при реверсивном ходе со сливной полостью корпуса и реверсивной системой каналов для связи реверсивных камер с полостью штока при реверсивном ходе и для связи одной из реверсивных камер со сливной полостью корпуса при рабочем ходе. В стволе выполнен реверсивный канал для сообщения в исходном и рабочем положениях двигателя каждой из реверсивных камер корпуса посредством системы реверсивных каналов полого штока со сливной полостью корпуса и с возможностью сообщения при реверсивном ходе каждой из реверсивных камер корпуса с полостью штока. Такое выполнение позволяет сделать корпус герметичным. 16 ил, У Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Е 21 В 31/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4733177/03 (22) 02.08.89 (46) 15,09.91. Бюл. hh 34 (75) П.Л.Пшеничный (53) 622.248.13 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1125355, кл. Е 21 В 23/00, 1986.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1596067, кл. Е 21 В 31/00, 1989. (54) ДВИГАТЕЛЬ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОРОТА ТРУБ (57) Изобретение относится к бурению скважин всех назначений, в частности к двигателям устройств, предназначенных для развинчивания и разрушения крутящим моментом аварийных бурильных колонн в скважинах, собранных иэ труб, на реэьбах любого направления. Целью изобретения является расширение технологических воэможностей двигателя эа счет обеспечения воэможности его использования с более широким кругом узлов отворота с одновременным снижением металлоемкости двигателя и повышением надежности его работы в усИзобретение относится к бурению скважин всех назначений, в частности к устройствам, предназначенным для развинчивания и разрушения крутящим моментом аварийных бурильных колонн в скважинах, собранных из труб, на реэьбах любого направления.

Целью изобретения является расширение технологических воэможностей двигателя путем его использования с более широким кругом узлов отворота с одновременным снижением металлоемкости двига„„Я „„1677251 А1 ловиях зашламленной среды. Для этого двигатель содержит корпус и ствол, образую-. щие друг с другом нагнетательные и реверсивные камеры. и установленный с возможностью вращения в стволе новый шток с системами каналов нагнетательной для связи в рабочем положении полости штока с нагнетательными камерами и для связи последних при реверсивном ходе со сливной полостью корпуса и реверсивной системой каналов для связи реверсивных камер с полостью штока при реверсивном ходе и для связи одной из реверсивным камер со сливной полостью корпуса при рабочем ходе. В стволе выполнен реверсивный канал для сообщения в исходном и рабочем положениях двигателя каждой из реверсивных камер корпуса посредством системы реверсивных каналов полого штока со сливной полостью корпуса и с возможностью сообщения при реверсивном ходе каждой из реверсивных камер корпуса с полостью штока, Такое выполнение позволяет сделать корпус герметичным. 16 ил, теля и повышением надежности его работы в условиях эашламленной среды, На фиг.1 изображен двигатель, вертикальный разрез (левее продольной оси стрелками показан путь энергоносителя для обеспечения рабочего движения поршней вниз; правее — стрелками показан путь отработавшего энергоносителя при движении поршней вниз); на фиг.2 — то же, правее продольной оси стрелками показан путь энергоносителя для обеспечения рабочего движения поршней вверх; левее — стрелками показан путь отработавшего энергоноси1677251

50 теля при движении поршней вверх; на фиг,3— разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг,1; на фиг.5 — разрез В-В на фиг,1; на фиг.6- разрез Г-Г на фиг.1; на фиг.7 — разрез Е-Е на фиг.1; на фиг.8 — разрез Ж-Ж на фиг.1; на фиг,9 — разрез И-И на фиг.1; на иг.10 — разрез К-К на фиг.2; на фиг.11— разрез Л-Jl на фиг.2; на фиг.12 — разрез M M ,на фиг.2; на,фиг.13 — разрез H H на фиг.2; на фиг.14 — разрез П-Г1 на фиг,2; на фиг.15— разрез Р-P на фиг.2; на фиг,16 — рарез С-С на фиг.2.

Двигатель (фиг.1 и 2) содержит полый корпус с установленными в его полости кольцевыми поршнями, т.е. состоящий, на пример, из трех или более цилиндров 1,0, 1.1, 1,2, последовательно состыкованных на реэьбах, традиционных муфтах или ниппелях. Корпус имеет в верхней части средство ля связи с якорем.

Количество цилиндров определяется расчетом в зависимости от величины по-! требной осевой силы, являющейся функ,цией крутящего момента, потребного для развинчивания или разрушения крутящим моментом аварийной колонны, Кинематическая схема и конструкция двигателя обеспе, чивают воэмох1ность создания любого, практически необходимого крутящего момента на труболове, что достигается компоновкой его соответствующим числом цилиндропоршневых пвр и давлением энергоносителя, поступающего в него, с учетом угла подъема винтовой линии винтогаечной пары механизма преобразования осевых движений во вращательные, с которым стыкуется двигатель.

На стыке цилиндров 1.0 и 1.1 встроена переборка 2.0 с уплотнением 3.0. На стыке цилиндров 1.1 и 1.2 встроена переборка 4.0 с уплотнением 5.0. На стыке цилиндра 1.0 и корпуса 6.0 якоря встроена крышка 7.0 с дугообразной золотниковой полостью 7.1 и каналом 7.2 (фиг.4), второй дугообразной золотниковой полостью 7.3 (фиг.5), дренажным каналом 7.4 и уплотнением 8.0.

На стыке цилиндра 1.2 и корпуса 9.0 со шлицами 9.1 встроена нижняя крышка 10.0 с золотниковым элементом 10,1 (фиг.9) и уплотнением 11 О.

В корпус встроен подвижный в осевом направлении полый ствол 12.0 (условно изображенный монолитным), снабженный кольцевыми поршнями: верхним 12,1, средним 12.2 и нижним 12.3, и имеющий каналы

12,4 и 12.5 (фиг.7), 12,6 и 12,7 (фиг.6), 12 8 (фиг.8).

Все поршни взаимодействуют со стенками цилиндров привулканиэированными к ним, например, реэинометаллическими эле5

45 ментами, что способствует увеличению долговечности цилиндропоршневых пар даже . при попадании в них зашламленной среды.

Нижний конец ствола 12.0, снабженный муфтой 13.0 с прямыми шлицами 14.0, стыкуется с верхним концом узла отворота труб—

"винта" (с углом подъема его винтовой линии более 45О, преобразователя осевых движений во вращательные не показанного).

Поршни nonoro ствола образуют с корпусом нагнетательные и реверсивные камеры.

В полости ствола установлен с воэможностью вращения полый шток 15.0 со средством для связи со спускоподъемным оборудованием в верхней части и двумя системами каналов: нагнетательной для связи полости штока с нагнетательными камерами корпуса при рабочем ходе и сливной полостью корпуса при реверсивном ходе и реверсивной системой каналов для связи одной иэ реверсивных камер со сливной полостью корпуса и с полостью штока при реверсивном ходе. Корпус выполнен герметичным, а в полом стволе выполнен реверсивный канал для сообщения в исходном и рабочем положениях двигателя каждой иэ реверсивн ых камер корпуса посредством системы реверсивных каналов полого штока со сливной полостью корпуса и возможностью сообщения при реверсивном ходе каждОй из реверсивным камер корпуса с полостью штока.

Кинематика двигателя ограничена двумя видами движения его деталей; вращением полого штока 15.0 в любом направлении, лишенного осевых движений относительно корпуса, и осевыми движениями полого ствола 12,0, снабженного поршнями двухстороннего действия и шлицевой муфтой

13,0, исключающей вращение поршневого блока действием преобразователя осевых движений.во вращательные, За один оборот полого штока, приводимого в действие вращением спасательной колонны, блок тандем поршней совершает два цикла: от верхней мертвой точки (BMT) до нижней (HMT).

В том случае, когда частота движений поршней окажется выше потребной, даже при вращении спасательной колонны на самой малой скорости вращения шпинделя бурового станка, к которому она подвешена, между спасательной колонной и двигателем встраивается понижающий редуктор.

Все поршни передают штоку одинаковые усилия при их движении от 8 MT до HMT и обратно. Этим свойством обеспечивается возможность стыковки двигателя с и реобра1677251

55 эователями направления осевых движений во вращательные, у которых осевой рабочий ход "винта" может быть любого направления или реверсивный, Число поршней определяется в зависимости от параметров скважины, аварийной колонны, состояния резьбовых соединений труб, иэ которых она собрана, угла подъема винтовой линии винтогаечной пары преобразователя направления осевых движений во вращательные и величины перепада давления энергоносителя, поступающего в двигатель по спасательной колонне до и после редукционного клапана.

Первый ход поршней и штока.

При поступлении профильтрованного жидкого или газообразного энергоносителя из спасательной колонны в полость 15,1 штока (фиг.1), левая сторона ее, движение преграждается редукционным клапаном

17.0, установленным на пружине 18,0 во втулке 19,0 и отрегулированным на расчетный перепад давления, В результате этого энергоноситель поступает через канал 15.2 нагнетательной системы каналов полого штока (фиг.1 и 4) в дугообразную золотнико. вую полость 7.1 и радиальный канал 7.2, заполняя надпорш невую полость 20.0 первого цилиндра, Затем по продольному дугообразному каналу 21.0(фиг.б) и радиальным каналам 12.4 и 12.5 (фиг,7) в верхние нагнетательные камеры 22.0 и 28,0(фиг.1) второго и третьего цилиндров, оказывает давление на поршни 12.1, 12.2, 12.3, которые вместе со стволом 12.0, редуктором смещаются до

HMT. После этого редукционный клапан

17.0 срабатывает и энергоноситель продолжает движение по каналу 15.1 для промывки скважины.

В период движения поршней от BMTдо

НМТ полый шток 15,0 проворачивается на

180, а среда, содержащаяся в реверсивных камерах 23.0, 24.0, 25.0 (фиг.1), правая сторона, вытесняется через радиальные каналы 12,6, 12,7 (фиг.6) и 12,8 (фиг.8) до сливной полости 26.0 (фиг.1) через реверсивный канал 27, каналы 15,4, 15.5, 15,6 реверсивной системы каналов штока 15 в дугообразную золотниковую полость 7,3 (фиг.5), а из нее по каналу 7.4 (фиг.4) через обратный клапан и полость 26 в полость скважины.

В период хода поршней от ВМТ до HMT попадание зашламленной скважинной среды в полости цилиндров исключено наличи-ем потока отработавшего энергоносителя из канала 7.4. Кроме того, для полной гарантии, исключающей зашламование цилиндров, на устье канала 7,4 может быть поставлен обратный клапан, который на чертеже не показан, Второй ход — обратный.

С поворотом полого штока 15.0 на 180 (фиг.2), правая сторона, энергоноситель из канала 15.3 реверсивной системы полого штока (фиг.t6) поступает в реверсивный канал 27.0, а затем по каналам 12.6 и 12,7 (фиг.13), 12.8 (фиг.16) соответственно поступает в ревесивные камеры 23.0, 24,0. 25.0, оказывает давление на поршни 12.1, 12,2, 12.3 и возвращает их в исходное положение вместе со стволом 12.0 с редукционным кла.паном 17.0-19.0 и муфтой 13,0, взаимодействующей своими прямыми шлицами 14.0 со шлицами 9.1 корпуса 9,70, исключая проворот крутящим моментом, возникающим в узле отворота труб. В этот момент канал

15.7 нагнетательной системы каналов штока

15.0 сообщает нагнетательные камеры со сливной полостью, В дальнейшем, при прохождении штока

15,0 и поступления через него рабочей среды, уже описанная работа двигателя продолжается до развинчивания резьбового соединения аварийной колонны„разрушения ее крутящим моментом, или среза предохранительного штифта на демпфере, встроенном между преобразователем осевых движений и труболовом.

Формула изобретения

Двигатель устройства для отворота труб, включающий полый корпус со средством для связи с якорем в верхней части и установленными в его полости кольцевыми поршнями, телескопически установленный в корпусе полый ствол со средством для связи с узлом отворота труб в нижней части и кольцевыми поршнями на наружной поверхности, образующими со стенками корпуса и его поршнями нагнетательные и реверсивные камеры, установленный с возможностью вращения в полости ствола полый шток со средством для связи со спускоподъемным оборудованием в верхней части и двумя системами каналов; нагнетательной для связи полости штока с нагнетательными камерами корпуса при рабочем ходе и сливной полостью корпуса при реверсивном ходе и реверсивной системой каналов для связи одной из реверсивных камер со сливной полостью корпуса и с полостью штока при реверсивном ходе, о тл ича ющий с ятем, что, с целью расширения технологических возможностей двигателя путем его использования с более широким кругом уэлса отворота с одновременным снижением металлоемкости двигзтеля и повышения надежности его работы в условиях зашламленной среды, корпус выполнен герметичным, а в створе выполнен

1677? 51 с3

7 (Т реверсивный канал для сооб(цения В исход" ном и рабочем положениях двигателя каждой из реве рсивных камер корпуса посредством системы реверсивных каналов полого штока со сливноЙ полостью корпуса и возможностью сообщения при реверсивном ходе каждой иэ реверсивных камер корпуса с полостью штока.

1677251

1677253

fg8fs

Р-К

Ф7

1У7

1677251

Л - г

Р-Р

f0f

Жд

SZ6

К28 фОЯ И

Составитель И.Левкова

Редактор М.Бандура Техред M.Ìîðréíòàë Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö

Заказ 3093 Тираж 340 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб Двигатель устройства для отворота труб 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бурению, а именно к устройствам для извлечения обсадных и фильтровых труб

Изобретение относится к инструментам , применяемым при бурении и ремонте скважин

Изобретение относится к техническим средствам для бурения скважин

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно, к устройствам для ликвидации прихвата при бурении скважины

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно, к устройствам для ликвидации прихвата при бурении скважины

Изобретение относится к нефтяной и газовой пром-сти и предназначено для освобождения прихваченных труб (ПТ) при бурении скважин

Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для извлечения оставшихся на забое скважины канатов, и позволяет расширить его технологические возможности за счет обеспечения улавливания металлических предметов

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для освобождения прихваченного в скважине бурового инструмента

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к устройствам для ликвидации прихватов при бурении скважин

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к устройствам для ликвидации прихватов при бурении скважин

Изобретение относится к области бурения и эксплуатации скважин, а именно к способам ликвидации прихватов колонны труб, находящейся в скважине

Изобретение относится к ловильным инструментам для очистки забоя скважин от посторонних ферромагнитных предметов и может быть использовано в нефтяной, газовой, горнодобывающей и других отраслях занимающихся бурением скважин
Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и используется при капитальном ремонте нефтяных, газовых и водяных скважин, включающем извлечение из скважины оборудования или инструмента, причем одновременно с созданием нагрузки на извлекаемый предмет в скважину закачивают загущенную вязкую жидкость. Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при капитальном ремонте нефтяных, газовых и водяных скважин

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к ловителям, использующимся при ликвидации аварий в бурении и при подземном ремонте скважин

Изобретение относится к технике нефтегазодобычи и может быть применено для установки и извлечения скважинных клапанов (приборов) из посадочных ниппелей или карманов мандрелей, а также для захвата замка проволоки (каната), головки штанги и подъема аварийных узлов из колонны насосных компрессорных труб

Изобретение относится к технике нефтегазодобычи и может быть применено для спуска и извлечения скважинных предметов (клапанов, приборов и т.д.) из посадочных ниппелей или карманов мандрелей, а также для захвата проволоки (каната), головки штанги и подъема аварийных узлов из колонны насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к технике нефтегазодобычи и может быть применено для спуска и извлечения скважинных предметов (клапанов, приборов и т.д.) из посадочных ниппелей или карманов мандрелей, а также для захвата проволоки (каната), головки штанги и подъема аварийных узлов из колонны насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к области ремонта нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к инструментам, предназначенным для извлечения трубчатых элементов из скважин, а именно к ловильным инструментам

Изобретение относится к нефтегазодобывающей и геологоразведочной отраслям промышленности и предназначено для ловли за внутреннюю поверхность колонны труб, оканчивающейся сверху муфтой или замком, и извлечения ее из нефтяных и газовых скважин
Наверх