Способ контроля качества покрытий

 

Изобретение относится к испытательной технике, а конкретно к способам определения качества покрытий. Целью изобретения является повышение информативности и достоверности результатов контроля путем раздельного получения данных о хрупкости покрытия и об адгезионной прочности. Производят скрайбирование поверхности образца на глубину, превышающую толщину покрытия, вдоль прямых линий, пересекающихся под углом 2 - 30°. Измеряют зоны дефектного покрытия в границах острого угла до и после точки пересечения линий скрайбирования. О хрупкости покрытия судят по отношению размера зоны дефектного покрытия до точки пересечения линий скрайбирования к ширине линии скрзйбирования, а адгезионную прочность определяют по отношению размеров зон дефектного покрытия до и после точки пересечения линий скрайбирования. 5 ил. ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю 6 01 N 19/04

ГОСУДАР СТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с

< Р с

1 с

К АатОРСКОЬЛУ СВИ,ЦЕТЕЛЬСТВУ (21) 4733703/28 (22) 10.07,89 (46) 23.09.91, Бюл, %35 (71) Всесоюзный межотраслевой научнотехнический кооператив "Практика" (72) А.А.Коломиец, B.A,Ketenec, А.M.Ãðàíкин и Д.Э.Белявский (53) 620.179.4,(088.8) (56) Групповой технологический процесс нанесения многослойных покрытий "МЗП-компоэит НЗВАМ. 11" на металлические зубные протезы. Комплект документации: Харьков, Филиал ГСПКТБ, "Оргприминструмент", 1988. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОКРЫТИЙ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а конкретно к способам определения качества покрытий. Целью изобретения явИзобретение относится к испытательной технике, а конкретно к способам определения качества покрытий.

Цель изобретения — повышение информативности и достоверности результатов контроля путем раздельного получения данных о хрупкости покрытия и об адгезионной прочности.

На фиг.1 показана кинематическая схема устройства для скрайбирования образцов; на фиг.2 — вид зоны, прилегающей к точке пересечения линий скрайбирования при хорошей адгезии и вязком покрытии; на фиг.3 — то же, при хорошей адгезии и хрупком покрытии; на фиг.4 — то же, при плохой адгезии вязкого покрытия; на фиг.5 — то же, при плохой адгезии хрупкого покрытия, ляется повышение информативности и достсверности результатов контроля путем раздельного получения данных о хрупкости покрытия и об адгезионной прочности, Производят скрайбирование поверхности образца на глубину, превышающую толщину покрытия, вдоль прямых линий, пересекающихся под углом 2 — 30, Измеряют зоны дефектного покрытия в границах острого угла до и после точки пересечения линий скрайбирования. О хрупкости покрытия судят по отношению размера зоны дефектного покрытия до точки пересечения линий скрайбирования к ширине линии скрайбирования, а адгезионную прочность определяют по отношению размеров эон дефектного покрытия до и после точки пересечения линий скрайбирования, 5 ил. и (:

Стрелками на фиг.2 — 5 показано направление перемещения индентора по вто- О рой линии скрайбирования.

Устройство содержит плиту 1, на которой установлен предметный столик 2, имеющий возможность поворота вокруг своей оси и фиксации в двух положениях. На плите закреплены стойки 3, к которым прикреплен электродвигатель 4, вал которого связан с ходовым винтом 5. Между другими стойками 3 размещена копирная планка 6, с которой контактирует ролик 7, установленный на штоке 8. Шток 8 соединен с кареткой 9, на внутренней поверхности которой выполнена ходовая гайка. В штоке закреплен индентор 10. На стойках установлены концевые выключатели 11 и 12, предназна3

16798159 чеиные для контакта с кареткой 9 и электрически связанные с электродвигателем 4 и электромагнитом 13, который взаимодействует с храпавиком 14, установленным на

Валу предметного столика 2. Б предметном столике 2 выполнено углубление для установки образца 15.

Способ при помощи устройства осуществляют следуюш,им 06рВ30М.

Hpv работе устрайстВЗ, после Включения электродвигателя 4, прлводится во враeeIII1e ходовой Винт 5, что вызывает перемеьцение карели ; 9, Прл этом ролик 7 кат!лтся по копирной план:e б, вследствие чего шток 8 оп, скаетсл и индикатор 10 производит скрайбиравание поверхности образца 15, внедряясь в него на глубину, it)orII,I I,!t0, чем толщина покрытиЯ. После контакта каретк!л 9 0 концевым переключателем 11 пада1атся сигналы на реверс злектрадвиГзтеля 4 и нз сазбатывзни8 электромагнита 13. Электромагнит 13, ваздейств>!Я на хрзГ1овик 14, Г10ворзчивает предметный столик и фиксирует его во втором положении. После реверса эл8ктродвигателя 4 каретка 9 rlepeмещается В обратном направленил и индикатор 10

;KpBé6ëpó8T поверхность образца па PMнии, расположенной под углом к первоЙ линии скрайбированля. !(Зретка 9 перемещается до контакта с концевым выключателем 12, подающим команду нз Выкл.ачение электродвиГателя 4.

Таким Образом, при Работе устройства производится скрзйбирование ".Оверхности абаазцз ззас708нным 11ндентаром

Вдоль двух прямыx линлй, пересекающихся

jW под угла,"., от 2 да 30 на гл1 бину, превышаю1цую толщину ioKpытия, и ис ледуют де

Г1>8кты Г10крытия В OOI IQК, примы ка !шик гэчке пересечеии>-: ли11и.:. скргйбирован Я

Л 0 И Г1 ОСЛЕ ИХ ПЕР ВСЕЧЕH И

При скрайбираезни11 Вдаль каждой линии скрайбиравания на покрытии возникагеть трещич Перрл -o 1кай перргечения

".:иний скрзйбиравания Дефа ктав учзс Гки сливаются, ОбразуЯ единую эану сплошного рзстресклвания, размеры которой определяются прежде всего хрупKOCTI þ самого покрытия и в значительно меньшей степени здГеэианнь1ми силами сцепления покрытия с подлаж,,ой. Размеры зоны сплошных деф8ктаВ покрытия, расположенной после точкл пересечения линий скрайбирования, как правила, больше чем перед зтай точкой, Эта Bbl3B3Ho rekt, I ro rtpN BropOM скрайбиравании, после пересечения индентаром первОГО скрайбираВания индснтар Не тальКо ломает покрытие, но и отрывает ега от подложки. Так как HB разламывающее покрытие, воздействие индентора одинаково до и после точки пересечения линий скрайбиравания различия в размерах зон дефекrH0to покрытия определяются только

5 срывающим воздействием индентора и характеризуют адгезионную прочность сцепЛВНИЯ, Вид зоны, прилегающей к точке пересечения линий скрайбирования, зависит

10 от адгезианной прочности и от вязкости покрытия.

При этом информация о вязкости покрытия содержится в размерах эоны дефек15 тав, расположенной до точки пересечения линий скрайбировзниЯ, Например, на фиг.2 размеры зоны сплошных дефектов (h;,!1j до точки пересечения пиний скрайбирования, зна 1ительно больше, чем соответствующие

20 размеры зоны, показанной на фиг.3. Это позволяет сделать вывод О том, чта покрытие, показанное на фиг.2, менее хрупкое, чем покрытие, показанное на фиг.3.

Инфармзция об адгеэионной прочности

25 сцепления покрытия с подложкой может быть получена только при сопоставлении размеров зан до и после точки пересечения линий скрзйбирования.

Г12

Например, так как отношения — или

h)

Г12 — на фиг.2 и 3 одинаковы, можно сделать

Г 1

Вывод о равной адгезионнай прочности показанных на них покрытий.

При плохой адгезии (см.фиг,4 и 5) соатно Вение размеров или площадей эон дефектно1о покрытля да и после точки пересечения пиний скрайбирования увеличивается.

Характерным признаком слабого адгеэионного сцеплечия покрытия с подло>ккой является расположение дефектов покаытия не только в границах острого угла, но и в границах тупого угла, расположенного за линией первого скрайбирования.

Таким образом о хрупкости покрытия судят по размГ.ру зоны дефектнага покрыГия в гранлцах острого угла перед точкой пересечения линий скрайбирования при постоянстве для всех образцов ширины линий скрайбирования или же по соотношению этих зон и ширины линии скрзйбирования, а аб адгезионной прочности судят по отношению размеров зон дефектного покрытия в границах острого узла до и после точки пересечения линий скрзйбиравания.

Угол между линиями скрайбиравания

BI:i6I paI0T в пределах ат 2 до 30 из следующ.х соображений. При угле, меньшем 2О, ,679459 затрудняется исследование дефектов покрытия между сторонами острых углов, а при угле свыше 30 границы зоны сплошных дефектов покрытия не точно коррелируют с качеством покрытия, что не исключает возможности искажения результатов.

Способ позволяет получать раздельно информацию о механических свойствах покрытия и об адгеэионной прочности его сцепления с подложкой, а также сопоставлять качество покрытия, различных посоставу и физико-механическим характеристикам.

Формула изобретения

Способ контроля качества покрытий, заключающийся в том, что скрайбируют образец со стороны покрытия заостренным индентором на глубину, превышающую толщину покрытия, и определяют параметры, по которым судят,о качестве покрытий, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения информативности и достоверности ре5 зультатов контроля путем раздельного получения данных о хрупкости покрытия и об адгезионной прочности, скрайбирование осуществляют вдоль двух прямых, пересекающихся под углом 2 — ЗОО. а в качестве

10 параметров определяют хрупкость покрытия по отношению размера зоны дефектного покрытия в границах острого угла перед точкой пересечения линий скрайбирования к ширине линии скрайбирования и адгеэи15 онную прочность по отношению размеров зон дефектного покрытия в границах острога угла до и после точки пересечения линий скрайбирования.

1679459

Составитель О.ч урцев

Техред M.Moðãeíòàë Корректор M.Màêñltìèøèíåö

Редактор А.Бер

Заказ 3213 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Способ контроля качества покрытий Способ контроля качества покрытий Способ контроля качества покрытий Способ контроля качества покрытий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к кожевеннообувной промышленности, может быть использовано для определения прочности крепления (адгезии) полимерного покрытия к коже и позволяет повысить точность определения результатов определения

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам контроля качества адгезии покрытия к подложке

Изобретение относится к области испытания материалов, а именно к устройствам для определения прочности сцепления покрытий с основным материалом

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения адгезионной прочности соединения

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения склеиваемоети текстильных материалов с термоклеевыми прокладочными материалами, используемыми в швейной промышленности

Изобретение относится к определению контактной адгезии (липкости) лент, адгезивов, препрегов на основе различных напол нителей

Изобретение относится к испытанию материалов к позволяет повысить точность отбраковки деталей с никелевыми и медными покрытиями

Изобретение относится к определению прочности адгезионного соединения суспензии с поверхностью подложки , в частности к оценке адгезнойных свойств суспензий

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх