Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором

 

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении и эксплуатации часовых шаговых двигателей. Цель изобретения - повышение достоверности и надежности контроля работоспособности шагового двигателя. Способ заключается в том, что на двигатель подают разнополярные импульсы с заданными величинами двительности и напряжения , после окончания каждого импульса замыкают фазу накоротко, а после перехода тока через нуль проводят в заданном временном интервале поиск экстремума кривой тока, при обнаружении которого регистрируют устойчивую отработку шага. При этом на. двигатель подают импульсы номинальной длительности и пониженного напряжения. Дополнительно подают импульсы номинальной длительности и повышенного напряжения при фиксированной нагрузке на валу, а устойчивую отработку шага регистрируют лишь при наличии указанных экстремумов как при пониженном, так и при повышенном напряжениях. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. fe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социдлистических

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЪ|р| КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759232/07 (22) 17.11,89 (46) 07.10.91. Бюл. М 37

{71) 1-й Московский часовой завод им. С.M,Êâ рова (72) Е.Ф.Кулевская, О.M.Êóçíåöoâà, Г.Я.Стискина, Р.ПЛучинина и Е.В.Власов (53) 621.316.722.1 (088.8) (56) Проспект фирмы WISCHI Electronic А.G, Швейцария, 1989, Патент США |ч. 4370065, кл. 368/157, 1983. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ УСТОЙЧИВОЙ

ОТРАБОТКИ ШАГА ОДНОФАЗНЫМ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С АКТИВНЫМ POTOPOM (57) Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении и эксплуатации часовых шаговых двигателей. Цель изобретения — повышение

Изобретение относится к управлению и контролю электрических машин и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации однофазных шаговых двигатепеА, например часовых.

Цель изобретения — повышение достоверности и надежности контроля работоспособности двигателя.

На фиг,1 показаны составляющие статического синхронизирующего момента в функции угла 0 поворота ротора; на фиг.2— график, изменения составляющих и результирующего тока обмотки при совершении шага с непрерывным питанием; на фиг,3— то же, при импульсном питании с номиналь,, БЫ„„1б831б8 А1 (st)s Н 02 Р 8/00, Н 02 К 37/00 достоверности и надежности контроля работоспособности шагового двигателя. Способ заключается в том, что на двигатель подают разнополярные импульсы с заданными величинами двительности и напряжения, после окончания каждого импульса замыкают фазу накоротко, а после перехода тока через нуль проводят в заданном временном интервале поиск экстремума кривой тока, при обнаружении которого регистрируют устойчивую отработку шага.

При этом на, двигатель подают импульсы номинальной длительности и пониженного напряжения. Допол нительно подают импульсы номинальной длительности и повышенного напряжения при фиксированной нагрузке на валу, а устойчивую отработку шага регистрируютлишь при наличии указанных эксптремумов как при пониженном, так и при повышенном напряжениях, 1 з.h, ф-лы, 6 ил. ным напряжением; на фиг.4 и 5-то же, при импульсном питании с пониженным и повышенным напряжением; на фиг.6 — функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

На фиг.1 приняты обозначении:

М (0) — суммарный статический синхронизирующий момент;

M> (д) — активная составляющая (электромагнитный момент);

Мф(|7)- реактивная составляющая (фик-.

- сирующий момент);

81 — точка устойчивого равновесии активной составляющей момента;

1683168

Оо и ΄— начальная и конечная точки

1 устойчивого равновесия реактивной составляющей момента;

p — стартовое положение ротора отнасител ь но точ ки 01;

6 maxc максимальное угловое перемещение ротора при движении вперед.

Ка фиг, 2 показана экспоненциальная

Зависимость нарастания тока tp(t) QY времени t при заторможенном ооторе:

I,(t) = (1 — е т ), где Ió — установившееся значение такЭ в обмотке;

Т вЂ” электромагнитная постоянная времен;

i>ð(t) — зависимость от времени тока, наведенного в обмотке при вращении ротора;

1д(1) — зависимость от времени тока в обмотке шагового двигателя при отработке двигателем шага.

Первая точка пересечения lp(t) и i (t) соответствует времени tg1 прохождения ротором точки 01 (фиг,1) устойчивого равновесия активной составляющей момента, Вторая точка пересечения Ip(t) и 1д(т) соответствует времени t@. с отклонения ротора на максимальный угол вперед при отработке шага, На фиг.3 показана осциллограмма тока

iq(t) при импульсном питании двигателя от номинального напряжения, типичная для шаговых двигателей кварцевых наручных часов, где t — длительность управляемага импульса; 4 (t) — экспонента така при заторможенном после окончания импульса роторе.

С целью экономии потребляемой эчергии однафазный шаговый двигатель управляется короткими импульсами напряжения, которые заканчиваются раньше, чем ротор отработает шаг. Па окончании импульса движение ротора продал>кается, что находит отражение в колебательном характере изменения тока в закораченной обмотке двигателя, Наведенный в обмотке ток посла окончания импульсов имеет несколько экстремумов.

Первый экстремум (минимум тока положительного знака) соответствует отрицательному экстремуму наведенного в обмотке — îêà I >(t) и имеет место вблизи первой точки пересечения Ip (t) и iq(t), т,е, при положении ротора вблизи точки

В(фиг,1) устойчивого равновесия активной составляющ и момента.

Второй экстремум (максимум тока положительного знака) соответствует положительному экстремуму наведенного в обмотке тока Isp(t) и имеет .:,еста при положении ротора вблизи точки д устойчивого равновесия реактивной составляющей момента, Третий экстремум (максимум тока отрицательного знака) имеет место после остановки ротора в точке О„„, при его движении назад к точке О устойчивого равновесия. Таким образом, наличие третьего экстремума наиболее надежно свидетельствует о том, чта двигатель отработал шаг, так как он прошел точку б,, соответствующую шаговому перемещению.

15 Согласна изобретению для обеспечения устойчивой отработки двигателем шага в условиях работы в приводе с изменяющейся нагрузкой и напряжением. питания осуществляют производственный контроль

20 отработки двигателем шага только при пониженном или при пониженном и повышенном напряжении и фиксированной нагрузке на валу.

В обоих случаях в качестве критерия

25 устойчивой отработки шага выбирается наличие третьего экстремума в кривой тока, наведенного в обмотке шагового двигателя после окончания управляющего импульса.

30 Для контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором йа двигатель подают раз.-гаполярные импульсы заданного напряжен. з и длительности, после окончания

35 каждого импульса проводят в заданном временном интервале поиск экстремума кривой тока, наведенного в обмотке двигателя, при обнаружении экстремума регистрируют устойчивую отработку шага, причем конт40 роль двигателя производят при подаче импульсов номинальной длительности и пониженного напряжения относительно номинального значения при фиксированной нагрузке на валу, а поиск экстремума кри45 вой тока проводят после первого прохождения така через нулевое значение.

При грубых отклонениях от заданной геометрии двигателя может оказаться, то соотношение фиксирующего и электромаг50 нитного моментов ниже расчетного значения, При этом двигатель обладает избыточной энергией, которая может привести к сбою в его работе (обратному ходу, выбегу) в условиях, близких к холостому ходу. Для исключения случаев сбоя в работе шагового двигателя по причине малого фиксирующего момента проверяют устойчивость отработки шага при повышенном напряжении питания. При этом устойчивую отработку шага регистрируют лишь при наличии указанных экстремумов тока как при

1683168 пониженном, так и при повышенном напряжениях. Число подаваемых на двигатель импульсов каждой полярности и каждого уровня напряжения выбирается больше одного. 5

На фиг.6 показана функциональная схема одного из устройств, реализующего способ контроля устойчивой отработки шага двигателем с активным ротором.

Генератор 1 разнополярных импульсов, стабилизированных по амплитуде, имеет на выходе каналы с амплитудой импульсного напряжения 0м«и Омакс для питания обмотки шагового двигателя 2 через ключ К1.

Генератор 1 устроен так, что после окончания импульса обмотка шагового двигателя 2 закорачивается.

Преобразователь 3 ток — напряжение преобразует ток шагового двигателя 2 в пропорциональное напряжение, которое подается на детектор 4 уровня, служащий для задания временного интервала поиска экстремума тока шагового двигателя 2.

Детектор 4 уровня срабатывает при появлении на его первом входе напряжения с заданными величиной и знаком, Знак напряжения, на который должен реагировать детектор 4 уровня, задают сигналом коммутатора 5 на втором входе детектора 4 уровня, причем знак сигнала нэ этом входе изменяется в соответствии с изменением знака сигнала на первом входе, вырабаты. ваемого генератором 1 разнополярных импульсов.

При положительной полярности сигнала генератора 1 разнополярных импульсов детектор 4 уровня срабатывает на отрицательный сигнал, поступающий от преобразователя 3 ток — напряжение по первому входу. При отрицательной полярности сигнала генератора 1 рэзнополярных импульсов детектор 4 уровня срабатывает на отрицательный сигнал, поступающий от преобразователя 3 ток — напряжение по первому входу.

Величина напряжения срабатывания задается детектором 4 уровня так, что срабатывание детектора 4 уровня осуществляется вблизи перехода через нуль сигнала, вырабатываемого преобразователем 3 токнапряжение.

Поскольку напряжение на первом входе детектора 4 уровня пропорционально току шагового двигателя 2, срабатывание детектора по времени совпадает с переходом тока шагового двигателя 2 через нуль.

Таким образом, детектор 4 уровня реализует условие поиска экстремума тока только после прохождения его через нуль, 10

При поступлении сигнала от детектора

4 уровня срабатывает устройство 6 сравнения, которое сравнивает напряжение преобразователя 3 с заданным (опорным) напряжением,.::оступэющим от стабилизатора 7 опорногс напряжения одновременно с сигналом от г;зеобразовэтеля 3 ток — напряжение.

Если напряжение, поступающее от преобразователя 3 через детектор 4 уровня нэ устройство 6 сравнения, равно или превышает опорное напряжение, то загорается зеленая лампочка индикатора 8, показывающая наличие тоетьего экстремума и отработку двигателем 2 шага.

Если этого не происходит, то по прошествии заданного, определяемого экспериментальным путем, времени, достаточного для поиска третьего экстремума тока, устройство 6 сравнения посылает на индикатор

8 сигнал, от которого загорается красная лампочка, показывающая, что шаговый двигатель 2 бракованный.

Контроль шаговых двигателей с относительно большим фиксирующим моментом проводят только при одном положении ключа К1, соединяющего шаговый двигатель 2 с выходом генератора 1 UM H.

Контроль шаговых двигателей с относительно малым фиксирующим моментом проводят при двух положениях ключа К1, соединяющего шаговый двигатель 2 сначала с выходом генератора 1 U «, э затем — с выходом генератора 1 U >«. Каждый контроль проводят более одного раза, Годным считают тот шаговый двигатель 2, при контроле которого во всех случаях загорается зеленая лампочка.

Отбраковка по третьему экстремуму тока повышает достоверность и надежность контроля шагового двигателя с активным ротором.

Формула изобретения

1. Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором, заключающийся в том, что на обмотку подают разнополярные импульсы с заданными напряжением и длительностью, после окончания каждого импульса проводят в заданном временном интервале поиск экстремума кривой тока, наведенного в обмотке двигателя, при обнаружении экстремума регистрируют устойчивую отработку шага, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и надежности контроля, указанные разнополярные импульсы подают с номинальной длительностью и напряжением, пониженным относительно его номинального значения, а поиск экстремума в кривой тока

1683168 проводят после первого прохождения тока через нулевое значение.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно на обмотку подают импульсы номинальной длительности и напряжения, повышенного относительно его номинального значения, а устойчивую отработку шага регистрируют при наличии указанных экстремумов как при пониженном, 5 так и при повышенном напряжениях, 1 683168 (Ригб

Составитель В. Алфимов

Редактор А, Козориз Техред М.Моргентал Корректор M Кучерявая

Заказ 3421 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором Способ контроля устойчивой отработки шага однофазным шаговым двигателем с активным ротором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля работы дискретного электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом электроприводе с программным управлением и повышенными требованиями к надежности работы

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления шаговыми двигателями, и может быть использовано в малогабаритном приводе с шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике, к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в системах управления шаговыми двигателями с любым числом фаз в дискретных системах автоматизированного электропривода

Изобретение относится к электротехнике , к дискретному электроприводу технологического оборудования

Изобретение относится к электротехнике , к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в дискретном электроприводе с двигателями с волновым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления и регулирования с шаговыми двигателями (ЩЦ)

Изобретение относится к электрическим приводам и может быть использовано в автоматических устройствах для обеспечения линейных и угловых перемещений при управлении высоковольтными аппаратами

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вибрационных и вибрационно-ударных устройствах для получения механических колебаний, применяемых в различных вибротехнологиях, например, для нанесения изображений на твердые поверхности путем направленного программно-управляемого разрушения поверхности

Изобретение относится к электоотехнике и может быть использовано для управления шаговым двигателем наручных часов Цель изобретения состоит в сокращении потерь энергии На однофазную обмотку двигателя подают один за другим два импульса одинаковой полярности, причем в промежутках между ними ток снижается до 0-15% от его величины в момент окончания первого импульса

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для передачи вращения электродвигателя к часовому механизму стрелочных часов или других механических устройств. Техническим результатом является повышение надежности и обеспечение возможности работать электроприводу как в шаговом, так и в непрерывном режиме. Электропривод содержит электродвигатель, понижающий редуктор, например, состоящий из червячной пары, в которой червяк соединен с осью электродвигателя, а червячное колесо насажено на ось, у которой один конец является силовым, а противоположный - информационным, на который насажен стартстопный механизм, который состоит из плоского металлического экрана из магнитомягкого материала, который насажен на информационную ось и имеет форму круга. На линии диаметра круга имеется вырез. С одной стороны выреза размещен постоянный магнит, а напротив, по другую сторону, расположен герконовый контакт. Электрические выводы электродвигателя постоянного тока и герконовые контакты соединены двухпроводными линиями с блоком управления, который расположен на удалении от электропривода. Два выхода устройства управления соединены с S-входом RS триггера, выходом соединенного с силовым ключом, который подключен к источнику питания постоянного тока. Электрические выводы электродвигателя соединены с выходами силового ключа, а электрические выводы герконового контакта - с блоком управления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе автоматической синхронизации шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коммутаторах дискретного электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматизации сборочных операций, например для перемещения рабочего органа установки, в частности светового проектора , указывающего место установки элементов монтажа
Наверх