Система командного управления коробкой передач

 

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств. Система включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки передач, полости Г и И, соединенные системой трубопровода с полостью Д цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) и с полостями распределителя рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны которого соединены посредством проводников с тумблерами контроллера. Выключатели контроллера имеют возможность кинематического взаимодействия со сферой, имеющей кольцевой паз, на котором закреплен рычаг контроллера . Перевод и фиксация рычага контроллера в положение выбора одного из ползунов 16; 17,18 или в положение включения одной из шести передач приводит к подаче рабочей среды под давлением в полости Г и И или к соединению этих полостей с атмосферой и к установлению требуемого режима работы ступенчатой синхронизированной коробки передач. Пневматическая связь между полостью Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач с. полостью цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) позволяет при выключении первой передачи (или передачи заднего хода) с последующим переходом в положение общей нейтрали коробки передач добиться надежного улавливания и фиксации ползуна 16, исключив тем самым самопроизвольные включения одной из этих передач под действием больших инерционных сил. 2 з.п.ф-лы, 6 ил. У Ј сь е CN

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (si)s В 60 К 20/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ шаг

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650612/11 (22) 16.02.89 (46) 15.10.91.Бюл. М 38 (71) Белорусский политехнический институт (72) С.Г.Стаскевич, О.А,Маханьков, Г.Д.Сычев, А.П.Бомбешко, М.B.Ñå÷êî, M.Ñ.Ëåáåдев, А.Д.Черванев, А.А.Цереня, В.А.Куцеволов, Ю.В.Кравцов и А.И.Гришкевич (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1602771, кл. В 60 К 20/02, 22.06,1989, (54) СИСТЕМА КОМАНДНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств. Система включает в себя механизм 1 выбора полэунов и включения передач, установленный на крышке коробки передач, полости Г и И, соединенные системой трубопровода с полостью Д цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) и с полостями распределителя рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны которого соединены посредством проводников с тумблерами контроллера. Выключатели контроллера имеют воэможность кинематического взаимодействия со сферой, имеющей кольцевой паз, на котором закреплен рычаг контроллера, Перевод и фиксация рычага контроллера в положение выбора одного иэ ползунов

16; 17, 18 или в положение включения одной из шести передач приводит к подаче рабочей среды под давлением в полости Г и И или к соединению этих полостей с атмосферой и к установлению требуемого режима работы ступенчатой синхронизированной коробки передач. Пневматическая связь между полостью Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач с; полостью цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) позволяет при выключении первой передачи (или передачи заднего хода) с последующим переходом в положение общей нейтрали коробки передач добиться надежного улавливания и фиксации ползуна 16, исключив тем самым самопроизвольные включения одной из этих передач под действием больших инерционных сил. 2 з,п,ф-лы, 6 ил.

1684116

Изобретение относится к системам управления коробок передач, в частности к системам переключения передач в ступенчатых синхронизированных коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 показана схема системы командного управления коробкой передач; нэ фиг. 2 — цилиндры выбора ползунов и блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с распределителем рабочей среды под давлением; на фиг, 3 — разрез А-А на фиг. 2 (цилиндры включения передач); на фиг, 4— разрез Б-Б на фиг. 2 (устройство пневмоклапана); на фиг. 5 — вид В на фиг. 2 (устройство фиксации электропневмоклапанов распределителя от проворачивания); на фиг, 6— контроллер системы командного управления коробкой передач.

Система командного управления коробкой передач включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки 2 передач и связанный системой 3 трубопроводов с цилиндром 4 блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с распределителем

5 рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны 6 которого соединены посредством проводников с контроллером 7.

Механизм 1 выбора ползунов и включения передач (фиг. 2) содержит два двухличейных трехпозиционных пневмоцилиндра с взаимно перпечдикулярными осями, размещенные в общем корпусе 8, имеющем два сквозных отверстия. В сквозном отверстии меньшего диаметра, закрытого крышкамиЯ, 10 в кольцевых поршнях 11 и 12, установлен шток-поршень 13 цилиндра выбора ползунов, который посредством зубчатого зацепления взаимодействует с двуплечим ключом

14, установленным на штоке 15 цилиндра включения передач с воэможностью кинематического взаимодействия с ползуном 16 первой передачи (заднего хода), ползуном

17 второй (третьей) передачи и полэуном 18 четвертой(пятой) передачи, размещенными в крышке коробки передач 2, Полость Г выбора ползуна первой передачи (Заднего хода). образованная корпусом 8, крышкой 9, кольцевым поршнем 11 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопроводов 19-21 и тройника 22 связана с полостью Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). Полость

Д образована сверлением в крышке коробки 2 передач и заглушена крышкой 23. В сверлении установлен подпружиненный пружиной 24 шток-поршень 25 цилиндра блокировки с возможностью кинематического взаимодействия с полэуном 16 первой передачи (заднего хода) и с распределителем 5 (фиг. 1) рабочей среды под давлением.

Полость И выбора полэуна четвертой (пятой) передачи, образованная корпусом 8, крышкой 10, кольцевым поршнем 12 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопровода 26 соединена с распределителем 5 рабочей среды под давлением. Электропневмоклапаны 27 выбора ползуна первой передачи (заднего хода) и электропневмоклапаны 28 выбора полэуна четвертой - пятой передач установлены в первой секции 29 распределителя 5, соединенной внутренним трубопроводом с аналогичной второй секцией 30 распределителя 5, к которой при помощи трубопровода 31 подводится под давлением рабочая среда. Во второй секции 30 распределителя 5 установлены электропневмоклапаны 32 включения первой, второй и пятой передач и электропневмокпапаны 33 заднего хода, третьей и четвертой передач, которые при помощи трубопроводов 34 и 35 соединены соответственно с полостью Е (фиг. 3) цилиндра включения первой, второй и пятой передач, образованной корпусом 8, крышкой 36, кольцевым поршнем 37 и поршнем 38, установленным на штоке 15 цилиндра включе30 ния передач,и с полостьа Ж цилиндра включения заднего хода, третьей и четвертой передач. Полость Ж образована корпусом 8, крышкой 39, кольцевым поршнем 40, поршнем 41, установленным на штоке 15 цилиндра включения передач. Электропневмоклапаны 27, 28, 32, 33 секций 29 и 30 распределителя 5 симметричны относительно сквозного отверстия 42, имеющегося в обеих секциях 29 и 30, соединенного посредством трубопровода 31 с источником давления, Каждый иэ электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 имеет аналогичную конструкцию и включает в себя силовой электромагнит 43 (фиг. 4) с топкателем 44, закрепленный на установленном в корпусе

45 при помощи резьбового соединения фланце 46 пневмоклапана, во втулке 47 которого размещен подпружиненный пружиной 48 клапан 49, имеющий возможность

50 взаимодействия с седлом клапана 50, установленного в корпусе 45 соосно сквозному отверстию 42. Корпус 45, фланец 46 пневмоклапана и клапан 49 образуют рабочую полость К. Предварительно отрегулированные по ходам электропневмоклапаны 27, 28, 32, 33 попарно зафиксированы от проворачивания при помощи двух фигурных пластин

51, 52 и резьбового соединения 53 (фиг. 5), а их клеммы при помощи электропроводников соединены с трехпозиционными выклю1684116

55 чателями 54 и 55 (фиг. 6 а, б) контроллера 7, оси тумблеров 56, 57 которых взаимно перпендикулярны, Тумблеры 56 и 57 выключателей 54 и 55 кикематически связаны с подпружиненной при помощи шарика 58, толкателя 59 пружины 60 сферой 61 с кольцевым пазом, которая установлена в нижней 62 и верхней 63 чашках корпуса 64 контроллера. В верхней чашке 63 корпуса

64 контроллера установлены две пружины

65, 66 с толкателями 67 и 68, причем пружина 66, установленная со стороны положения первой передачи (задкего хода), имеет большую жесткость. На сфере 61 с кольцевым пазом при помощи резьбового соединения закреплен рычаг 69 контроллера, на котором установлен подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71, имеющий возможность взаимодействия с гнездами 72, расположенными с внутренней стороны корпуса 64 контроллера, в положениях, соответствующих включенной передаче или общей нейтрали. В верхней части корпуса 64 контроллера имеется сквозная Ж-образная прорезь 73, предназначенная для направления рычага 69 контроллера, на лучах которой имеются обозначения 74 включенной передачи.

Система командного управления коробкой передач работает следующим образом.

При установке рычага 69 контроллера в положение общей нейтрали подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71 входит в соответствующее гнездо 72, устанавливая тумблеры 56, 57 выключателей 54 и 55 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в положение, при котором оси взаимно перпендикулярны и находятся в одной плоскости (фиг. 6). Таким образом, ни ка один из контактов выключателей 54 и 55, соединенных при помощи проводников с клеммами электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 распределителя 5 рабочей среды, электрическое питание не подается, Клапаны 49 электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 находятся при атом в отжатом состоянии (фиг. 4) и рабочая среда через трубопровод 31 и сквозные отверстия 42 секций 29, 30 поступает в полости К распределителя 5 и далее по системе 3 трубопроводов — в рабочие полости Г, Е, Ж и И механизма 1 выбора полэунов и включения передач, а также в полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). При этом все элементы механизма 1 выбора ползунов и включения передач и цилиндра 4 блокировки полэуна первой передачи - заднего хода занимают положение, показанное на фиг, 2 и 3. При переводе рычага 69 контроллера в правое нейтральное положение води15

50 те,: ь воспринимает усилие со стороны пружины 66, информирующее его о том, что он производит выбор полэуна 16 первой передачи (заднего хода), при этом сфера 61 с кольцевым пазом, взаимодействуя стумблером 56 выключателя 54, переводит его в нижнее полажение и электропитание со средней клеммы выключателя 54 передается ка его верхнюю клемму и далее на клеммь: электропкевмоклапана 27 выбора полэука первой передачи (заднего хода), толкатель 44 которого устанавливает клапан

49 ка седло 50 клапана, соединяя тем самым полость Г выбора ползуна первой передачи (задкего хода) механизма 1 выбора ползунов и включения передач и полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с атмосферой. При этом за счет перепадов давления в, полостях Г и

И механизма 1 выбора ползунов и включения передач шток-поршень 13 цилиндра выбора ползуков начинает перемещаться влево, проворачивая при помощи зубчатого зацепления двуплечий ключ 14, рычаг которого начинает входит в паэ ползуна 16 первой передачи (задкего хода). Одновременно под воздействием пружины 24 из паза ползука 16 первой передачи (задкего хода) выходит шток-поршень 25 цилиндра блокироБки; причем ходы рычага ключа 14 и штокпоршня 25 цилиндра блокировки согласованы так, что любом положении существует кинематическое взаимодействие между ползуном первой передачи (заднего хода) с одним или обоими указанными элементами 14 и 25.

После завершения процесса выбора полэуна 16 первой передачи (заднего хода) рычаг ключа 14 механизма выбора ползунов и включения передач. входит в паз упомянутого полэуна, а шток-поршень 25 выходит из него, завершая операция выбора ползуна. Последующий перевод рычага 69 контроллера в положение включенной первой передачи, где он фиксируется при помощи фиксатора

71 в положение включенной первой передачи, приводит к переводу тумблера 57 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в верхнее положение, Это обеспечивает подвод электропитания к электропкевмоклапану 32 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е исполки ельного механизма 1 выбора ползунов и включению передач с атмосферой и смещению штока цилиндра включения передач в крайнее левое положение, соответствующее включенной первой передаче.

При переводе рычага 69 кон гроллера в нейтральное положение выключатель 57 тумблера 55 возвращается в ср . дкее положение, отключая тем самым оТ электропитания

1684116 электропневмоклапан 32 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е с источником давления, т.е. к переводу штока цилиндра включения передач в нейтральное положение, После снятия водителем усилия с рычага 69 контроллера пружина 66 возвращает его в положение общей нейтрали. При этом полость Г исполнительного механизма 1 выбора полэунов и включения передач через электропневмоклапан 27 выбора полэуна первой передачи (заднего хода) соединяется с источником давления, что приводит к постепенной установке шток-поршня 13 цилиндра выбора ползунов в положение общей нейтрали, причем по мере выхода рычага ключа 14 из паза ползуна 16 первой передачи (заднего хода) в него одновременно входит шток-поршень 25 цилиндра блокировки, чем обеспечиваются надежное улавливание и фиксация ползуна первой передачи (заднего хода), предотвращающие включение под действием больших инерционных сил передачи заднего хода. Путем различных комбинаций установки рычага 69 контроллера, а следовательно, различного состояния электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 распределителя 5 рабочей среды под давлением производится выбор одного из ползунов 16-18 и включение одной из пяти передач вперед или передачи заднего хода.

Формула изобретения

1. Система командного управления коробкой передач, содержащая коробку, внутри корпуса которой размещен ползуны с вилками включения передач, пневмопривод выбора ползунов и включения передач, включающий в себя два кинематически связанных взаимно перпендикулярных штока, установленных в силовых цилиндрах, закрепленных на крМшке коробки, механиЗм

5 блокировки ползуна первой передачи и реверса со штоком, установленным в корпусе механизма блокировки, воэдухораспределитель, соединенный трубопроводами с источником.давления и силовыми цилин10 драми, электропневмоклапаны и рычаг переключения передач, установленный в корпусе контроллера, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, электропневмоклапаны подключены к контролле15 ру, который снабжен закрепленными íà его корпусе выключателями с тумблерами управления электропневмоклапанами воздухораспределителя, верхней и нижней чашками. сферой с кольцевым пазом, по20 движно установленной в упомянутых чашках и закрепленной на нижнем конце рычага переключения передач, подпружиненными толкателями, соосно установленными в верхней чашке и выполненными с возможно25 стью взаимодействия с рычагом переключения передач, при этом тумблеры установлены перпендикулярно к оси рычага и взаимно перпендикулярно друг относительно друга и выполнены с возможностью вэаимо30 действия с кольцевым пазом сферы.

2. Система по п.1,отл ича ю ща я ся тем, что корпус механизма блокировки соединен с источником давления, 3. Система по и. 1, отличающаяся

35 тем, что электропневмоклапаны попарно скреплены при помощи зажимного устройства.

1684116

1684116

A-Л

Фиг.5

Составитель А.Барыков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Редактор Н.Горват

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3475 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система командного управления коробкой передач Система командного управления коробкой передач Система командного управления коробкой передач Система командного управления коробкой передач Система командного управления коробкой передач Система командного управления коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , к механизмам переключения передач Цель - упрощение переключений - достигается за счет исключения ручных усилий при переключении

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоскоростным автотракторным коробкам передач, снабженным дополнительным редуктором (демультипликатором)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автодорожным шасси с шарнирно-сочлененной рамой

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для дистанционной передачи возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим многоступенчатые коробки передач

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в устройствах управления трансмиссиями транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств
Наверх