Клиновой зажим

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства в разъемных и неразъемных соединениях. Цель - расширение области применения и унифицирование клинового зажима. Клиновой зажим состоит из среднего клина 1, контактирующего с дополнительным клином 2 и клином 3 с резьбовым отверстием по поверхностям косого сечения, пропущенного через их отверстия болта 4 снабженного шайбой 5. Клин 3 находится в резьбовом соединении с болтом 4. Головка болта 4 опирается на горизонтальную поверхность клина 2 через шайбу 5. Клин 2 выполнен со срезом на рабочей поверхности, плоскость которого расположена под углом к клиновой поверхности клина 2. Отсутствие гаек делает зажим более компактным и пригодным к применению в условиях ограниченного доступа. Самоустановка болта 4 в процессе расклинивания обеспечивается благодаря тому, что радиальные смещения дополнительного клина 2 и клина 3 с резьбовым отверстием равны.2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5П5 F 16 В 2/14, 7/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4666422/27 (22) 27.03.89 (46) 15.10.91, Бюл, М 38 (71) Белгородский технологический институт строительных материалов им, И.А.Гришманова (72) И.Г.Легинина, Ю.Г,LLlереметьeâ, В,В.Удалов и Н.Б.Ивлянов (53) 621,88(088.8) (56) Патент Великобритании

N. 784207, кл. F 16 В 7/14, 1957. (54) КЛИНОВОЙ ЗАЖИМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства в разъемных и неразъемных соединениях. Цель — расширение области применения и унифицирование клинового зажима, Клиновой зажим

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в разъемных и неразьемных соединениях.

Цель — унифицировэние устройства .и расширение области применения клиновых зажимов.

На фиг. 1 изображено устройство. общий вид; на фиг. 2 — вариант выполнения устройства с удлиненным стержнем болта.

Клиновый зажим состоит из среднего клина 1, контактирующего с дополнительным клином 2 и с клином 3 с реэьбовым отверстием по поверхностям косого сечения, пропущенного через их полость болта

4, снабженного шайбой 5. Клин 3 состоит в резьбовом соединении с болтом 4. Головка

„„Я2 „„1684546 А1 состоит из среднего клина 1, контактиру,ащего с дополнительным клином 2 и клином

3 с реэьбовым отверстием по поверхностям косого сечения, пропущенного через их отверстия болта 4,снабженного шайбой 5.

Клин 3 находится в резьбовом соединении с болтом 4. Головка болта 4 опирается на горизонтальную поверхность клина 2 через шайбу 5. Клин 2 выполнен со срезом на рабочей поверхности, плоскость которого расположена подуглом к клиновой поверхности клина 2. Отсутствие гаек делает эажил1 более компактным и пригодным к применению в условиях ограниченного доступа. Самоустановка болта 4 в процессе расклинивания обеспечивается благодаря тому, что радиальные смещения дополнительного клина 2 и клина 3 с резьбовым отверстием равны. 2 ил. болта 4 опирается на горизонтальную поверхность клина 2 через шайбу 5.

Клиновой зажим работает следующим образом, Зажим вставляется в проем между деталями, которые необходимо защемить. Вращением болта 4 добиваются упора клиньев в ограничивающие поверхности деталей, В одну из деталей упирается клин 1, а в противоположную — клин 2 и клин 3, Последующая затяжка стяжного болта 4 создает расклинивающие усилия в соединении. При этом, ввиду отсутствия непосредственного контакта шайбы 5 с клином 1, последний не увлекает за собой шайбу и головку болта в радиальном направлении, противоположном направлению перемещения клина 3.

Напротив, благодаря клину 2 шайба и голо1684546

15

Вка болта перемещаются в том же радизльном направлении и с таким же радиальным смещением, как и клин 3, с которым болт связан резьбовым соединением. Таким образом осуществляется самоустановка болта, обеспечивающая полное отсутствие изгибающих моментов, действующих на стяжной болт. При этом отсутствие гаек делает предлагаемое устройство более компактным и пригодным к применению в условиях ограниченного доступа, Испытания предлагаемого устройства показали, что в сравнении с прототипом оно проще в изготовлении и эксплуатации. Возможность использования устройства в условиях ограниченного доступа позволяет значительно расширить область применения клиновых зажимов, Ввиду того что клин, наиболее удаленный от головки болта, состоит с последним в резьбовом соединении, отсутствует необходимость упора — выступа внутренней трубы. В результа ге стержень болтз в противоположном от головки конце не имеет жестких овязей с другими деталями. Это обстоятельство обеспечивает заменяеMocTb деталей и возможность автономной работы клинового зажима (без внутренней и внешней труб).

Заменяемость деталей позволяет расширить область применения клиновых зажимов, При необходимости защемления зажимаемых элементов в месте, труднодоступном с двух сторон, следует использовать болт с удлиненным стержнем (фиг. 2) с тем, чтобы доступ к головке болта был свободен, Автономная работа устройства позволяет испольэовать клинья, имеющие не только цилиндрическую, но и призматическую боковую поверхность. Контур проема, образуемого зажимаемыми элементами, может представлять собой не только окружность. но и треугольник, многоугольник. Нередко проем, в который вводят клинОвой зажим, представляет собой щель с плоскопараллельными поверхностями. В этих случаях целесообразно применение клиновых зажимов с соответствующей призматической боковой поверхностью клиньев. Предложенное решение обеспечивает такую возможность.

Конструкция клиньев в предлагаемом клиновом зажиме унифицирует последний и обеспечивает снижение металлоемкости клиньев.

На примере клина с резьбой введем некоторые обозначения: участок боковой поверхности клина вдоль линии АВ (фиг.2) назовем рабочей поверхностью клина, а участок вдоль линии СД вЂ” нерабочей поверхностью. Наличие нерабочей поверхности на рассматриваемом клине объясняется необходимостью определенной продолжител ьности резьбового отверстия обеспечивающей требуемую прочность резьбового соединения.

Что же касается двух других клиньев, на них отсутствует нерабочая поверхность, являющаяся ненужным балластом, При этом оказалось необходимым сделать срез угла, образованного плоской и рабочей поверхнастями клина, сопряженного с шайбой. Необходимость среза объясняется тем, что при зятяжке устройства клинья 2 и 3 совершают по отношению друг к другу встречное осевое перемещение, Если не сделать среза на одном из клиньев (2 или 3), то их перемещению будут препятствовать углы, образованные плоской и рабочей поверхностью.

Таким образом, унифицированный клиновой зажим. в котором обеспечена самоустановка болта, имеет широкую область применения, которая не ограничивается ни конфигурацией, ни глубиной проема, образуемого зажимаемыми элементами.

Формула изобретения

Клиновой зажим, состоящий из трех последовательно расположенных KllviHQBblx элементов, сопряженных друг с другом по плоским наклонным поверхностям, а также размещенного в выполненных в центральных частях указанных элементов отверстиях резьбового стяжного средства в виде болта, причем последний установлен в отверстии по меньшей мере центрального элемента с окружным зазором, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения и унифицирования клинового зажима, линия пересечения наклонных поверхностей центрального клинового элемента совпадает с касательной к указанной поверхности, клин, наиболее удаленный от головки болта, связан со стержнем последнего посредством выполненной в отверстии указанного клина резьбы, в качестве концевого опорного элемента со стороны головки болта установлена шайба, а клиновой элемент, сопряженнный с последней, выполнен со срезом на рабочей поверхности, плоскость которого расположена под углом к клиновой поверхности данного элемента.

1684546

Составитель В.Иванов

Текред M.Mîðãåíòàë Корректор М.Демчик

Редактор M,Öèòêèíà

Заказ 3496 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Клиновой зажим Клиновой зажим Клиновой зажим 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для осевой фиксации штифтов в отверстиях базовых деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для беззазорного соединения пакета деталей

Изобретение относится к формованию изделий, требующему периодического запирания и отпирания форм

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для стопорения преимущественно штифтов и клиньев

Изобретение относится к устройствам для закрепления и соединения конструктивных элементов и может найти применение при строительстве высотных сооружений башенного и мачтового типа

Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для крепления груза на транспортном средстве

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в химической и энергетической промышленности при работах по замене отслуживших или поврежденных узлов в труднодоступных местах с ограниченным по времени пребыванием человека в зоне работ

Изобретение относится к вентиляционной технике, а.именно к устройствам для определения расхода по динамическому давлению потока воздуха или газа

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к клиновым соединениям деталей машин

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к устройствам для зажима листовых заготовок, подвергающихся закалке перед операцией вытяжки

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и представляет собой механическое средство фиксации изделий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для беззазорного соединения пакета деталей

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве узла соединения элемента агрегата с его основной частью, обеспечивающего регулировку положения осей вращения

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к клиновым соединениям полых трубчатых элементов конструкций машин, преимущественно секций башен башенных кранов
Наверх