Устройство для дифференциальной защиты сборных шин с торможением

 

Изобретение относится к электротехнике в частности к релейной защите Целью изобретения является повышение чувствительности. Это обеспечивается за счет того, что устройство содержит два элемента ограничения длительности сигнала 25 (torp 5 мс) и 31 (torp 0.12 с) и элемент с изменяемым коэффициентом пе редачи 30, который включен в цепь между выходом амплитудного детектора 10 и объединенными вторыми входами сумматоров 18 и 22 а управляющий вход этого элемента через второй элемент ограничения длительности сигнала 31 соединен с выходом эле мента И 14 1 ил Ј

фт. «ф* (:ОКОЗ COBF ТСКИХ

СОЦЬ1ЛЛИСТИЧГСКИХ (Г(1УЬг(ИК (sIIs Н 02 Н 3/28, 7/22 (ОСУ, ПР,TBI-:((Н(ЯИ КОМИТЕТ (ь ИЗОБРЕТГНИЯМ И ОГV,РhlTVIRM

ПГ И ГVНТ С(.CI

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (jl

С: л 0

1ср

)фь

I QQ

jul (л) (21) 4624153/07 (22) 22.12.88 (46) 15.10.91. Бюл. ¹ 38 (71) Всесоюзный государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт энергетических систем и электрических сетей Э нергосетьпроект" (72) Е.В.Лысенко (53) 621.316.925 (088.8) (56) Грек Г. Г., Петров С,Я. Дифференциальная защита шин торможением. — Электричество, 1970, ¹ 10, с. 42-48.

Блоки дифференциальной токовой защить< шин, Техническое описание и инструкция по эксплуа<ации ГЛЦИ, 656115. 159.

TO. Всесоюзный научно-исследовательскии проектно-конструкторский и технологи <еский институт релестроения (ВНИИР), Чебокслрл(1986.

Технический (<ротокол испытаний образца М- 1 (((кафа за<циты шин типа ПЭ-2303

Я3. 1684853 А1

ГЛЦИ 656450036Д5, ВНИИР, Чебоксары, 1988. (54) УСТРОЙС1 ВО ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СБОРНЫХ ШИН СТОРМОЖЕНИЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите.

Целью изобретения является повышение чувствительности. Это обеспечивается за счет того, что устройство содержит два элемента ограничения длительности сигнала 25 (t«p = 5 мс) и 31 (т(гр — 0.12 с) и элемент с изменяемым коэффициентом передачи 30, который включен в цепь между выходом амплитудного детектора 10 и обьединенными вторыми входам(1 сумматоров

18 и 22, а управляющий вход этого элемен та через второй элемент ограничения длительности сигнала 31 соединен с выходом элемента И 14. 1 ил.

Изобретение относится к области элекгргпехники, в <астности к облагти релейной ззщиты, Целью изобретения является повышение чувствительности, На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит многофазный выпрямительный мост 1, на входы которого включены вторичные обмотки 2 промежуточных трансформаторов тока. Выпрямительный мост нагружен на первый и второй резисторы 3 и 4 тормозного тока, к общей точке которых подключен третий резистор 5

;;ифференциального тока. К тормозным резисторам 3,4 подключен дифференциальный усилитель 6, а к дифференциальному резистору 5 подключен активный выпрями;.ль 7. К выходу дифференциального усилителя 6 через первый сумматор 8 с первым источником 9 опорного напряжения под ключен амплитудный детектор 10, На его выход включен первый компзрагор 11 с вторым источником 12 опорного напряжения.

На выход первого компаратора 11 включены каскадно первый элемент 13 задержки нз срабатывание (tpc = 2мс), первый элеслен т И 14, второй элемент И 15 и ссервьсй элемент 16 задержки на возврат (тпп- 22 мс) выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ 17 и одновременно к инверсирующему входу элемента И 14. К выходу активного выпрямителя 7 через второй сум матор 18 с третьим источником 19 опорного напряжения включен второй компаратор

20. который через второй элемент 21 задер жки нз срабатывание(тес = 1 мс) включен нз второй (неинвертирующий) вход второго элемента И 15.

К выходу зктивного выпрямителя 7 через 1ретий сумматор 22 с четвертым источником 23 опорного напряжения подключен третий компаратор 24, к выходу которого включены каскадно первый ограничитель 25 длительности сигнала (torp = 5 мс), второй элемент 26 задержки на возврат (вв =- 7 мс), третий элемент 27 задержки на срабатывание (тес =- 7,5 Mc), третий элемент И 28, второй вход которого соединен с выходом ограничителя 25 длительности сигнала. К выходу элемента И 28 через третий элемент

29 задержки на возврат (tpp = 22 мс) включен второй вход элемента ИЛИ 17, выход которого является выходом устройства.

Уежду выходом амплитудного детектора 10 и обьединенными входами второго и третьего сумматоров 18, 22 включен элемент 30 с изменяемым коэффициентом передачи, управляющий вход которого через второй элемент 31 ограничения длительности сигнала (torp = 0,12 с) соединен с выходом второго элемента И 14. Элемент с изменяемым коэффициентом передачи представляет собой, например, делитель, одним плечом которого является резистор, а вторым резистор, параллельно которому включен биполярный или полевой транзистор. При отсутствии управляющего сигнала транзистор закрыт и коэффициент передачи элемента определяется отношением сопротивлений резисторов и является минимальным, При появлении управляющего сигнала транзистор в большей или меньшей мере открывается, шунтирует один из резисторов делителя и коэффициент передачи его соотсетственно увеличивается в пределе до 1.

Устройство работает следующим образосл.

Через промежуточные трансформаторы

tоvë х схеме формирования, выполненнои нз диодах, подводятся токи присоединений для одной фазы. При этом по резистору 5

1ротекаес геометрическая сумма токов приоединений, т.е. дифференциальный переменный ток. а по резисторам 3,4 г1ротекзет выпрямленное значение тока, пропорциоlсальное арифметической сумме токов присоединений, т.е. тормозной ток, и на них образуется выпрямленное тормозное напряжениее.

Дифференциальное напряжение, выделяющееся на резисторе 5, подается на ак1ивный выпрямитель 7, на выходе которого образуется выпрямленное и несглаженное напряжение пропорциональное дифференцизльному току. Тормозное напряжение подается на дифференциальный усилитель 6. на вьсходе которого образуется также выпрямленное напряжение, пропорциональное тормозному току. На вход сумматора 8 подается тормозное напряжение пропорциг нальное тормозному току, где сум лируется с отрицательным опорным напряжением, г одзвземым от источника 9 опорного .IB гряжения, Выходное напряжение суммагора 8 появляется тогда, когда тормозное напряжение превысит опорное, Этим обеспечивается начало торможения защитhl лишь тогда, когкда тормозное напряжение превысит значение нормального (рабочего) режима защищаемых шин.

Выходное напряжение сулплатора 8 подается на амплитудный детектор 10, на выходе которого имеется тормозное напряжение, но сложенное с малы ли пульсациями. На вход сумматоров 18 и 22 подается дифференцизльное выпрямленное напряжение с выхода активного выпрял ите ля 7, причем пол»р«о<-.ть е-о тз, овз, чго онз

55 наирлвлена нл срлбатывзние компарлторов

20 и 24, Одновременно нл вход этих суммл

<оров подлется с обратным знаком тормоз«ое напряжение с выхода амплитудного детектора 10 через элемент 30 с изменяе< <ü ì коэффициен том передачи, а также с обрлтным знаком подаются опорнь<е напря;< «ни, с входов третьего и четвертого источ

«иков 19 и 23 опорного напряжения.

Компарагор 20 сработает лишь в том случае, если мгновенное значение дифференциального напряжения превысит суммарное значение тормозного опорного напряжения, То же относится и к компарл тору 24, который включен на выход сумма тора 22, На выход амплитудногD детектора 10 подключен компаратор 11, который немедленно срлба<ь<вает, если сглаженное значение тормозного напряжения превосходи» опорное напряжение, подаваемое 01 второ

IG источника 12 опорного напряжения, причем величина это о опорного напряжения выбирается такой, чтобы в режиме максимальной нагрузки комплрзтор 11 не рзбо тал.

Сочетание компарзтора 11. элемента 13 задержки на срабатывание, элементов И 14, л < зкж . И 15.: —:ïå<ëåíòà 16 задержки на возврат, а также компарзторл 20 с элементом злдер>кки нл срабатывание образуют первый (быстродействующий) канал, Рключение элемента 25 ограничения длитег<ьности сигнала, элемента 26 задер>кки нл возврат, злp ëåíòà 27 задержки íз ср><блтывание, элеме<из И 28 и элемента 29 задержки l

01 кл ючен ие.

Для срабатывания второго канала необ>.,>димо, чтобы во время каждого из полупериодов компаратор 24 переключался на время не менее 3 мс.

При внешнем к.з. в течение не менее (3-4) мс имеет место правильная трансформация токов присоединений и дифференциальный ток имеет сравнительно небольшую величину и даже при малом коэффициенте торможения, тормозное напряжение на входе сумматоров 18, 22 существенно превышает дифференциальное напряжение и поэтому компараторы 20 и 24 не работают.

Тормозное напряжение на входе компаратора 13 существенно превышает его устлвку и он срабатывает практически одновременно с возникновением к,з. Через время задержки элемента 13, составляющего 3 мс. через элемент И 14 на входе элементл И 15 действие компаратора 20 блокируется. При появлении сиг«лл,«,< i.<,i ходе элемента И 14 немедленно срлблт< <<; ет элемент 31 ограни<ения длитель <ос«< си нала и элемент 30 с изменяемым кол (1и циентом передачи скачкообразно увели <и вает свой коэффициент передачи. При этол< тормозное напряжение на входах сумматоров 18 и 22 существенно возрастает и если ввиду насыщения трансформаторов тока дифференциальный ток возрастает. то вс .. равно он останется ниже тормозного l< зл<öèòà не работает.

При к.з. в защищаемой зоне дифференциа IbHb

Однако ввиду того, что задержка эле мента 21 составляет 1 мс, то сигнал на его выходе и выходе элемента 16 появляется раньше, чем на входе элемента 13 ограничения длительности сигнала. При этом выходной сигнал элемента 16 через инвертирующий вход блокирует элемен И 14 и сигнал на его выходе не появляется. Элемент 31 ограничения длительности сигнала не работает, тормозное напряжение на входе сумматоров сохраняет исходное низкое значение и защита обеспечивает высокую чувствительность к.з. в зоне.

Формула изобретения

Устройство для дифференциальной за

<циты сборных шин с торможением, содержащее датчики тока присоединений. соединенные одними выводами своих обмо ток в "звезду". л другими выводами г<одклк>ченные к входным зажимам многоплечевого выпрямительниго моста, между выходными зажимами которого включены два последовательно соединенных резистора, между общей точкой включения которых и общим выводом обмоток датчиков тока включен третий резистор, к крайним выводам первого и второго резисторов подключены соответственно первый и второй входы дифференциального усилителя, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с первым источником опорного напряжения, а выход подключе>< к последовательно соединенным амплитудному детектОру, первому компаратору с вторым источником опорного напряжения, первому элементу задержки на срабатывание и первому элементу И, выход последнего подключен к инверсному входу второго элемента И, выход которого через первый элемент задержки на возврат соединен с инверсным входом первого элемента И и с первым входом элемента ИЛИ, к общей точк< включения первого и

1Саа853

Составитель Л,Воропаева

Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор О.Спесивых

Заказ 3511 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производст венно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул, Гагарина, 101 второго резисторов подключен вход активного выпрямителя, выход которого подключен к первому входу второго сумматора, второй вход которого соединен с третьим источником опорного напряжения, а выход через последовательно включенные второй компаратор и второй элемент задержки на срабатывание соединен с прямым входом второго элемента И, к выходу активного выпрямителя также подключен первый вход третьего сумматора, второй вход которого подключен к четвертому источнику опорного напряжения, а выход подключен к последовательно соединенным третьему компаратору, элементу ограничения длительности сигнала, второму элементу задержки на возврат, третьему элементу задержки на срабатывание и третьему элементу И, второй вход которого соединен с выходом элемента ограничения длительности сигнала, а выход через третий элемент задержки на возврат подключен к второму

5 входу элемента ИЛИ, выход которого является выходом устройства, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения чувствительности, дополнительно введены последовательно соединенные второй элемент

10 ограничения длительности сигнала и элемент с изменяемым коэффициентом передачи, при этом второй вход последнего псдключен к выходу амплитудного детектора, а выход подключен к объединенным

15 третьим входам второго и третьего сумматоров, вход второго элемента ограничения длительности сигнала соединен с выходом первого элемента И.

Устройство для дифференциальной защиты сборных шин с торможением Устройство для дифференциальной защиты сборных шин с торможением Устройство для дифференциальной защиты сборных шин с торможением Устройство для дифференциальной защиты сборных шин с торможением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электроустановок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для определения линии, поврежденной замыканием на землю, в сети с изолированной или компенсированной нейтралью

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты комплектных распредустройств.Целью изобретения является повышение надежности путем фиксации перемежающихся дуг короткого замыкания В устройство, содержащее рабочий и тормозной фотодатчики, сх ему сравнения, пороговый элемент, логическую схему ИЛИ, исполнительный орган, одновибратор, логическую схему И, дополнительно введены формирователь прямоугольных импульсов, дифференцирующее звено, счетчик импульсов

Изобретение относится к релейной защите и может быть использовано в схемах максимальных токовых защит, имеющих селективную выдержку времени

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для токовой защиты нулевой последовательности без выдержки времени от двойных замыканий на землю за разными ветвями сдвоенного реактора в сети с изолированной нейтралью и присоединениями с защитами, действующими при двойных замыканиях на землю без или с выдержкой времени Цель изобретения - повышение избирательности и чувствительности защиты

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам защиты сборных шин от открытой дуги КЗ в комплектном распредустройстве внутренней и наружной установки, Цель изобретения - повышение быстродействия, снижение материалоемкости и требований к термической и динамической стойкости трансформатора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты от дуговых к.з

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите и автоматизации электрических сетей

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для релейной защиты ячеек комплектных распредустройств любых исполнений

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к релейной защите и может быть использовано для защиты основного электрооборудования электрических станций и подстанций

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для построения дифференциальной защиты элементов энергосистем

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к релейной защите высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП), и может быть применено для разветвленных ЛЭП

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите линий электропередачи высокого напряжения

Изобретение относится к релейной защите конденсаторных батарей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам релейной защити, и может быть использовано для защиты трансформаторов, содержащих устройства регулирования под нагрузкой, в частности для трансформаторов, питающих дуговые сталеплавильные печи (печных трансформаторов)
Наверх