Способ контроля косозубых цилиндрических колес

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„,SUÄÄ 1686301

А1 (51)5 G 01 В 5/20

E.0Л,.5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4707768/28 (22) 19.06.89 (46) 23.10.91. Бюл. № 39 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им. Н. И. Арсеничева и Киевское производственное объединение «Большевик» (72) С. П. Радзевич, Л. И. Бондаренко, И. В. Винокуров, А. П. Радзевич, В. А. Палагута, Л. Р. Тисновский, В. М. Еленский и Е. Я. Головкина (53) 531.717.7:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1527476, кл. G 01 В 5/20, 1987.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем определения погрешности окружного шага зубчатого колеса.

На фиг. 1 показана схема контроля «по впадинам» цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 2 схема контроля «по зубьям» цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 3 — схема контроля «по впадинам» цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 4 — схема контроля «по зубьям» цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 5 — фрагмент развертки сечения косозубого колеса и контролирующего шаблона делительным цилиндром колеса; на фиг. 6 — схема установки шаблона.

В соответствии со способом контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев и углом Р их наклона прямобочный шаблон 1 устанавлива2 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОСОЗУБЫХ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения расширение технологических возможностей путем определения погрешности шага контролируемого колеса. Это достигается тем, что контроль производят по двум прямолинейным образующим винтовых эвольвентных поверхностей, с которыми совмещают кромки шаблона, а между контрольными образующими расположено четное число прямолинейных образующих зубьев контролируемого колеса. 6 ил. ют под углом е к оси Ch — О.. контроли руемого колеса 2 при контроле «по впадинам» и под углом и к оси Ch — Ch колеса 2 при контроле «по зубьям». В первом случае используют прямобочный шаблон с углом

ng„профиля, а во втором — с углом а профиля. Установка шаблона 1 с углом а „ на зубья колеса 2 под углом е к его оси, а также установка шаблона 1 с углом а профиля по впадину между зубьями колеса 2 под углом q к его оси обеспечивает совмещение прямолинейных кромок 3 и 4 шаблона 1 с прямолинейными образующими противоположных сторон 5, 6 профиля контролируемых зубьев колеса 2. Контроль производят на просвет по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев. Эти образующие совпадают с прямолинейными рабочими кромками 3 и 4 шаблона 1 и отстоят друг от друга на расстояние Й, равное толщине применяемого шаблона.

Контроль можно производить для зубчатых колес как внешнего, так и внутреннего!

686301.З(сл-+) 2R — с!)сов(е+ (,) (6) 30, irL7 co sa, б o» ) l — сов a;()cos «, (3) Формула изобретения

ag RS(2k — 1)

= — + — к!,), cos(y ) - д,(3 зацепления. Контролируемое зубчатое колесо

2 крепится на оправке 7, например, в центрах 8 (фиг. 6) . Контрольный шаблон

1 закреплен, например, в штативе таким образом, чтобы на расстоянии r делительного диаметра контролируемого колеса от его оси ширина шаблона равнялась величине S(H). Установка угла в(п) производится при помощи угломера. Перемещая контролируемое колесо 2 на оправке 7 в направлении А, совмещают кромки шаблона с боковыми сторонами зубьев, после чего производится контроль на просвет и определяется, выдержаны ли контролируемые параметры. При контроле определяют одновременно, соответствуют или нет своему номинальному значению профиль боковой стороны зубьев и окружной шаг колеса.

Для реализации способа контроля цилиндрических зубчатых колес с звольвентным профилем зубьев необходимо значить конструктивные параметры применяемого прямобочного шаблона и величину угла его наклона к оси контролируемого колеса. Указанные параметры можно определить следующим образом. Расстояние R от оси колеса до пересечения проекций прямолинейных образующих контролируемых винтовых эвольвентных поверхностей профиля зубьев определяется как

R=0,5(д+(2/г — 1)Sctgac), (1) где d — делительный дтьметр контрол ируемого колеса;

S — толщина зуба контролируемого колеса на его делительном диаметре;

Й вЂ” количество зубьев, расположенных между образук)шими; а() — угол профиля зуба колеса на делительном диаметре.

Аналогично расстояние r от оси колеса до пересечения проекций прямолинейных образующих контролируемых винтовых поверхностей впадин определяется по формуле

r=-0,5(d — (2k — — )Hctgа()), (2) где Π— ширина впадины контролируемого колеса на его делительном диаметре.

Диаметр основного цилиндра косозубого цилиндрического колеса рассчитываются по формуле где m — модуль зубчатого колеса;

2 — количество зубьев колеса; ао — угол профиля зуба; ,) — конструктивный угол установки.

Угол в наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле «по зубьям» определяется из уравнения: <(, (+4)+RS(2k — 1) . Я, < -OEM сов(: + ) 4

Соответственно, угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле «по впадине» определяется из уравнения

Щ «Н 24 — ) ) (5)

cos, г!5 - ъ

10 Угол аз профиля шаблона для контроля кос оз убого цилиндр ического колеса «по зубьям» равен

l5 где $ — толщина зуба;

k — количество контролируемых зубьев;

d — делительный диаметр колеса;

R — расстояние, вычисляемое по формуле (1);

20 е — угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса;

e> — конструктивный угол установки.

Аналогично угол шаблона для контроля косозубого цилиндрического колеса «по впадинам» равен

25 и и" > ,7 (d — 2г)сои@ -)- ) где q — угол наклона шаблона к оси контрол и руе м о го к.олес а;

H — ширина впадины между зубьями;

r — расстояние, вычисляемое по формуле (2).

Шикина шаблона по его делительной пря мой при контроле «по зубьям» рассчиты35 вается по формуле

5з =5(2/г — 1)/сов(в+ )+ Ltg(e+ : ) (8, Аналогично ширина шаблона по его делительной прямой при контроле «по впадинам» рассчитывается по формуле

Hg=H(2k — 1)/сов(),+т1) — htgp +q) (9)

Таким образом, по приведенной методике можно рассчитать значения всех параметров, необходимых для реализации способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев как в случае контроля «по зубьям», так и в случае контроля «по впадинам»

Способ контроля косозубых цилиндри50 ческих колес с эвольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что устанавливают плоский прямоблочный шаблон под углом к оси контролируемого колеса, совмещают прямолиненые кромки шаблона с прямолинейными образующими контролируе

55 мых поверхностей зуоьев и производят контроль по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых поверхностей зубьев, отличающийся

1б86301 тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения возможности контроля отклонения окружного шага колеса, контроль производят ч р«з четное число прямолинейно образ уюгц к зубьев контролируемого колеса. 6я зог (Г

1686301

Составитель Б. Афонский

Редактор О. Стенина Техред А. Кравчук Корректор Л. Пилипенко

Заказ 3591 Тираж Под пи с ное

ВНИИПИ Государственного комитета по изооретения : и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01

Способ контроля косозубых цилиндрических колес Способ контроля косозубых цилиндрических колес Способ контроля косозубых цилиндрических колес Способ контроля косозубых цилиндрических колес Способ контроля косозубых цилиндрических колес 

 

Похожие патенты:
Наверх