Поводково-рычажная муфта

 

Изобретение относ IT « к «а инсспое нию, преимущественно к i фта л ривсчов железнодорожного транспорт а Це ;ь и оГ | тения - улучшение JKCH 1 атациоьны ка честв за счет обеспечения ianai тированного подрессирования рыча: а во в е УГЛОВЫХ положениях ссе н°ет б 43TCV ко со (. ПРУЩИМИ пальцами 1 и е по вое koitvo 2 i. BeiOMbiMH i -пыими ф та с( рычаг 5 вы ю ыенный с паза ми h 7, и повочки 8 9 На кон це ка/rioro ведомого пальца 3 чстановтен по; шипн1.ч Иежд параллельными продоть ной ос ч ьпага 5 поверхностями пазов 6 и подп г:п-л ми размещены оезиномета Ж1 с,чие э темеч ы 11 связанные жестко с рыча ом 5 Поводки 8, 9 связаны с MI 7 iinLpeiCTBOM шарниэных зтов 12 а . ре iu ми v-buavin при помош... шарнир i ji з с в 19 Снабжение механизма peuino eTj 11ччсскч «и ле ентами, размещенными межи рычаго, 5 и гюд.ципьикач.и позво тьег i чиитз тимамические войства а счо горл1 тпроча 1НО| о одрессоровалия ры 5 чо всех упэвых поюжениях h i i о

СОЮЗ СаВЕТСКИХ соци листических

РЕСПУЬЛИК

1691615 А 2 (5l)5 Г 16 и 3 60

ОПИСАНИЕ ИЯО(E РНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (6!) 1594312 (21) 4781039/ 27 (22) 11.01.90 (46) 15,11.91. Вюл/ № 42 (71) Грузинский политехни ескии институт (72) Г. Г. Купрашвили, H. B..!üÿoâ и 3. М. Нацвлишвили (53) 621.825 (088.8) (56) Авторское свидетельсгво ССС11 № 1594312, кл. F 16 D 3/60. 1989 (54) ПОВОДКОВО-РЫЧАЖ!1АЯ Мл о1ТА (57) Изобретение от нос ит я к . а 11и нос гр ению, преимущественно к:1 .фтал1 ..ривoTOâ железнодорожного транспорта. !!ель изобретения — улучшение эксп,1латационных к iчеств муфты за счет обеспечения гара1:тированного подрессирования рычага во в ех угловых положениях. Муфта соедини т зубчатое колесо с ведущи.1и пальцами l и ездовое ко.fc .co 2 с ведомыми пглыгами 3. Мл фTH CO ICpiKnT ры IBI 5, вы(10.IHEHI! IÉ с lfd3Pми 6 -. выступами 7, и поводки 8, 9. На КоНце каждого ведсмого пальца 3 установлен подшипник. Между параллельными продольи 0 Й 0 с н р ы ч а Г а 5 поверхностями i1 II 3 o B 6 и подшигниками размешены резинометалли .";;кис элементы 11, связанные жестко с ры .а -(„;1 5. Поводки 8, 9 связаны с выступами 7 посредством шарнирных узлов 12, H c ве- . .и ми 11альцами !,Iпри помощ;: шарнирных,з, св !9 Снабжение механизма резино.:ета, 1ическими элементами, размегцен11ыми межл, рычагом 5 и под иипниками. позволяет у, чшить ди 1амические свойства муфты за счет гo рантирова Iiioi o подрессор(!ванин

phH1а Ccl 5 30 BCCX, C1OBbIX п010&CHHBX.

6 и.i

1691615

Изобретение относится к машинострое

H.1io и можст применяться для переда(и к)утящего момента и компенсации относит(льных перемещений звеньев, преимущественно В тяговых приводах железнодорожного транспорта.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств муфты за счет обеспечения гарантированного подрессоривания рычага BO Все (угловых положениях.

На фиг. 1 изображена муфта, общий вид со;; на фиг. 2 -- разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 -- разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — -- сечение В-В на фиг. 1; на фи(.. 5 -- разрез Г-Г !а фиг. 1; на фиг. 6-схема передачи крутящего момента от зуб(атого колеса (веду(цего звена) тяговой переда tl» к ездовому колесу (ведомому звену) колесной пары, Муфта соединяет соосно icTntton cfttth!e большое зубчатое колесс (не показано) тяговой передачи с двумя расположенными по одну сторону от его горизонтальной оси ведущими пальцами 1, и ездовое колесо 2 колесной пары железнодорожного транспортt!Ого cре.(ства с дВум51 р3з !е13(еtl!Iыми по другую сторону от указанной <>cè Ведомыми !(аль;(ами 3 и отверстиями 4, через которые, с:3dзорами пропущены пальцы I, и сонме(цают в себе также р»! !п! 5. установленный со стороны ездового коле. (i 2 с

Возмоя(нос гью перемещ нии в !)адиальном

Il (l tl P ti E3, I(.ll ll It И ВЫ ПО.:1НС!l Н Ы И (.l!H> M;.1 fl!3 it j)3B,инными по его продольной Оси паз((ми 6 и зысту(13ми 7, перпендикуляр(1ыми tlpOTO IhlO H OC ll P i>I I 3 i d, С H>3 МЕ ГРИ 1!30 03З 1(>1Ц(.I f> t>lми отш>сите, lhf!0 !1010 и распоп!(>жеflH!>i".и:и

Отношени!о к .!еду(цим i!3. h ам 1 с пр:>; ивоtl0 l0 >f< f10É (торо;1»1 ÎC I(:3; б>13т01 <> i

По обе ctuf!01;hl ры !ага, > с;(ммстрич!и с!0

llродО I l>llo и;:си и If 3ðn..t,) O.t h; 0 (>й пас (оложены, > В!1 IIO(30, (f(3 8 и 9. 1> !3 ж Ib! è !IO!30äOH

СВ>(d!11! О f!Ii(М ИЗ КО!(ЦО(3 < COOTB(>TVIOщим выс гуно;,1 7 ры (агn 5, 3 другим конЦО. 1 с В(. д>> ц(им па, 1ь нем 1. 1 33 !<0! I!! (. к:3 >кдого ведомого tfn,tû(3 3 l còníOBëåtl !и till!! Ilник 10, который ра:(мcц((!» в пазу 6 рычага 5 с Возмож(юстью перекатhIBÇIII!H В радиальном на(1равлении Но резинометалличесt(lfì эчем нтам 11, закрепленным Нп рычаге 5 и симметрично установленным 03!(осите>(ьно его продольной оси. Поводки 8 H 9 свяnnflht с вь(ступами 7 посредством шарнирных узлов

12, каждый из которых состоит из сайл HTблоков 13 и 14, соединительной втулки 15, упорных втулок 16, болта !" H ганки 18. Каждый из поводков 8 li 9 с Ведущим пальцем 1 связ lit посредством шарнирного уз та кОторый содержит !апрессованный на ведущий пал(ц 1 сайлент-блок 20, состоя!ций из концептри 1ных резиновых втулок 21 и 22. (аЙ,IF!IT-<>.:!0K 20 c ltpo)>it!HI!OH H030 LKn T3Kже образует соединение с натягом.

Муфты работает следук)(цим образом

Крутя(ций момент передается от большогÎ зубчатого колеса зубчатой передачи Hd ведущие пальцы 1 и через поводки 8, 9, шарнирные узлы 12 и выступы 7, выполБ ненные заодно с рычагом 5, на последний, а затем через подшипники 10 на ведомые пальцы 3 и ездовое колесо 2. Как показано на фиг. 6, при вращении зубчатого колеса по направлению движения часовой стрелки на поводки 8 и 9 передаются ссютветственно сжи м ающие и ра стяги ва ющие ус илия, составляющие пару сил Ph, равную тяговому моменту М>к на зубчатом колесе. Эта пара сил посредством выступов 7 передается на сопрягаемый с ними конец рычага 5. При этом, 15 на верхний ведомый палец (фиг. 6) будет передаваться горизонтальная продольная сила Pi, направленная вправо, а на нижний ведомый палец — - сила Р!. направленная влеВ0. 1ействующая на ездовое колесо 2 пара

- të Р h, р;(вная моменту Р1, будет преодолевать момент Ч,- сил сопротивления на ведомом колесе. При вращении зуочатого колеса в противоположном направлении усилия в поводках 8 и 9, а также силы, действукзщие !

i3 Велovt>tå пальцы 3, поменяют нак. Следовательно, на поводки 8 и 9 в данном с.(учае б(дут передаваться соответственно ра(стя!.!3!)ающие и сжимающие усилия.

В применении к изображенному на фиг.

О,. Ожению муфты шарнирные узлы сопряжеll! и пальцев 3 с рычагом 5 создают вертик(>ль;!ую 1)одв13ж((ость зубчатого колеса относ-!те..ьно ездового колеса 2. В частности, при

ВертHкальнîM перемещении зубчатого колеса, к-.е, teнные на нем ведущие пальцы 1 через сайд(пт-блоки 20 потянут за собой навешенI:h1c и ним ново,(ки 8 и 9„которые. в свою оче3!> рс;(ь, будуT увлекать за собой рычаг 5 и 33креп..енныс н3 нем резинометаллические элем(нты 11. Последние за счет сил сцеп,"с1 "(я В ко!!тактах с подшипниками 10, соз.аваемых усилиями Р, НрсО.TOctåt33foò сопрогивлснне скольжения нар жных колец по

Внутреl!Иим кольцам указанных IIOhdïèïíèков и приведут В(> вращение первые из

lll х, т. 0. В< ртикальное перемещение рычага 5

О.носит<л(.но ездового колеса 2 произойдет

<>cç 1(роскальзь(ванин резинометаллических элементов 11 OT!«>CHTenbtio наружных колец подшипников 10 и оудет происходить за счет скольжений наружных колец этих подшипников пи их внутренним кольцам. Горизонтальную подвижность ездового колеса 2 относительно зубчатого колеса создают

11оводки 8 и 9. Так, например, при горизонтальном переме(цении зубчатого колеса прикрепленные к нему ведущие пальцы 1 потянут за собой поводки 8 и 9. При этом поВодки 8 и 9, связанные противоположными

55 концами посредством шарнирных узлов 12 с выступами 7, вращаясь вокруг упомянутых парнир (ых узлов, от вертикального положения отклоняются в сторону перемещения

:3iбч3того колеса. При этом поскольку поводки 8 и 9 остаются параллельными, угловое перемещение зубчатого колеса при продольном горизонтальном пара.iëåëüíîì смешении его относительно ездового колеса 2 не возникает, и, следовательно, „ àíный механизм с этой точки зрения является кинематически совершенным.

В результате силовых взаимодействий между поводками 8, 9 и шарнирными узлами 12 сопряжений поводков с выступами 7 рычага 5, возникаюших при отклонениях указанных поводков от исходных положений вследствие горизонтального смещения зубчатого колеса относительно ездового колеса 2, оба поводка 8, 9 подвергаются растяжению и поэтому через упомянутые шарнирные узлы и выступы потянут за собой вниз рычаг 5, так как на последний при этом оба эти элементы передают усилия полного направления. При этом вертикальному перемещению рычага 5 вниз оказывают противодействие силы трения между внутренними и наружными кольцами подшипников 10. Поскольку это противодействие о носительно мало, то усилия в поводках 8 и 9, обусловленные указанными силами сопротивления, будут сравнительно невелики. Следова-,ельно, паразитные нагружения элементов муфты при такой схеме изменения кинемати !еского состояния механизма В резу.ihT".TB licрпендикулярных относительных .xle;iie«ий зубчато:-о колеса и ездового колеса 2 будут пренебрежимо малы. При этом, в силу того, ч70 радиальные жесткости обрезиненных шарниров муфт тяговых приводов весьма значительны по величине, вертикальное перемещение рычага 5 будет намного больше переме)пений обрезиненных шарниров по вертикали. !!ри ряботе муфты вследствие колеба н и и подресс !7ренной массы тележки будут происходить неизбежные расцентровки осей зубчатого колеса тяговой передачи и ездового колеса колесной пары. Применительно к тем положениям при вращении муфты, когда относительные смен)ения ведомого и ведущего звеньсB оудут с<)здавать поводки 8 и 9, в течение каждого оборо.га колесной пары оси этих элементов относительно осей вращения шарнирных узлов 2 поворачиваются на угол )!). Поскольк), как сайлент-блоки 13, 14, тяк и резиновые BTулки 21, 22 B угловом от)3 но)пении образуют последовательное сое)инение, то поворот поводка относительно оси шарнирного узла 12 будет складываться из угла поворота сайлент-блока 14 и из угла поворота сайлент-блока !3 относительно той же о и, а относительно шарнирного узла 12 также из двух углов: из угла поворота резиновой втулки 21 и из угла поворота резиновой втулки 22. При равенстве суммарной

1О угловой жесткости на соосное скручивание двух сайлент-блоков 13 и угловой 2KecTkocT;f при этом виде деформации сайлент-блока 14, уг,)ы скручивания резиновых втулок рассмятри:.ясм)ах резинометаллических элемснто»

5у.1 —, равны 1/2)!). В случае равенства г15 ловои жесткости на соосное скручивание рез«новоЙ втулки 21 и угловой жесткости при этом же Bh ." деформацHH резиновой втулки 22 и их углы составят также 1/2 ф.

В f!ðHx!Bнении к изображенному ня фиг. 1

20 положению муфть. резиновые втулк«сяйлентблоко 13, 14, шарнирныx хзлов 12 и резиновые втулки 21, 22 сайлентблоков 20 ц)арнирнь)х узлов 19 обе печивают вертикал! Ное подрессоривание рычага 5 if поводКоВ 8, 9. Горизонтальное же подрессоривание рычага 5 обеспечивают резинометалл:ческие элементы 1!. !1з этих двух

BзЯilмн0 пе11llcндиK))771ЯРных KомпоненTОB vlо— жет быть обеспечено подрессоривание рычяiB 5 в любом направлении в п10ckocTf! )е xd. i ))з " я ..) резу7 )>тат с э : ОПО B l! л ч и Ге 1 ьн<) ( умень«:яется неподрессоренная масса муфты

H тем самы, -у)цесгзенно снижается верTHKB.ii иое воздействие ня п ть колесной I!!i:10выц;ае1cp. c)oK 0.792KOhf 7Hмити!)х !.)гци; B это.l отношени: элементов ме. аниз3

Я>л 2 ) f/ 77 !) 3 Об) 7) с 7 он 77 " ! )Овлдково-pb!HBÆ "ая ))7 ф1 О ПО !) П1 CB

X !59431 2. or:.u«a)o«< ч те;), чтс, с цельк)

4С улучшения эксплуатационных !.а цсTB муфт при повышении долговечности за cчет обеспечения гарантированного по7рессоривания рычага во всех уг ioBhlx ПО lo)KBf!H!Hx, между параллельными пf)0707ьной оси рычага поверхностями его пазов и уcTaf!OB1e«f!bf. fff

45 на концах ведомых пя,1ьцев под lflffff7HKBxf)f размещены закреплен))ые на рычаге г)езинох)етяллические элементы.

18

LJ

2I r

l с

5и22

Д а

,(1

169!615 Ы2. 3 1

16916!5 в-в! 691615

Г 1

/ ,/- / (<» <;<.» I, !, X М<<

: и

Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к муфтам тяговых приводов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в тяговом приводе локомотива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, локомотива

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента в тяговом приводе рельсового подвижного состава, в частности вагона метрополитена

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, преимущественно пассажирского локомотива , На ведущем зубчатом колесе размещен торсионный вал 1

Изобретение относится к муфтам, допускающим возможность смещения соединяемых валов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к компенсационным муфтам тягового привода локомотива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах, для соединения вращающихся деталей, ограниченно подвижных по отношению друг к другу радиально и/или под углом
Наверх