Поршень двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность составного поршня. Поршень содержит корпус 1 и головку 2 с хвостовиком 6, которые стянуты гайкой 7. Для уменьшения прогиба головки 2 от силы затяжки между корпусом 1 и гайкой 7 расположен круглый стакан 10, который имеет на боковой цилиндрической поверхности прорези. Для выравнивания контактных давлений на кольцевых контактных поверхностях А сочленения голорки 1 и корпуса 2 угол ft наклона поверхности, принадлежащей головке 2, в свободном состоянии , т.е. когда гайка 7 не затянута, превышает угол наклона контактирующей поверхности, принадлежащей корпусу 1, на величину Л/3-0,5-30. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (1() (%!)5 F 02 F 3/02

ГОСУДАРСТВЕН(ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАН И Е И ЗОБ РЕТЕ Н ИЯ вЂ”...:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4796989/06 (22) 04.12.89 (46) 30.11,91. Бюл. hL 44 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) P,А.Шиманский, В.И.Ильиных и Н.Г.Мелещенко (53) 621.43-242(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hk 1160085, кл. F 02 F 3/02, 1983. (54) ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность составного поршня. Поршень содержит корпус 1 и головку 2 с хвостовиком 6, которые стянуты гайкой 7. Для уменьшения прогиба головки 2 от силы затяжки между корпусом

1 и гайкой 7 расположен круглый стакан 10, который имеет на боковой цилиндрической поверхности прорези. Для выравнивания контактных давлений на кольцевых контактных поверхностях А сочленения головки 1 и корпуса 2 угол Р наклона поверхности, принадлежащей головке 2, в свободном состоянии, т.е. когда гайка 7 не затянута, превышает угол наклона контактирующей поверхности, принадлежащей корпусу 1, на величину АР- 0,5 — 3 . 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1694960

Изобретение относится к машиностроению, в частности дизелестроению, а более конкретно к усовершенствованию составных охлаждаемых поршней двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в компрессорах и других поршневых машйнах с составными поршнями.

Известен поршень, который содержит отъемную головку с центрально располо-. женным хвостовиком, на конце которого имеется резьбовая нарезка, и охлаждаемый корпус с центральным отверстием, имеющим нижний торец, причем головка и корпус, выполненные из материалов с различными коэффициентами термического расширения (KTP), сопряжены между собой по кольцевой конической поверхности и связаны при помощи стального хвостовика и прижимной гайки, наворачиваемой на резьбовую часть хвостовика, расположенного в центральном отверстии корпуса, Существенным недостатком такого поршня является то, что в процессе работы в головке и корпусе поршня, а также в хвостовике, стягивающем указанные выше детали, вследствие нагрева возникают дополнительные усилия, обусловленные тепловым состоянием сопрягаемых деталей и разностью значений KTP материалов их деталей, что приводит к снижению надежности крепления соединяемых деталей (головки и корпуса).

Известен также поршень двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку и корпус, в котором выполнено центральное отверстие с верхним и нижним торцами, причем головка и корпус сопряжены между собой по кольцевой конической поверхности и связаны при помощи стяжного болта с гайкой, размещенного в центральном отверстии корпуса с упором гайки в нижний торец отверстия корпуса, при этом вершина образующей конической поверхности сопряжения головки и корпуса расположена в точке пересечения плоскости нижнего торца центрального отверстия корпуса с вертикальной осью симметрии поршня.

Существенным недостатком. такого поршня является то, что он может быть использован в двигателях с диаметром поршня, не превышающим 140 — 150 мм, головки которых имеют достаточно высокую конструктивную жесткость. С увеличением диаметра поршня уменьшается жесткость конструкции головки. Поэтому в процессе соединения головки и корпуса охлаждаемого поршня большого диаметра, т.е. при затяжке стяжного болта с гайкой, головка прогибается, что приводит к неравномерному распределению контактных давлений по об50,.2 со стороны конусной поверхности А соединения с корпусом I имеется утолщенный хвостовик 6, заканчивающийся резьбовой нарезкой с гайкой 7 для крепления головки к корпусу. Корпус 1 и головка 2 могут быть соединены центральным стяжным болтом.

Для увеличения податливости хвостовика 6 он выполняется пустотелым, при этом для сообщения полостей 4 и 5 с полостью хвостовика 6 имеются каналы 8 в корпусе и

45 разующим поверхностей сопряжения и к ослаблению стыка и снижению надежности поршня в целом, Цель изобретения — повышение надежности составных охлаждаемых поршней— достигается тем, что в известном составном поршне, содержащем головку с центральным хвостовиком, имеющем наружную реэьбовую нарезку, корпус, в котором выполнено центральное отверстие с верхним и нижним торцами полости охлаждения, причем головка и корпус сопряжены между собой по кольцевой конической поверхности и связаны при помощи центрального хвостовика на головке, размещенного в центральном отверстии корпуса, и стяжной гайки, при этом вершина образующей конической поверхности сопряжения головки и корпуса расположена в точке пересечения плоскости упора стяжной гайки с.вертикальной осью симметрии поршня; между стяжной, гайкой и корпусом установлен прижимной упругий элемент, выполненный в виде опрокинутого стакана с центральным отверстием в днище для прохода центрального хвостовика головки и наружной фланцевой отбуртовкой открытого торца стакана, при этом внутренняя кольцевая поверхность днища стакана служит упором стяжной гайки, а нижний торец центрального отверстия корпуса служит упором для наружной фланцевой отбуртовки открытого торца стакана. Кроме того, угол наклона сопрягаемой кольцевой конусной поверхности головки B свободном состоянии больше угла наклона кольцевой конусной поверхности корпуса (по отношению к оси симметрии поршня) на 0,5 — 3 в зависимости от податливости головки, а на наружной цилиндрической части стакана выполнены прорези различной формы.

На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого поршня.

Поршень включает корпус 1, выполненный из легкого металла, например алюминиевого сплава, имеет центральное отверстие с верхним и нижним торцами, головку 2 из жаропрочного материала, например стали с теплоизолирующим покрытием 3 и полости охлаждения 4 и 5. В средней части головки

1694960

10

50

55 сливные отверсти 9 на боковой поверхности хвостовика 6. Между гайкой 7 и корпусом 1 расположен прижимной упругий элемент, выполненный в виде опрокинутого стакана

10, в днище 11 которого имеется центральное отверстие для прохода хвостовика 6.

Свободный открытый торец стакана выполнен в виде фланцевой отбуртовки 12, опирающейся в нижний торец центрального отверстия корпуса 1, при этом ось симметрии стакана совпадает с вертикальной осью симметрии поршня, а на внешней цилиндрической части его имеются продольные или поперечные или любой другой формы и направления прорези, повышающие податливость стакана 10 (не показаны). В такой конструкции крепления головки 2 и корпуса

1 внутренняя кольцевая поверхность днища

11 стакана 10 является верхним упором для гайки 7. Головка 2 поршня сопрягается с корпусом 1 по кольцевой конической поверхности А, причем вершина образующих этого конуса находится в точке О, т.е. в точке пересечения плоскости, проходящей через внутреннюю поверхность днища 11 стакана

10, т.е. плоскости упора гайки 7, с вертикальной осью симметрии поршня, При этом в свободном состоянии, T.е. когда гайка 7 не затянута, угол наклона сопрягаемой кольцевой конусной поверхности головки 2 больше угла наклона кольцевой конусной поверхности корпуса 1 на величину, равную

0,5-3, в зависимости от податливости головки.

Предлагаемый поршень работает следующим образом.

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания и нагрева поршня происходит. тепловое расширение корпуса 1 и головки 2. При этом поршень расширяется как в осевом, так и в радиальном направлениях. В результате осевого расширения при затянутой гайке 7 в сопрягаемых деталях возникают напряжения, по величине пропорциональные разности деформаций корпуса 1 и головки 2 с хвостовиком 6 на днище участка совместной деформации головки 2 и корпуса 1. В результате радиального расширения поршня головка 2 перемещается по конической поверхности в сторону хвостовика 6, уменьшая разность деформаций корпуса 1 и головки 2, вызванную осевым расширением, и напряжений в них. Величина такого перемещения головки зависит от угла наклона конусных поверхностей А. При этом, если осевое перемещение головки от радиального расширения равно разности осевых деформаций корпуса и головки, то в сопрягаемых деталях напряжения, обусловленные разностью коэффициентов термического расширения, не возникают.

Под действием усилия прижатия гайки 7 головка 2 прогибается, контактное давление на поверхности А перераспределяется, ослабляясь к периферии и возрастая на внутренней кромке. В предложенной конструкции величина прогиба головки 2 уменьшена за счет увеличения податливости стягивающих деталей путем введения стакана 10.

В свободном состоянии конические поверхности А корпуса 1 и головки 2 соприкасаются своими внешними окружностями (точка а), В результате затягивания гайки 7 головка 2 поршня прогибается, конические поверхности А взаимно прижимаются и происходит выравнивание величины контактных напряжений вдоль образующих, Расчетные исследования теплового и напряженно-деформированного состояния поршня дизеля ЧН21/21, выполненные на

ЭВМ с использованием метода конечных элементов, показали равномерность распределения контактных давлений вдоль образующих опорных конических поверхностей.

Таким образом, в предлагаемом поршне, содержащем головку с центральным пустотелым хвостовиком с наружной резьбовой нарезкой на конце, корпус, в котором выполнено центральное отверстие с нижним и верхним торцами и полости охлаждения, причем головка и корпус сопряжены по кольцевой конической поверхности и связаны при помощи центрального хвостовика на головке, размещенного в центральном отверстии корпуса, и стяжной гайки, при этом вершина образующей конической поверхности сопряжения головки и корпуса расположена в точке пересечения плоскости упора гайки с вертикальной осью симметрии поршня, междя стяжной гайкой и корпусом установлен прижимной упругий элемент, выполненный в виде опрокинутого стакана с центральным отверстием в днище для прохода центрального хвостовика íà roлавке и наружной фланцевой отбуртовкой открытого торца стакана, при этом верхним упором гайки служит внутренняя кольцевая поверхность днища стакана, а нижний торец центрального отверстия корпуса служит упором для наружной фланцевой отбуртовки открытого торца стакана, а угол наклона сопрягаемой конусной поверхности головки в свободном состоянии больше угла наклона конусной поверхности корпуса на 0,5 — 3 в зависимости от податливости головки.

Кроме того, для повышения податливости на наружной цилиндрической поверхности

1694960

Составитель А.Гладких

Редактор А.Долинич Техред М.Моргентал Корректор A,Îñàóëåíêo

Заказ 4146 Тираж Подписное

ВНИИПИ государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. l() l прижимного упругого элемента (стакана) выполнены прорези.

Формула изобретения

1, Поршень двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с центральным 5 хвостовиком с наружной резьбовой нарезкой на конце, корпус с центральным отверстием, образованным радиальным выступом с верхним и нижним торцами, и полости охлаждения, причем головка и кор- 10 пус сопряженй между собой по кольцевой конической поверхности и связаны посредством центрального хвостовика на головке, размещенного в центральном отверстии корпуса, и стяжмой гайки, причем вершина 15 образующей комической поверхности сопряжения головки и корпуса расположена в точке пересечения плоскости упора стяжной гайки с осью симметрии поршня, о т л ича ющийс ятем,что,сцельюповышения 20 надежности. между стяжной гайкой и корпусом установлен прижимной упругий элемент, выполненный в виде опрокинутого стакана с центральным отверстием в его днище для размещения цемтрального хвостовика головки и наружной фланцевой отбуртовкой со стороны, противоположной днищу стакана, причем внутренняя поверхмость дмища стакана является упорной поверхностью стяжной гайки, а нижний торец радиального выстуйа корпуса является упорной поверхностью для наружной фланцевой отбуртовки стакана, причем угол Р маклома сопрягаемой кольцевой комической поверхности головки в свободном состоянии больше угла наклона кольцевой комической поверхности корпуса íà АР

0 5-3 .

2.Поршеньпоп.1,отличающийся тем, что ма цилиндрической поверхности стакэма выполнены прорези.

Поршень двигателя внутреннего сгорания Поршень двигателя внутреннего сгорания Поршень двигателя внутреннего сгорания Поршень двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршням двигателей внутреннего сгорания, преимущественно высокофорсированных четырехтактных дизелей

Поршень // 1333808
Изобретение относится к двигате- .лестроению и позволяет повысить надежность работы и обеспечить постоянство заданных тепловых зазоров между поршнем (П) и цилиндром в различных режимах работы двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания с теплоизоляцией

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к конструкциям поршней с поршневым пальцем

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в конструкциях поршней с поршневым пальцем

Поршень // 2419736
Изобретение относится к поршням для использования в двигателях

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии, в частности к способу сборки шатунно-поршневого узла. Осуществляют установку поршневого пальца в отверстие поршня и установку шатуна на поршневой палец. Предварительно на поверхность стального поршневого пальца наносят механически активированный порошок из материала на основе никеля с эффектом памяти формы с размером частиц 30-50 мкм путем плазменного напыления в вакууме с получением слоя толщиной 0,2-3 мм. Затем осуществляют вакуумный отжиг нанесенного слоя при температуре 500-800°C, проводят термомеханическую обработку при нагреве от 30 до 250°C или при охлаждении до -10÷0°C с помощью жидкого азота и при обкатке нанесенного слоя при этой температуре роликами в радиальном направлении за 50-70 проходов с накоплением степени деформации ε≥3,7%. Затем после установки поршневого пальца в отверстие поршня проводят нагрев соединения до температуры 20,7-325,8°С конца обратного мартенситного превращения. Техническим результатом является повышение прочностных характеристик шатунно-поршневого узла. 5 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к поршням для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Поршень (10) для ДВС содержит юбку (24) поршня, включающую в себя стенки (12) юбки (24) и коробчатые стенки (16). Стенки (12) юбки (24) и коробчатые стенки (16) ограничивают выемку (20). По меньшей мере одна стенка (12) юбки (24) предусмотрена для использования на стороне давления поршня (10) в смонтированном состоянии. При этом в области (22) стенки (12) юбки выемка (20) ограничена по существу в форме параболы, или эллиптического участка, или катеноиды. Причем эта парабола, или эллиптический участок, или катеноида лежат в плоскости, которая параллельна днищу поршня. Изобретение позволяет уменьшить образование трещин в коробчатой стенке в области привязки юбки поршня к коробчатой стенке. 12 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх