Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для контроля сопротивления и поиска дефектных элементов аккумуляторной батареи электрического транспорта. Цель изобретения состоит в повышении надежности за счет введения более совершенных элементов для регистрации результатов контроля Устройство содержит калиброванный переменный резистор два конденсатора памяти, i ipcib гран зисторнь л ключей, триггер и шесть индикатгрных сье тодиодов Упра тенир работой устроиства осуществляется с помощы позиционное переключателя, гсгорый имеет десять контактов При контроле сопротивления изоляции батареи сравнивается напряжение на конденсаторах с, ровнем напряжения 0 5 Б 01 которого питае ся один из ключей При поиске д фектного -тементэ определяется на переменном регистре точка с потенциалом , соитветгтвукмдим потенциалу дефектного элемента в Darapee . ил Ё

COI03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ю д

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759068/07 (22) 16,10,89 (46) 30.12,91. Бюл. N 48 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Мытищинский ма шиностроител ьн ый завод Производственного объединения "Метровагонмаш" (72) Г. Г. Рябцев, А, И. Хоменко, А. М. Кадомцев и Г. Е, Киксман (53) 621,355. 1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 178402, кл. Н 01 M 10/48, 1964.

Авторское свидетельство СССР

N 435,575,,кл. Н 01 М 10/48, 1973.

Авторское свидетельство СССР

¹ 765916, кл, Н 01 М 10/48, 1978.

Авторское свидетельство СССР

N . 1621102, кл, Н 01 М 10/48, 1989. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к технике контроля электрооборудования транспортных средств, в частности к устройствам для контроля сопротивления изоляции и поиска мест повреждения

I изоляции многоэлементных аккумуляторных батарей электрического транспорта.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 показана схема устройства; на фиг. 2 — таблица положения контактов переключателя.

Аккумуляторная батарея 1 состоит из элементо8 1,1,...,1.X„...1.N, Сопротивление изоляции элемента 1.Х в батарее, имеющего утечку тока на "землю", условно Ы 1702460 А1

Isi)s Н 01 M 10/48, G 01 R 27/18 (57) Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для контроля сопротивления и поиска дефектных элементов аккумуляторной батареи электрического транспорта.

Цель изобретения состоит в повышении надежности за счет введения более совершенных элементов для регистрации результатов контроля. Устройства содержит калиброванный переменный резистор. два конденсатора памяти, шесть транзисторнь:.х ключей, триггер и шесть индикаторных светодиодов. Управление работой устройства осуществляется с помощью позиционнага переключателя, который имеет десять контактов. При контроле сопротивления изоляции батареи сравнивается напряжение на конденсаторах с уровнем напряжения 0,5 Е, от которого питается один из ключей. При поиске дефектнога элемента определяется на переменном резисторе точка с потенциалом, соответствующим потенциалу дефектного элемента в батарее. " ил. обозначено резистором 2, Устройство содержит пятипозиционнои пеоеключатель 3 режимов работы: "Сброс", "Заряд Ci". "3aряд С2", "Контроль", "IПоиск . Переключатель 3 имеет десять контактов 4-13, положение которых в различных режимах работы устройства показано в таблице. На фиг, 1 положение контактов переключателя

3 соответствует позиции "Сброс". Переменный резистор 14 имеет калиброванные позиции 14,1...„14,N движка 15, число которых равно числу N элементов в аккумуляторной батарее 1, Движок 15 соединен с высокоомным резистором 16, Параллельно батарее 1 включены ограничительные ста":702460 билитроны 1 7 и 18 и добавочный резистор

1с}. К стабидлитронам 17 и 18 пос!ключень. через светодиоды 20 и 21 транзисторные ключи 22 п — р-и-проводимости и 23 р — и — р" проводимости, Светодиод 20 имеет надпись

"Заряд С1" (заряд !.Iepeoro конденсатора 24 памяти, светодиод 21 — "Заряд С," (т. е, заряд второго конденсатора 25 памяти), Транзисторный ключ 26 и — р-и-рпроводимости подкл!Очен через светодиод 27 к положительному полюсу аккумуляторной батареи 1, Транзисторны!4 ключ 28 р-и-рпроводимости через светодиод 29 подключен к отрицательному пслюсу батареи 1, Светодиоды 27 и 29 име!От надпись Поиск".

Равные по сопротивлению добавочные резисторы 30 и 31 образу!От делитель напряжения для питания транзисторного кл!Оча

32 р — n — р-проводимости. Ключ 32 содержит базовые резисторы 32.1 и 32,2, имеющие равные сопротивления, и каллекторный резистор 32,3, Дополнител ьн ы =- стабилитрон ьl

ЗЗ и 34 и резистор 35 обеспечивагот питание транзистора 36 и триггера 37. К коллектору транзистора 36 подкл!аченс реле 38 фиксации результата кснтроля и диод 39, а K базе — конденсатор 40 вь!держки времени и токоограничивакиций резистор 41. К в=lходам триггера 37 подключены светодиода!

42 и 43, которые имеют надписи "Норма" и

"Нижние нормы", Вход 1риггера 37 через контакт 44 реле 38 подключен к коллектору транзисторного ключа 32

Устройство peh0TeeT следующим образом.

Для контроля устройство подключено к клеммам батареи 1, Перед измерениями переключатель 3 стааип:я в положение

"Сброс" и движок 15 резистора l4 устаназливается в среднее положение, т. е. íà г! iзицию N/2, Б этом исходном состоянии замкнуты только контакты 4, 5, 7 и 9 переключателя 3, При этом транзисторные ключи 22, 23, 26, 28 и 36 закрыты, с:ветодиос!ы

20, 21, 27, 29, 42 и 43 не вкл!Очены, транзисторный ключ 32 открыт, конденсаторы 24 и

25 замкнуть! на резистор 3 2.1 в ключе 32 и полностью разряжены.

Для контроля изоляции батареи 1 позиционный переключатель поочередно ставится в положения "Заряд С1", "Заряц С2" и "Контроль".

На позиции "Заряд С1" замкнуты кснтакты 4, 6, 10 и 11 переключателя 3. П зи этом к элементам 1.1...„1.Х батареи 1 псдключаются по цепи утечки тока (т, е. через резистор 2) левая половика резистора l4, резистор 16, конденсатаз 24 и базовая цепь транзисторного ключа 22. Конденсатор 24 заряжается до уровня напряжения

Е! с0,5 Я14 1 R16

R2 + (0,5 R,4 + R16)

5 где E1 — напряжение на элементах 1.1„„,1,X батареи 1;

Rz, 014 и йы — сопротивление резисторов 2, 14 и 16, 10 При заряде конденсатора 24 по базовой цепи транзисторного ключа 22 протекает ток и открывает этот ключ, в результате чего включается светодиод 20 с надписью "3apap С1". По окончании заряда конденсатора

15 24 ток в базовой цепи кл!ача 22 уменьшается до нуля, ключ 22 закрывается и светодиод 20 выключается, фиксируя момент окончания заряда, После этого переключатель 3 ставится в положение "Заряд С2 .

20 На позиции "Заряд С2" замкнуты контакты 5, 8, "IO и 11 переключателя 3, При этом к элементам 1,Х,...,1.М батареи 1 подключаются по цепи утечки -ока (т, е, через резистор 2) первая половина резистора 14, 25 резистор 16, конденсатор 25 и базовая цепь транзисторного ключа 23.

Конденсатор 25 заряжается до уровня напряжения

Ег (0,5 R14+ К1г,1

К2 + (0,5 R14 + R1Q где Ez — напряжение на элементах 1,Х,.„.1.N батареи 1, При зарядке конденсатора 25 по базовой цепи ключа 23 протекает ток. Ключ 23 открывается и включает светодиод 21 "Заряд С2". По окончании заряда конденсатора

25, ключ 23 и светодиод 21 выключаются, 40 После этого переключат ль 3 ставится в положение "Контроль".

На позиции "Контроль" замкнуты контакты 7, 9 и 13 переключателя 3. При этом последовательно соединенные конденсаторы 24 и 25 подключаются к переходу эмиттер — база транзисторного ключа 32, Сумма напряжений на конденсаторах 24 и 25 равна

g1 + Е2Д0.5 R14 + Р16)

50 2 + (0 5 R14 + г!15)

Сумма сопротивлений 0,5 R14+R1g выбирается равной допустимому сопротивлению одоп изоляции батареи 1, У !итывая, что

Е=-Е1+Е2, получают

+ !- одоп

Р2 + Рл п

1702460

Сумма напряжений U1 и U2 на конденсаторах 24 и 25 действует на ключ 32 в запирающем направлении, а напряжение питания этого ключа равно 0,5 Е, Базовые резисторы 32,1 и 32.2 ключа 32 имеют равные сопротивления. Поэтому если сумма напряжений U1 и Uz меньше уровня 0,5 Е, то ключ 32 открыт, если выше — закрыт. Сумма напряжений U1 и Uz меньше уровня, .5 Е в том случае, если сопротивление Rz иэоляци.п батареи больше допустимого значения

Rqo>, а если Rp (R д,, то U>+Uz )0,5 Е.

Таким образом, по состоянию ключа 32 можно судить об уровне сопротивления изоляции батареи 1.

Выход ключа 32 подключен к входутриггера 37. Когда ключ 32 открыт, на вход триггера 37 подается через контакт 44 напря>кение 0,5 Е, он переключается в положение, при котором включается светодиод

42 с надписью "Норма". Когда ключ 32 закрыт, вход триггера 37 соединяется с нулевой шиной питания через коллекторный резистор 32.3 ключа 32 и триггер 37 переключается в положение, при котором включается светодиод 43 с надписью "Ниже нормь" (светодиоды 42 и 43 на позициях

"Заряд С1" и "Заряд С2" не включались, тяк как их катоды были отсоединены контактом

13 от нулевой шины питания).

При подключении конденсат ров 24 и

25 к транзисторному ключу 31 они начинают разряжаться на Газовые резисторы ключа.

Если начальный уровен напряжений Б и

02 выше значения 0,5 Е, то в конечном счете сумма этих напряжений уменьшается, и ключ 32 открывается. Чтобы искл;очить влияние такого разряда конденсаторов 24 и

25 на состояние триггера 37, используется транзисгорный ключ 36 и реле 38. Транзисторный ключ 36 на позици .< "Сброс", "Заряд С1" и "Заряд С2" з-êðûò,,так как его базовый резистор 41 отключен контактом 13 переключателя 3 от нулевой шины питания.

По позиции "Контроль" контакт 13 замыкают. Ключ 36 открывается с выдержкой времени, определяемой постоянной времени разряда конденсатора 40 через резистор 41.

При открытии ключа Зб получае ",итание реле 38 и размыкает свой контакт 44 на входе триггера 37. В результате этого состояние триггера в дальнейшем уже не зависит от состояния ключа 32 и триггер сохраняет положение, соответствуюшее начальному соотношению напряжений U>, Uz и 0,5 Е.

Выдержка времени на включенле транзистора 36 необходима для правильной фиксации состояния триггера 37 в случае, если контакт 13 замыкается раньше контактов 7

15 о0

30 з.

55 и 9. Диод 39 у обмотки реле 38 предохраняет транзистор 36 от пробоя импульсом напряжения, возникающим на обмотке 38 при выключении транзистора 36.

Если сопротивление изоляции батареи

1 ниже нормы, то проводится поиск элемента батареи, на котором возникла утечка. Такая утечка возникает, как правило, из-за трещины в корпусе элемента батареи, через которую вытекает электролит, или из-за пролива электролита на корпус элемента при его заправке, Таким образом, место утечки, как правило. четко ограничено. Для поиска дефектного элемента батареи 1 переключатель 3 становится в позицию "Поиск", В этом положении замкнуты его контакты 4,5 и 12. в результате чего потенциал эмиттеров транзисторных ключей 26 и

28 on редел яется потенциалом движка 15 регулятора 14, а базы этих ключей подсоединяются к шине "Земля" транспортного средства и через нее по цепи утечки (т. е. по резистору 2) к дефектному элементу I.Х батареи l. Если потенциал движка 15 выше потенциала Е> на элементе 1..Х, то включается транзисторный ключ 28 р-и — р-проводимости и светодиод 29, а если ниже— включаются трачз..горный кл оч 26 г-р — ппроводимости и светодиод 27. Д. я поиска элемента 1.Х движок 15 резистора 14 должен быть передвин т (вг;раво или вле:.о) таким образом, ° тобы оба светод ода 27 и 29 были выключены (T е. не свеп:лись). Рто состсяние наблюдается в тсм случае, если потенциалы э ." "1,l p o i C: 3 л ю ч е и 2 6 и 8 равны между соб:.;й, т. c...oãäà потенциал двг.жкя 15 ря ен -отенциял,. F. на элементе

1.Х батаре .

Полное падени;-. напряжения на резисторе 14 оавно напряженпю Е батареи 1.

Зная общее число N элементов в батарее 1, можно ка>кдо. пояэж"-.чие движка 15, соответствующее падению напряжения

uк=-КЕ/М (где К=1. 2,...,М) обозначит,. как номер К-го элемента батареи. В этом случае

B момент эык. ю;ения светодиодов 27 L1 29 движок 15 указы вяет номер дефектного элемента в батарее.

Таким образом устройстве огеспечивяет четкую фиксацию состояния изоляции батареи и устойчиво к тряске и ударам за счет искл:очения эл э. тро .еханического измерительногс механиз па, что существенно повышает наде>к: ость.

Формула изобретения

Устройство для контроля:изоляции ак;:<умуляторной батареи электрического транспорта, содержащее позиционный пе1702460

8 реключатель режимов работы с десятью контактами, переменный резистор с калиброванными позициями движка, подключенный через первый и второй контакты позиционного переключателя параллельно 5 аккумуляторной батарее, два Ограничительных стабилитрона, два конденсатора памяти, coeällнен и ые между собой последовательно и подкл1оченные с одной стороны к третьему и четвертому контактам 10 позиционного переключателя, с другой стороны — к пятому и шестому контактам этого переключателя, а тОчкОЙ соединения между собой — к шине "Земля" транспортного средства через седьмой контакт перекгпо. 15 чателя и Käâèæêó укаэапного переменного калиброванного резистора через восьмой контакт позиционного переключателя и высокоомный резистор, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежно- 20 сти, оно снабжено двумя трэнзисторными ключами и — р-п-проводимости, четырыи:, транзисторными ключами р- и-р-проводимости, двумя дополнительными стабилитронами„шестью светодиодами, 25 добавочными резисторами, конденсатором выдержки времени, триггером, реле фиксации, при этом укаэанные Ограни ительные . стабилитронь1 соединены в последователе,— ную цег1ь с первым добавочньпл резисторов, 30 между ними и подключены параллельно аккумуляторной батарее, параллельно первому в у.казанной цепи стабилитрону включены последовательно соединенные первый транзисторный ключ и — р-и-прове- 35 димости и первый светодиод, база этого ключа соединена через третий контакт позиционного переключателя с первым конденсатором памяти, параллельно второму ограничительному стабилитрону включепь, 40 последовательно соединенные первы:, транэисторнь.й ключ р — и — р-проводимости . второй светодиод, база этого ключа соединена lepe3 пятый контакт позиционного переключателя с вторым конденсатором 45 памяти, второй транзисторный клеоч и — р — г проводимости включен через третий светодиод между положительным полюсом аккумуляторной батареи и движком переменного калиброванного резистора, второй транзисторный ключ р — n — р-проводимости включен через четвертый светодиод между отрицательным полюсом аккумуляторной батареи и движком переменного калиброванного резистора, базы вторых транзисторных ключей соединены через девятый контакт позиционного переключателя с шиной "Земля" транспортного средства, второй и третий добавочные резисторы соединены между собой последовательно и подключены параллельно аккумуляторной быстрее. между общей точкой этих резисторов и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи включен третий транзисторный ключ р — л — р-проводимости, эмиттер и база которого еще подключены через четвертый и шестой контакты позиционного переключателя с последовательно соединенными конденсаторами памяти, дополнительные стабилитраны соединены в последовательну.о цепь с четвертым добавочным резистором и подключены параллельно аккумуляторной батарее, параллельно дополнительному стабилитрону, соединенному анодом с Отрицательным полюсом батареи, включен через реле фиксации четвертый транзисторный ключ р-и— р-проводимости, база которого соединена через конденсатор выдержки времени с его змиттером и через токоог..аничивающий резистор и десятый контакт позиционного переключателя — с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, между катодом второго дополнительного стабилитрона и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи включен:» шины питания триггера, выходы которого соединены через пятый и шестой светодиоды с десятым контактом позиционного переключателя, а вход триггера подключен через размыкающий контакт реле фиксации к коллектору третьего транзисторного ключа.

17024бО

Фиг. 2

Составитель И .Найдина

Редактор Л.Пчолинская Техред М,Моргентал Корректор Н,Ревская

Ъ

Заказ 4548 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта Устройство для контроля изоляции аккумуляторной батареи электрического транспорта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автоматического поэлементного контроля заряженности аккумуляторных батарей, содержащих п гальванических связанных элементов

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть ис-- пользовано на заводах при производстве аккумуляторов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения емкости аккумулятора с жидким электролитом

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается эксплуатации аккумуляторных батарей /АБ/

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторам, комбинированным с индикаторами состояния

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля аккумуляторных батарей в электротранспорте и в устройствах гарантированного электропитания постоянным током аппаратуры электросвязи и других ответственных потребителей

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля остаточной емкости кислотно-свинцовой аккумуляторной батареи в системе электроснабжения автономных подвижных объектов, имеющих в своем составе бортовую ЭВМ

Изобретение относится к электротехнике и касается производства малогабаритных 7 аккумуляторов Цель изобретрнпя ПОРЫ шение производиГРЛЬНОСгп прощение конструкции и повышение то (носги онфо ля Устройство содержит неподвижные i пн такты 5, измерительные ко танты 12 и подвижные контакты 6, стеллаж i выпот ценный в виде ротора с пазами 3 цилгмдр 2с окнами 9, токосъемник 8, сортировочную площадку 11, блок 13 управления кошролем и сортировкой, коническую п-тру iut сте рен 16, электродвигатель 14 родv гор 1ri электромагнит 10 сортировки и гокос .ем ные кольца 7 После заполнения в ex

Изобретение относится к электротехнике , а именно к определению проводимостей изоляции фаз действующих многофазных электроустановок без нулевого провода с токоведущими частями, изолированными от земли, и может быть использовано в технике электробезопасности, например, для определения токов с токоведущих частей на землю

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для измерения сопротивления изоляции и емкости электрических сетей напряжением 6-10 кВ

Изобретение относится к электромагнитным методам исследований и измерений и может быть использовано при отыскании мест коррозии, токопроводяпщх протяженных инженерных коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.)

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для контроля сопротивления изоляции сетей постоянного тока

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для расчета активной и емкостной составляющих сопротивления изоляции двухпроводной сети постоянного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям и может быть использовано для измерения сопротивления изоляции и емкости ассиметричных шахтных электрических сетей напряжением 6 - 10 кВ

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для измерения больших (≥ 1 мОм) активных (резистивных) сопротивлений на постоянном стабилизированном напряжении (500 В и выше), в частности сопротивления изоляции электробытовых машин и приборов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к измерению сопротивления и емкости изоляции фидеров электрической сети

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для непрерывного автоматического контроля сопротивления 15 изоляции сетей постоянного ика л тельно изолированного корпуса le/н ю и i бретения является гальванической связи с измеряемой со it постоянного тока Устройство содержит плоские проводники 1, 2, 3, датчики л о индикаторный мост 6, два делителя 7, 9 нн пряжения, дифференциальный усилитель блок 11 индикации, блок 12 питания Особенностью изобретения HI, vw зпвание датчиков Холла в чувствительного элемента и диф4 , м альногоусилителя в качестве и и го элемента, что позволяет ч гальванического разделения цепей контро лируемой сети и измерительной схемы уст ройства

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для контроля сопротивления изоляции

Изобретение относится к железнодорожному транспорту с электрической тягой и к электротехнике и может быть использовано для профилактического контроля сопротивления изоляции троса группового заземления относительно опор контактной сети электрифицированной железной дороги
Наверх