Рабочее колесо центробежной турбомашины

 

Изобретение относится к компрессоростроению. Изобретение позволяет повысить КПД за счет вдува газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток 3 через отверстия 4. выполненные в средней части каждой лопатки 3. Отверстия 4 вблизи несущего диска 1 наклонены к несущему диску 1, а отверстия 4 вблизи покрывного диска 2 наклонены к покрывному диску 2. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

4-A

Уопи жР8 / — з йопроооеное фощенор

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4789700/06 (22) 08,02,90 46) 07.01,92. Бюл. N 1 (71) Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров (72) С.В.Лукашин и С.В.Шнепп (53) 621.438(088.8) (56) Селезнев К.П„Галеркин Ю.Б. Центробежные компрессоры. — Л.: Машиностроение. 1982. с.73-79. с.100, Авторское свидетельство СССР

O 918562, кл, F 04 Р 29/28, 1980.

„„59„„1703830 А1 (505 Е 01 0 5/04, Р 04D 29/28 (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОЙ

ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к компрессоростроению. Изобретение позволяет повысить КПД за счет вдува газа в поток. обтекающий заднюю поверхность лопаток 3 через отверстия 4. выполненные в средней части каждой лопатки 3. Отверстия 4 вблизи несущего диска 1 наклонены к несущему диску 1, а отверстия 4 вблизи покрывного диска 2 наклонены к покрывному диску 2. 3 ил.

1703830

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров.

Известно рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее несущий и покрывной диски и расположенные между ними лопатки. образующие межлопаточные каналы.

Недостатком известного рабочего колеса является низкий КПД, обусловленный гидравлическими потерями при отрыве потока на задней поверхности лопаток при неблагоприятном распределении скоростей потока по длине межлопаточных каналов и гидравлическими потерями в выходной части рабочего колеса и на входе в лопаточный диффузор. обусловленными влиянием ниэкоэнергетического "следа".

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является рабочее колесо. во входной части которого в лопатках выполнены сквозные отверстия для вдува газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток, Недостатком известного рабочего колеса является низкий КПД, обусловленный гидравлическими потерями в низкоэнергетическом следе" на задней поверхности лопаток в выходной части рабочего колеса.

Целью изобретения является повышение КПД.

Поставленная цель достигается тем, что в средней части лопаток рабочего колеса выполнены отверстия, соединяющие смежные межлопаточные каналы, причем вблизи несущего диска оси отверстий имеют наклон в сторону несущего диска, а вблизи покрывного диска — наклон в сторону покрывного диска.

Известно, что при неблагоприятном распределении скоростей потока по длине межлопаточных каналов на задней поверхности лопаток происходит срыв потока. Кроме того, под действием разности давлений газа на передней и задней поверхностях лопаток возникают вторичные течения в направлении от задней поверхности лопаток к передней поверхности следующей лопатки, а от передней поверхности лопаток по поверхностям несущего и покрывного дисков к задней поверхности лопатки. В результате вторичных течений уменьшается напор в рабочем колесе, э на задней поверхности лопаток в выходной части межлопаточных каналов образуется область "ниэкоэнергетического следа". "След" распространяется за пределы рабочего колеса и достигает лопаток диффузора, что сопровождается гидравлическими потерями на выходе из

10

15 ность лопаток рабочего колеса малоэффективно. 8 предлагаемом техническом решении под действием разности

40 вэние области низкоэнергетического

"следа", уменьшаются гидравлические по45 тери на выходе иэ рабочего колеса и на

35 рабочего колеса и на входе в лопаточный диффузор. Выполнение отверстий во входной части рабочего колеса не обеспечивает предотвращение образования области низкоэнергетического следа", в виду того, что оси отверстий в лопатках рабочего колеса выполнены без наклона и вторичные течения в межлопаточных каналах не подавляются. Кроме того, разность давлений газа на передней и задней поверхностях лопаток во входной части межлопэточных каналов незначительна, в связи с чем воздействие струЯ вдуваемого газа на поток, обтекающий заднюю поверхдавлений газа на передней и задней поверхностях лопаток при помощи отверстий, выполненных в средней части лопаток, осуществляется вдув газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток, причем вблизи покрывного диска струи газа направлены в сторону покрывного диска. а вблизи несущего диска — в сторону несущего диска. Под действием струй вдуваемого газа образуется парный вихрь в направлении от задней поверхности лопаток по поверхностям несущего и покрывного дисков к передней поверхности следующей лопатки, т.е. в направлении, противоположном направлению вторичного течения.Вторичное течение в средней Ilo высоте части межлопаточных каналов, направленное от задней поверхности лопаток к передней поверхности следующей лопатки, подавляется. в результате чего предотвращается уменьшение напора в рабочем колесе, а кроме того. основной поток прилегает" к задней поверхности лопаток, благодаря сему предотвращается отрыв потока. обраэовходе в лопаточный диффузор и достигается повышение КПД.

На фиг. 1 изображено рабочее колесо со стороны всэсывания; на фиг, 2 — рабочее колесо, меридиональное сечение: на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2.

Рабочее колесо содержит несущий 1 и покрывной 2 диски и лопатки 3. В средней части лопаток 3 выполнены отверстия 4, оси которых вблизи несущего диска имеют наклон в сторону несущего диска, а вблизи покрывного диска имеют наклон в сторону покрывного диска, Рабочее колесо центробежной турбомашины работает следующим образом.

1703830

Поток газа поступает в межлопаточные каналы, образуемые дисками 1 и 2 и лопатками 3. где происходит процесс сжатия. Под действием разности давлений газа на передней и задней поверхностях лопаток 3 про- 5 изводится вдув газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток Э при помощи отверстий 4. В результате достигается уменьшение гидравлических потерь в рабочем колесе благодаря предотвращению от- 10 рива потока на задней поверхности лопаток

3. а кроме того, образуется парный вихрь в направлении, противоположном направлению вторичного течения. При этом предотвращается образование области 15

"низкоэнергетического следа", а также интенсифицируется процесс энергообмена частиц потоков. стекающих с передней и задней поверхностей лопаток 3. Благодаря

20 этому распространение "следа локализуется на меньшем диаметре, уменьшаются гидравлические потери на входе в лопаточный диффузор и достигается повышение КПД центробежного компрессора.

Формула изобретения

Рабочее колесо центробежной турбомашины, преимущественно компрессора. содержащее несущий и покрывной диски и расположенные между ними лопатки с отверстиями. сообщающими соседние межлопаточные каналы, о т л и ча ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД. отверстия выполнены в средней части каждой лопатки и расположены наклонно, причем отверстия вблизи несущего диска наклонены к несущему диску, в отверстия вблизи покрывного диска наклонены к покрывному диску.

Составитель T.Ìàýo

Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Заказ 47 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в рабочих колесах центробежных вентиляторов Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет расширить область устойчивой работы вентилятора на режимах малых расходов при выполнении лопаток радиально оканчивающимися

Изобретение относится к компрессоростроению

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в турбокомпрессорах

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано для систем кондиционирования воздуха

Изобретение относится к турбо-, компрессорои насосостроению и может быть использовано в рабочих колесах центробежных турбомашин

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в осерадиальных рабочих колесах закрытого типа

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к компрессорои турбостроению
Наверх