Способ получения автобензина

 

Изобретение касается производства бензинов, в частности получения автобензина. Цель - повышение выхода и качества целевого бензина. Для этого ведут гидрообработку смеси бензиновых фракций термического крекинга или коксования, бензиновой прямоугольной фракции или рафинатов каталитического риформинга и бензиновой фракции с т.кип. 50-200oC (отгона процесса гидроочистки дизельных фракций) или пентан-гексановой фракции [массовое соотношение (2-20):(1-19):1] или смеси бензиновых фракций термического крекинга или коксования и бензиновой фракции с т.кип. 50-200oC (отгона процесса гидроочистки дизельных фракций) или пентан-гексановой фракции. Процесс осуществляют при повышенных температурах и давлении в присутствии катализатора, содержащего, мас.%: смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме [массовое соотношение 1:(3-8)] 33-45, оксид никеля 1,7-4,5, оксид молибдена 10-12, оксифторид алюминия до 100. Эти условия повышают выход целевого автобензина с 90,5 до 92,3% и его качество с 79 до 83,6 при меньшем содержании серы (0,0056 против 0,09 мас.%). 1 табл.

Изобретение относится к способу получения автомобильного бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Цель изобретения повышение качества и выхода целевого продукта, рациональное использование сырьевых ресурсов. Способ осуществляют следующим образом. Бензиновую фракцию термического крекинга или коксования смешивают с прямогонной бензиновой фракцией или рафинатами каталитического риформинга и/или бензиновой фракцией с т.кип. 50-200oC отгона процесса гидроочистки дизельных фракций или пентан-гексановой фракцией. Полученную смесь нагревают до 280-420oC при давлении 1-6 МПа, объемной скорости подачи сырья 2-10 ч-1, кратности водородсодержащего газа к сырью 1000-2000 нм33 и подают на катализатор состава, мас. Бицеолитный компонент, состоящий из смеси цеолита типа V и высококремнеземного цеолита, взятых в массовом соотношении 1:(3-8) 33,4-45,0 Оксид никеля 1,7-4,5 Оксид молибдена 10,0-12,0 Оксифторид алюминия Остальное Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Пример 1. Смесь бензина термического крекинга (БТК), прямогонного бензина (ПБ) и бензиновой фракции 50-200oC отгона процесса гидроочистки дизельных фракций (БО) в массовом соотношении 2:1:1, имеющую октановое число 55,3 пункта по моторному методу, йодное число 21,1 г йода на 100 г, содержание серы 0,65 мас. нагревают до 385oC и при давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья (W) 2,0 ч-1, кратности водородсодержащего газа к сырью (KH2) 1000 нм33 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V) и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме в массовом соотношении 1:8) 33,00; оксид никеля 1,7; оксид молибдена 10; оксифторид алюминия остальное. В результате протекания изомеризации и селективного крекинга н-алкановых углеводородов получают продукт (катализат). имеющий октановое число 81,7 пункта по моторному методу, йодное число 0,9 г йода на 100 г, содержание серы 0,006 мас. Выход стабильного катализата 90,8 мас. Пример 2 (известный способ). Смесь БТК и ПБ в массовом соотношении 2:1, имеющую октановое число 55 пунктов по моторному методу, йодное число 20 г йода на 100 г и содержание серы 0,242 мас. в условиях примера 1 подают на катализатор состава, мас. оксид никеля 5,5; оксид молибдена 10; цеолит HV 10; высококремнеземный цеолит с силикатным модулем 30-40; широкопористый оксид алюминия остальное. В результате получают катализат, имеющий октановое число 79 пунктов по моторному методу, йодное число 1,27 г йода на 100 г и содержание серы C, 009 мас. Выход катализата 88,3 мас. Пример 3. Смесь БТК, ПБ и БО в массовом соотношении 20:19:1, имеющую октановое число 55 пунктов по моторному методу, йодное число 20,1 г йода на 100 г и содержание серы 0,245 мас. в условиях примера 1 подают на катализатор состава по примеру 1. В результате получают катализат, имеющий октановое число 81,8 пунктов по моторному методу, йодное число 0,8 г йода на 100 г, содержание серы 0,0056 мас. Выход стабильного катализата 91,0 мас. Пример 4. Смесь БТК и пентангексановой фракции (ПГФ) в массовом соотношении 1:1, имеющую октановое число 60,8 пунктов по моторному методу, йодное число 20 г на 100 г и содержание серы 0,0055 мас. в условиях примера 1 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 1. В результате получают катализат, имеющий октановое число 83,6 пунктов по моторному методу, йодное число 0,8 г на 100 г, содержание серы 0,0055 мас. Выход стабильного катализата 90,5 мас. Пример 5. Смесь бензина замедленного коксования (БЗК) и БО в массовом соотношении 2,33:1, имеющую октановое число 59,2 пункта по моторному методу, йодное число 107 г йода на 100 г и содержание серы 0,356 мас. нагревают до 350oC и при давлении 4,0 МПа, объемной скорости 2,5 ч-1 и кратности водорода 1500 нм33 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенный форме в массовом соотношении 1:7) 38,5, оксид никеля 3,85, оксид молибдена 11, оксифторид алюминия остальное. В результате получают катализат, имеющий октановое число 76,1 пункта по моторному методу, йодное число 1,64 г на 100 г, содержание серы 0,0044 мас. Выход стабильного катализата 91,4 мас. Пример 6 (известный способ). Смесь БЗК и рафината каталитического риформинга в массовом соотношении 2,33:1, имеющую октановое число 56,8 пункта по моторному методу, йодное число 105,7 г йода на 100 г, содержание серы 0,35 мас. в условиях примера 5 подают на катализатор по известному способу. В результате получают катализат, имеющий октановое число 72,3 пункта по моторному метолу, йодное число 2,37 г йода на 100 г, содержание серы 0,01 мас. Выход стабильного катализата 90,5 мас. Пример 7. Смесь БЗК с БО в массовом соотношении 1:1, имеющую октановое число 55 пунктов по моторному методу, йодное число 77,7 г йода на 100 г, содержание серы 0,26 мас. в условиях примера 1 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 5. В результате получают катализат, имеющий октановое число 8,37 пунктов по моторному методу, йодное число 0,2 г йода на 100 г и содержание серы 0,0021 мас. Выход стабильного катализата 92,3 мас. Пример 8. Смесь БЗК и БО в массовом соотношении 2,33:1, имеющую октановое число 57 пунктов по моторному методу, йодное число 107,02 г йода на 100 г, содержание серы 0,356 мас. в условиях примера 5 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме в массовом соотношении 1:3) 45,0, оксид никеля 4,5, оксид молибдена 12, оксифторид алюминия 38,5. В результате конверсии сырья получают катализат, имеющий октановое число 78,3 пункта по моторному методу, йодное число 1,63 г йода на 100 г, содержание серы 0,0044 мас. Выход стабильного катализата 90,6 мас. Пример 9. Смесь БЗК и БО по примеру 8 нагревают до 350oC и при давлении 1,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности водорода к сырью 2000 нм33 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 8. В результате получают катализат, имеющий октановое число 75 пунктов по моторному методу, йодное число 0,68 г йода на 100 г и содержание серы 0,0041 мас. Выход стабильного катализата 91,3 мас. Пример 10. Смесь БЗК и БО по примеру 8 нагревают до 420oC и при давлении 6,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 10,0 ч-1, кратности водорода к сырью 1500 нм33 подают на катализат, имеющий состав по примеру 8. В результате получают катализатор, имеющий октановое число 74,7 пункта по моторному методу, йодное число 0,69 г йода на 100 г и содержание серы 0,0043 мас. Выход стабильного катализата 91,4 мас. Пример 11. Смесь БЗК и БО по примеру 8 нагревают до 400oC и при давлении 5,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 5,0 ч-1, кратности водорода к сырью 1500 нм33 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 8. В результате получают катализат, имеющий октановое число 75,6 пункта по моторному методу, йодное число 067 г йода на 100 г, содержание серы 0,0040 мас. Выход стабильного катализата 92,2 мас. Пример 12. Смесь БТК, ПГФ и ПБ в массовом соотношении 2:1:1, имеющую октановое число 57,2 пункта по моторному методу, йодное число 4,47 г йода на 100 г и содержание серы 0,163 мас. нагревают до 280oC и при давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1, кратности водорода к сырью 2000 нм33 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 8. В результате получают катализат, имеющий октановое число 72,4 пункта по моторному методу, йодное число 0,71 г йода на 100 г, содержание серы 0,0048 мас. Выход катализата при этом 92,2 мас. Пример 13. Смесь БТК, ПБ и ПГФ в массовом отношении 4,97:8,95:1, имеющую октановое число 53,5 пункта по моторному методу, йодное число 13,4 г йода на 100 г, содержание серы 0,163 мас. в условиях примера 12 подают на катализатор, имеющий состав по примеру 8. В результате получают катализат, имеющий октановое число 71,2 пункта по моторному методу, йодное число 0,72 йода на 100 г и содержание серы 0,0051 мас. Выход катализата 92,0 мас. Пример 14. Смесь БТК и БО по примеру 9 в условиях примера 10 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме в массовом соотношении 1: 2) 48, оксид никеля 4,5, оксид молибдена 12, оксифторид алюминия остальное. В результате гидроконверсии получают катализат, имеющий октановое число 77,2 пункта по моторному методу, йодное число 0,68 г йода на 100 г, содержание серы 0,0042 мас. Выход катализата 87,9 мас. Пример 15. Смесь БТК и ПО примеры 9 в условиях примера 10 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме в массовом соотношении 1: 10) 31, оксид никеля 4,5, оксид молибдена 12, оксифторид алюминия остальное. В результате получают катализат, имеющий октановое число 74,1 пункта по моторному методу, йодное число 0,69 г на 100 г, содержание серы 0,0043 мас. Выход стабильного катализата 92,8 мас. Пример 16. Смесь БТК и БО пр примеру 9 в условиях примера 10 подают на катализатор состава, мас. бицеолитный компонент (смесь цеолита типа V и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме в массовом соотношении 1: 8) 45, оксид никеля 1,5, оксид молибдена 15,0, оксифторид алюминия остальное. В результате получают катализат, имеющий октановое число 74,9 пункта по моторному методу, йодное число 0,81 г йода на 100 г, содержание серы 0,0043 мас. Выход катализата 91,6 мас. Пример 17. Смесь БТК и БО по примеру 9 в условиях примера 10 подают на катализат состава, мас. бицеолитный компонент (содержание цеолитов по примеру 16) 45, оксид никеля 7,5, оксид молибдена 9, оксифторид алюминия остальное. В результате гидроконверсии получают катализат, имеющий октановое число 74 пункта по моторному методу, йодное число 0,54 г йода на 100 г, содержание серы 0,0064 мас. Выход катализата 91,5 мас. Пример 18. Смесь БТК, ПБ, БО, взятых в массовом соотношении 3,53:19:1, имеющую октановое число 52,4 пункта по моторному методу, йодное число 7,2 г йода на 100 г, содержание серы 0,129 мас. в условиях примера 1 подают на катализат состава при примеру 1. В результате получают катализат, имеющий октановое число 81,6 пункта по моторному методу, йодное число 0,80 г йода на 100 г, содержание серы 0,0056 мас. Выход стабильного катализата 90,3 мас. Условия проведения процессов по примерам и полученные при этом результаты приведены в таблице. Содержание бицеолитного компонента выше 45,0 мас. и содержание оксифторида алюминия ниже оптимальной концентрации в катализаторе приводит к более высокому октановому числу катализата (пример 14), но одновременно существенно снижает его выход (в сравнении с примером 10). Содержание бицеолитного компонента ниже 33,0 мас. и, соответственно, содержание оксифторида алюминия выше оптимальной концентрации (пример 15) приводит к низкому октановому числу катализата, хотя и более высокому по сравнению с примером 10 выходу катализата. Содержание оксида никеля ниже 1,7 мас. и содержание оксида молибдена выше 13,0 мас. (пример 16) приводит к снижению гидрирующей активности катализатора при сохранении гидрообессеривающей активности по сравнению с примером 10. Содержание оксида никеля выше 4,5 мас. и содержание оксида молибдена ниже 10,0 мас. (пример 17) приводит к увеличению гидрирующей активности и снижению обессеривающей активности катализатора по сравнению с примером 10. Меньшее содержание в исходном сырье бензиновых фракций термических процессов экономически нецелесообразно. Большее содержание таких фракций приводит к превышению доли олефинсодержащего сырья, необходимого для стабильной работы катализатора, и к потере активности последнего. Таким образом, способ согласно изобретению позволяет повысить качество целевого продукта, а именно повысить октановое число по моторному методу с 79 по известному способу до 83,6 пунктов, снизить содержание серы с 0,09 до 0,0056 мас. повысить его выход с 90,5 до 92,3 мас.

Формула изобретения

Способ получения автобензина путем гидрообработки смеси бензиновых фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора, содержащего оксид никеля, оксид молибдена, цеолит типа Y, высококремнеземный цеолит, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевого бензина и его выхода, рационального использования сырьевых ресурсов, в качестве смеси бензинов используют или смесь бензиновых фракций термического крекинга или коксования, прямогонной бензиновой фракции или рафинатов каталитического риформинга и бензиновой фракции с температурой кипения 50 200oС отгона процесса гидроочистки дизельных фракций или пентан-гексановой фракции при их массовом соотношении (2 20) (1 19) 1 или смесь бензиновых фракций термического крекинга или коксования и бензиновой фракции с температурой кипения 50 200oС отгона процесса гидроочистки дизельных фракций или пентан-гексановой фракции и используют катализатор, содержащий в качестве высококремнеземного цеолита высококремнеземный цеолит в никельзамещенной форме и дополнительно содержащий оксифторид алюминия при следующем соотношении компонентов, мас. Смесь цеолита типа Y и высококремнеземного цеолита в никельзамещенной форме, взятых в массовом соотношении 1:(3 8) 33 45 Оксид никеля 1,7 4,5 Оксид молибдена 10 12 Оксифторид алюминия Остальноел

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.12.1994

Номер и год публикации бюллетеня: 31-2001

Извещение опубликовано: 10.11.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к каталитическим способам гидропереработки углеводородного сырья, а именно к способам гидропереработки нефтяных фракций с высоким содержанием нормальных парафинов в среде водорода для получения продуктов с высоким содержанием изо-парафинов

Изобретение относится к катализатору для крекинга углеводородов и способу его получения

Изобретение относится к носителю катализатора для гидрокрекинга, к способу его получения, а также к каталитической композиции для гидрокрекинга, способу ее получения и применению этой композиции в способе гидрокрекинга

Изобретение относится к бифункциональному катализатору для процесса гидродепарафинизации с улучшенной селективностью изомеризации, а также к способу его получения и к способу гидродепарафинизации. Способ получения катализатора включает следующие стадии: (а) подготовку подложки цеолита EU-2, степень фазового перехода которой контролируют таким образом, чтобы индекс фазового перехода (Т) составлял 50≤T<100; (б) наполнение подложки цеолита EU-2 для гидрирования активным металлическим компонентом, (в) сушку и обжиг подложки цеолита EU-2, наполненную металлическим компонентом. Металлический компонент включает по меньшей мере один из металлов, отобранных из группы металлов VI и группы металлов VIII. Индекс фазового перехода рассчитывают по формуле T=(степень уменьшения веса TGA синтезированного образца EU-2)/(степень уменьшения веса TGA чистого эталонного образца EU-2)×100. Степень уменьшения веса TGA образца EU-2 измеряют в условиях продолжающегося нагревания образца при температуре от 120 до 550°C со скоростью нагревания 2°C в минуту и последующей выдержки при температуре 550°C в течение 2 ч. Бифункциональный катализатор может широко применяться в качестве катализатора для процесса депарафинизации смазочных масел и дизельного топлива. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил., 5 табл., 5 пр.
Наверх