Многолопастный воздушный винт двигателя летательного аппарата
Изобретение относится-к области авиационной техники, в частности к воздушным винтам, и касается конкретно обтекателей воздуганых винтов. Целью изобретения является уменьшение аэродинамических потерь на нходе в двигатель при числах Маха больгае 0,65 путем придания обтекателю винта оптимальной аэродинамической формы и обеспечения лоплстей. Предложенный воздушный винт имеет большое число (больше восьми) лопастей 1, выступающих из обтекателя 2, выполненного в виде тела вращения сложной геометрической формы, обеспечивающей торможение потока перед комлями лопастей. Параметры кривизны меридиональной линии - образующей обтекателя представлены параметрами X и Y в плоской прямоугольной декартовой системе координат математическими зависимостями и определены конкретными значениями параметров, полученных по этим зависимостям. Замедление потока перед комлями лопастей винта способствует снижению интенсивности торможения потока в каналах между лопастями винта и отражению начала срывных явлений. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ПЫТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ПАТЕНТУ (21) 4203533/23 (?2) 22.10.87 (31) 86.14722 (32) 22,10.86 (33) I k (46) 07.01.92. Ь ил. М-" 1 (71) О йис Насьональ д Этнд э де
Решерш Аэроспасьаль О.Н,Э.Р,А. (I k) (72) Жан-Марк Вуске и Ален Фобер (РК) (53) 629.7.035.2 (088 8) (56) Квропейская заявка V 0048649, кл . В 64 С 27/46, 1982.
Патент Франции F 2463054, кл. В 64 С 11/18, 1981. (54) ИНОГОЛОПАСТНЬП1 ВОЗЦУИНЫЙ ВИНТ
ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬН(1Г() AIIIIAPATA (57) Изобретение относится к области авиационной Фйхники, в частности к воздушным винтам, и касается конкретно обтекателей воздушных винтов.
Целью изобретения является уменьшение ф аэродинамических потерь на входе в
„„Я0„170462" А 5 (g))5 В 64 (: 11/10, 11/18, 27/46 двигатель при числах Маха больше
0,65 путем придания обтекатель винта оптимальной аэродинамической йормы и обеспечения лопастей. Предложенный воздушный винт имеет большое число (больше восьми) лопастей 1, выступавщих из обтекателя 2, выполненного в виде тела вращения сложной геоме1— рической формы, обеспечивающей торможение потока перед комлями лопастей.
Параметры кривизны меридиональной линии - образуищей обтекателя представлены параметрами Х и У в плоской прямоугольной декартовой системе координат математическими зависимостями и определены конкретными значениями параметров, полученных по этим зависимостям. Замедление потока перед комлями лопастей винта способствует сниженив интенсивности торможения потока в каналах между лопастями винта и отражению начала срывных явлений. 2 з.п. A-лы, 2 ил.
1704622! (э< бретение отн < нтся к области авиа!в1онной TÐõникн и касаетcя конк ретно обтекателей воздушных винтов. !!ель изобретения — уменьшение
5 «эродинамических потерь t(3 входе в двигатель при числах Маха больше
0,65 пу тем придания обтекате.чю винта оптимальной аэродинамической 4ормы и обеспечепия локального торможения fp потока перед комлями лопастей.
На Лиг.1 представлена схема воздушного винта с лопастями, обтекателем и мотогондолой; на Аиг.2 - криI вая, показывающая изменение кривизны образующей обтекателя винта.
Воздушный винт содержит большое число (больше носьми) лопастей 1, выступающих из обтекатепя 2, выполненного в виде тела вращения сложной геометрической Йормы, обеспечивающей торможение потока у комлей лопастей и отдаление режима появления срывных течений. Параметры кривизны меридиональной линии — образующей обтекателя 25 определены параметрами Х и Y s плоской прямоугольной декартовой системе координат, причем эти параметры отнесены к диаметру винта D и позволяют показать характерные сечения обтЕка- 30 теля, в которых имеют место изменения кривизны образующей, определяемой следующими параметрами: максимальная величина кривизны, превышающая 15, находится впереди в центре на оси вращения обтекателя; далее назад по потоку кривизна образующей обтекателя уменьшается и в сечении Х = х
= — = 0,05 она равна 7; на расстоя1)
40 нии Х =0,5-0,7 кривизна, линейно уменьшаясь, достигает значений, близких к нулю; на расстоянии Х=!., где
L — расстояние от передней точки на образующей до задней кро-(ки обтекате45 ля по оси винта, кривизна медленно монотонно уменьшается, достигая минимального значения (-3)-(-5), а на конце обтекателя у эадн< и кромки она снова приближается к нулю.
Переход от обтекате я 2 к мотогондоле 3 выполнен плавя(IM сочетанием поверхностей с соблюдением условия бессрывного обтекания, Меридиональная линия — обрлзующ,зя обтекателя — составлена из отрезков кривых, представленных на Лиг. >, cn следующими координатами; для li(gi(,3
Y=n,3271995õ(— 2,4226(áõ +
+ 5,691069Х ; для (),3 Х «< 0,55 У=
=-2,996(39-38, 2 114Х+2(1(1 4((nf X —
-538, 1765Х +794,855bX -615,5586Х + б (+!96,324ЬХ б
С учетом приведен))ых зависимостей образующая обтекателя представлена такими параметрами:
Х Y
О. .1250000F-nf .g. 5n00nnE-О!
° 37500()nE-() f . 500(1(10()Е-(1 f .625(1ОООЕ-01 .7500000Е-01 . 8 7500(1()Е-() . 100() 0(1(1E-00 . 1 1 2500(1F. — 00 .f25000()E+оо .1375ОООЕ+00 . 1500000Е+00 . 1625(l()0K+00, 175000ОЕ+00 .f87500AE+00 ,2000ОООЕ+ОО .21250n0E+oA
2250O0OE+00 . 23750()0@+0()
° 2500ОООЕ+00 .2625000Е+00 .2750000Е+00 .287500oF+nn .300AAAOE+O0 . 3104167F+On .3208333E+OO ..33125ООЕ+00 .3416667Е+Оо .3520833Е+00 .3625A0nE+nn . 3729167Е+00 .3833333F+0O .393750ОЕ+00 ,4041667Е+ОО .4145833Е+ОО .4250ОООЕ+ОО .4354167Е+ОО .4458333е+nn .45625ООЕ+00 . 46666618+ пп . 477n833E+(1n .4875000Е+00 . 497916 7Е+00 .50833338+(10 . 518 75(1ОЕ+(10 . 5291661Е+ ОО .53958338+ОО .550(lооое+nn
° 3Ь21461Е-()1 . 503(19Ь 7Е-01 .6025554Е-01 .6781963Е-01 . 7372742F.-(11 . 7838351E-01 . 8205535Е-()1 ,8494п48Е-о1 .871964ЬЕ-О1 . 889 5621Е-О! .9А33639Е-(11 . 9144257Е-01 . 923 7234К-(11 . 9321 749К-01 . 940653 7F.-A1 .9499998Е-О1 .9610265Е-01 .9745259Е-01 ,9912732Е-01 .1012030Е+00 . 1037544Е+00 . 1068558F.+A0 . f 1n5801E+n0 .ff500AAE+AO ,1192282K+00 . 1237836E+OO .1284998Е+00 .1332382Е+00 . 1 3 788 15E+ OA . 14 23614Е+00 .!465950E+0Î .15(15422E+An . 1541728Е+ОО
° 1574703Е+ОО ,t6(14294Å+0n .1630536Е+00 .165353ЯЕ+00
° 16134Ь1Е+00 .1690503Е+Оо . 104886Е+ОО . 171684ОЕ+(10 .112b598E+An .1734383K+00 . 174040 f Е+(1() .1744838Е+Оо .!747857E+nA .17495928+00, 1 15() 155!.+0() 1 7(146/2
3, Воздуl3illfIH 1 и IT 133э 11, 1, о т л и ч л к31Чи и е я тем, что мериJ 5 параметрами: н <>13 Й Р н е IIJ I Ac к t) c т11 Il 3» TPÉ, I To с11ос 3.0 тен»IIIIHoc TH т Зрм<т; РЛГ11оипжЕНИЯ ЛОет)3у»т с)1ижению нн3 I III 33 П3эТОКЛ В К,3 НЛ» Y (1, Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я 1О.3621461Е-01 .503<)967K-01 ,ЬО25554Е-01 . 6 /819ЬЗЕ-01 . 7372742Е-01 .7838351К-01 .82А5535Е-О1 ° 8494<148Е 01 ,8719b46K-01 1. Кноголоплстный воздушный винт двигателя летательного аипаратл, содержа)ций обтекатель с рлдиальными отверстиями для размещения комлей лопастей, отличающийся тем, что, с целью уменьшения аэродинамических потерь нл входе в двигатель при числах Каха больше 0,65 путем придания обт»клтелю винта оптимальной азродинлмической формы и обеспечения локального торможения потока перед ком.l33MH лопастей, обтекатель выполнен в виде чела врлщения сложной геометрической формы",имею- 25 щей следующие параметры кривизны: максимальная величина кривизны, превьплающая 15, находится впереди, (в центре на оси вращения обтекателя; далее назад по потоку кривизна умень<)ается и в сечении, определяемом х координатой Х = — = 0,()5, где х—.8895621Е-01.9033Ь39Е-l)1 ,9!44257К-01 .9237234Е-01.9321749К-01 ,94О6537К-<11.8499998Е-01 .96102Ь5Е-01 .9745259Е-01 ° 99!2732K-01 . 1 t) } 2I)3I)K+0<) ° 1037544Е+ОО ° 1(168558Е+ОО .1105801F+00, 1150()ООЕ+00 ° 1192282F+00 . 1 23783ЬЕ+(Н) .1284998Е+ОО .1332382K+00 . 1378875E+00 . 14 236 14Е+(10 расстояние между передней точкой на обтекателе и рассматриваемым сечением 3 35 по оси винта, !) — диаметра винта, она равна /; на расстоянии Х=О,5-0,7 кривизна линейно уменьюается и достигает значений, близких к нулю, на расстоянии X=}., где L — расстояние 4О между передней точкой на оси винта и плоскостью расположения лопастей, кривизна медленно уменьшается и достигает величины, равной (-3)-(-5), а на задней кромке обтекателя она снова близка к нулю. 2. Возду)1)ный винт по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что меридионлльная линия, образующая контуры обтекатетя, составлена из отдельных отрезков кривых, характеризуемых следую13<31ми координатами в прямоугольной деклртовой системе Х-У, где для О-с Х 60,3, Y=0,32/1995Х -2 422616Х +5 697069X : Э, У 55 для 0,3 с Х а (1,55 Y = 2,996639 -38, 21174Х+20<1,4801Х 538, 77b5X + +794,8556Х -615,5586Х +196,3246Х. 14 65950Е+О(1 . 15()5422K+00 1541728Е+00 . 1574 7<13 +00 . 1604 294E+00 . 163()536Е+00. 1653538Е+ОО . 1673461K+00, 1690503K+00. 1704886Е+00 1716840E+0(l .!726598K+00 . 1734383,+00,17404(>1K+00 1 7448 )8}:,+0<1, 1 74 7857Е+00. 1749592F+00 ,1750!55Е+0(1 В предл.3г:»мом»Отек,tT» 1е пм31т Mt. c To знлч11тел1,но» злм»дпение потока лах между JII3II;Ic T33)IH винта и отделению начала срн)3н1(х яв:1ений„ Х () ° . 1 250()ООЕ-I) 1 . 25(10(1()ОЕ-О 1, 3 750()l)OK-() 1, 5000(1<1<)Е-О 1, b 25O0I)l)} .. 75(10ОООЕ-01 . 875000<)} ., 0000()l1F+(I(. 112500<)E+0O . 250000}. +0() . 1 3 7 500() F+ 0<1, 15000 )!)Ew00 . 1625<1()OK+00 . 1 75()О<)ОЕ+00 . 1875O(l(1):,+(10 ,2000000Е+00 .2125000Е+00, 22500110 .+00, 23750<1ОЕ+ОО . 250(10110}:+00 .2625000Е+00, 275(lO0tlF.+ОО .287500ОЕ+00 .300000()Е+ОО .31041Ь7Е+ОО .3208333Е+ОО .3312500Е+ОО .3416667Е+<Н ° 3520833Е+00 .3625ОООЕ+00 .3729167Е+00 .3833333K+00 .3937500K+()0 . 404 1 66 7Е+(10 ° 4145833Е+ОО .4250ОООЕ+ОО ,4354167E+00 .4458333Е+ОО .456250ОЕ+ОО .4666667Е+00 ,477A833V+ОО .4875000Е+00 . 4979167K+A<1 .5083333Е+(10 .51875AAF+00 . 5291667Е+00 .5395833Е+00 .550<1ОООЕ+00 1 7(14622 Составитель И.Резник Редактор Е,Иапп Техред A.Кравчук Корректор Т.Палий Заказ 72 Тираж Подписное ВБИЛИ Государственного к митета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, N-35, Раушская наб,, д. 4/5 Производственно-издатель; кий комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101