Устройство для сбора плавающей жидкости с поверхности воды
Изобретение относится к охране окружающей среды. Цель изобретения - повышение эффективности работы устройства за счет снижения потерь собираемой вязкой жидкости. Устройство включает несущую раму 4 с поплавками 5, шарнирно закрепленную одним концом на плавсредстве или берегу, транспортерную ленту 9, покрытую материалом, впитывающим нефтепродукты, скребок 28, накопительный резервуар 27. Скребковый механизм размещен под транспортерной лентой и состоит из бесконечных гибких элементов 19 и 20, надетых на приводные направляющие колеса и снабженных жестко соединенными с ними скребковыми элементами 21. Линейная скорость движения бесконечных гибких элементов выше линейной скорости транспортера , вращаются они в противоположные стороны. По торцам транспортерной ленты установлены ограничительные борта 22, предупреждающие стекание собираемой жидкости. При движении ленты и скребкового механизма, вследствие различия их линейных скоростей, происходит снятие налипших нефтепродуктов скребками, что при наличии ограничительных бортов исключает потери собираемой жидкости при транспортировке. Устройство наиболее эффективно при сборе жидкости высокой вязкости . 3 ил. mf fe
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (! I) (s1)s Е 02 В 15/04
ГОСУДАРСТВЕН.ЫЙ KOhNTET
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
k (21) 4780440/15 (22) 10.01.90 (46) 15.01.92.Бюл. N 2 (71) Центральная научно-исследовательская лаборатория Производственного объединения "Тенгиэнефтегаз" (72) А.С.Антошкин, Ю.В.Краснобрыжев и О.А. Краснобрыжева (53) 628.515(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 859543, кл, Е 02 В 15/04, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА ПЛАВАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ (57) Изобретение относится к охране окружающей среды. Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства за счет снижения потерь собираемой вязкой жидкости. Устройство включает несущую раму 4 с поплавками 5, шарнирно закрепленную одним концом на плавсредстве или берегу, транспортерную ленту 9, покрытую материалом, впитывающим нефтепродукты, Изобретение относится к устройствам для удаления плавающих вязких жидкостей с поверхности воды в местах морского бурения, а также в местах случайного слива в реки, водоемы и моря вязких нефтепродуктов, которые наносят ущерб водным бассейнам.
Целью изобретения является повышение эффективности работы устройства за счет снижения потерь собираемой вязкой жидкости при ее транспортировке.
На фиг.1 схематично представлен общий вид устройства, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид в плене; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1. скребок 28, накопительный резервуар 27.
Скребковый механизм размещен под транспортерной лентой и состоит иэ бесконечных гибких элементов 19 и 20, надетых на приводные направляющие колеса и снабженных жестко соединенными с ними скребковыми элементами 21. Линейная скорость движения бесконечных гибких элементов выше линейной скорости транспортера, вращаются они в противоположные стороны. По торцам транспортерной ленты установлены ограничительные борта 22, предупреждающие стекание собираемой жидкости. При движении ленты и скребкового механизма, вследствие различия их линейных скоростей, происходит снятие налипших нефтепродуктов скребками, что при наличии ограничительных бортов исключает потери собираемой жидкости при транспортировке, Устройство наиболее эффективно при сборе жидкости высокой вязкости. 3 ил.
На поверхности 1 воды находится некоторое количество плавающей жидкости 2.
На судне или береговом сооружении 3 рас положено устройство для удаления плавающей жидкости с поверхности воды, состоящее из основной рамы 4 с поплавковыми камерами 5, транспортера, выступающего вперед и вниз с верхним приводным барабаном 6 и нижним натяжным барабаном 7, с противовесом 8, с замкнутой лентой
9 из материала, обладающего большой адгезией к плавающей жидкости, охватывающей приводной и натяжной барабаны 6 и 7.
Над основной рамой 4 установлена дополнительная рама 10. Скребковый механизм с
1705493
11
"0
55 четырьмя направляющими колесами
11,12,13,14, попарно закрепленными на двух осях 15 и 16, установленных на вертикальных стойках 17 и 18, состоит иэ двух гибких звеньев 19 и 20, закрепленных соответственно на направляющих колесах 11,12 и 13,14, а также скребков 21, жестко связанных с каждым иэ гибких звеньев 19, 20.
Скребки установлены перпендикулярно к оси движения транспортера и взаимодействуют с лентой транспортера. По торцам транспортера установлены ограничительные борта 22. Приводной барабан 6 и ось 15 направляющих колес 11 и 13 приводятся во вращение от одного и того же привода 23 в противоположные стороны, таким образом, чтобы при работе линейная скорость ленты
9 транспортера была меньше линейной скорости скребков 21 скребкового механизма.
Транспортер шарнирно закреплен на вертикальной стойке 17, установленной на судне (или береговом сооружении) 3. С помощью натяжного ролика 24, прикрепленного к раме 4, лента 9 охватывает приводной барабан 6, а натяжной ролик 25, прикрепленный к раме 4 посредством рычагов 26, выравнивает и натягивает ленту 9.
Под приводным барабаном 6 основной рамы 4 на судне (или береговом сооружении)
3 расположен резервуар 27 для сбора плавающей жидкости, снимаемой с ленты 9 скребками 21 скребкового механизма и основным скребком 28. К нижнему концу основной рамы 4 прикреплены поплавковые устройства в виде эластичных поплавковых камер 5, соединенных посредством шлангов 29, через вентили 30 с баллоном 31 со сжатым газом, для регулирования давления в поппавковых камерах 5 по манометрам 32, Стравливание давления в поплавковыx камерах 5 осуществляется вентилями 33, в результате чего регулируется положение транспортера по отношению к поверхности воды 1. Для устойчивости верхней и нижней рам 4 и 10 на поплавковых камерах 5 предусмотрены противовесы 8 с регулируемыми рычагами.
Устройство работает следующим образом.
Приводом 23 приводятся во вращение приводной барабан 6 и направляющие колеса 11 и 13, с помощью которых приводятся в движение лента 9 и гибкие звенья 19,20, в результате чего плавающая жидкость 2, находящаяся на поверхности 1 воды, налипает на ленту 9 и поднимается на ее поверхности вверх, причем на ленту 9 сразу накладываются с кре6 ки 21 с кребкового механизма, в результате чего стекание ее вниз под действием силы тяжести практически исключается. Скребки 21 скребкового механизма, вследствие большой линейной скорости, служат для очистки ленты транспортера, снимая с нее налипшую жидкость, Затем лента дополнительно очищается основным скребком 28 и стекает с транспортера в резервуар 27, откуда перекачивается в основные резервуары или танкеры. Ограничительные борта 22 по обеим торцевым сторонам транспортера на участке движения его ленты к накопительному резервуару
27предотвращают стекание жидкости с ленты транспортера. Регулирование оптимального положения нижнего уровня транспортера по отношению к уровню воды, для обеспечения лучшего сбора ее с поверхности плавающей жидкости, осуществляется за счет изменения давления газов в поплавковых камерах 5, а также с помощью противовесов 8.
Наиболее эффективно предлагаемое устройство может работать в условиях сбора с поверхности воды плавающей жидкости с высокой вязкостью. Наличие скребкового механизма, взаимодействующего с лентой транспортера, и ограничительных бортов, практически исключает потери плавающей жидкости при транспортировке ее в накопительный резервуар, в результате чего повышается эффективность работы устройства.
Формула изобретения
Устройство для сбора плавающей жидкости с поверхности воды, включающее установленную с возможностью поворота раму с поплавками, расположенный на ней наклонно к поверхности воды транспортер с лентой, покрытой материалом, обладающим свойством впитывать плавающие жидкости, очистительный скребок и накопительный резервуар, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства за счет снижения потерь жидкости при ее транспортировке, оно снабжено ограничительными бортами и скребковым механизмом, выполненным в виде бесконечных гибких элементов, установленных над лентой транспортера параллельно ее поверхности и надетых на приводные направляющие колеса, причем к их наружной поверхности жестко прикреплены плоские скребковые элементы, установленные с возможностью взаимодействия с лентой транспортера, а ограничительные борта установлены по обеим торцевым сторонам ленты.
1705493 (Оиг 1
2У 1,7 21 22 20 И
Qua. 2
Llg. Р
Составитель Г.Вашина
Редактор Н.Каменская Техред М.Моргентал Корректор П.Палий
Заказ 178 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101