Устройство для индикации конца заряда аккумулятора

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации электрических аккумуляторов. Целью изобретения является расширение области применения. Устройство выполнено в виде полой пробки с резьбой и центральным отверстием, снабженной крышкой с отверстием для выхода газа. В полости крышки размещена мембрана с установленным на ней постоянным магнитом. Аналогичная мембрана с постоянным магнитом установлена внутри регулировочного стакана с резьбой, размещенного также внутри стакана. Устройство содержит два пьезодатчика, расположенных в сторону полости пробки на равном от нее удалении и обращенных в сторону соответствующих постоянных магнитов. Показания одного из пьезодатчиков используются в качестве эталонного для сравнения в процессе заряда с изменяющимися показаниями второго пьезодатчика. Устройство исключает погрешности в результате механических и температурных воздействий. 2 ил. с SS (О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК щ) Н 01 М 10/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ГЮ ИЗОБРЕТВНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

0pH fHHT СССР (21) 4820374/07 (22) 28.04.90 (46) 15.01.92. Бюл. t" 2 (72) В.В.Харламов и R.A.Áðÿíöåâ (53) 621,355,1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 720582, кл. Н 01 М 10/42, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Н 1!91992, кл. H 01 М 10/42, 1984.

) (54) УСТРОИСТРО Д11Я ИНДИКАНИИ КОНЦА

ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА (57) Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации электрических аккумуляторов. Целью изобретения является расширение области применения. Устройство выполнено в виде полой пробки с резьбой и центральным отверстием, снабженИзобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации электрических аккумуляторов и в других устройствах, требующих высокой точности измерения лавления в широком диапазоне температур и механических нагрузок.

Известно устройство для индикации конца заряда аккумулятора, выполненное в виде полой пробки с крышкой и размещенным в ней пьезо.датчиком.

Наиболее близким к изобретению является устройство, общими признаками которого с предлагаемым устрой.

„„SU„„1705924 А 1

2 ной крышкой с отверстием для выхода га за . В полости крышки ра змешена мембрана с установленным на ней постоянным магнитом. Аналогичная мембрана с постоянным магнитом установлена внутри регулировочногс стакана с резьбой, размещенного также внутри стакана. Устройство содержит два пьезодатчика, расположенных в сторону полости пробки на равном от нее удалении и обращенных в сторону соответствующих постоянных магнитов.

Показания одного из пьезодатчиков используются в качестве эталонного для сравнения в процессе заряла с изменяющимися показаниями второго пьезодатчика. Устройство исключает погрешности в результате механических и температурных воздействий.

2 ил. ством являются полая пробка с крышкой и размещенными в ней двумя пьезодатчиками, подключенными к внешнему электронному блоку, состоящему из схемы запоминания уровня электрического сигнала, подключенной входом к второму пьезодатчику, выходом к первому входу схемы суммирования, второй вход которой подключен к первому пьезодатчику, с выхода которой снимается сигнал окончания заряда.

Однако это устройство характеризуется существенной зависимостью точности определения момента конца заряда от технических нагрузок (виб1705924

50

55 рация, линейные или ударные ускорения, не приводящие к разрушению) на устройство или на конструкцию, с которыми QHo сопряжено (аккумулятор, газовая магистраль и т.д.), ограничивающей применение индикатора такого типа на подвижных транспортных средствах, вращающихся платформах, объектах, движущихся с ускорениями и т.д., а также неполной компенсацией приращений электрических сигналов, вызванных нагреванием пьезоэлементов, из-за различной удаленности первого и второго пьезодатчиков от плоскости пробки. Тепловое сопротивление материала крышки пробки и отдача тепла пробкой в окружающее пространство приводит к тому, что температура, следовательно, приращение электрических сигналов за счет теплового дрейфа для первого и второго пьезодатчиков будут различны. Это внесет дополнительные погрешности в работу устройства. Эта погрешность будет тем выше, чем больше разность температур окружающей среды и конструкции, с которой устройство индикации сопряжено..

Цель изобретения - расширение области применения устройства за счет снижения влияния механических воздействий и колебаний температуры окружающей среды на точность его работы.

Цель достигается изменением конструкции устройства для индикации конца заряда аккумулятора таким образом, что первый и второй его пьезодатчики обращены пьезоэлементами в сторону полости пробки и находится

На равном удалении от нее, при этом постоянный магнит второго пьезодатчика закреплен на упругой диафрагме внутри регулировочного стакана, имеющего резьбу на наружной цилиндрической поверхности и установленного в резьбовое соединение крышки пробки над пьезоэлементом второго пьезодатчика, причем в торцовой части регулировочного стакана имеется шлиц, позволяющий изменить положение стакана и находящегocR в нем постоянного магнита относительно пьезоэлемента второго пьезодатчика.

Указанные изменения позволят устранить погрешности определения мо,мента заряда аккумулятора, обусловленные механическими воздействиями на устройство индикации и погрешности

40 вызванные разностью температур окружающей среды и конструкции, с которой устройство индикации сопряжено.

На фиг. 1 схематически показано предлагаемое устройство индикации, на фиг. 2 — механизм компенсации действия нагрузок на показания индикатора, Устройство состоит из полой пробки 1, снабженной хвостовиком 2 с резьбой и центральным отверстием 3, крышкой 4 с отверстием 5 лля выхода газа. В полости 6 крышки 4 размещен упругий чувствительный элемент 7, выполненный в виде мембраны, на элементе 7 установлен постоянный магнит 8, так, что прогиб упругого чувствительного элемента 7 под давлением газов, поступающих в полость 6 из полости пробки через канал 9, приводит к перемешению постоянного магнита 8.

В крышке 4 вмонтированы два пьезодатчика: пьезоэлемент 10 первого пьезодатчика с ферромагритной пластиной 11, обращенной в сторону постоянного магнита 8 и контактной пластиной 12, предназначенной для съема сигнала с пьезоэлемента 10 первого пьезодатчика, роль другой контактной пластины выполняет ферромагнитная пластина ll, а изолирующая прокладка 13 отделяет корпус крышки 4 от контактной пластины 12, пьезоэлемент имеет токовыводы 14. Пьезоэлемент 15 второго пьезодатчика обращен ферромагнитной пластинкой 16 в сторону постоянного магнита 17, закрепленного на другой мембране 18 внутри регулировочного стакана 19, имеющего шлиц 20 под отвертку в своей верхней торцовой части. Поступательное движение регулировочного стакана 19 передается постоянному магниту 17, при этом изменяется степень его магнитного взаимодействия с ферромагнитной пластинкой 16. Контактная пластинка 21 и ферромагнитная пластинка 16 предназначены для съема сигналов с пьезоэлемента 15 второго пьезолатчика. Изолирующая прокладка 22 отделяет корпус крышки 4 от контактной пластинки 21.

Токовыводы, предназначены (14 и 23) для съема пьезонапряжений с пьезоэлементов 10 и 15 первого и второго пьезодатчиков. Токовывод 14 сое1705924 динен с входом 24 схемы суммирования электрических сигналов 25, а токовывод 23 - с входом схемы запоминания уровня электрического сигнала

26, выход которой соединен с входом

27 схемы 25 ° Сигнал "Окончания заряда" формируется по окончании заряда аккумулятора и присутствуют на выходе 28 схемы суммирования 25.

Устройство работает следующим образом.

Под действием повышенного давления выделяющихся при заряде газов прогибается упругий чувствительный элемент 7, что приводит к перемещению постоянного магнита 8 к ферромагнитной пластинке 11. В результате взаимодействия магнитных потоков постоянного магнита 8 и ферромагнитной о пластинки 11 последняя стремится притянуться к постоянному магниту 8, оказывая на пьезоэлемент 10 первого пьезодатчика растягивающее действие, что приводит к снятию с контактных ?5 пластин 12 и 11 пьезоэлемента электрического заряда, нарастающего по абсолютной величине по мере нарастания давления, который поступает на вход 24 схемы суммирования 25. На gp вход 27 схемы суммирования 25 поступает противоположный по знаку электрический сигнал о выходе схемы запоминания уровня 26. Вращением регулировочного стакана 19 осуществляется предварительная настройка данного устройства на определенное давление, соответствующее концу заряда аккумулятора. Поступательное движение регулировочного стакана 19 приводит к изменению степени взаимодействия магнитных потоков постоянного магнита 17 и ферромагнитной пластинки 16, а следовательно, изменяется сила растягивающего дейст- 45 вия на пьезоэлемент 15 второго пьезодатчика и величина электрического заряда снятого с него.

После настройки на определенное давление, которое точно определяет момент конца заряда, регулировочный стакан 19 фиксируется. Электрический сигнал с пьезоэлемента 15 поступает на вход схемы запоминания уровня электрического сигнала 26.

Процесс заряра аккумулятора, находящегося в системе, подвержен ноймеханическим воздействиям, буде сопровождаться линейными ускорениями устройства, которы . при наличии составляющей ускорения, направленной вдоль осевой лин 1I1 устройства индикации, приведут к смешению постоянных магнитов 8 и 17 относитень— но ферромагнитных пластинок 11 и 16 соответственно. Это приведет к изменению степени взаимодействия их магнитных потоков и, следовательно, к изменению величин электрических сигналов, снимаемых с соответствующих пьезоэлементов. Благодаря тому, что линейные ускорения устройства будут вызывать приблизительно равные смещения постоянных. магнитов как первого так и второго пьезоратчиков, электрические сигналы, поступающие на входы 24 и 27, схемы суммирования 25 будут получать одинаковые приращения, которые компенсируются в схеме суммирования 25.

Механизм компенсации действия механических нагрузок на показания индикатора поясняется на фиг.2, где

29, 30 — постоянные магниты первого и второго пьезодатчиков, 31, 32 пьезоэлементы первого и второго пьезодатчиков с Ферромагнитными пластинами 33, 34 соответствено. При I

gv

Процесс заряда аккумулятора сопровождается выделением большего количества тепловой энергии, что приводит к нагреванию корпуса аккумулятора и данного устройства, а следовательно, и к нагреванию пьезоэлементов. При этом изменяются электрические характеристики пьезоматериала. Наличие в конструкции двух пьезоэлементов, расположеннь:х на равном удалении от источника тепла (от полости пробки), приведут к тому, что электрические сигналы, поступающие на входы 24 и 27 схемы суммирования

25, получают приращение более точно совпадающее по абсолютной величине, чем это достигается в прототипе, а следовательно, при этом обеспечивается более полная компенсация этих приращений в схеме суммирования 25.

Наиболее. явно это преимущество предлагаемой конструкции перер прототипом проявляется при cóùåñòüåííbIõ различиях температур аккумуляторах и окружающей среды.

Предлагаемое устройство может работать в автоматических системах, 1УО5Ч 4 подверженных значительным воздействиям (вибрация, линейные или ударные ускорения), за счет того, что в данном устройстве происходит ком5 пенсация возникающих при этом приращений электрических сигналов пьезодатчиков, вызыванных смещениями их постоянных магнитов относительно соответствующих ферромагнитных пластинок. При этом рабочие температуры систем и окружающей среды, а также измеряемые давления могут значительно измениться и отличаться на различных объектах контроля, за счет того, что в данном устройстве происходит более полная компенсация теплового дрейфа электрических сигналов пьеэодатчиков и имеется возможность с помощью регулирояочного стакана 17 производить настройку данного устройства .на требуемое давление.

Формула и зобретения

Устройство для индикации конца 25 заряда аккумулятора, выполненное в виде полой пробки с крышкой и размещенными в ней двумя пьезодатчиками, подключенными к внешнему электронному блоку, состоящему из схемы запоминания уровня электрического сигнала, подключенной входом к второму пьезодатчику, выходом - к первому входу схемы суммирования, второй вход которой подключен к первому пьезодатчику, с выхода которой снимается сигнал окончания заряда, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения области применения устройства, первый и второй пьезодатчики обращены пьезоэлементами в сторону полости пробки и находятся на равном удалении от нее, при этом постоянный магнит второго пьезодатчика закреплен на упругой диафрагме внутри регулировочного стакана, имеющего резьбу на наружной цилиндрической поверхности и установленного в крышке пробки над пьезоэлементон второго п ьезодатчика, причем в верхней торцевой части регулировочного стакана имеется г лиц, с помощью которого можно изменять положение стакана и находящегося в нем постоянного магнита относительно пьезоэлемента второго пьезодатчика.

1705924

1705924

Составитель R.Õàðëàìîâ

Техрел И,Дидык

Корректор Л.Пилипенко

Рерактор И.Тпвтин

Заказ 199 Тираж Порписнпе

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., л. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Устройство для индикации конца заряда аккумулятора Устройство для индикации конца заряда аккумулятора Устройство для индикации конца заряда аккумулятора Устройство для индикации конца заряда аккумулятора Устройство для индикации конца заряда аккумулятора Устройство для индикации конца заряда аккумулятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к внутришахт- HOMV транспорту, в частности к способу подготовки разряженной шахтной аккумуляторной батареи к работе на подземном рудничном транспорте

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарай, преимущественно никель-водородных (НВ)

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к эксплуатации электрических аккум ляторов Цель изобретения повышение точности диагностики, расширение области при менения и получение сопоставимых ре зультатов для разных батарей одного типоразмера

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированным системам контроля и диагностики аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования при разработке и эксплуатации аккумуляторов, в которых величину емкости контролируют по давлению, например, при использовании указанных аккумуляторов в составе никель-водородных батарей для систем электропитания

Изобретение относится к технике измерений, конкретно к устройствам для измерения плотности электролита кислотного свинцового аккумулятора

Изобретение относится к электротехнике, в частности к аккумуляторной промышленности, и касается способов эксплуатации тяговых аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнической промышленности ,в частности, к системам куонтроля заряда и разряда герметичных аккумуляторов

Изобретение относится к области техники измерений, конкретно к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА)

Изобретение относится к электрохимии, касается способа эксплуатации воздушно-металлических батарей и может быть использовано при применении воздушно-металлических батарей в качестве автономного малогабаритного перезаряжаемого источника тока

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к свинцовым аккумуляторам

Изобретение относится к производству, распределению и потреблению электроэнергии и предназначено для установок постоянного тока (далее - установка) электрических станций и подстанций промышленных предприятий, состоящих из подключенных к сборным шинам аккумуляторной батареи и выпрямительных зарядных агрегатов, работающих в режиме стабилизации выпрямленного напряжения по схеме постоянного подзаряда батареи [1], стр

Изобретение относится к способам эксплуатации аккумуляторов

Изобретение относится к способу определения разбухания активной массы пластин свинцового аккумулятора в процессе эксплуатации

Изобретение относится к способам эксплуатации аккумуляторов

Изобретение относится к электронным устройствам с аккумуляторными источниками питания

Изобретение относится к электрорадиотехнике, а именно к источникам питания, которыми могут быть снабжены различные транспортные средства: электромобили, электрокары и т.д
Наверх