Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства

 

Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами , содержащими технологическое оборудование , у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности. Целью изобретения является повышение надежности стыковки путем разгрузки механизма фиксации. Жесткое сцепное устройство содержит установленную на тягаче втулку 11, один конец которой выполнен коническим. На полуприцепе закреплен ответный элемент 15. Внутри элемента 15 и втулки 11 размещен разъемный вал отбора мощности. На внутренней поверхности втулка 11 имеет выемку , в которой расположена подвижная обойма 14. На внутренней поверхности

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:5 23 ." и 13 11 Ъг 2 (21) 4808811/11 (22) 07,02,90 (46) 23.01.92. Бюл. РЬ 3 (71) Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (72) B.Ñ.Белов, Н,Г.Макаренко и А.Т.Лебедев (53) 629.113.013.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

3Ф 1369925. кл. В 60 D 1/00, 1986. (54) ЖЕСТКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

СОЧЛЕНЕННОГО TPAHСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочленен 2 16 2Д Ж 1706898 А1 (sl)s В 60 О 1/00, В 62 0 53/02 ных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности. Целью изобретения является повышение надежности стыковки путем разгрузки механизма фиксации. Жесткое сцепное устройство содержит установленную на тягаче втулку 11, один конец которой выполнен коническим. На полуприцепе закреплен ответный элемент 15. Внутри элемента 15 и втулки 11 размещен разъемный вал отбора мощности. На внутренней поверхности втулка 11 имеет выемку, в которой расположена подвижная обойма 14. На внутренней поверхности

1706898

10

50 обоймы 14 выполнены шлицы, с которыми взаимодействует наружная поверхность ответного элемента 15, Угол наклона шлицев не превышает угла трения. Механизм фиксации включает в себя клин 18. На наклонИзобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности.

Цель изобретения — повышение надежности стыковки путем разгрузки механизма фиксации.

На фиг. 1 приведено устройство, общий вид; на фиг. 2 — стыковочный узел; на фиг, 3— ограничитель угловых перемещений горизонтального шарнира, вид спереди; на фиг. 4 — то же, вид сверху; на фиг. 5 — клин фиксирующего механизма, вид спереди; на фиг. 6 — то же, вид сверху, Тягач 1, имеющий опорное колесо 2 с приводом 3, и полуприцеп 4 с опорой 5 соединены жестким сцепным устройством

6, закрепленным на раме тягача 1, и ответнь л уз",см 7, закрепленным на раме полуFI . =-,а 4, На раме тягача 1 установлен шарнир 8 с вертикальной ось о, связанный с двух сторон сс штоками rидроцилиндров 9, и силовая втулка 10 с опорны колесом 2 с приводом 3. На силовую втулку 10 закреплена полая втулка 11 с заборным конусным гнездсм посредством болтовых соединений

12. Бну-:ри втулки 11 на сднсряднь;х роликовых подшипниках 13 установлена подвижная обо -.ма 14 шарнира с горизонтальной осью. Сспрягаемые поверхности подвижной обойл1ы 14 v, ответного элемента 15 снабжены винтовыми шлицами, угол наклона которых не превышает угла трения, обеспечивая соединение деталей 14 и 15 при создании осевого усилия и их жесткое соединение в рабочелi положении с помощью механизма фиксации. Последний состоит из управляющего гидроцилиндра

16, закрепленного через проушину 17 с силовой втулкой 10 и соединенного штоком с клином 18 фикс рующего механизма, который установлен подвижно на направляющей детали 19, нераэьел1нс соединенной с полой втулкой 11, и зада сщего перемещение ограничител;с 20 угловых перемещений, выполненного в виде стержня, ной поверхности последнего расположен один конец стержня 20, другой конец которого связан с фиксатором взаимного перемещения ответного элемента 15 и обоймы

14. 6 ил. поджатие которого к профильной части клина 18 обеспечивается пружиной 21.

Жесткое соединение подвижной обоймы 14 и ответного элемента 15 обеспечивает фиксатор 22, включающий две нервзъемно соединенные детали, подвижно закрепленный на ограничителе 20 угловых перемещений. Жесткое соединение подвижной обоймы 14 и ответного элемента 15 осуществлено через отверстия 23, выполненные в подвижной обойме 14, количество которых соответствует количеству шлицев на сопрягаемых поверхностях, что позволяет не фиксировать подвижную обойму 14 перед операцией сцепления устройства, и посредством кольцевой проточки 24, выполненной на ответном элементе 15. На ответном элементе 15 установлен сепаратор с шариками

25, придающий первоначальное движение

20 подвижной обойме 14 и предотвращающий затирания в шлицевом соединении. а также профильная шайба 26 для очистки шлицев с закрепленным на ней эластичным защитным кожухом 27, выполненным с возл сжностью провсро-а при винтовом движении профильной шайбы 26. При выходе элементов жесткого сцепного устройства иэ зацепления пружина 28 возвращает защитный кожух 27 и п„"сфильну.с ша;;бу 26 в исходное положение, котсрь е обеспечивают защиту ответного элемента 15 во время хранения, Для равномерности движения профильной шайбы 26 установлена шайба 29. образующая с ней подшипник скольжения. Пружины

30 удерживают фиксатор 22 в верхней точке ограничителя 20 угловых перемещений.

Сцепное устройство работает следующим образом.

Тягач 1 с опущенным опорным колесом

2 подают в зону установки полуприцепа 4 и посредством гидроцилиндров 9, воздействующих на вилку шарнира 8 с вертикальной осью, и гидроцилиндров 3 опорного колеса

2 выставгяют закрепленное на нем сцепное устройство 6 на один уровень с ответным узлом 7, установленным на полуприцепе 4.

При дальнейшем движении тягача 1 ответный элемент 15 входит в контакт с полой втулкой 11, заборное конусное гнездо и выполненная за ним цилиндрическая часть ко1706898

35 торой центрируют элементы жесткого сцепного устройства между собой, а профильная шайба 26, опираясь на конусное гнездо полой втулки 11, совершает движение относительно ответного элемента 15, очищая поверхность его шлицев. Далее ответный элемент 15 воздействует на подвижную обойму 14 сепаратором, придавая ей начальное вращательное движение и обеспечивая соединение сопрягаемых поверхностей беэ заеданий. При дальнейшем движении ответного элемента 15 образуется винтовое шлицевое соединение. Воздействуя гидроцилиндром 16 на клин 18, переводят его в рабочее положение, Ограничитель 20 угловых перемещений под воздействием пружины 21 опускает фиксатор 22, который, попадая через одно из отверстий 23 в кольцевую проточку 24, жестко соединяет подвижную обойму 14 и ответный элемент 15. Жесткая стыковка тягача 1 с полуприцепом 4 завершается. После этого поднимают гидроцилиндром 3 опорное колесо 2. а также поднимают и фиксируют опору 5 полуприцепа 4.

Расстыковку средства производят в обратном порядке.

Формула изобретения

Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства. со„-=pжaщee установленную на тягаче втулку. один конец

5 которой выполнен коническим, связанный с полуприцепом ответный элемент, разъемный вал отбора мощности, снабженный кулачковой муфтой и пропущенный внутри втулки и ответного элемента, а также меха10 низм фиксации с приводом, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности стыковки путем разгрузки механизма фиксации, втулка имеет на внутренней поверхности выемку, в которой расположена

15 обойма, выполненная с возможностью поворота относительно продольной оси и снабженная на внутренней поверхности шлицами, с которыми взаимодействует наружная поверхность ответного элемента, 20 причем шлицы имеют наклон, не превышающий угол трения, а механизм фиксации включает в себя установленный на втулке с возможностью перемещения вдоль нее клин, с наклонной поверхностью которого взаимо25 действует один конец подпружиненного относительно втулки стержня, другой конец которого связан с фиксатором взаимного перемещения, ответного элемента и обоймы.

1706898

Составитель Г.Гандыбин

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор Н.Тупица

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 233 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, в частности к сочлененным транспортным средствам

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам, содержащим мобильный энергетический модуль и технологический модуль

Изобретение относится к шарнирным соединениям полурам транспортных средств и может быть использовано в тракто; в-ь ростроении

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам многозвенных автопоездов

Изобретение относится к тракторостроению , в частности к шарнирным соединениям сочлененного тракторного средства

Изобретение относится к тракторостроению , в частности к шарнирным соединениям сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к шарнирно-сочлененным транспортным средствам Цель изобретения - увеличение маневренности машины при одновременном повышении ее надежности

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для машин, имеющих составную раму

Изобретение относится к транспотному машиностроению и может быть использовано в конструкциях автопоездов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, имеющих составную раму

Изобретение относится к транспорту, в частности к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности, к сцепным устройствам вагонеток

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности, к сцепным устройствам вагонеток

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к буксирным устройствам

Изобретение относится к транспорту, в частности к буксирным устройствам транспортных средств, преимущественно, грузовых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в конструкциях сцепных устройств одноосных прицепов

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств шарового типа, предназначенных для присоединения различных прицепов к автомобилям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине
Наверх