Колодочный тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных транспортных средствах, например тягачах и прицепах. Цель изобретения - повышение надежности путем обесЩ печения стабильности и предотвращения блокирования колес. Для этого внутри тормозного барабана 1 расположены тормозные колодки 2 и 3, На оси 12 разжимного кулака (РК) 7 установлены два фрикционных ролика 14. Ось 12 РК 7 связана через подшипник 11с управляющим кольцевым цилиндром 10. Антиблокировочная система имеет аккумуляторную батарею 24, ультразвуковой генератор 23, излучатели ультразвука и выключатель 29. При блокировке колеса фрикционные ролики 14 останавливаются , замыкая выключатель 29 и включая ультразвуковой генератор 23, который выдает команду на отход тормозных колодок 2 и 3 от тормозного барабана 1. 6 з.п. ф-лы, 6 ил. Ё Ы О VI СА Ј /-Н&Ч Фиг.

СОВХОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) F 16 D 51/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ ( о (21) 4764932/27 (22) 05.12.89 (46) 23.01.92. Бюл. М 3 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В. В. Куйбышева (72) l0. M. Калинин, В. В, Гаевский, А, Н, Черноштанов и О, B. Майборода (53) 62,592. 112(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1312277, кл. F 16 0 51/16, 1985. (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных транспортных средствах, например тягачах и прицепах. Цель изобретения — повышение надежности путем обес„„5Ц„„1707344 А1 печения стабильности и предотвращения блокирования колес. Для этого внутри тормозного барабана 1 расположены тормозные колодки 2 и 3. На оси 12 разжимного кулака (PK) 7 установлены два фрикционных ролика 14. Ось 12 РК 7 связана через подшипник 11 с управляющим кольцевым цилиндром 10. Антиблокировочная система имеет аккумуляторную батарею 24, ультразвуковой генератор 23, излучатели ультразвука и выключатель 29. При блокировке колеса фрикционные ролики 14 останавливаются, замыкая выключатель 29 и включая ультразвуковой генератор 23, который выдает команду на отход тормозных колодок

2 и 3 от тормозного барабана 1. 6 з.п, ф-лы, 6 ил.

1707344

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных транспортных средствах, например тягачах и прицепах.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения стабильности и предотвращения блокировки колес.

На фиг. 1 изображена кинемагическая схема колодочного тормоза с управляющим гидроцилиндром в нейтральном положении; на фиг. 2 — то же, тормозного механизма с выключателем в виде электрического датчика и блока управления; на фиг. 3— сложный разжимной механизм, общий вид; на фиг, 4 — сложный раэжимной механизм с механическим выключателем; на фиг, 5— кинематическая схема тормозного механизма с неподвижной осью сложного разжимного механизма: на фиг. 6 — зубчатое зацепление ролика с внутренней стороной тормозного барабана.

Тормоз состоит из тормозного барабана 1, соединенного со ступицей колеса (не показана), внутри которого расположены тормозные колодки 2 и 3, установленные на неподвижном опорном диске 4. На тормозных колодках 2 и 3 смонтирована стяжная пружина 5, прижимающая соответственно верхние концы колодок с опорными роликами 6 к раэжимному кулаку 7, а нижние — к неподвижной в окружном направлении опоре 8.Поршень 9 управляющего цилиндра 10 неподвижно закрепленного на опорном диске 4, связан посредством подшипника 11 с осью 12 разжимного кулака.

Разжимной механизм включает в себя разжимной кулак 7, ось 12, на которой при помощи подшипников 13 установлены два фрикционных ролика 14 с фрикционными накладками 15 и 16, кольцевые поршни 17 кольцевых гидроцилиндров 18 выполнены в раэжимном кулачке 7 и уплотнены посредством кольцевых манжет 19, Кольцевые поршни 17 могут двигаться в осевом направлении и не могут проворачиваться. Для управления торможением служат тормозная педаль 20 и главный тормозной цилиндр 21, связанный с управляющим цилиндром 10 и кольцевыми гидроцилиндрами 18.

Антиблокировочная система (АБС) для разблокирования колес при торможении выполнена в виде встроенных в поршни 17 излучателей 23 ультразвука, связанных с ультразвуковым генератором (УЗГ) 23 и аккумуляторной батареей 24. К тормозным колодкам 2 и 3 прикреплены фрикционные накладки 25 и 26.

Механический выключатель ультразвука (АБС) включает в себя маховик 27, уста5

55 новленный на оси 12 с помощью подшипников и связанный посредством поворотного рычага 28 с одним иэ роликов 14, выключатель 29, имеющий возможность перемещения вдоль оси 12 при проворачивании маховика 27, Для повышения быстродействия АБС возможна установка бесконтактного электрического датчика 30 частоты вращения колеса и блока 31 управления. При этом маховик 27, рычаг 28 и выключатели 29 становятся ненужными.

Кроме того, возможна схема тормоза, в которой ось 12 разжимного механизма выполнена неподвижной относительно опорного диска (фиг. 5). Фрикционные ролики 14 прижаты своей боковой поверхностью к внутренней поверхности тормозного барабана 1 с некоторым постоянным усилием.

Ь

Управляющий цилиндр в гакой схеме отсутствует.

Применение этой схемы допускает использование тормозного механизма, в которой разжимной ролик приводится во вращение от тормозного барабана не через фрикционный контакт, а посредством зубчатого зацепления.

Тормозной механизм работает следующим образом.

В исходном положении тормозные колодки 2 и 3 под действием стяжной пружины

5 стягиваются одна к другой и прижимаются верхними концами через опорные ролики 6 к

0aз, имному кулаку 7, а нижними концами — к неподвижной в окружном Hàïðýåëåнии опаре 8. При этом между фрикционными накладками 25 и 26 и тормоз IblM барабаном 1 имеется зазор, ось 12 разжимного механизма 7 опущена и между фрикционными накладками !5 фрикционных роликов 14 и тормозным барабаном 1 также имеется зазор.

При нажатии н тормозную педаль 20 тормозная жидкость из главного тормоэного цилиндра 21 поступает в управляющий цилиндр 9 и кольцевые гидроцилиндры 18.

Поршень 9 управляющего цилиндра 10 под действием давления жидкости перемещает ось 12 разжимного механизма вверх, выбирая зазор между фрикционными роликами

14 и тормозным барабангм и прижимает их к барабану 1. Одновременно кольцевые поршни 17 прижимаются к фрикционным накладкам 16 роликов 14.3а счет силы трения качения, возникающей между накладками

15 фрикционных роликов 14 и тормозным барабаном 1, анергия катящегося колеса передается на ролики 14 в виде крутящего момента. При помощи силы рения скольжения, возникающей между 1рикциснными

35 ,> л

55 наг 1ад,",ами 16 и ко в;Ряыми псршчями 17 .РУГЯ ЦИй МО 1ЕН: ВОЗДЕInCTBУЕт На Саэ>КИМнОй К ЛаК 7, Ря-;>КИ,НОй КупеК 7 . Сд ПЕ; Стеием крутящего момента преорспеВ3еТ силу согрстивления стя>кнзй пружины 5 и прижимает фрикционнь,е накладки 25 и 26 Iopмознь к колодок 2 и 3 к внутренней стороне тормозного о3ра63На 1. Происходит торможение колеса. Интенсивност торможения колеса зависит от силы прижатия тормозHb!x колодок 2 и 3 к тормозному барабану 1, а зта сила onределяе.ся Kpyfящим моментом приложенным к разжимному кулаку 7.

Крутявч.й мсллент, поило кенный к разжим. ному кулаку прспср,1иснален силе трения скгльж ; ия, всзника;ощей между:,рикциСнными накладкам, 16 и кОпьцевыми пОрш.Is;.ли 7, а в конечном итоге — д влению в уп павля >сщем цилиндре 10. Следова тельно, интенсивность тсрмсжРчия пропорциональна силе на педали .:0. ри От .l Tc!Bvll". плкирОВ«и колеса >лаховик 27 вра.цаетс:", в От>катом состоянии в. сте с f>onë«3fnfn 14, BblKi;IO43! Bnl 29 о,— ключен. В мсмРн; блс«ирсвки колеса роли и 14 ссзко оста>- °,f«B3!oTcs, маховик 27 пс инерциA псвспачив 3е гя Н3 Оси 12 p33>K!nvного ле>.анизма, псвссотный ры là 28 приж .мает маховик ",; ропику 14, B;лгс эя выклю !3Tenf 29. С;абат., вает 3 2?, Boçб»«дяя излу ате ы, .;,ь- разв, KB. которые соОбщают Коп,.бачив Koi!b!левым псошн Ям 7

in . г-,рикасающил;.. -. ними фрикциснны. накл",дкал; 16 Сила;зения м >к у н >ми у:- энь:паетгя, пр„f>f> ц.;Онально ей умень

ВЗЬГСS КРУтЯЩгV Л..>МЕНт, ПРИЛОжЕЧНЫИ K раэ;имнсму кулаку 7. Сипя пnf;>KBT!ns vслсдо:; 2 и 3 K тормознс.. у барабану 1 умень ыается. прсисход 1т расторгала>кивание эаб-скllpoBÇHIIOI О плеса, Ролики 14 вместе с,o,>ллг>з 1ым бараба; Io. начинают врагцаTh

;я, маховик 27 за с-:I. T илы . нерц",л эап-..здЫЬаст И, ПсьсраЧИВая ПОВОрОтНЫй рЫЧЗГ

2 ., Отходит >т рол«на 14, размыкая BblKnloчатель 29. УЗГ 23 пгекращает работа;-.. сила тре;Ins между рес..жимным кулаком 7 и роли:.Оми 14 станови>.ся такой же, как была до блокировки колеса так как давление ж лдкоспи ocòàëîñi- Heизменным, Процесс торможения Boeсбнонляется.

ГblключаTåëb ультразвука, выполнснный B B«äå бес«с !-актного электри ескогс дат,и«а 30 и бло«", 3 упГавления, рабптает следующим обоазсм.

С помощью датчика 30 блок 31 управле НИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ, г;,>BOB ЭаМЕДЛЕНИЕ КОЛЕСа пр его блокировании. когда угловое эамедпeV И= ОЕЗКО ВОЗ,>аетаЕт, ПРЕВЫШаЯ ДОПУСТИмое значение, блок 3 i управления замыкает лектрическую цefo. включая УЗГ 23 — про11сх .pиг pагтг>рл>3:ниг>аl<«p коnc с 1 уменьшен«и углового замедп ния Hfn f. допустимого значения блок >правления р3э

«ЫKÇЕт ЭЛЕKTOfn×eCÊÓÞ ЦЕПЬ

R схеме тормозного .",еханиэма беэ уп павляющего гидроцилиндра (фи . 2) фрикционные (зубчатые) ролики 14 постоянно прижаты к внутренней, гладкой (зубчатой) поверхности тормозного барабана 1 и вращан>тся вместе с колесом, ось раэжимного механизма неподвижна относительно опорнс, о диска. При нажатии на тормозную педаль 20 кольцевые поршни 17 прижимаются к сьрикционным накладкам 16 роликов 14, начинается торможение. Дальше процесс торможения аналогичен описаннсму. При сН т,и усилия с тормозной педали 22 появляет:я зазор между фрикционными накладкам.1 16 и кольцевыми поршнями 17. Под действием стражной пруж1ны 5 л1еханизм

>риходит в и ходное положение - торможение прекращается.

Нижняя клиновая опора 8 работает KBK стсяночный тормоз, перемещаясь вверх, оН3 прижимает тормозные колодки 2 и 3 к тормозному барабану 1, та опора 8 также служит для регулирования зазора между фсикциснными накладками 25, 26 и внутренн=.й стороной тормознсгс барабана.

Формула изобретения

"; . Коподочный - ормсз.:одержащий тормозной бапабан, установленные с всзможнсcòüþ Bзаимодействия с Flo внутренней пг>ве1 хностью тормозные колодки, неподвижную опору, уста;., зленную на опорном диске. рэзжимной механизм и связанну о с ним антиблокировсчную систему с выключателем, î; л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работь путем обесfIe"ения стабильности и предотврагцения блокирс. ки колес, разжим!o!n механизм выf>f>ni ен в виде раз>;-.имного кулака, на оси кстоосго установлены два ролика с всзможHccTho взаимоде ствия с внутренней поверхностью барабана, и двух кольцевых гидрсцилиндров с поршнял1и, установленных в разжимном кулаке с возможностью взаимодействия поршней с торцовыми поверхностями роликов. а антиблскировочная ис;ема выполнена в виде излучателей ультразвуковых колебаний, установленных в поршнях кольцевых гидрсцилиндров, и ультраэву кового генератора, связанного с излучателями через выключатель.

?.Тормозпоп.1, отл ича ющийся тем. что выKnючатель вь полнен в виде махсаика. свободно установленного на оси разжимного кулака и к.,нематичегки связа"",ного с одним из роликов.

1707344

Э. Тормоз по и, 1, от л и ч а ю щи и с я тем, что выключатель выполнен в виде связанных между собой бесконтактного электрического датчика частоты вращения барабана и блока управления. 5

4. Тормоз по и, 1, отличающийся тем, что он снабжен управляющим гидроцилиндром, поршень которого связан с осью разжимного кулачка, при этом последняя установлена подвижно в радиальном на- 10 правлении.

5. Тормоз по и. 1, отличающийся тем, что ось разжимного кулака закреплена на опорном диске неподвижно.

6 Тормоз по пп.1 4 и 5, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что ролики выполнены с фрикционными накладками на торцовой и боковой поверхностях.

7. Тормоз по и. 5, отличающийся тем, что он снабжен шестерней внутреннего зацепления, установленной на внутренней поверхности барабана. а ролики выполнены. в виде сопрягающихся с ней зубчатых шестерен с торцовыми фрикционными накладками.

1707344

1707344

Составитель А. Безуглый

Техред М.Моргентал Корректор Н,Ревская

Редактор Н.Гунько

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул Гагарина, 101

Заказ 254 Тираж Подписное

ВНИИПИ ГоСударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в стендах для испытания моделей и ветроколес в аэродинамических трубах

Изобретение относится к машиностроению и может.быть использовано в тормозных системах автомобилей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колодочно-барабанным тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колодочным тормозам колесных транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в качестве колесного тормоза автомобиля и других транспортных средств
Наверх