Фрикционное устройство

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к дисковым фрикционным устройствам. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения различной плавности фрикционного взаимодействия а зависимости от направления вращения, а также повышения быстродействия . Нажимные диски (НД) 3 и 4 стянуты пружинами 5 и установлены с возможностью относительного вращения и осевого перемещения.Усилительное звено состоит из тел качения 7, размещенных в гнездах переменной глубины на обращенных один к другому торцах НД 3 и 4. Фрикционные эле

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4701635/27, 4729146/27 (22) 06.06.89 (46) 23.01.92. Бюл. МЗ (71) Ростовский институт железнодорожного транспорта (72) О.B,Êðàâ÷åíêo и А,П.Кучеренко (53) 621.592 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1010339, кл. F 16 D 55/00, 1981. (54) ФРИКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к машинострое- . нию, а именно к дисковым фрикционным

5U 1707346 A l (51)5 F 16 О 55/16, 13/42, 65/22 устройствам. Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения различной плавности фрикционного взаимодействия в зависимости от направления вращения, а также повышения быстродействия, Нажимные диски (НД) 3 и 4 стянуты пружинами 5 и установлены с возможностью относительного вращения и осевого перемещения. Усилительное звено состоит из тел качения 7, размещенных в гнездах переменной глубины на обращенных один к другому торцах НД 3 и 4. Фрикционные зле1707346

35

40 менты (Э) 9 и 10 установлены с возможностью осевого взаимодействия по меньшей мере с одним и НД 3 или 4, валом 2 и корпусом (К) 1. Линейный привод 13 выполнен в виде индуктора 14 с обмоткой возбуждения 15, жестко связанного с корпусом 1, и с нажимным Э 16 с воэможностью поступательного перемещения относительно К 1.

Кроме того, устройство содержит механизм

18 преобразования линейного перемещения во вращательное, образованный Э несамотормозящейся винтовой пары, При включении фрикционного устройства наИзобретение относится к машиностроению, а именно к дисковым фрикционным устройствам, Известен дисковый тормоз, содержащий корпус, установленный с возможностью вращения относительно корпуса вал, подпружиненные один к другому и установленные с вазможностью относительного вращения и осевого перемещения нажимные диски, усилительное звено в виде размещенных в гнездах переменной глубины, выполненных на обращенных один к другому торцах нажимных дисков. тел качения, фрикционные элементы, установленные с возможностью осевого взаимодействия с нажимными дисками. валом и корпусом, линейный привод, связанный с корпусом и выполненный с установленным с возможностью линейного перемещения относительно корпуса нажимным элементом, механизм преобразования линейного перемещения во вращательное, связанный с нажимным элементом линейного привода и с однйм иэ нажимных дисков, Недостатками известного фрикционного устройства являются его низкие эксплуатационные качества иэ-за наличия приводного механизма в виде рычажной системы, которая имеет большое количество конструктивных связей, усложняющих конструкцию,не позволяет обеспечивать быстродействия срабатывания устройства, а также изменять плавность фрикционного взаимодействия при контактировании поверхностей трения фрикционных элементов с переменной направления вращения подвижных частей устройства друг относительно друга.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств фрикционного устройства путем обеспечения быстродействия

25 жимной Э 16 линейного привода 13 и связанный с ним механизм 18 преобразования линейного перемещения во вращательное обеспечивают работу усилительного звена

6, в результате чего осуществляется передача расклинивающего усилия через НД 3 и 4 на поверхности трения фрикционных накладок 9 и 10 и К 1 с различной плавностью фрикционного взаимодействия в зависимости от направления вращения подвижных частей устройства при его работе в режиме тормоза или муфты, 3 з.п.ф-лы, 5 ил, срабатывания и различной плавности фрикционного взаимодействия в зависимости от направления вращения.

Укаэанная цель достигается тем, что в фрикционном устройстве, содержащем корпус. установленный с возможностью. вращения относительно корпуса вал, подпружиненные один к другому и установленные с воэможностью относительного вращения и осевого перемещения нажимные диски, усилительное звено в виде размещенных в гнездах переменной глубины, выполненных на обращенных один к другому торцах нажимных дисков, тела качения, фрикционные элементы. установленные с возможностью осевого взаимодействия, по меньшей мере, с одним из нажимных дисков, валом и корпусом, линейный привод, связанный с корпусом и выполненный с установленным с возможностью линейного перемещения относительно корпуса нажимным элементом, механизм преобразования линейного перемещения во вращательное, связанный с нажимным элементом линейного привода и с одним из нажимных дисков, второй нажимной диск зафиксирован от проворота относительно вала, механизм преобразования линейного перемещения во вращательное связан с валом и выполнен в виде элементов несамитормоэящейся винтовой пары, один иэ которых зафиксирован от проворота относительно вала, а второй— относительно первого нажимного диска.

В фрикционном устройстве нормально открытого типа один из элементов несамотормозящейся винтовой пары выполнен в виде пальца, второй элемент-в виде паза,в котором расположен упомянутый палец, паэ выполнен в валу, палец установлен s первом нажимном диСке, последний зафиксирован

1707346

50

15

40 от осевого перемещения относительно нажимного элемента посредством выполненного в нем выступа и выполненной в первом нажимном диске кольцевой канавки, в которой расположен указанный выступ, а фрикционные элементы жестко закреплены на торцах нажимных дисков, второй из которых установлен с воэможностью осевого перемещения относительно вала.

Фрикционное устройство нормально замкнутого типа снабжено втулкой, которая установлена с возможностью осевого перемещения относительно первого нажимного диска посредством направляющих стержней, первый нажимной диск установлен на валу жестко, второй нажимной диск установлен на валу с воэможностью вращения и осевого перемещения, первый элемент несамотормозящейся винтовой пары выполнен в виде, по меньшей мере, одного выступа, который размещен на втулке, второй элемент указанной пары выполнен в виде, по меньшей мере, одного винтового паза на наружной поверхности обода второго нажимного диска, в котором расположен указанный выступ, при этом втулка установлена с возможностью ограниченного осевого перемещения относительно подпружиненного нажимного элемента посредством выполненного на последнем дополнительного выступа и выполненной на втулке кольцевой канавки, в которой расположен указанный дополнительный выступ, а фрикционные элементы выполнены в виде набранных в пакет поочередно связанных с валом и корпусом фрикционных дисков, которые расположены с возможностью осевого взаимодействия с корпусом и вторым нажимным диском.

Линейный привод фрикционного устройства выполнен в виде индуктора, который жестко связан с корпусом, а нажимной элемент — в виде якоря, который установлен с возможностью осевого перемещения относительно индуктора посредством направляющих элементов.

На фиг.1 изображено фрикционное устройство нормально открытого типа, общий вид;на фиг.2 - фрикционное устройство нормально замкнутого типа, общий вид; на фиг.3— разрез А — Я на фиг.1,2; на фиг.4 — разрез Б—

Б на фиг.2; на фиг.5 — разрез  — В на фиг.4.

Фрикционное устройство (на фиг.1.2) содержит корпус 1, вал 2 с нажимными дисками 3 и 4, которые стянуты пружинами 5 и установлены с возможностью относительного вращения и осевого перемещения, усилительное звено 6, состоящее иэ тел 7 качения (шариков или роликов), размещенных в гнездах 8 переменной глубины треугольной формы на обращенных один к другому торцах нажимных дисков. фрикционные элементы 9 — 12, установленные с возможностью осевого взаимодействия, по меньшей мере, с Одним из нажимных дисков, валом и корпусом, линейный привод 13 в виде индуктора 14 с обмоткой 15 возбуждения, жестко связанный с корпусом и выполненный с нажимным элементом 16 в виде якоря, установленного на направляющих элементах

17 с воэможностью поступательного перемещения относительно корпуса, механизм 18 преобразования линейного перемещения во вращательное, образованный элементами несамотормозящейся винтовой пары.

Для фрикционного устройства нормально открытого типа (фиг.1,3) первый нажимной диск 3 установлен на валу 2 с возможностью осевого перемещения и вращения относительно второго нажимногодиска 4, который установлен на шлицевой части вала 19 с возможностью осевого перемещения. Нажимной элемент 16 имеет выступ 20, который расположен в кольцевой канавке 21 ступицы 22 первого нажимного диска 3 и фиксирует этот диск от осевого перемещения относительно нажимного элемента. Первый элемент несамотормозящейся винтовой пары механизма 18 выполнен в виде пальца 23 и неподвижно установлен в ступице 22 первого нажимного диска 3, а второй элемент этой пары выполнен в валу

2 в виде винтового паза 24, в котором расположен палец 23. Фрикционные элементы в виде фрикционных накладок 9 и 10 жестко закреплены на торцах нажимных дисков.

Для фрикционного устройства нормально замкнутого типа (фиг.2 — 5) первый нвжимной диск 3 установлен на валу 2 жестко. второй нажимной диск 4 установлен на валу с возможностью вращения и осевого перемещения относительно диска 3. Нэ направляющих стержнях 25 первого нажимного диска установлена втулка 26 с воэможностью осевого перемещения относительно этого диска. Нажимной элемент 16 подпру. жинен замыкающими пружинами 27 и выполнен в форме стакана с выступами 28, которые расположены в кольцевой канавке 29 втулки 26 и ограничивают ве осевое перемещение относительно нажимного элемента. Первый элемент несамотормозящейся винтовой пары механизма 18 выполнен в виде, по меньшей мере. одного выступа 30 на внутренней поверхности втулки 26, а второй элемент этой пэры — в виде, по меньшей мере, одного винтового паза 31 на наружной поверхности обода второго нажимного диска 4, в котором расположены выступы

30. Фрикционные элементы выполнены в виде набранных в пакет плоских 11 и вогну1707346 тых 12 фрикционных дисков поочередно связанных со шлицевой втулкой вала 32 и шлицевой частью корпуса 33.

Фрикционное устройство нормэльно открытого типа (фиг.1.3) работает следующим образом, Включение фрикционного устройства производится подачей напряжения на обмотку 15 возбуждения индуктора 14, при этом нажимной элемент 16 под действием электромагнитного усилия притягивается к нему и, поступательно перемещаясь по направляющим элементам 17, взаимодействует своим выступом 20 с кольцевой канавкой

21 ступицы 22 первого нажимного диска 3, чем обеспечивает поступательное перемещение последнего вдоль оси вала, а ступица

22 первого нажимного диска 3 через неподвижно установленный в ней палец 23 взаимодействует с несамотормозящимся винтовым пазом 24 в валу 2 и поворачивает диск 3 на некоторый угол относительно второго нажимного диска 4, при этом тела 7, качения, расположенные в гнездах 8 на обращенных один к другому торцах нажимных дисков, перемещаются по их наклонным поверхностям и раздвигают диски, перемещая диск 4 по ш 1ицевой части вала 19. а диск 3 — в противоположном от него направлении.

В результате чего фрикционные накладки 9,,10, жестко закрепленные на торцах нажимных дисков 3. 4, начинают контактировать с корпусом 1.

В фрикционном устройстве нормально открытого типа расклинивающее усилие для обеспечения необходимой степени усиления нарастает быстрее с увеличением угла наклона несамотормрзящегося винтового паза 24 в валу 2 до максимально допустимой величины. B процессе контактирования поверхностей трения фрикционных накладок

9, 10 нажимных дисков 3, 4 с корпусом 1 нарастание расклинивающегося усилия осуществляется под действием возникающих при этом сил трения, которые направлены в сторону вращения корпуса. или вала и ускоряют.поворот нвжимного диска 3 в винтовом пазу 24 относительно нажимного диска

4, если диск 3 поворачивается в сторону их вращения. С изменением направления вращения корпуса или вала и действия сил трения в процессе контактирования фрикционных накладок 9, 10 дисков Э, 4 с корпусом 1 поворот диска Э в винтовом пазу 24 относительно диска 4 замедляется, а плавность фрикционного взаимодействия поверхностей трения повышается.

Таким образом, фрикционное устройство (фиг.1,3) обеспечивает различную плавность фрикционного взаимодействия

45, ного диска 3, а втулка 26 выступами 30 на ее

55

40 поверхностей трения накладок 9, 10 нажимных дисков 3. 4 с корпусом 1 в зависимости от направления вращения, что достигается, как при его работе в режиме тормоза для торможения вращающегося вала относительно неподвижного корпуса или вращающегося корпуса относительно неподвижного вала, так и при работе в режиме муфты, когда корпус 1 является ведущим, а вал 2 с нажимными дисками 3, 4 — ведомым элементом или. наоборот, для сцепления поверхностей трения фрикционных накладок 9, 10 нажимных дисков 3, 4 и корпуса 1 с передачей крутящего момента от ведущего элемента к ведомому.

Отключение фрикционного устройства осуществляется при обесточивании обмотки 15 возбуждения индуктора 14. При этом пружины 5 поворачивают нажимные диски

3, 4 и возвращают тела 7 качения в наиболее глубокую часть гнезд 8 при встречном перемещении первого и второго йажимн ых дисков относительно вала, которое фиксируется его выступом и упорным кольцом, в результате чего между корпусом 1 и фрикционными на кладками 9, 10 нажимных дисков Э, 4 вала 2 выставляется необходимый осевой зазор, а корпус и вал могут свободно вращаться друг относительно друга, взаимодействуя между собой через выступ 20 нажимного элемента

16, расположенный в кольцевой канавке 21 ступицы 22 первого нажимного диска Э, Фрикционное устройство нормально замкнутого типа (фиг.2 — 5) работает следующим образом, Включение устройства производится снятием напряжения с обмотки 15 возбуж-. дения индуктора 14, при этом нажимной элемент 16 под действием замыкающих пружин 27 перемещается по направляющим элементам 17, взаимодействуя своими выступами 28 с кольцевой канавкой 29 втулки

26, обеспечивает ее перемещение по направляющим стержням 25 первого нажимвнутренней поверхности взаимодействует с винтовыми пазами 31 на наружной поверхности обода второго нажимного диска 4, поворачивая его на некоторый угол относительно жестко установленного на валу 2 первого нажимного диска Э. таким образом, что тела 7 качения, расположенные в гнездах 8 на обращенных один к другому торцЪх нажимных дисков, перемещаются ho их наклонным поверхностям, чем обеспечивает поступательное перемещение вторОго нажимного диска 4 относительно первого нажимного диска 3 и расклинивающее усилие, под действием которого второй нажимной диск 4 перемещает плоские фрикционные

f707346!

О диски 11 по шлицевой втулке вала 32 и расположенные между ними вогнутые фрикционные диски 12 i;o шлицевой части корпуса

33, сжимает их поверхности трения и обеспечивает контактирование с корпусом 1.

В фрикционном устройстве нормально замкнутого типа расклинивающее усилие для обеспечения необходимой степени усиления нарастает быстрее с увеличением угла наклона несамотормозящихся винтовых пазов 31 на наружной поверхности обода второго нажимного диска 4 до максимально допустимой величины. В процессе контактирования поверхностей трения дисков 4, 11, 12 и корпуса 1 нарастание расклинивающего усилия осуществляется под действием сил трения, которые направлены в сторону вращения корпуса 1 с вогнутыми фрикционными дисками 12 или вала 2 с нажимными дисками 3, 4 и плоскими фрикционными дисками 11 и ускоряют поворот диска 4 от поступательного перемещения выступов 30 втулки 26 в его винтовых пазах

31 на наружной поверхности обода относительно нажимного диска 3. С изменением направления вращения корпуса 1 с дисками

12 или вала 2 с дисками 3, 4, 11 и действия сил трения поворот диска 4 относительно диска 3 замедляется, а плавность фрикционного взаимодействйя повышается.

Таким образом, фрикционное устройство (фиг.2 — 5) обеспечивает различную ëëàâность фрикционного взаимодействия поверхностей трения дисков 4, 11, 12 и корпуса 1 в зависимости от направления вращения, что достигается, как при его работе в режиме тормоза для торможения вращающегося вала относительно неподвижного вала, так и при работе в режиме муфты, когда корпус с дисками 12 является ведущим. а вал 2 с дисками 3, 4, 11 ведомым элементом или, наоборот, для сцепления поверхностей трения дисков 4, 11, 12 и корпуса 1 с передачей крутящего момента от ведущего элемента к ведомому.

Отключение фрикционного устройства производится при подаче напряжения на обмотку 15 возбуждения индуктора 14, тогда нажимной элемент 16 под действием электромагнитного усилия притягивается к нему, перемещаясь по направляющим элементам 17 и сжимая замыкающие пружины

27, при этом его выступы 28 перемещают по направляющим стержням 25 первого нажимного диска 3 в его сторону втулку 26 с выступами 30, которые взаимодейЧтвуют с винтовыми пазами 31 наружной поверхности обода второго нажимного диска 4, поворачивают его на некоторый угол и перемещают поступательно относительно

5 !

О !

55 жестко установленного на валу 2 первого нажимного д ; кз 3 так, что тела 7 качения начинают возвращаться в наиболее глубокую часть гнезд 8 по их на<лонным поверхностям. Под действием пружин 5 второй нажимной диск 4 возвращается в первоначальное положение и освобождаетот приложенного осевого усилия фрикционные диски, последние, благодаря пружинящему действию вогнутых дисков 32 быстро отходят друг от друга, а между поверхностями трения выставляется необходимый осевой зазор. В результате корпус и вал могут свободно,вращаться друг относительно друга. взаимодействуя между собой через выступы

28 нажимного элемента 16, расположенные в кольцевой канавке 29 втулки 26.

Формула изобретения

1. Фрикционнов устройство, содержащее корпус, установленный с возможностью вращения относительно корпуса вал, подпружиненные один к другому и установленные с возможностью относительного вращения и осевого перемещения нажимные диски, усилительное звено в виде размещенных в гнездах переменной глубины, выполненных на обращенных один к другому торцах нажимных дисков, тела качения, фрикционные элементы, установленные с возможностью осевого взаимодействия, по меньшей мере, с одним из нажимных дисков, валом и корпусом, линейный привод, связанный с корпусом и выполненный с установленным с возможностью линейного перемещения относительно корпуса нажимным элементом, механизм преобразования линейного перемещения во вращательное, связанный с на>кимным элементом линейного привода и с одним из нажимных дисков, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем обеспечения различной плавности фрикционного взаимодействия в зависимости от направления вращения, второй нажимной диск зафиксирован от проворота относительно вала, механизм преобразования линейного перемещения во вращательное связан с валом и выполнен в виде элементов несамотормозящейся BNHTQsoA пары, один из которых зафиксирован от проворота относительно вала, а второй — относительно первого нажимного диска, 2, Устройство по п.1. от л и ча ю ще ес я тем, что один из элементов несамотормозящейся винтовой пары выполнен в виде пальца, второй элемент — в виде паза, в котором расположен упомянутый палец, пвз выполнен в валу, палец установлен в первом нажимном диске, последний зафиксирован от осевого перемещения относительно нв1707346

12 жимного элемента посредством выполненного в нем выступа и выполненной в первом нажимном диске кольцевой канавки, в которой расположен указанный выступ, а фрикционные элементы жестко закреплены на торцах нажимных дисков, второй из которых установлен с воэможностью осевого перемещения относительно вала, 3, Устройство по и.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено втулкой, которая установлена с воэможностью oceiot o перемещения относительно первого нажимного диска посредством направляющих стержней, первый нажимной диск установлен на валу жестко, второй нажимной диск установлен на валу с воэможностью вращения и осевого перемещения, первый элемент несамотормоэящейся винтовой пары выполнен в виде, по меньшей мере, одно о выступа, который размещен на втулке, второй элемент укаэанной пары выполнен в виде, по меньшей мере. одного, винтового паза на наружной поверхности обода второго нажимного диска, в котором расположен укаэанный выступ, при этом втулка установлена с воэможностью ограниченного осевого перемещения относительно подпружиненного нажимного элемента посредством выпол5 ненного на последнем дополнительного выступа и выполненной на втулке кольцевой канавки, в которой расположен укаэанный дополнительный выступ, а фрикционные элементы выполнены в виде набранных в

10 пакет поочередно связанных с валом и корпусом фрикционных дисков, которые расположены. с возможностью осевого взаимодействия с корпусом и вторым на жимным диском.

15 4, Устройство по п.1 — 3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия, линейный привод выполнен в виде индуктора, который жестко гвяэан с корпусом, а нажимной элемент — в виде яко20 ря, который установлен с воэможностью осевого перемещения относительно индуктора посредством направляющих элементов, Приоритет по пунктам: 14.08.89 по п.3.

1707346

170734K) Составитель И. Чикин

Техред М.Моргентал Корректор, В.Гирняк

Редактор Н.Гунько

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 г

Заказ 255 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подъемно-транспортных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссия.х самоходных машин

Изобретение относится к области станкостроения и может использоваться в малогабаритных силовых головках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин
Наверх