Устройство для тренировки операторов

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения приему телеграфных знаков на слух. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем непрерывного наращивания объема запоминаемых знаков кода Морзе. УстройсУво содержит генератор 1 (импульсов), два распределителя 2 и 3 импульсов, формирователь 4 кода Морзе, блок 5 сравнения, формирователь 6 импульсов, пульт 7 обучаемого, коммутатор 8, формиро»5атель 9 импульсов, счетчик 10 и электроакустический преобразователь 11. Изобретение позволяет сократить время на изучение телеграфных знаков, так как используется мотивационный фактор в процессе тренировки, обеспечиваемый автоматизацией предъявления следующей группы простых сочетаний знаков при правильном воспроизведении данной группы или повторением последней при неправильном Ёоспроизведении. причем каждое занятие начинается с предъявления первой группы знаков. 1 ил.слс

союз советс и:

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СК, Х

РЕСПУБЛИК (я)з G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4804921/24 (22) 21.03.90 (46) 30.0";.92. Бюл, ¹ 4 (72) Н.И.Кудряшов, А.B.Êàðëoâ, В.В.Мухортов и В.А.Кирюхин (53) 681 3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР, ¹ 1141441, кл. G 09 В 9/00, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 1339620, кл. G 09 В 19/26, 1986.

Авторское свидетельство СССР .№ 1267465, кл. G 09 В 19/26 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения приему телеграфных знаков на слух. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства путем непрерыв„„53J 1709377 А1 ного наращивания объема запоминаемых знаков кода Морзе, Устройство содержит генератор 1 (импульсов), два распределителя 2 и 3 импульсов, формирователь 4 кода

Морзе, блок 5 сравнения, формирователь б имел льсов, пульт 7 обучаемого, коммутатор

8, формирователь 9 импульсов, счетчик 10 и электроакустический преобразователь 11.

Изобретение позволяет сократить время на изучение телеграфных знаков, так как используется мотивационный фактор в процессе тренировки, обеспечиваемый автоматизацией предъявления следующей группы простых сочетаний знаков при правильном воспроизведении данной группы или повторением последней при неправильном воспроизведении, причем каждое занятие начинается с предъявления первой группы знаков. 7 ил.

1709377

20

30

50

Изобретение относится к автоматике, в частицсти к устройствам для обучения приему телеграфных знаков на слух.

Известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучаемого, блок анализа ответов, блок управления, блок программ, регистр памяти, электроакустический преобразователь и генератор тактовых импульсов, Известно устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее пульт оператора, генератор импульсов, распределитель импульсов, формирователь кодов Морзе, блок сравнения ответов, делитель напряжения, электроакустический преобразователь, блок частотной модуляции, счетчик, дешифратор и блок индикации. . Известные устройства не позволяет непрерывно наращивать объем запоминаемых (обрабатываемых) телеграфных знаков, так как задаваемые им программы при усвоении определенной группы знаков, а также при повторении отработанного материала на следующем занятии требуют ручного вмешательства, снижающего мотивационный фактор и эффективность усвоения предъявляемой информации.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательна включенные генератор импульсов, распределитель импульсов, формирователь кодов Морзе, электроакустический преобразователь и делитель напряжения и последовательно включенные пульт обучаемого, вход которого связан с управляющим входом формираватвля кодов Морзе и подключен к первому выходу генератора импульсов, и реверсивный счетчик, выходы которого соединены с соответствующими входами дешифратора и блока индикации, выходы дешифратора подключены к вторым входам делителя напряжения, а второй выход генератора импульсов соединен с вторым управляющим входом формирователя кодов Морзе.

Однако данное устройство не обеспечивает непрерывное наращивание объема запоминаемых =.иаков кода Морзе, так как его программа при у=воении группы из четырех знаков требует ручного вмешательства, не допускает одновременного повтора всей группы, что снижает его дидактические возможности., Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения непрерывного наращивания объема запоминаемых знаков кода Морзе за,счет формирования групп, исключающих одновременное изучение сходнозвучащих знаков, состоящих из прастых в запоминании сочетаний, автоматическим предъявлением и повтором их на каждом занятии с фиксацией степе. тренируемости обучаемого.

Поставленная цель достигается тем, чт в устройство для тренировки операторов, содержащее генератор, первый выход ко;орого соединен с соответствующими входа ми пульта оператора и формирователя кода

Морзе и вхоДом первого распределителя импульсов, а второй выход — с соат .етствующим входом формирователя кода Морзе выход которого подключен к входу электроакустического преобразавате:я, счетчик и блок сравнения, входы одной: р .:пы с.:еди иены с соответствующими вых::дами; ру пы пульта обучаемога, а входы др,:.:й г,.,уппы— с соответствующими выходами . =-р: ого распределителя импульсов, введены второй распределитель импульсов, выходы которого соединены с соответствующими в: одами первой группы пульта обучаемога, коммутатор, входы которого подключе ы к соответствующим выходам перво а и второго распределителей импульсов, а ьыхады — к соответствующим входам группы формирователя кода Морзе и соответствующим входам второй группы пульта обучаемого, первый формирователь импульсов и второй фармировагель импульсов, вход которого соединен с первым выходом генератора, а выход — с первым входом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен к выходу блоков сравнении, третий вход — к выходу пульта обучаемого и входу генератора, четвертый вход- к выходу. счетчика, первый выход — к входу второго распределителя импульсов, а второй и третий выходы соединены с соответствующими выходами пульта обучаемого, выходы группы которого подключены к соответствующим входам счетчика.

На фиг.1 представлена структура устройства; на фиг.2 — функциональная схема первого формирователя импульсов; на фиг.3 — то же, пульта обучаемого; на фиг.4— то же, коммутатора; на фиг.5 — то же, второго формирователя импульсов; на фиг.6 — то же, счетчика; на фиг.7 — временные диаграммы поясняющие работу устройства.

Устройство для тренировки операторов содержит генератор 1, распределители 2 и

3 импульсов, формирователь 4 кодов Морзе, блок 5 сравнения, первый формирователь б импульсов, пульт 7 обучаемого, коммутатор

8, второй формирователь 9 импульсов, счетчик 10 и электроакустический преобразователь 11.

1709377

Формирователь 6 содержит триггеры 12 и 13, элемент 14 запрета и элементы ИЛИ

15 и 16.

Пульт 7 включает триггеры 171-174, кнопки 181-184 ответа, ключ 19, светодиоды

201-204, индикаторы 21>-214, транспаранты

"Контроль" 22 и "Ответ" 23 и кнопку "Пуск".

24 (формирователь одиночных импульсов), Коммутатор 8 имеет элементы И 251—

254.

Формирователь 9 содержит счетчик 26 (с регулируемым циклом счета), одновибратор 27 и элементы 28 и 29 задержки.

Счетчик 10 включает элементы ИЛИ 30, собственно счетчик 31 и элементы задержки

32 и 33.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. Элементы памяти устанавливаются в исходное состояние, триггеры 12 и 13 — B любом положении,. светит один из транспарантов 22 или 23, указывая на готовность устройства.

При нажатии кнопки "Пуск" 24 на пульте

7 импульс с ее выхода (фиг.7а) устанавливает распределитель 3 в первом положении (фиг.76,1), включает генератор 1 и через элемент ИЛИ 15 поступает на вход триггера 12, перебросив (подтвердив) его во второе положение (фиг.7в,2). Единичный потенциал с выхода триггера 12 поступает на вход транс.паранта 22 пульта 7, засветив транспарант

"Контроль", и на управляющий вход ключа

19, подав корпус на светодиоды 20.

Импульс с генератора 1 (фиг.7д), воздействуя на входы триггеров 17, обеспечивает появление нулей на их выходах; которые прикладываются к входам одной группы блока 5, а поступая на вход распределителя.2, вызывает появление на его первом выходе логической единицы (фиг.7а), которая прикладывается к первому входу второй группы блока 5, подготавливая цепи верного и неверного ответов, и к первому входу другой группы коммутатора 8 — элемента И 25, на второй вход которого подан единичный потенциал с первого выхода распределителя 3, обеспечив подачу с его выхода (первого выхода коммутатора 8) единичного импульса на первый информационный вход группы формирователя 4 и на светодиод 20>, высветив зрительный образ знака, который будет предъявлен обучаемому для запоминания в виде "мелодии".

Одновременно импульс с выхода генератора 1 поступает на вход счетчика 26, фиксируя предъявление первого знака, и на входуправления формирователя 4, который формирует знак в виде двоичной кодовой комбинации. Тактовые импульсы с выхода генератора 1, поступающие на вход управления формирователя 4, обеспечивают выдвижение двоичной комбинации, отображающей структуру знака кода Морзе, 5 на вход электроакустического преобразователя 11.

Обучаемый воспринимает знак зрительно на пульте 7 по светодиоду 20> и на слух в головных телефонах электроакустического, 10 преобразователя 11, запоминая его мелодию.

Так как на пульте 7 горит транспарант

"Контроль" 22, то обучаемый никаких действий йе производит.

15 Поступление следующего импульса с выхода генератора 1 (фиг.7д) обеспечивает предьявление очередного знака (горит светодиод 20 ) первой группы (в группу входят четыре знака), которое осуществляется ана20 логично (фиг.7а, 1 — 4). После четвертого знака снова предъявляется первый знак (пять повторов).

При предъявлении четвертого знака пятый раз на выходе счетчика 26 появляется

25 импульс переполнения (фиг.7а), который поступает на вход элемента 28. Задержанный на полпериода импульс с выхода элемента

28 поступает на вход одновибратора 27, вызвав появление на его выходе единичного

30 импульса (фиг.7з). Этот импульс поступает на вход элемента 29, на вход триггера 12, перебросив его в первое положение (фиг.7s) и на вход триггеров 13, установив (подтвердив) его в первое положение (фиг.7г). Нуле35 вой потенциал с одного выхода триггера 12 гасит транспарант "Контроль" 22 и запирает ключ 19, снимая корпус со светодиодов 20, а единичный потенциал с другого выхода засвечивает транспарант "Ответ" 23.

40 Задержанный импульс с выхода элемента 29 возвращает счетчик 26 в исходное положение (фиг.7ж).

Одновременно на пульте 7 загорается индикатор 21 "1", предписывающий обучае45 момудавать ответы на слуховые образы (мелодию) знаков кода Морзе кнопками .18, соответствующими знакам первой строки.

Если обучаемый на все четыре предъявленных слуховых образа дал верные ответы, 50 то на выходе счетчика 10 (элемента 32) появляется импульс (фиг,7п), который поступает на вход элемента 33 и на вход элемента ИЛИ

15, переведя триггер 12 во второе положение (фиг.7в), засветив транспарант "Конт55 роль" 22 и подав корпус с выхода ключа 19 на светодиод 20. Транспарант "Ответ" 23 гаснет.

Одновременно импульс с выхода счетчика 10 через элемен ы 14 и 16 проходит на вход распределителя 2, переведя "единицу"

1709377 на второй выход (фиг.76,2), т.е, подготовив цепь для зрительного и слухового предъявления второй группы знаков.

Задержанный, импульс с выхода элемента 33 возвращает счетчик 31 (10) в исход- 5 ное положение.

Если обучаемый на один и более обра. зов знаков (мелодию) дал неверный ответ, то ча выходе блока 5 появляется импульс, который поступает на вход триггера 13, пе- 10 реведя его во второе положение. Единичный потенциал, поданный с триггера 13 на уп ра вля ющий вход элементы 14, блокирует вход распределителя 3, предотвратив его перевод в следующее положение, 15

Обучаемому в следующем цикле будет

nредьявлена та же группа знаков, но только четыре раза, так как счетчик 26 уже заполнен четырьмя единицами, поступившими при предъявлении мелодии. 20

По окончании занятия фиксируется по индикатору 21 группа, на которой закончил тренировку обучаемый. На следующем занятии все начинается сначала. Таким образом, обучаемый (руководитель) по 25 смещению индикаторов 21 (цифровых показателей) судит о результатах обучения оператора.

Применение изобретения в устройствах для обучения операторов позволяет макси- 30 мально испольэовать мотивационный фактор впроцессе тренировки,,так как знаки объединены в группы простых в запоминании сочетаний, легко усваиваемых, исключая наличие в группе сходнозвучащих 35 знаков, а переход при обработке первой группы (верном воспроизведении всех ее знаков) к следующей группы осуществляется автоматически, причем каждое занятие начинается повторения ранее обработан- 40 ных (изученных) групп знаков. Это дает возможность прочно закрепить изучаемые телеграфные знаки, переведя их в долговременную память и сократить время на их освоение. Степень тренируемости обучаемого фиксируется после каждого занятия.

Формула изобретения

Устройство для тренировки операторов, содержащее генератор, первый выход которого соединен с соответствующими входами пульта оператора и формирователя кода

Морзе и входом первого распределителя импульсов, а второй выход — с соответствующим входом формирователя кода Морзе, выход которого подключен к входу электроакустического преобразователя, счетчик и блок сравнения, входы одной группы соединены с соответствующими выходами группы пульта обучаемого, а входы другой группы— с соответствующими выходами первого распределителя импульсов, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй распределитель импульсон, выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы пульта обучаемого, коммутатор, входы которого подключены к соответствующим выходам первого и второго распределителей импульсов, а выходы .— к соответствующим входам группы формирователя кода Морзе и к соответствующим входам второй группы пульта обучаемого, первый формирователь импульсов и второй формирователь импульсов, вход которого соединен с первым выходом генератора, а выход — с первым входом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен к выходу блоков сравнения, третий вход — к выходу пульта обучаемого и входу генератора, четвертый вхоД вЂ” к выходу счетчика, первый выход — к входу второго распределителя импульсов, а второй и третий выходы соединены с соответствующими выходами пульта обучаемого, выходы группы которого подключены к соответствующим входам счетчика.

Хонгплоль

0 1 е ю

Фиг.7

Составитель О. Болдырев

Редактор H. Шзыдкая Техред M.Moðãåíòàë Корректор 3, Лончакова

Заказ 429 Тираж Подписное

Вг ;ХРАПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

У

1-я группа -я еруппц

1-ий цикл

От Вел, Хонаооль !

2-од чикл

Устройство для тренировки операторов Устройство для тренировки операторов Устройство для тренировки операторов Устройство для тренировки операторов Устройство для тренировки операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано при определении профессиональной пригодности операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам подготовки операторов-, и.может быть использовано для тренажа и профессионального отбора

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим cpeACtaaM подготовки операторов, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора.Цель - изобретения повышение точности устройства и эффективности профессионального отбора за счет оценки оперативной памяти оператора путем повтора информации при допущении ошибок, ггерехода к предъявлению большего числа стимулов при правильном определении ошибок, выявления оператором своих ошибок

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам подготовки операторов, и может быть использовано для профессионального отбора операторов

Изобретение относится к тренажерам для обучения обслуживанию аппаратуры иможет быть использовано в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения для испытания систем контроля и диагностирования аппаратуры

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах контроля функционального состояния операторов, а также при проведении различных психофизиологических исследований и профессионального отбора

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований , и может быть использовано для оценки профессиональной пригодности операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении профессионального отбора операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх