Автооператор


B25J11B23Q7/04 -

 

Изобретение относится к оборудованию, предназначенному для автоматизациии механизации различных технологических , п роцессов, а именно к обработке различных ^ изделий. Целью изобретения является по* вышение точности позиционирования заА-Асчёт обеспечения постоянного натяжения трособлочной системы. Аатооператор состоит из основания с направляющими, на которых установлена каретка с исполни-' тельным органом, проводящаяся в движение от двигателя 9, основного барабана 21 с основным тросом, концы которого закреплены на барабане 21 и каретке, и дополнительного барабана 22с дополнительным Тросом, концы которого закреплены на барабане 22 и каретке. При этом оба барабана кинематически связаны между собой посредством двух параллельно расположенных ветвей зубчатых передач, первая из которых обеспечивает натяжение троса при гюдьёме каретки, а вторая - при ее спуске, ведущие зубчатые колеса зтих ветвей вы--гёгв-IR•'Г^^^ ^^-г^^г.2О Сл>&ы00

„5U, > 1710338 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 25 J 11/00//В 23 Q 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 2 (21) 4757937/08 счет обеспечения постоянного натяжения (22) 13.11.89 трособлочной системы, Автооператор со(46) 07.02.92. Бюл. М 5 . -. стоит из основания с направляющими, на ,(71) Производственное объединение "Сиб-. которых установлена каретка с исполнитяжмаш тельным органом, проводящаяся в движение (72) Н. Г. Дьяконов: от двигателя 9, основного барабана 21 с (53) 62-229.72(088.8) :, основным тросом, концы которого закреп(56) Авторское свидетельство СССР, лены на барабане 21 и каретке, и дополниМ 1548006, кл. 8 23 0 Y/94, 1987. :; ., тельного барабана 22 с дополнительным тросом, концы которого закреплены на ба(54) АВТООПЕРАТОР .:: - рабане 22 и каретке. При этом оба барабана (57) Изобретение относится к оборудоаа-.-: кинематически связаны между собой понию,предназначенноМудляавтоматизагнии::: средством двух параллельно расположени механизации различных технологических,, ных ветвей зубчатых передач, первая из процессов, а именно к обработке различных .- которых обеспечивает натяжение троса при изделий. Целью изобретения является по.. ;: подьеме каретки, а. вторая — при ее спуске. вышение точности позиционирования за,: Ведущие зубчатые колеса этих ветвей вы- .Я . A.-;4

1710338

20

I полнены в виде двухвенцового блока 32, установленного соосно основному барабану 21, а ведомые зубчатые колеса ЗЗ и 34 этих же ветвей имеют участки с вырезанными зубьями и смонтированы соосно дополИзобретение относится к оборудованию, предназначенному автоматизировать и механизировать различные технологические процессы. а именно при обработке различных изделий.

Целью изобретения является повышение точности. позиционирования за счет обеспечения постоянного натяжения тросов.трособлочной системы, На фиг. 1 изображен автооператор, общий вид; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг, 1: на, фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.

Автооператор содержит основание 1 в виде вертикальных стоек, на которых смонтированы направляющие 2, .опирающиеся посредством нижних 3 и верхних 4 катков на фундамент 5, каретку 6 с исполнительным органОм 7 и привод 8 перемещения исполнительного органа.

Привод 8 перемещения исполнительного органа 7 включает двигатель 9 и механизмы перемещений каретки 6 (вертикального и колебательного движений) и основания 1 автооператора. Причем выходной вал двигателя 9 (например, мотор-редуктор) посредством муфты 10 соединен со шлицевым валом 11, на котором смонтирована двусторонняя муфта 12 сцепления с механизмом перемещения каретки 6 с исполнительным органом 7 и с механизмом перемещения основания автооператора. Двусторонняя муфта 12 сцепления содержит с возможностью осевого перемещения по шлицевой части вала 11 сцепную втулку 13 с конусами

14 и 15 для взаимодействия с конусными дисками 16 и 17.

Механизм перемещения основания asтооператора содержит цепную 18 и червячную передачи, причем червячное колесо 19 червячной передачи жестко связано с конусным диском 16, а червак 20 посредством цепной передачи 18 связан с верхним катком 4 основания 1.

Механизм перемещения каретки состоит из кривошипно-шатунного механизма и трособлочной системы.

Трособлочная система состоит из основного 21 и дополнительного 22 барабанов. основного 23 и дополнительного 24 нительному барабану 22. Кроме того, вторая ветвь зубчатых передач включает промежуточное зубчатое колесо 35, связывающее зубчатый венец двухвенцового блока 32 с ведомым зубчатым колесом. 3 ил. тросов, блока 25 и системы блоков 26, причем основной барабан 21 жестко связан с конусным диском 17 и кинематически с до полнительным барабаном 22. Основной

5 трос 23 огибает блок 25 и концами запрессован на основном барабане 21 и каретке 6, оснащенной катками 27 для перемещения по направляющим 2, а дополнительный трос

24 огибает систему блоков 26 и запрессован концами соответственно на дополнительном барабане 22 и каретке 6 с противоположной стороны от закрепления основного троса 23.

Кривошипно-шатунный механизм содержит установленный соосно с основным барабаном 21 диск 28, на котором закреплен шатун 29, при этом расстояние от места

его соединения с диском 28 до оси основного барабана 21 определяет радиус кривошипа. Другой конец шатуна 29 шарнирно соединен с коромыслом 30, закрепленным шарнирно на основании 1, противоположный конец которого несет на себе ось 31 с блоком 25.

Кинематическая связь основного барабана 21 с дополнительным барабаном 22 выполнена в виде двух параллельно расположенных ветвей зубчатых передач, ведущие зубчатые колеса которых представляют двухеенцовый блок 32, установленный соосно с основным барабаном 21, а ведомые зубчатые колеса 33 и 34 выполнены с вырезанными зубьями, а также установлены и закрепленьгсоосно с дополнительным бара35 баном 22. Участки с вырезанными зубьями в этих зубчатых колесах 33 и 34 смещены в противоположные стороны и их взаимодействие с венцами. двухвенцового блока 32 осуществляется поочередно при вращении

40 последнего от основного барабана 21. Причем, второй венец двухвенцового блока 32 взаимодействует с ведомым зубчатым колесом 34 посредством промежуточного зубчатого колеса 35.

45 Автооператор работает следующим образом. .. Автооператор подводится посредством механизма перемещения его основания 1 к обрабатываемому объекту и может переме1710338

35

45 щаться вдоль него, если объект устанорлен стационарно (например, плоский объект).

Если обрабатываемый объект имеет форму круглую или многогранную, то он может быть установлен с воэможностью вращения, а автооператор может не перемещаться. В зависимости от технологических потребностей каретка 6 устанавливается на необходимой высоте относительно обрабатываемого объекта включением двигателя 9 на вращение основного барабана 21. Далее устанавливается исполнительный орган 7 и снова включается двигатель 9 на вращение основного барабана 21.

При сматывании основного троса 23 с основного барабана 21 за счет того, что блок

25 совершает качательные движения, каретка 6 с исполнительным органом 7 совершает качательные движения при одновременном опускании каретки 6 с исполнительным органом 7. При движении основного троса 23 вверх каретка 6 с исполнительным органом

7 совершает такие же колебательные движения, Одновременно с этими движениями при вращении основного барабана 21 пер.вый венец двухвенцового блока 32 взаимодействует с ведомым зубчатым колесом 33, а зубья промежуточного зубчатого колеса 35 проходят свободно вдоль пространства сектора вырезанных зубьев ведомого зубчатого колеса.34. При взаимодействии первого венца двухвенцового блока 32 с зубчатым колесом.33 происходит поворот дополнительного барабана 22, который наматывает на себя часть дополнительного троса 24; освободившегося при опускании и качении каретки 6, Величина наматываемого дополнительного троса 24 и перемещаемого вниз основного троса 23 строго одинакова. при этом величина опускания основного троса 23 определяется параметрами основного бараба° на 21 и кривошипно-шатунного механизма, а равная ей величина наматываемого на дополнительный барабан 22 дополнительного троса 24 легко определяется диаметром дополнительного барабана 22 и передаточным отношением взаимодействующих между собой первого венца двухзвенного блока 32 и зубчатого колеса 33, или отношением их числа зубьев. В тот момент,. когда зубья первого венца двухвенцового блока

32 выходят из зацепления с зубьями зубчатого колеса 33 и начинают обкатьчваться по свободному пространству сектора вы резанных зубьев этого зубчатого колеса 33, зубья промежуточного зубчатого колеса 35 входятв зацепление с зубьями ведомого зубчатого колеса 34, поворачивая дополнительный ба-

25 рабан 22 в другую сторону, отпуская дополнительный трос 24, который выбирается кареткой 6, движущейся вверх. Здесь величина хода каретки отличается от величины хода ее вниз и поэтому эта величина согласована и определена по параметрам диаметра дополнительного барабана 22 и взаимным передаточным отношением второго венца двухвенцового блока 32, промежуточного зубчатого колеса 35 и ведомого зубчатого колеса 34.

При обратном ходе каретки 6, подъем ее вверх основным тросом 23 взаимодействие всех зубчатых передач происходит в обратной последовательности. При взаимодействии первого венца двухвенцового блока 32 и зубчатого колеса ЗЗ происходит сматывание троса 24 с дополнительного барабана 22 (барабан 21 вращается в другую сторону— соответственно вращается в другую сторону и дополнительный барабан 22) на такую же величину, что он сматывается при движении каретки 6 вниз, при этом величина наматывания основного троса 23 остается та же самая, При взаимодействии второго венца двухвенцового блока 32 через промежуточное зубчатое колесо 35 с зубчатым колесом

34 происходит наматывание троса 24 на дополнительный барабан 22 на величину, равную той, на которую он сматывался при движении каретки 6 вниз.

Таким образом, механизм перемещения каретки 6 с исполнительным органом 7 позволяет обеспечить строго определенные . параметры шатун но-кривошип н oro механизма движения каретки 6 с исполнительным органом 7 как в крайних, так и в промежуточных положениях их за один цикл качания вверх-вниз при опускании или подъеме основного троса 23. Кроме того, этот механизм исключает соскакивание основного троса 23 с блока 25, особенно.при высокочастотных колебаниях, поскольку обеспечивается постоянная взаимная натяжка основного и дополнительного тросов.

Взаимная натяжка основного и дополнительного тросов позволяет использовать автооператор при наклонном и даже горизонтальном положении его (при необходимости можно установить дополнительный отклоняющий блок перед качающим блоком за кареткой), что расширяет технологические возможности применения его в различных технологических процессах.

Формула изобретения

Автооператор, содержащий основание с направляющими, на которых установлена каретка с исполнительным органом, и привод перемещения исполнительного органа, включающий двигатель и механизмы пере1710338 мещений основания и каретки, причем механизм перемещения каретки имееттрособлочную систему, состоящую из основного барабана, кинематически связанного с двигателем, основного троса, один конец которого закреплен на основном барабане, а другой — на одном из концов каретки, и дополнительного троса, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности позиционирования за счет обеспечения постоянного натяжения тросов трособлочной системы, трособлочная система механ изма перемещения каретки снабжена дополнительным барабаном, кинематически связанным с основным барабаном, а дополнительный трос одним концам закреплен на этом дополнительном барабане, а другим —, на другом конце каретки, при этом кинема, тическая связь основного и дополнительного барабанов выполнена в виде двух

5 параллельно расположенных ветвей зубчатых передач, ведущие зубчатые колеса которых представляют единый двухвенцовый блок, установленный соосно с основным ба.рабаном, а ведомые зубчатые колеса этих

10 передач имеют участки с вырезанными зубьями и установлены соосно дополнительному барабану, причем один из зубчатых венцов двухвенцового блока связан с соответствующим ведомым зубчатым кале15 сом посредством дополнительно введенного промежуточнога колеса, 1710338

Составитмь А.Щиряеев

Техред М.Мергееаа Корректор О.Кравцова

Редактор И,Дербак

Заказ 300, Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-Зб, Раувская наб;. 4/б

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Автооператор Автооператор Автооператор Автооператор Автооператор 

 

Похожие патенты:
Наверх