Самоходная машина

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к транспортным средст* вам. Цель изобретения - повышение экономичности. Самоходная машина содержит две приводимые от двигателя последовательно расположенные секции 1 и 11, каждая из которых оснащена своей транс-миссией со своим ведущим мостом. Отличительные особенности самоходной машины состоят в том, что одна из активных секций машины оснащена механической трансмиссией с фрикционной муфтой 5 сцепления, а другая - гидромеханической трансмиссией с гидродинамическим преобразователем, т.е. или гидротрансформатором 7 или гидромуфтой. Каждая из трансмиссий может быть связана со своим двигателем, а ведущие мосты секций связаны между собой карданной передачей, которая оснащена управляемым разъединительным устройством. Валы обоих двигателей могут быть связаны дополнительной карданной передачей. Поставленная цель достигается возможностью использовать оба типа трансмиссий, 3 з.п. ф-лы, 5 ил,(Лс

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4826640/11 (22) 18,05.90 (46) 15.02.92. Бюл. ¹ 6 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) К.Я.Л ьвовский (53) 629.113(088.8) (56) Трактор ДТ-175С. Волгарь. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.

Волгоград,ПО ВГТЗ, 1986, (54) САМОХОДНАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности — к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение экономичности. Самоходная машина содержит две приводимые от двигателя последовательно расположенные секции 1 и 11, . каждая из которых оснащена своей трансИзобретение относится к машиностроению, а именно к транспортным средствам;

Целью изобретения является повышение экономичности машины.

Указанная цель достигается тем, что на машине, содержащей две активные секции, каждая иэ которых определяется наличием своей трансмиссии и соответствующих ей ведущий, колес, одна из активных секций снабжена механической трансмиссией с, фрикционной муфтой сцепления, а другая секция — гидромех4нической трансмиссией с гидродинамическим преобразователем, т.е. с гидротрансформатором или с гидро-. муфтой. миссией со своим ведущим мостом. Отличительные особенности самоходной машины состоят в том, что одна из активных секций машины оснащена механической трансмиссией с фрикционной муфтой 5 сцепления, а другая — гидромеханической трансмиссией с гидродинамическим преобразователем, т.е. или гидротрансформатором 7 или гидромуфтой. Каждая из трансмиссий может быть связана со своим двигателем, а ведущие мосты секций связаны между собой карданной передачей, которая оснащена управляемым разъединительным устройством.

Валы обоих двигателей могут быть связаны дополнительной карданной передачей. Поставленная цель достигается возможностью использовать оба типа трансмиссий. 3 з,п. ф-лы, 5 ил. авеаЬ

Кроме того возможно, что механическая трансмиссия одной активной секции связана с валом первого двигателя двигательной установки Машины, тогда как гидромеханическая трансмиссия другой активной секции Ю машины — со вторым ее двигателем, Возможно такЖе, что ведущие мосты обеих ак- у тивных секций машины, будут свя1заны между собой карданной передачей, имеющей управляемое разъединительное устl ройство. Кроме того, может быть предусмотрена дополнительная передача, соединяющая между собой валы первого и второго двигателей двигательной установки машины.

1712201

20

30

40

50

Каждая активная часть(секция) машины содержит ведущий мост, имеющий KGK обычно главную и конечные передачи, два или более ведущих колеса, обеспечивающих образование тягового усилия на двигателе, а также соответствующие узлы трансмиссии, соединяющие ведущий мост активной секции с двигательной установкой машины.

На фиг, 1 обе an.ивные части выполнены в виде отдельных секций машины. Секция 1 имеет переднее расположение ведущего моста 2 и ведущих колес 3 при кормовом размещении двигателя 4. Последний связан с ведущим мостом 2 через муфту сцепления 5, редуктор 6, гидротрансформатор 7 и коробку передач 8 секции 1, т.е. трансмиссия этой секции является гидромеханической, посколькусодержит гидротрансформатор; Этот же двигатель 4 через карданную передачу 9 связан с ведущим валом коробки передач 10 механической трансмиссии секции 11. Ведомый вал 12 этой коробки передач связан с ведущим мостом 13 и через него с ведущими колесами

14 секции 11. Общими узлами обеих трас-. миссий в данной схеме (фиг. 1).являются муфта сцепления 5 и редуктор 6, Возможен вариант, когда обе трансмиссии не будут иметь общих узлов, например, если гидромеханическая трансмиссия будет связана с левым концом коленчатого вала 15 двигателя 4, механическая, как и на фиг. 1, — с правым. Выбор вариантв определяется восновном конструктивными соображениями.

В обеих этих трансмиссиях могут быть и другие обычно применяемые элементы, например карданные валы 16, а также не показанные на схеме приводы отбора мощности к орудиям, приводы насосов и др, Секции 1 и 11 имеют гусеничные цепи 17 и

18. Обе секции связаны между собой шарнирным устройством 19, через которое проходит карданная передача 9. Детали устройства 19 закреплены на корпусах секций 1 vl 11.

На фиг. 2 на одной секции машины размещен первый двигатель 20, а на другой секции —. второй двигатель 21, причем двигатели имеют в своих секциях переднее расположение, а ведущие мосты — заднее, Двигатель 20 соединен с фрикционной муфтой сцепления 5 одной секции, а двигатель

21 — с гидротрансформатором 7 другой секции, т.е. двигатели 20 и 21 служат для привода трансмиссий разных типов.

Соединительное устройство 22 обеих секций может представлять собой как простую сцепку, так и более сложную конструкцию, например с гидроцилиндрами управления поворотом машины. В этой схеме общих узлов двух трансмиссий нет. . Машина, схема которой изображена на фиг; 3, отличается тем. что ведущие мосты 2 и 13 обеих. секций соединены между собой карданной передачей 23. В машине имеется также управляемая муфта 24, позволяющая отключать мост 2 от моста 10. Муфта 24 установлена последовательно с карданной передачей 23. Последняя может проходить через сцепное устройство 19, аналогично фигуре 1, Схема машины на фиг. 4 отличается тем, что первый и второй двигатели 21 и 22 обеих секций соединены с помощью дополнительной карданной передачи 25.

На фиг. 5 показана схема колесной машины с двумя активными частями, связанными между собой . с помощью соединительного устройства 19. Механическая и гидромеханическая трансмиссия активных частей приводятся от одного двигателя, т,е. здесь как и в схеме фиг. 1 должна быть предусмотрена карданная передача 9. На схеме не показано соединение ведущих мостов обеих активных частей, но оно может быть выполнено аналогично приведенному на фиг. 3.

В каждом варианте машины гидротрансформатор 7 имеет насосное- колесо 26 и турбину 27. В машине (фиг. 1) предусмотрен управляемый редуктор 6 (между двигателем

4 и насосным колесом 26) для обеспечения двух или более ступеней частоты вращения насосного колеса 26, а также ведущего вала коробки передач 10. Показанные на фигурах 1-5 варианты размещения агрегатов силового привода являются лишь некоторыми из возможных . примеров.

Допустимы и другие варванты, но при сохранении двух различных типов трансмиссий (механической и гидромеханической) для привода ведущих колес 3 и 14 обеих активных секций машины.

Например, связь активных секций машины может достигаться за счет жесткого соединения между собой (непосредственного или через промежуточные детали) их корпусов. В частности, реализация данного технического решения возможна на колесной или гусеничной машине с одной общей рамой, но с двумя или более ведущими мостами.

Фрикционная муфта сцепления механической трансмиссии может входить составной частью в коробку передач этой трансмиссии; муфту сцепления может иметь и гидромеханическая трансмиссия другой активной секции машины, 1712201

При работе машины на определенной ступени ее скорость в основном зависит от той ее активной секции, которая оснащена механической трансмиссией, т.е. применительно к схеме на фиг. 1 скорость определяется секцией 11. В этой секции соотношение частоты вращения вала 15 двигателя 4 и ведущих колес 14 (при прямолинейном движении) является заданным, Такую же скорость имеет, естественно, секция 1 с гидромеханической трансмиссией (с гидротрансформатором 7), Этой скорости будет соответствовать скорость перематывания гусеницы 17, частота вращения ведущего колеса 3, а также частота вращения турбины 27, величина которой зависит от передаточного числа (от гусеницй 17 к турбине 27).

Передаточные числа в коробках передач 8 и 10 (или в трансмиссиях секций) подобраны так, чтобы на расчетном режиме движения (при определенной частоте вращения двигателя 4 и пробуксовке гусениц

17 и 18) турбина 27 отставала бы от насосного колеса 26 на величину, соответствующую экономичному режиму работы гидротрансформатора 7. Если в силу какихлибо причин пробуксовка гусеницы 18 секции 11 возрастет (скорость машины снизится), то соответственно уменьшится частота вращения ведущего колеса 3 секции

Птчвб.

1, а также значение i = i = кинемапнас тического передаточного числа гидротрансформатора. При положительной прозрачности гидротрансформатор начнет снимать с двигателя больший крутящий момент, чем на расчетном режиме движения.

Секция 1 начнет выполнять большую часть работы, несколько разгружая секцию 11. Такое автоматическое изменение потоков мощности способствует уменьшению буксования, снижению потерь мощности. Подвод части мощности к гусеницам через механическую трансмиссию (при пробуксовке гусеницы 18 близкой к расчетной) также способствует повышению экономичности ввиду меньших потерь, чем в гидромеханической трансмиссии.

У машины по схеме фиг. 2 скорость машины определяется секцией 1, которая оснащена механической трансмиссией. Если частота вращения валов обоих двигателей

20 и 21 практически одинакова, то как и у машины по схеме фиг. 1 мощность подводится к ведущим колесам секций двумя параллельными потоками (через обе трансмиссии).

Соединение ведущих мостов карданной передачей 23 (фиг. 3) позволяет подводить мощность к обеим гусеницам от одного из двигателей через одну трансмиссию. Это дает возможность испольэовать соответственно характеру выполняемой работы или автоматическую гидромеханическую трансмиссию или наиболее экономичную механическую трансмиссию. Соединение валов обеих двигателей через дополнительную карданную передачу 25 (фиг. 4) позволяет работать как одновременно на двух трансмиссиях, так и на одной из них, подводя к

10 ней суммарную мощность обоих двигателей.

Таким образом, для передвижения машины и создания силы тяги на крюке можно использовать или оба двигателя (их суммарную мощность), или только один из двигателей. В последнем случае мощность другого двигателя можно использовать для привода

20, рабочих органов машины. При использовании для движения машины лишь одного двигателя, т.е. одной из трансмиссий, вторая трансмиссия должна быть выключена (выведена в "нейтраль"), что уменьшит потеФормула изобретения

1. Самоходная машина, содержащая

45 две приводимые от двигательной установки последовательно расположенные и связан- ные между собой активные-секции, каждая из которых оснащена своей трансмиссией со своим ведущим мостом, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения экономичности, одна из активных секций машины снабжена механической трансмиссией с

50- фрикционной муфтой сцепления, а другая— гидромеханической трансмиссией с гидродинамическим преобразователем.

2. Машина по и. 1, отл ич а ю ща я с я тем, что механическая трансмиссия одной активной секции связана с валом первого двигателя двигательной установки машины, а гидромеханическая трансмиссия другой активной секции машины — с вторым двигателем этой установки.

25 ри мощности, При этом для активной работы гусениц обеих секций муфта 24 должна быть включена. Это позволит реализовать полный сцепной вес машины даже при использовании лишь одной трансмиссии.

30 Самоходную машину, исполненную по предлагаемой схеме, можно эффективно использовать в различных -условиях эксплуатации при подводе мощности к ее движителю как двумя потоками одновре35 менно через обе трансмиссии (при выключенной муфте.24), так и через любую из них (при включенной муфте 24).

1712201

2 17

3. Машина по пп.1,2, отл и ч а ю ща яс я тем, что ведущие мосты обеих активных секций машины связаны между собой кар: данной передачей, имеющей управляемое разъединительное устройство.

4.Машина по пп. 2,3 отл ич а ю щ а я-: с я тем, что в ней имеется дополнительная карданнэя передача, соединяющая междусобой. валы первого и второго двигателей машины, 5 которыми оснащены ее обе активные секции, 171220.1

Составитель К.Львовский

Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо

Редактор Н.Горват

Производственно-издател ьский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 500 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35„Раушская наб:, 4/5

Самоходная машина Самоходная машина Самоходная машина Самоходная машина Самоходная машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым для изменения скорости :движения самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортнс^му машиностроению, преимущественно к гусеничным трактораг*

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к трансмиссиям автомобилей с удвоенным числом передач, которое достигается комбинацией основной коробки передач с дополнительным планетарным редуктором

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх