Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам.снабженным устройством для предотвращения их складывания. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности. Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства содержит датчик 10 угла поворота передних управляемых колес и датчик 15 углового относительного смещения звеньев. Датчики 10 и 15 выполнены идентичными и содержат подвижные и неподвижные элементы. На подвижных элементах выполнены отверстия согласно коду Грея, ~а на неподвижных элементах установлены источники света и фотоэлементы. Кодовые сигналы поступают на блок 12 управления, который включает в себя-блок 13 оценки углового положения и блок 16 привода системы блокировки. Исполнительным органом является гидроцили'ндр 21.1 3. п. ф-лы, 10 ил.СПс

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (II) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 3642040/11 (22) 26.08.83 (31) 2752/82 (32) 26.08.82 (33) HU (46) 15.02.92. Бюл. М 6 (71) Аутоипари кутато еш Фейлесте Валлалат и Икаруш Карошсериа Еш Ярмюдьяр (HU) (72) Йожеф Ивони, Аттила Мадочаи, Иштван

Ратшко, Бела Хорват и Йене Мади (HU) (53) 629.113.013.5 (088.8) (56) Патент США hL 4344640, кл. В 62 D 53/06, 1982, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ -СКЛАДЫВАНИЯ СОЧЛЕНЕННОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам, Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным м тра нспо ртны м средствам, снабженным устройством для предотвра- . щения их складывания.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

На фиг. 1 представлено сочлененное транспортное средство, снабженное устройством для предотвращения складывания; вид в плане; на фиг. 2 — схема управления силовым гидроцилиндром; на фиг. 3 — датчик, содержащий подвижный и неподвижный элементы; на фиг. 4- подвижный элемент датчика угла а поворота передних управляемых колес; на фиг. 5— подвижн ый элемент датчика угла Р относительного смещения звеньев транспортного средства; на фиг. 6 — подвижный элемент

Сочлененное транспортное средство 1 включает в себя переднее 2 и заднее 3 звенья, связанные между собой шарниром

4. Передние колеса 6 переднего звена 2 расположены на оси 5 и выполнены управляемыми. На фиг. 1 обозначены угол а поворота передних колес и. угол Р относительного смещения звеньев транспортного средства. Задняя ось 7 переднего звена-2 является неповоротной. Ось 8 заднего звена 3 может быть выполнена поворотной или неповоротной. Механизм 9 рулевого управления снабжен датчиком 10

1713432 угла поворота передних управляемых колес, который посредством электрической цепи

11 соединен с блоком 12 управления, в состав которого входит блок 13 оценки углового положения. Посредством цепи 14 к блоку

13 оценки углового положения подключен датчик 15 углового относительного смещения звеньев, Блок 12 управления включает в себя также блок 16 привода системы блокировки.

Блок 16 связан линией 17 с датчиком 18 направления изменения угла относительного смещения звеньев транспортнога средства. К блоку 16 посредством гидромагистралей 19 и 20 присоединен гидроцилиндр 21, корпус 22 которого шарнирно связан с передним звеном 2 транспортного средства 1. Шток 23 гидроцилиндра 21 шарнирно соединен с задним звеном 3, Гидроцилиндр 21 имеет надпоршневую полость 24 и штоковую полость 25.

Гидроцилиндр 21 связан. магистралями

19 и 20 с трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем 26, золотник 27 которого снабжен электромагнитами 28, подключенными к блоку 13 оценки углового положения. Гидрораспределитель 26 имеет входы 29 и 30 и выходы 31 и 32, В гидросистему также включены магистраль 33, клапан 34 ограничения давления, магистраль

35, обратный клапан 36 и резервуар 37. На консоли 38 заднего звена 3 закреплен кронштейн 39, в котором установлены подшипники 40. В подшипниках 40 размещен второй подвижный элемент41, который через качалку 42 и штангу 43 шарнирно со единен с передним звеном 2. Подвижные и неподвижные элементы датчиков 10 и 15 соответственно угла поворота и углового относительного смещения звеньев выполнены одинаковыми, На подвижных элементах

41 выполнены отверстия, расположенные определенным образом на боковых поверхностях 44 и 45. На неподвижных элементах установлены источники 46 света, которые расположены со стороны боковой поверхности 44 подвижного элемента 41. Кроме того, на неподвижных элементах установлены фотоэлементы 47 со стороны боковой поверхности 45 подвижного элемента 41.

На неподвижных элементах установлены также дополнительные источник 48 света и напротив фотоэлемент 49, которые предназначены для считывания кодового поля контроля. Подвижный элемент 41 охвачен неподвижным элементом 50.

На подвижном элементе 41 датчика углового относительного смещения звеньев транспортного средства расположено кодовое поле 51, на котором по шести дугам предусмотрены шесть рядов 52-57 отверстий, расположенных согласно коду Грея.

На данном элементе имеется также ряд 58 . отверстий, которые представляют собой ко5 довое поле 59 контроля; Комбинация рядов

52-57 отверстий делит весь диапазон угла

Р íà n=64 угловых участка 60.

Аналогично на подвижном элементе датчика 10 угла поворота управляемых ко10 лес весь диапазон угла а разделен на

n=64 угловых участка. Элемент поворачивается вокруг оси 62. На подвижном элементе

63 имеются участки 64, которым всегда соответствует блокировка звеньев, кодового

15 поля 65, на шести дугах которого расположены ряды 66-71 отверстий и ряд 72 отвер-, - стий, представляющие собой кодовое поле

73 контроля. Отверстия в рядах 66-71 расположены согласно коду Грея, B ряду 72

20 отверстий отверстия 74 выполнены на разделенном на равные участки подвижном элементе и расположены на одном участке полностью, а на соседних с ним участках— частично. Таким образом, зона 75 не дости25 гает границ участка.

Датчик 15 углового относительного смещения звеньев содержит схему 76 согласования и блок 77 запитки линии, второй выход 78 блока 77 запитки является выхо30 дом контрольного сигнала, а первый выход

79 — выходом сигнала информации. Второй выход 78 линией 80 связан с вторым входом 81, а первый выход 79 линией 82 — с первым входом 83 блока 84 приема с линии, который

35 имеет два выхода 85 и 86. Выход 85 служит для передачи сигнала контрольного кода, а выход 86 — для сигнала информации. Выход

86 через линию 87 передачи информации подключен к второму входу 90 блока 12 уп40 равления. Выход 85 через линию 88 передачи информации подключен к четвертому входу 89 блока 12 управления. Находящийся между блоком 13 оценки углового положения и блоком 16 приаода системы блокировки участок блока 12 управления выполнен в виде схемы 91 контроля.

Датчик 10 угла поворота содержит связанную цепью 92 с фотоэлементами схему

0 93 согласования и блок 94 запитки линии с двумя выходами 95 и 96, которые посредством цепей 97 и 98 соединены с входами 99 и 100 блока 101 приема с линии, выходы 102 и 103 которого. посредством цепей 104 и 105

55 связаны с пятым входом 106 и первым входом 107 блока 12 управления, Блок 12 управления имеет устройство 108 памяти фиксированной программы, четыре информационных входа которого идентичны входам 90, 89, 106 и 107 блока 12 управления.

1713432

Устройство 108 образует блок оценки углового положения, на первом выходе 109 которого появляется сигнал при отклонении с отрицательным знаком, на втором выходе

110 появляется сигнал при взаимном совпадении, на третьем выходе 111 появляется выходной сигнал при отклонении с положительным знаком, а на четвертом выходе 112 появляется сигнал ошибки. Выходы 109 и

111 связаны с входами 113 и 114 усилителей

115 и 116 мощности, выходы 117 и 118 которых подключены к входам блока 16. Входы

119-121 контрольного блока 122 соединены с выходами блока t08, а входы 123 и 124 — с выходами 117 и 118. Контрольный блок 122 имеет выход 125 сигнала ошибки.

Блок 16 входами 126 и 127 соединен с выходами 117 и 118 усилителей мощности.

Третий вход блока 16 привода системы блокировки идентичен третьему входу 128 бло. ка 12 управления. Линиями 129 и 130 выходы 125 и 112 связаны с входами 131 и

132 контрольного блока 133, к одному выходу 134 которого подключен главный выключатель 135, а к другому выходу 136 — прибор, 137 выдачи сигнала тревоги.

Блок.13 оценки углового положения может иметь в своем составе (фиг. 8) преобразователь 138 кода, который преобразует код Грея в двоичный код. Его выход 139 соединен с входом 140 блока 141 сравнения, с входом 142 которого связан выход 143 преобразователя 144 кода. Преобразователи 138 и 144 кодов связаны с входами 107 и

90. Три выхода блока 141 сравнения идентичны выходам 109 — 111 блока 13 оценки углового положения. К выходу 139 подключен вход 145 инвертирующей логической схемы

ИЛИ-HE 146, другой вход которой иденти-. чен входу 106 блока 13 оценки углового rioложения. К выходу 143 подключен вход 147, инвертирующей логической схемы ИЛИ-НЕ

148, другой вход которой идентичен входу

89 блока 13 оценки углового положения. К выходам 149 и 150 инвертирующих логических схем ИЛИ вЂ” НЕ 146 и 148 подключены входы 151 и 152 логической схемы ИЛИ 153, выход которой идентичен выходу 112 блока

13 оценки углового положения.

Возможно и такое исполнение блока 13 оценки углового положения (фиг, 9}, при котором он содержит преобразователи 138 и

144 кодов, связанные с блоком 141 сравнения, при этом входы преобразователей 138 и 144 кодов совпадают с входами 107 и 90 блока 13 оценки углового положения. К входу 107 подключен вход 154 "схемы 155 проверки четности, другой вход которой идентичен входу 106 блока 13 оценки угло5

10 вого положения. Выход 156 схемы 155 проверки четности связан с одним из входов логической схемы ИЛИ 152. К входу 90 подключен вход 157 схемы 158 проверки четности, другой вход которой идентичен входу 89 блока 13 оценки углового положения. Выход

159 схемы 158 проверки четности соединен с одним из входов логической схемы ИЛИ

152, выход которой идентичен выходу 112 блока 13 оценки углового положения, Цепь, контролирующая выходные сигналы блока 13 оценки углового положения, т. е. выходы усилителей 115 и 116 мощности, включает элементы 160 — 162 световой сигна15 лизации, подключенные к выходам 109-111.

Выход 109 соединен с входом 163 схемы 164 согласования уровней, выход 165 которой подключен к входу 166 схемы 167 с двумя устойчивыми состояниями. Другой вход 168

20 схемы 167 связан с выходом 110; который также соединен с входом 169 схемы 170 с двумя устойчивыми состояниями, вход 171 которой подключен к выходу 172 схемы 173 согласования уровня, вход 174 которой свя25 зан с выходом 111, Выходы 175 и 176 схем

167 и 170 подключены к входам 177 и 178 логической схемы ИЛИ 179, выход которой идентичен выходу 125 сигнала ошибки., Устройство для предотвращения скла30 дывания сочлененного транспортного средства работает следующим образом.

Расположенные против отверстий в рядах 66 — 71 кодового поля 65 подвижного элемента 63 датчика 10 угла поворота шесть

35 фотоэлементов 47 выдают кодовый сигнал, соответствующий имеющейся комбинации отверстий, Сигнал через схему 93 согласова-. ния подается на блок 94 запитки линии. Расположенный против отверстий в ряду 72

40 кодового поля 73 контроля подвижного элемента 63 фотоэлемент 49 выдает контрольный сигнал, который через схему 93 согласования подается на блок 94 запитки линии. Аналогичные сигналы поступают от

45 датчика 15 углового относительного смещения звеньев, . Сигналы от датчиков 10 и 15 поступают на входы 107, 103, 90 и 89 устройства 108 памяти фиксированной программы, которое преобразует в соответствии с заложенной в него программой поступающие по каналам

90 и 107 сигналы по коду Грея в двоичный код и контролирует кодовые сигналы. Если

„при сравнении оказывается, что угол а поворота управляемых колес равен углу Р относительного смещения звеньев, то на выходе 110 появляется сигнал и блок 16 привода системы блокировки не работает.

Если угол и больше угла,8, то сигнал

1713432

50

55 появляется на выходе 109, При угле а меньше угла Р сигнал появляется на выходе 111.

В случае поступлЕния сигналов на входы 126 или127 блока 16 электромагнит 28 передвигает золотник 27 гидрораспределителя 26.

Если, например, на входах 121 и 124 контрольного блока 122 присутствуют сигналы, то контрольный блок 122 не выдает сигнала ошибки. Если на обоих входах одновременно отсутствуют совпадающие сигналы, то на выходе 125 появляется сигнал ошибки, который приводит в действие прибор 137 тревоги. При этом отключается главный выключатель 135.

Формула изобретения

1. Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства, включающего в себя шарнирно соединенные звенья, переднее из которых выполнено с управляемыми. колесами, содержащее шарнирно соединенный со звеньями транспортного средства гидроцилиндр, связанный гидромагистралью с трех-, позиционным четырехлинейным гидрораспределителем, который связан с блоком управления, датчик угла поворота передних управляемых колес и датчик углового относительного смещения звеньев транспортного средства, соединенные с блоком управления, о т л и ч а ю щ е-е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, датчик угла поворота передних управляемых колес содержит первый подвижный элемент., соединенный с управляемым колесом, и неподвижный элемент, датчик углового относительного смещения звеньев транспортного средства содержит второй подвижный элемент, соединенный с одним из звеньев транспортного средства, и неподвижный элемент, причем на подвижных элементах выполнены отверстия, расположенные согласно коду Грея, а на других элементах установлены источники света и фотоэлементы, при этом фотоэлементы обращены в сторону источ5 ников света и соединены электрической цепью с первым и вторым входами блока оценки углового положения, который содержит блок памяти, выполненный с возможностью создания двух типов выходных

10 сигналов, первый из которых характеризует меньшую величину угла поворота передних управляемых колес по сравнению с величиной угла относительного смещения звеньев транспортного средства, превышающую за15 данное значение, а второй из которых характеризует большую величину угла поворота передних управляемых колес по сравнению с величиной угла относительного смещения звеньев транспортного сред20.ства, превышающую заданное значение, причем два выхода блока памяти соединены электрической цепью с элементами управления золотником гидрораспределителя.

25 2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что подвижные элементы датчиков содержат управляющее кодовое поле, отверстия которого выполнены на разделенном на равные участки подвижном элементе

30 и расположены на одном участке полностью, а на соседних с ним участках — частично, причем часть- отверстий расположена на участках с четными порядковыми номерами, а другая часть — на участках с нечетными

35 порядковыми номерами, при этом на неподвижных элементах установлены дополнительные источники света с одной стороны подвижных элементов и дополнительные фотоэлементы с другой стороны подвижных

40 элементов, соединенные электрической цепью с третьим и четвертым входами блока оценки углового положения, четвертый выход которого несет сигнал ошибки.

1713432 авиа. 1

1

1713432

1713432

1713432

1713432

/09 //О/1/

109 /0/11 юг. 9

1713432

1!О

109

Составитель Г, Гандыбин

Техред М.Моргентал Корректор С. Шевкун

Редактор А, Orap

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 547 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства Устройство для предотвращения складывания сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, в частности к шарнирно сочлененным» Целью является повышение эксплуатационных 'качеств путем более равномерного распределения нагрузки

Изобретение относится к тран- ' спорту,р

Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами , содержащими технологическое оборудование , у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, в частности к сочлененным транспортным средствам

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, в частности к системам обогрева кузова шарнирно-сочлененного транспортного средства

Изобретение относится к самоходным шармирно-сочлененным транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к транспортным средствам с грузоподъемными механизмами для перевозки крупногабаритных грузов и грузов в контейнерах и съемных кузовах

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к транспортным средствам с шарнирно сочлененной рамой

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в конструкции автомобильных поездов, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем увеличения надежности сцепа тягача и полуприцепа

Изобретение относится к способам и устройствам соединения для организации высокоскоростной передачи информации по всему составу электропоезда, в частности для соединения моторных вагонов электропоезда

Изобретение относится к стыковочной системе для соединения, по меньшей мере, одной питающей линии между тягачом и полуприцепом, причем, по меньшей мере, одна питающая линия своим первым концом неподвижно расположена на тягаче, а на своем втором конце содержит разъем, выполненный с возможностью подключения к питающей консоли полуприцепа

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для укладки и выдачи электрического высоковольтного кабеля между тягачом и прицепом троллейбуса

 

Наверх