Устройство для подвески потайных обсадных колонн

 

Изобретение относится к бурению скважин , в частности к устройствам для спуска, подвешивания и цементирования потайных колонн. Цель изобретенияповышение надежности работы за счет уменьшения обратного хода раструба. Устройство включает корпус с плашками и пакерующим элементом , раструб, имеющий кольцевые проточки и узел стопорения, выполненный в виде стопорных колец, размещаемых в кольцевых проточках раструба. На корпусе имеются кольцевые канавки для взаимодействия со стопорными кольцами, причем расстояние между кольцевыми проточками раструба для установки стопорных колец определяется по формуле -, мм, где А целое число; I- шаг кольцевых канавок, мм; п - число стопорных колец. Благодаря этому условию максимальная длина обратного хода раструба равна Ei -. Выбор шага кольцевых проточек раструба по приведенной зависимости позволяет добиться минимальной длины обратного хода раструба, при которой не происходит разгерметизация межтрубного пространства. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s Е 21 В 43/10, 33/14 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704558/03 (22) 14,06.89 (46) 29,02.92. Бюл. N. 8 (71) Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) С. Д. Шляховой, О, Л. Иваншин, Г. H.

Бельчук, B. С. Нуйкин и Н. Д. Граб (53) 622.245.42(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР . Nã 1578316, кл. Е 21 В 33/14, 1988.

Baker oil tools. Technical manual; Baker

packoff Stage cementing collar, product В

0.200-50, december, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕСКИ ПОТАЙНЫХ ОБСАДНЫХ КОЛОНН (57) Изобретение относится к бурению скважин, в частности к устройствам для спуска, подвешивания и цементирования потайных колонн. Цель изобретения — повышение надежности работы за счет уменьшения об/

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к устройствам для спуска, подвешивания. и цементирования потайных колонн в малых межколонных зазорах.

Известно устройство для подвески потайных обсадных колонн, включающее корпус с размещенными на нем плашками для подвески, пакерующий элемент, раструб, имеющий кольцевые конические проточки на внутренней поверхности ui связанньь и срезными элементами с корпусом, и узел стопорения с коническими выступами, взаимодействующими с коническими кольцевыми

„)5U(„) 1716104 А1 ратного хода раструба. Устройство включает корпус с плашками и пакерующим элементом, раструб, имеющий кольцевые проточки и узел стопорения, выполненный в виде стопорных колец, размещаемых в кольцевых проточках раструба. На корпусе имеются кольцевые канавки для взаимодействия со стопорными кольцами, причем расстояние между кольцевыми проточками раструба для установки стопорных колец определяется по формуле L=A —, мм, где А—

6 целое число; 1- шаг кольцевых канавок, мм;

n — число стопорных колец. Благодаря этому условию максимальная длина обратного хода раструба равна 6= —. Выбор шага кольи цевых проточек раструба по приведенной зависимости позволяет добиться минимальной длины обратного хода раструба, при которой не происходит разгерметизация межтрубного пространства. 2 ил. проточками раструба, предназначенный для удержания пакера в сжатом состоянии.

Однако в данном устройстве при снятии нагрузки с раструба последний имеет возможность перемещения вдоль корпуса вверх, и ввиду имеющегося люфта в кольцевых проточках раструба и конических выступов происходит разгерметиэирование пакерного элемента.

Наиболее близкой к предлагаемой является уплотнительная заливочная муфта фирмы "Бейкер", размеры 4 — 1/2 — 9-5/8 иэделие, N- 200-50, включающая уплотнительный элемент (пакер), уплотнительную гильзу с кольцевыми канавками и наружную

1716104 садных колонн состоит из переводника 1, в нижней части которого устанавливается центратор 2 и левый переходник 3, снаб женный шпонкой 4. Посредством шпонки и левой гайки 5 левый переходник соединяется с корпусом 6. Герметизация соединения левого переходника с корпусом осуществляется манжетой, расположенной на гайке

7. На левом переходнике размещена втулка

55 уплотнительную гильзу с размещенным в

его проточке запорным кольцом.

Недостатком данной муфты является наличие обратного хода втулки, равного длине шага кольцевых канавок, после сбро- 5 са давления, необходимого для деформации уплотняющего элемента, что подтверждают .случаи газопроявлений на скважинах М

102, 107, 106 и 117 "Тенгиз" и/о "Прикаспийбурнефть". 10

Уменьшение длины шага кольцевых канавок не дает результата, так как это приводит к уменьшению глубины канавок, размеров запорного кольца и снижает возможность удержания пакера в сжатом состоянии. Другой 15 недостаток — наличие обратного хода раструба — аналогичен описанному выше устройству.

Цель изобретения — повышение надеж- 20 ности работы устройства для подвески потайных обсадных колонн за счет уменьшения обратного хода. раструба.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, включающем корпус с разме- 25 щенными на нем плашками для подвески и пакерующим элементом,. раструб, связанный срезными элементами с корпусом и имеющий кольцевые проточки на внутренней поверхности, и узел стопорения для 30 удержания пакера в сжатом состоянии, последний выполнен в виде стопорных колец, размещенных в кольцевых проточках раструба,а корпус для взаимодействия со стопорными кольцами имеет ответные кольцевые 35 канавки, причем расстояние между кольцевыми проточками раструба кратно отношению шага кольцевых канавок корпуса к количеству стопорных колец.

Отличием предлагаемого изобретения 40 является установка расчетного количества стопорных колец в зависимости от необходимой величины обратного хода раструба, при этом расстояние между проточками в раструбе для установки стопорных колец 45 должно быть кратно 1/и длины кольцевых канавок патрубка.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид, разрез; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1 (выносной элемент) после срабатывания уз- 50 ла стопорения).

Устройство для подвески потайных об8, снабженная пазом под шпонку и выступами 9, перемещающимися в пазах корпуса.

Между втулкой 8 и крышкой 10, навернутой на левый переходник, установлена пружина

11. Крышка 10 упирается в торец раструба

12 через втулку 13, закрепленную штифтами

14. В проточках раструба установлены стопорные кольца 15, взаимодействующие с кольцевыми канавками 16 корпуса и препятствующие ходу раструба от усилия деформации пакерного элемента 17, размещенного на корпусе при попадании одного из стопорных колец в ответные кольцевые канавки корпуса. Расстояние L между проточками в раструбе для установки стопорных колец определяется по формуле

L=A

« . I. и где А — целое число;

1-длина шага кольцевых канавок;

n - число стопорных колец, при этом максимальная длина обратного хода раструба равна

t =—

1 1

A т.е. при установке и стопорных колец максимальная длина обратного хода раструба уменьшается в и раз.

В транспортном положении раструб 12 удерживается на корпусе штифтами 18, С обеих сторон пакерного элемента 17 установлены экструзионные шайбы 19.

В корпусе 6 выполнены карманы 20, в которых размещаются плашки 21, соединенные с муфтой 22 тягами 23 и винтами 24.

В муфте выполнена проточка 25 для размещения в ней свободного конца 26 фиксиру-. ющего элемента. К нижней части корпуса в резьбе присоединяется патрубок 27 со сквозными отверстиями 28, расположенными напротив проточки в муфте 22.

Патрубок 27 соединен в резьбе с ниппелем 29. Между последним и муфтой 22 на патрубке размещена пружина 30, находящаяся в сжатом состоянии.

В нижней части к левому переходнику в резьбе присоединена головка 31 с фиксиру.ющими элементами 32, поджатыми пружиной 33, В проточке левого переходника с помощью штифтов 34 установлена подвижная втулка 35 с уплотнительной втулкой 36.

К нижней части подвижной втулки 35 штифтами 37 прикреплена подвесная пробка 38 с наконечником 39. Во внутренней проточке наконечника установлена втулка

40, удерживаемая штифтами 41.

Технологические операции по герметизации межтрубного пространства с приме-, нением устройства осуществляют сл едующим образом.

1 716104

50

После подвески потайной колонны, закачки и продавки тампонажного раствора и получения сигнала "Стоп" производится герметизацию межтрубного пространства.

Для этого колонна бурильных труб разгружается до собственного веса. В дальнейшем при ходе вниз нагрузка от веса бурильной колонны через переводник 1,, левый переходник 3, крышку 10, штифты 14 и втулку 13 передается на раструб 12, сжимающий после среза штифтов 18 пакерный элемент 17. При движении раструба относительно корпуса происходит последовательное срабатывание стопорных колец 15 при попадании их в кольцевые канавки 16 корпуса 6 до полного сжатия пакерного элемента.

При дальнейшем ходе вниз колонны бурильных труб происходит срез штифтов 14 и нагрузка на раструб не передается, Максимальная длина обратного хода раструба от действия сжатого пакерного элемента в п раз меньше шага кольцевых канавок корпуса (при числе стопорных колец п).

Расчет числа стопорных колец и длины шага кольцевых канавок корпуса обеспечивает длину обратного хода раструба, при которой не нарушается герметичность мвжтрубного пространства после снятия нагрузки с раструба.

При креплении потайных колонн в малых межколонных зазорах, когда объем пакерного элемента ограничен его геометрическими размерами, существующие устройства аналогичного назначения обеспечивают герметичность межтрубного пространства только в том случае, если в момент полного сжатия пакерного элемента произошло срабатывание узла стопорения. Только в этом случае обратный ход раструба минимален.

Предлагаемое устройство для подвески потайных обсадных колонн обеспечивает качественную герметизацию межтрубного

5 пространства. Расчет и выбор шага кольцевых канавок и числа стопорных колец позво. ляет добиться минимальной длины обратного хода раструба, при которой не происходит разгерметизации межтрубного пространст10 ва.

Экономический эффект от применения устройства складывается из экономии вре мени и материальных средств на ликвидацию негерметичности межтрубного пространства.

15 Исправительные работы вклЮчают в себя наращивание потайной колонны с последующим ее цементированием.

Зкономический эффект составляет

12000 руб. по одной скважине.

Формула изобретения

Устройство для подвески потайных обсадных колонн, включающее корпус с раз25 мещенными на нем плашками для подвески и пакерующим элементом, раструб, связанный срезными элементами с корпусом и имеющий кольцевые проточки на внутренней поверхности и узел стопорения для

30 удержания пакера в сжатом состоянии, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы за счет уменьшения обратного хода раструба, узел стопорения выполнен в виде стопорных

35 колец, размещенных в кольцевых проточках раструба, а корпус для взаимодействия со стопорными кольцами имеет ответные кольцевые канавки, причем расстояние между кольцевыми проточками рас40 труба кратно отношению шага кольцевых канавок корпуса к количеству стопорных колец.

1716104

1716104

Корректор И.Муска

Техред М.Моргентал

Редактор М.Петрова

Лроизеодстеенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. Ул.Гагарина. 101

Заказ 593 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для подвески потайных обсадных колонн Устройство для подвески потайных обсадных колонн Устройство для подвески потайных обсадных колонн Устройство для подвески потайных обсадных колонн Устройство для подвески потайных обсадных колонн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтяной и газовой пром-сти, в частности к методам электрокаротажа скважин, обсаженных стеклопластиковыми трубами

Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-сти и предназначено для изоляции зон осложнений при бурении скважины

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых для сооружения подземных систем осушения с помощью наклонно-восстающих скважин

Изобретение относится к строительству скважин Цель повышение надежности рлботы и расширение технологических воз можностей Устройство включает воронку выполненную из телескопически соединен ных патрубков, на внутреннем из которых расположена коническая поверхность С последней взаимодействуют шлипсы, разжимаемые конусом и заклинивающие потайную колонку в предыдущей Операция осуществляется з-ч счет собственного веса потайной колонны после открытия шарового замка Подвеска осуществляется на резь бовом разъединителе 3 ил ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2Рисунки:Страница 3 Страница 4 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 24-1992 (73) Патентообладатель: КУРТОВ В.Д

Изобретение относится к буровой технике при перекрытии межколонных зазоров , в частности может быть использовано при подвеске хвостовиков обсадных колонн

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к последовательной перекачке нефтепродуктов по трубопроводам (ТП)

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для строительства подземной системы осушения при разработке месторождений полезных ископаемых в сложных гидрогеологических условиях

Изобретение относится к бурению скважин и может быть использовано при эксплуатации нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к бурению скважин и может быть использовано при разработке их конструкции

Изобретение относится к технологии цементирования обсадной колонны в глубоких скважинах и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и используется при строительстве скважин

Изобретение относится к горной промышленности и используется при цементировании скважин

Изобретение относится к горной промети, а именно к устройствам для спуска и цементирования обсадных колонн (ОК) при креплении скважин

Изобретение относится к турбулизатррам, применяемым при цементировании скважин

Изобретение относится к горной промышленности и используется при цементировании скважин

Изобретение относится к газонефтедобывающей промышленности и предназначено для определения степени смятия обсадных колонн скважины в интервалах залегания перекрывающих газонефтеносные горизонты пластов

Изобретение относится к тампонированию скважин, а именно скважин, пересекающих водоносные горизонты или затопленные горные выработки

Изобретение относится к горной промети и используется при ступенчатом цементировании скважины

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при строительстве скважин
Наверх