Реактивный гидровентилятор

 

Изобретение относится к теплоэнергетике , в частности к теплообменным аппаратам с реактивными гидровентиляторами. Цель изобретения состоит в повышении надежности за счет того, что цилиндрический корпус снабжен каналами подачи рабочей среды к подшипникам, сообщенными с полостью нижней части корпуса, внутренний диаметр которой выполнен больше внутреннего диаметра вала, а в стенках вала выполнены радиальные отверстия для отвода рабочей среды от подшипников. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.-.... ....

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ юй (21) 4680376/06 (22) 18.04.89 (46) 15.03.92. Бюл. М 10 . (71) Киевский политехнический институт им, 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и Харьковский механический завод (72) В.Д. Шадырь, Е.Д.Лысенко, Е.В.Сологуб и П.И.Мельник (53) 621.175.3.621.512 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1043474. кл. F 28 F 25/06, 1981.

„„ЯЦ„„1719877 А1 (si)s F 28 F 25/06, F 16 С 17/10 (54) РЕАКТИВНЫЙ ГИДРОВЕНТИЛЯТОР (57) Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к теплообменным аппаратам с реактивными гидровентиляторами.

Цель изобретения состоит в повышении надежности за счет того, что цилиндрический корпус снабжен каналами подачи рабочей среды к подшипникам, сообщенными с полостью нижней части корпуса, внутренний диаметр которой выполнен больше внутреннего диаметра вала, а в стенках вала выполнены радиальные отверстия для отвода рабочей среды от подшипников. 2 а.п,ф-лы, 5 ил. ц

1719877

10

20

40

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к теплообменным аппаратам с реактивными гидровентиляторами.

Известна конструкция реактивного гидровентилятора, содержащего крыльчатку с распылительными и реактивными форсунками, с полым валом с радиальным и радиально-упорным подшипниками скольжения, расположенными в цилиндрическом корпусе подшипниковой опоры.

Основным недостатком подшипниковой опоры является то, что рабочая среда (циркуляционная вода) только смазывает подшипники скольжения и слабо предотвращает их износ.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что цилиндрический корпус подшипниковой опоры снабжен каналами полачи оабочей среды к подшипникам, сообщенными с по. лостью корпуса в его йижней части, внутренний диаметр которой больше внутреннего диаметра вала, а в стенках вала выполнены радиальные отверстия для отвода рабочей среды от подшипников, причем выходной участок каждого канала расположен тангенциально по направлению вращения вала, а на каждой опорной цилиндрической поверхности подшипников выполнена кольцевая канавка и сообщенные с ней продольные пазы со GKoloGHHblMN кромками для образования гидравлического клина, а радиальные отверстия вала расположены напротив кольцевой канавки радиального подшипника.

На фиг. 1 изображен реактивный гидровентилятор с полым валом с подшипниковой опорой; на фиг. 2 — радиально-упорный подшипник скол ьжения, вид спереди; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — радиальный подшипник, вид спереди; на фиг. 5— вид Б на фиг. 4.

Реактивный гидровентилятор содержит крыльчатку 1 с распылительными и реактивными форсунками, полый вал 2 на конце с радиально-упорным подшипником ско ;ь жения 3, под которым расположен упор: и подшипник 4, а с противоположной сторьны- радиальный подшипник 5. Грундобукса

6 ввинчена в упорную втулку 7 с сальниковой набивкой 8, Цилиндрический корпус 9 подшипниковой опоры снабжен каналами подачи рабочей среды к подшипникам (штуцеры 10 и 11 с гибкими шлангами 12). сообщенными с зоной забора (с полостью корпуса в его нижней части), внутренний диаметр которой больше зоны возврата (внутреннего диаметра вала), а в стенках вала выполнены радиальные отверстия для отвода рабочей среды от подшипников. При этом в зоне возврата отверстия выходных участков каждого канала расположены тангенциально по направлению вращения вала.

В радиально-упорном подшипнике 3 кольцевые (заграждающие, жаровые) канавки 13 и продольные канавки 14 со скошенными кромками для образования гидравлического клина выполнены снаружи, а в радиальном подшипнике 5 — внутри, причем радиальные канавки в радиальном подшипнике соосны радиальным отверстиям вала.

В реверсивном гидровентиляторе в зоне возврата участки выходных отверстий каналов выполняются не тангенциально, а вертикально (не показаны). Кроме того, в радиально-упорном и в радиальном подшипниках продольные пазы выполняются со скошенными кромками с двух сторон для образования гидравлического клина при вращении гидровентилятора по часовой стрелке и против нее.

Подшипниковая опора работает следующим обраом.

Циркуляционная вода, подаваемая на охлаждение, поступает в полость реактивного гидровентилятора 1 и, вытекая из распылительных и реактивных форсунок, вращает гидровентилятор. При этом циркуляционная вода (рабочая среда) из нижней зоны цилиндрического корпуса подшипниковой опоры 9 по гибким шлангам 12 и штуцерам 10 верхнего ряда поступает в наружные канавки радиально-упорного подшипника 3, а затем перетекает в канавки радиального подшипника 5 и через отверстия в полом валу соосных кольцевых канавок радиального подшипника возвращается в общий поток циркуляционной воды. При этом циркуляционная вода, проникая через неплотности в зазоры между полым валом

2, подшипниками сколь>кения и корпусом подшипниковой опоры, не только смазывает трущиеся поверхности, но и увлекается вращающимися поверхностями в скошенные кромки подшипников, благодаря чему создается гидродинамический клин.

Учитывая, что в нижней части цилиндрического корпуса подшипниковой опоры (в оне отбора) диаметр больше, чем диаметр полого вала гидровентилятора (в зоне воз рата), скорость воды V> в стакане меньше, чем скорость Ч в полом валу, а давление, наоборот, в стакане (Рт) больше, чем в полом валу (Рр), благодаря чему водяной поток по обводным шлангам 12 увеличивается больше чем а 2-3 раза, при этом гидродинамиче.ски.":.лин создается не только благодаря

1719877 вращению подшипников, но благодаря напору воды.

Так как верхний ряд штуцеров 10 закреплен тангенциально по ходу вращения гидровентилятора, циркуляционная вода, заходя в зазор между радиально-упорным подшипником 3 и стаканом 9, также вращается в сторону вращения гидровентилятора, что способствует вращению гидровентилятора и уменьшению коэффициента трения.

Использование предложенного решения гидродинамического .ограждения (гидростабилизации, гидростатики, гидроподвода) подшипников позволяет повысить срок эксплуатации подшипников на 75-80 и снижает коэффициент трения до минимальных значений для каждого материала, что позволяет при том же.напоре воды, подаваемой на охлаждение (орошение трубного пучка), увеличить количество оборотов гидровентилятора на 10-15 g„упростить конструкцию, так как использование перепара давления позволяет отказаться от специальной циркуляционной системы трубопроводов подачи и-возврата гидростабилизирующей жидкости, насоса, сантехнической арматуры, измерительных приборов и т.д, кроме того, исключить эксплуатационные затраты электроэнергии на привод насоса, обеспечивающего циркуляцию гидростабилизирующей жидкости.

Формула изобретения

1. Реактивный гидровентилятор, содержащий вертикальный цилиндрический корпус с расположенными в его верхней части

5 радиальным и радиально-упорным подшипниками, установленный в подшипниках полый вал с крыльчаткой и установленными на последней распылительными форсунками,: отличающийся тем, что, с целью

10 повышения надежности, корпус снабжен каналами подачи рабчоей среды к подшипникам, сообщенным с полостью корпуса в

его нижней части, внутренний диаметр которой больше внутреннего диаметра вала. а

15 в стенках вала выполнены радиальные отверстия для отвода рабочей среды от подшипников.

2. Гидровентилятор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что выходной участок каждого

20 канала расположен тангенциально по направлению вращения вала.

3. Гидровентилятор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что на каждой опорной цилиндрической поверхности подшипников вы25 полнены кольцевая канавка и сообщенные с ней продольные пазы со скошенными кромками для образования гидродинамического клина, а радиальные отверстия вала расположены напротив кольцевой канавки

30 радиального подшипника.

17190 7

Составитель Т.Мазо

Техред M.Ìîðãåíòàë

Редактор М.Циткина

Корректор Т.Палий

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 763 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Реактивный гидровентилятор Реактивный гидровентилятор Реактивный гидровентилятор Реактивный гидровентилятор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике , в частности к водоохладителям оборотного водоснабжения атомных, тепловых электростанций, промышленных предприятий

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в градирнях

Изобретение относится к теплоэнергетике и м.б

Изобретение относится к теплоэнергетике и м.б

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в различных машинах и устройствах для восприятия нагрузок , изменяющихся по направлению их приложения

Опора вала // 1670212
Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть использовано в аппаратах с перемешивающими устройствами

Изобретение относится к гидродинамическим радиально-упорным подшипникам скольжения с автоматическим накачиванием смазочного масла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения судовых электрических машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву
Наверх