Реверсивный агрегат гребного валопровода

 

Изобретение относится к судостроению , в частности к реверсивным агрегатам гребных валопроводов. Цель изобретения - повышение экономичности агрегата и улучшение его массогабаритных характеристик. Агрегат содержит основной вал 1, соединенный одним концом с диском 2 носовой шинно-пневматической муфты 3, а другим концом - с диском 4 кормовой шинно-пневматической муфты 5, гидротрансформатор 6 заднего хода (ГТ), повышающую планетарную передачу 7 и понижающую планетарную передачу 8, промежуточный вал 9, соединяющий солнечную шестерню передачи 7 с насосным колесом ГТ6. 2-й носовой промежуточный вал 10, соединяющий водило передачи 7 с корпусом 11 муфты 3, 1-й кормовой промежуточный вал 12, соединяющий турбинное колесо ГТ6 с солнечной шестерней передачи 8, и 2-й кормовой промежуточный вал 13, соединяющий водило передачи 8 с корпусом 14 муфты 5. Корпуса 11 и 14 муфт 3 И 5 соединены соответственно с ведущим валом 15 и ведомым валом 16. Вал 15 соединен с двигателем 17. Муфты 3 и 5 снабжены воздушными баллонами 18, передающими крутящий момент от двигателя 17 на гребной винт 19. 1 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 63 Н 23/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4808459/11 (22) 07.02.90 (46) 23.03.92. Бюл. N 11 (72) В.И.Харьков, А.А.Глазунов, Е.И.Костынюк и Е.В.Глазунова (53) 629.12-8(088.8) (56) Агрегат KSUW 40А. — Журнал ФРГ MTZ (Maschlnen Technlsche 2ettung), 1967, М 11, с.439-444. (54) РЕВЕРСИВНЫЙ АГРЕГАТ ГРЕБНОГО

ВАЛОПРОВОДА (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивным агрегатам гребных валопроводов. Цель иэобретения— повышение экономичности агрегата и улучшение его массогабаритных характеристик.

Агрегат содержит основной вал 1, соединенный одним концом с диском 2 носовой шинно-пневматической муфты 3; а другим

„„5U„„1720928 А1 концом — с диском 4 кормовой шинно-пневматической муфты 5, гидротрансформатор 6 заднего хода (ГТ), повышающую- планетарную передачу 7 и понижающую планетарную передачу 8, промежуточный вал 9, соединяющий солнечную шестерню передачи 7 с насосным колесом ГТ6, 2-й носовой промежуточный вал 10, соединяющий водило передачи 7 с корпусом 11 муфты 3, 1-й кормовой промежуточный вал 12, соединяющий турбинное колесо ГТ6 с солнечной шестерней передачи 8, и 2-й кормовой промежуточный вал 13.,соединяющий водило передачи 8 с корпусом 14 муфты 5. Корпуса

11 и 14 муфт 3 и 5 соединены соответственно с ведущим валом 15 и ведомым валом 16, Вал 15 соединен с двигателем 17. Муфты 3 и 5 снабжены воздушными баллонами 18, передающими крутящий момент от двигателя 17 на гребной винт 19, 1 ил.

1720928

Изобретение относится к судовым энергетическим установкам, точнее к их реверсивным устройствам, а именно к устройствам с гидротрансформаторами, и может быть использовано в дизельной энергетической установке.

Известен реверсивный гидроэубчатый агрегат, содержащий гидротрансформатор (ГТ) заднего хода и соединительно-разобщительную муфту, работающий на гребной винт.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявленному агрегату является реверсивный гидрозубчатый агрегат КЗОТ 40А, содержащий основной вал, соединенный с входным валом соединительной муфтой и выходным валом соединительно-разобщительной муфтой, дополнительные валы параллельные основному валу,.ГТ заднего хода, насосное колесо которого дополнительным валом соединено с высокооборотной шестерней переборного редуктора, низкооборотное колесо которого закреплено на основном вале, при этом турбинное колесо ГТ соединено дополнительным валом с понижающим. переборным редуктором, низкооборотное колесо которого установлено соосно основному валу и соединено с ведомой частью соединительно-разобщительной муфты и через нее с выходным валом передачи. При работе на передний ход мощность двигателя через входной вал вводится в агрегат, через соединительную муфту передается основному вэлу,.с него через соединительно-разобщительную муфту и колесо понижающего редуктора на выходной вал передачи, связанный с гребным винтом, На заднем ходе мощность двигателя с основного вала передается на повышающую планетарную передачу и ГТ, с ГТ через понижающий редуктор на выходной вал.

Особенность агрегата в том, что при любом (прямом, обратном} направлении вращения его .выходного вала вращаются все энергопередэющие элементы устройства: валы, передачи, ГТ. Соответственно вращаются и те элементы, которые на данном режиме работы не участвуют в передаче энергии на винт. Это приводит к непроизводительным потерям передаваемой энергии в агрегате. Расположение дополнительных валов, ГТ и шестерен редукторов над основным валом увеличивает высоту агрегата, соответственно его массу, которая дополнительно возрастает из-за разнесения по высоте основных и дополнительных валов.

Цель изобретения — повышение экономичности агрегата и улучшение его массогабаритных характеристик.

Цель достигается путем снижения непроизводительных потерь энергии в агрегате за счет исключения вращения основного вала и элементов редукторов и муфт, не передающих момент двигателя при обратном вращении выходного вала, и соосного расположения всех валов устройства.

На чертеже приведен реверсивный агрегат.

Реверсивный агрегат гребного валопровода содержит основной 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, первый 4 и второй 5 носовые, первый 6 и второй 7 кормовые промежуточные валы, носовую 8 и кормовую 9 соединительные муфты, повышающую 10 и понижающую 11 зубчатые передачи, гидротрэнсформэтор 12 заднего хода, причем диски 13 соединительных муфт закреплены на концах основного вала 1, корпуса 14 соединительных муфт закреплены нэ концах ведущего 2 и ведомого 3 валов, противоположные концы которых соединены с двигателем 15 и гребным винтом 16, насосное и турбинное колеса гидротрансформатора 12 и корпуса 14 соединительных муфт соединены с зубчатыми передачами, Зубчатые передачи 10 и 11 выполнены планетарными, соединительные муфты— шинно-пневматическими, а промежуточные валы 4-7, передачи 10 и 11, а также ГТ выполнены со сквозными осевыми отверстиями и установлены коаксиально на основной вал 1. Первые носовой 4 и кормовой 6 промежуточные валы одними концами соединены с солнечными шестернями планетарных передачи, водила которых посредством вторых носового 5 и кормового 7 промежуточных валов соединены с корпусами 14 соединительных муфт, Между корпусами 14 и дисками 13 упомянутых муфт установлены пневматические баллоны 17, жестко закрепленные к дискам 13.

Агрегат работает следующим образом.

Для передачи крутящего момента двигателя 15 на винт 16 без изменения его знака в балонны 17 соединительных муфт 8 и 9 подается воздух, рабочая жидкость из ГТ

12 сливается. Баллоны заполняются воздухом, увеличиваются в объеме и заклиниваются между дисками 13 и корпусами 14 муфт. Момент двигателя в этом случае передается на винт через элементы 2-14-17-13—

1-13 — 17-14, при этом передачи 10 и 11 и ГТ вращаются без передачи момента. При реверсе знака крутящего момента двигателя воздух из баллонов 17 стравливается, ГТ заполняется рабочей жидкостью, момент

1720928

Составитель А, Глазунов

Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Редактор В. Данко

Заказ 920 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

° Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 двигателя передается на винт 16 через ГТ, причем до ГТ через элементы 2-14-5 10. В

ГТ меняется знак момента. Далее передачу момента на винт осуществляют элементы

6-11-7-.14. В этом случае диски 13 муфт 8 и

9 с баллонами 17 и основной вал 1 остаются неподвижными, что уменьшает непроизводительные затраты энергии при обратном вращении винта, Коаксиальное размещение на валу 1 редукторов в виде планетарных передач, ГТ и промежуточных валов уменьшает высоту корпуса агрегата и позволяет выполнить единый фундамент для всех перечисленных элементов и уменьшить величину реактивного опрокидывающего момента, что снижает массу агрегата.

Технико-экономическая эффективность от использования изобретения заключается в обеспечении воэможности размещения агрегата в низких машинных отделениях, снижении виброактивности агрегата и мощности требуемого под него фундамента, повышении надежности агрегата.

Формула изобретения

Реверсивный агрегат гребного валопровода, содержащий основной, ведущий, ведомый валы, два носовых и два кормовых промежуточных вала, носовую и кормовую соединительные муфты, повышающую и понижающую зубчатые передачи, гидротрансформатор заднего хода, причем диски соединительных муфт закреплены соответственно на концах основного вала, корпуса соединительных муфт соответственно за5 креплены на концах ведущего и ведомого валов, противоположные концы которых соответственно соединены с двигателем и гребным винтом, насосное и турбинное колеса гидротрансформатора и корпуса сое10 динительных муфт промежуточными валами соответственно соединены с зубчатыми передачами, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности агрегата и улучшения его массо-габаритных характе15 ристик, зубчатые передачи выполнены планетарными, соединительные муфты выполнены шинно-пневматическими, а упо-, мянутые промежуточные валы, планетарные передачи и гидротрансформатор

20 выполнены со сквозными осевыми отверстиями и установлены коаксиально на основной вал, причем первые носовой и кормовой промежуточные валы одними концами соединены с солнечными шестернями

25 упомянутых планетарных передач соответственно, водила которых посредством соответственно вторых носового и кормового промежуточных валов соединены с корпусами упомянутых шинно-пневматических сое30 динительных муфт.

Реверсивный агрегат гребного валопровода Реверсивный агрегат гребного валопровода Реверсивный агрегат гребного валопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам передачи мощности главных двигателей на гребные винты судна, и может быть использовано на судах, имеющих двух- и трехвальные установки

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам (СЭУ), реверс которых осуществляется посредством реверсивных редукторов

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для управления реверс-редукторами катеров и малых судов

Изобретение относится к области судовых силовых установок и трансмиссий

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам передачи мощности на судах внутреннего плавания, и может быть использовано для передачи мощности главных двигателей на судах, имеющих двухвальные установки

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам движительнорулевых колонок для обеспечения хода и маневренности

Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в зацеплении с шестерней (3) ведущего вала ((2) зубчатое колесо (4), внутри которого размещены фрикционные муфты (17, 18) с гидравлическим управлением переднего и заднего хода. Ведущий вал (2) посредством этого зубчатого колеса (4) и этих муфт (17, 18) через ведомые валы (5, 7) переднего и заднего хода, а для переднего хода также через промежуточные валы (13, 14) с разделением мощности, соединяется с выходным валом (9). Изобретение направлено на повышение надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора. 2 ил.

Изобретение относится к области судовых силовых трансмиссий. Судовая трансмиссия содержит зубчатые угловые редукторные передачи для передачи крутящего момента от газотурбинного двигателя к винту фиксированного шага. На ведущем валу углового реверсивного редуктора размещены две фрикционные муфты с гидравлическим управлением. Муфты симметрично установлены по разные стороны вертикальной оси углового реверсивного редуктора ведомыми полумуфтами в сторону этой оси, а их ведущие полумуфты жестко связаны с ведущим валом углового реверсивного редуктора. На ведомых полумуфтах выполнены конические шестерни, обращенные друг к другу и находящиеся в зацеплении с коническим колесом, установленным на выходном валу углового реверсивного редуктора. Вал соединен муфтой с верхним концом трансмиссии, выполненной соосно с вертикальной осью углового реверсивного редуктора. Нижний конец вертикальной трансмиссии соединен посредством муфты с входным валом нижнего углового редуктора с зубчатой конической передачей. Достигается повышение надежности и упрощение конструкции судовой силовой трансмиссии. 1 ил.
Наверх