Судовая энергетическая установка

 

Изобретение относится к судостроению , в частности к реверсивным устройствам судовых энергетических установок. Цель изобретения - снижение массогабаритных характеристик и упрощение конструкции установки. Установка содержит нереверсивный двигатель 1, вал которого соединен с входным валом редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2, соединенная зацеплением с колесами 3 и 4, установленными соосно. Колесо 3 выполнено с внешним зубчатым зацеплением , колесо 4 - с внутренним. Вал колеса 3 размещен коаксиально внутри полого вала колеса 4. На концах указанных валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6. Ведомая полумуфта 7, имеющая возможность осевого перемещения, закреплена на конце гребного вала 8. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала ведомая полумуфта 7 вводится в соединение с одной из вращающихся в разных направлениях ведущих полумуфт 5 или 6. В среднем положении полумуфты 7 - без соединения с полумуфтами 5 или 6 - гребной вал не вращается (от двигателя), а двигатель 1 работает в режиме холостого хода. 1 ил. w Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 Н 23/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М

С>

О

ЬЭ Q

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4795989/11 . (22) 26.02.90 (46) 23.03.92. Бюл. Ь 11 (72) Л.И.Полещуков и А.A.Ко>:ан (53) 629.12-8(088.8) (56) Голубев Й.В. Проектирование энергетических установок морских судов. — Л.: Судостроение. 1980, с.119, рис,617а. (54) СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивным устройствам судовых энергетических установок, Цель. изобретения — снижение массогабаритных характеристик и упрощение конструкции установки. Установка содержит нереверсивный двигатель 1, вал которого соединен с входным валом редуктора. На Ы «, 1720929A1 входном валу редуктора закреплена шестерня 2, соединенная зацеплением с колесами 3 и 4, установленными соосно. Колесо

3 выполнено с внешним зубчатым зацеплением, колесо 4 — с внутренним. Вал колеса

3 размещен коаксиально внутри полого вала колеса 4. На концах указанных валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6. Ведомая полумуфта 7, имеющая возможность осевого перемещения, закреплена на конце гребного вала 8. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала ведомая полумуфта 7 вводится в соединение с одной из вращающихся в разных направлениях ведущих полумуфт 5 или 6. В среднем положении полумуфты 7- без соединения с полумуфтами 5 или 6 — гребной вал не вращается (от двигателя), а двигатель 1 работает в режиме холостого хода. 1 ил.

1720929

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам (СЭУ), В СЭУ с нереверсивными двигателями реверс гребного вала может осуществляться с помощью специальных зубчатых передач — реверсивных редукторов (PP).

Известны различные конструкции PP c паразитными шестернями (колесами) и разобщительными муфтами.

Как видно иэ схем, ввод в конструкцию редуктора даже одного паразитного элемента влечет за собой еще один или более дополнительных зубчатых элементов и валов. Это существенно усложняет конструкцию и ухудшает массогабаритные характеристики СЭУ.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является СЭУ, содержащая нереверсивный главный двигатель, гребной вал и PP. В PP этой СЗУ шестерня, закрепленная на входном валу, зацеплена с колесом переднего и колесом заднего хода.

Поскольку оба колеса имеют одно направление вращения, для обеспечения заднего хода предусмотрены .еще два паразитных колеса, а также две разобщительных муфты.

Конструкция PP сложна, так как одноступенчатый редуктор на заднем ходу превращается в двухступенчатый. Вторая ступень — два паразитных колеса — увеличивает длину и массу PP и СЭУ в целом.

Цель изобретения — снижение массогабаритных характеристик и упрощение конструкции СЭЧ.

С этой целью предлагаемая СЭУ содержит нереверсивный главный двигатель, гребной вал и реверсивный редуктор. В последнем предусмотрены входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего ходов, Оба колеса зацеплены с шестерней, одно из колес выпонено с внешним зацеплением, а второе — с внутренним зацеплением. Оба колеса размещены соосно, причем вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала. В установке предусмотрены две разобщительные муфты, ведущие полумуфты которых закреплены на концах валов колес редуктора, а ведомые полумуфты — на конце гребного вала.

На чертеже дана схема предлагаемой

СЭУ.

Установка содержит нереверсивный главный двигатель 1, вал которого присоединен к входному валу редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2, зацепленная с зубчатыми колесами 3 и 4, Колесо 3 выполнено с внешним зацеплением, а колесо 4 — с внутренним. Валы колес 3 и 4 размещены соосно, при этом вал колеса

4 выполнен полым, а вал 3 размещен внутри полого вала колеса 4. На концах обоих валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6 разобщительных муфт, на конце гребного вала

8 — ведомые полумуфты, объединенные в данном случае в один узел 7

Установка работает следующим образом.

Главный двигатель 1, а значит и шестерня 2 вращаются в одном и том же направлении на режимах переднего и заднего ходов.

При этом колесо 4 вращается в том же направлении; а колесо 3 — в противоположном.

В противоположных. направлениях вращаются и соосные валы колес 3 и 4 с закрепленными на них ведущими полумуфтами 5 и

6. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала 8 полумуфта 7 вводится в зацепление с полумуфтой 5 или 6

25 Благодаря выполнению колес 3 и 4 с разными (внутренним и внешним) зацепле30

55 ниями вращение ведущих полумуфт 5 и 6 в разные стороны обеспечивается без использования паразитных зубчатых элементов. Поэтому число зубчатых элементов s PP предложенной СЭУ меньше, чем у известной, PP является одноступенчатым как на переднем, так и на заднем ходу, В результате конструкции предлагаемых PP и СЭУ в целом проще, а длина и масса меньшие, чем у известной установки.

Формула изобретения

Судовая энергетическая установка, содержащая нереверсивный главный двигатель, кинематически связанный с гребным валом, реверсивный редуктор, включающий в себя входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего хода, и две разобщительные муфты с ведущими и ведомыми полумуфтами,отличающаяся тем,что, с целью снижения массогабаритных характеристик и упрощения конструкции установки, одно из колес упомянутого редуктора выполнено с внешним зацеплением, а другое колесо — с внутренним зацеплением, оба колеса размещены соосно и зацеплены с шестерней, вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала, ведущие полумуфты закреплены на концах валов колее, а ведомые полумуфты — на конце гребного вала.

Судовая энергетическая установка Судовая энергетическая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к судовым установкам, оборудованным газотурбинными агрегатами

Изобретение относится к области судостроения. Судовая двухвальная главная энергетическая установка (ГЭУ) содержит два автоматизированных дизель-редукторных агрегата (ДРА) с системой управления, которые расположены в двух машинных отделениях и приводят в движение валопроводы с водометными движителями. Каждый из ДРА состоит из двух главных двигателей (ГД), одного нереверсивного суммирующего редуктора и четырех компенсирующих муфт. Причем на валопроводе могут быть установлены две компенсирующие муфты. Достигается повышение надежности и живучести ГЭУ. 16 ил.
Наверх