Токарно-винторезный станок

 

союз советских социмистических

РЕСПУБЛИК

09) 01) (31)з В 23 В 3/02

ГОСУДЮСТВЕННЫй КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЬЭ

К) (Tс

О

Род

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4758640/08 (22) 16.11.89 (46) 30.03.92. Бюл. hh 12

II (71) Московское станкостроительное производственное объединение "Красный пролетарий" (72) Е. П. Аверьянов и И. М. Матвеев (53) 621.941,25(088.8) (56) Денежный П. М. Токарное дело. М,: Высшая школа, 1976, с, 96 — 102. (54) TOKAPHO-ВИНТОРЕЗНЫЙ СТАНОК (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к обработке на токарных и токарно-винторезных станках. На шпинделе 3 станка закреплена шестерня 4, соединенная с конусом 5 Нортона, передающим вращение через скользящий зубчатый блок

7 либо продольному ходовому винту 8, либо ходовому валу 16. Ходовой винт 8 может соединяться с входным валом 6 понижающей передачи напрямую через шестернюмуфту 11 или через понижающую зубчатую передачу, включающую шестерни 12, 14 и

15. Продольный ходовой винт 8 соединен с кареткой 9 посредством гайки 10. Ходовой вал 16 соединяется с входным валом 6 через понижающую, передачу при отключенном продольном ходовом винте; Движение от ходового вала 16 ходовому винту 25 привода поперечных салазок 27 передается через реверсивный зубчатый механизм, включающий шестерни 17, 18 и 20, а также через пару. косоэубых колес 22, 23 и вал 24. 2 ил.

1722699

Изобретение относится к станкостроению, s частности к токарно-винторезным станкам.

Цель изобретения — упрощение конструкции станка и повышение надежности за счет сокращения кинематических цепей.

На фиг. 1 показана кинематическая схема токарно-винторезного станка; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Тока рно-винторезн ый станок содержит установленную на станине 1 переднюю бабку 2 со шпинделем 3, получающим вращение от главного привода (не показан), На шпинделе закреплена шестерня 4, непосредственно кинематически связанная с конусом 5 Нортойа, состоящим из ряда шестерен, передающих вращение входному валу 6 понижающей передачи посредством скользящего по нему зубчатого блока 7. Коаксиально входному валу 6 установлен продольный ходовой винт 8, предназначенный для перемещения каретки 9 крестового суп порта через соединен ную с ней неразьемную гайку 10, которая может быть выполнена шариковой, На консольном конце продольного ходового винта установлена шестерня-муфта 11, которая может устанавливаться в трех фиксированных положениях; положении 1 сцепления с шестерней 12, закрепленной на входном валу 6 понижающей передачи и находящейся в постоянном зацеплении с закрепленной на валике 13 шестерней 14 понижающей зубчатой передачи; положении II, в котором наружный венец шестерни-муфты 11 находится в зацеплении со второй шестерней 15 понижающей зубчатой передачи, закрепленной также на валике 13; нейтральном (промежуточном) положении И1, при котором продольный ходовой винт 8 отключен, Валик 13 расположен коаксиально соединенному с ним ходовому валу 16, на котором установлена скользящая по нему шестерня 17 реверсивного механизма, содержащего также шестерню 18, посаженную на дополнительном валике 19, параллельном ходовому валу

16„с возможностью непосредственного ,сцепления с шестерней 17 (положение И) или через двухвенцовую паразитную шестерню 20 {положение VJ. Шестерня 18 имеет также третье фиксированное положение Vl, при котором дополнительный валик 19 посредством рукоятки 21 отключается от ходового вала 16. На дополнительном валике

19 закреплено также косозубое колесо

22, находящееся в зацеплении с косозубым колесом 23, закрепленным на валу 24, установленном перпендикулярно ходовому валу 16 и соединенном с поперечным ходовым винтом 25, взаимодействуюных салазках 27 крестового суппорта.

Для ручного перемещения каретки 9 предусмотрена рукоятка 28, закрепленная

5 íà продольном ходовом винте 8, а для ручного перемещения поперечных салазок 27— рукоятка 29, закрепленная на валу 24.

Станок может быть оснащен приводом ускоренных перемещений каретки 9, состо10 ящим из электродвигателя 30 и ременной передачи, соединяющей шкив 31 электродвигателя и шкив 32 продольного ходового винта 8

25 входным валом 6 понижающей передачи напрямую и величина подачи и шаг нарезаемой резьбы при перемещении каретки 9 в

45 щим с гайкой 26, закрепленной на поперечСтанок работает следующим образом.

При соединении шпинделя 3 с главным приводом он начинает вращаться с установленной скоростью. Через шестерню 4 вращение передается конусу 5 Нортона.

Скользящий зубчатый блок 7, сцепленный с одной шестерней конуса Нортона, сообщает вращение входному валу 6 понижающей передачи с шестерней 12, Если шестернямуфта 11 установлена в положении I, то продольный ходовой винт 8 соединяется с результате взаимодействия продольного ходового винта 8 с гайкой 10 определяется передаточным отношением между одной из шестерен конуса 5 Нортона и сцеплением с ней зубчатым блоком 7. Если шестернямуфта 11 находится в положении И, то продольный ходовой винт 8 получает вращение через понижающую зубчатую передачу (шестерни 12, 14 и 15 и наружный зубчатый венец шестерни-муфты 11), чем достигается получение малых величин подач и шагов нарезаемых реэьб. В обоих приведенных примерах шестерня 18 находится в положении

VI, в котором вращение от ходового вала

16 поперечному винту 25 не передается и возможно только продольное перемещение каретки для механической обработки цилиндрических поверхностей детали, установленной в зажимном приспособлении шпинделя 3, или нареэание на них резьб.

Для обработки торцовых поверхностей детали шестерню-муфту 11 устанавливают в нейтральное положение III, отключая тем самым продольный ходовой винт 8, а шестерню 18 сцепляют в зависимости от требуемого направления перемещения поперечных салазок 27 или с шестерней 17 непосредственно (положение IV), или через параэитную двухвенцовую шестерню 20 (положение V). В результате этого вращение от конуса 5 Нортона передается входному

1722699

Составитель В. Павлов

Техред М.Моргентал

Корректор; Н. Ревская

Редактор Э, Слиган.Заказ 1021 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 валу 6 понижающей передачи, а от него— валику 13, ходовому валу 16 и через указанные выше шестерни — дополнительному валику 19, а через косозубые колеса 22 и 23— валу 24 и ходовому винту 25. который при 5 взаимодействии с гайкой 26 перемещает поперечные салазки 27.

Совместно с механической подачей каретки или поперечных салазок возможно ручное перемещение отключенного от при- 10 вода в данный момент органа посредством рукояток 29 или 28, в результате чего возможна обработка фасок, конуса, сферических поверхностей и т. и, Для ускоренных перемещений каретки 9 может использо- 15 ваться реверсивный двигатель 30, вращающий через ременную передачу продольный ходовой винт 8.

Формула изобретения 20

Токарно-винторезный станок, содержащий переднюю бабку со шпинделем и закрепленной на нем шестерней, крестовый суппорт с продольной кареткой и смонтированными на ней поперечными салазками, 25 привод подач суппорта, включающий в себя конус Нортона с накидным зубчатым блоком, понижающую передачу с входным валом и валиком, кинематически связанные между собой посредством нескольких эуб- 30 чатых колес и муфты-шестерни, а также про,гольный и поперечный ходовые винты, соединенные с гайками, закрепленными соответственно на каретке и салазках, ходовой вал с установленной на нем скользящей 35 шестерней и реверсивный механизм вращения поперечного ходового винта, кинематически связанный с приводом подач, о тл ичающийся тем,что.сцелью упрощения конструкции и повышения надежности за счет сокращения кинематической цепи, конус Нортона связан непосредственно с шестерней шпинделя, а накидной зубчатый блок установлен на входном валу понижающей передачи. причем два ее зубчатых колеса закреплены на валике, который жестко связан с ходовым валом, одно иэ двух указанных зубчатых колес постоянно сцеплено с шестерней, закрепленной на входном валу понижающей передачи, а ее муфта-шестерня установлена на продольном ходовом винте с возможностью попеременного сцепления с вторым зубчатым колесом, закрепленным на валике, или шестерней входного вала понижающей передачи и размещения в нейтральном положении, при этом реверсивный механизм вращения поперечного ходового винта вы полнен в виде двухвенцовой паразитной шестерни, одйн венец которой постоянно сцеплен со скользящей шестерней ходового вала, и шестерни. установленной на введенном в реверсивный механизм дополнительном валике. при этом шестерня дополнительного валика предназначена для попеременного взаимодействия с вторым венцом параэитной шестерни или со скользящей шестерней ходового вала, а также размещения в нейтральном положении.

Токарно-винторезный станок Токарно-винторезный станок Токарно-винторезный станок 

 

Наверх