Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для демонтажа соответственных соединений вала с полумуфтой с обеспечением их ремонтопригодности . Цель изобретения -сокращение времени демонтажа, повышение качества позиционирования. Способ предусматривает стягивание полумуфты путем аккумулирования в замкнутой полости, образованной со стороны торца вала непосредственно фланцевым участком полумуфты или посредством технологической крышки, закрепленной на фланце полумуфты, протечек рабочей среды из пленочного слоя, образующегося на поверхностях сопряжения при гидропрессовой разблокировке соединения . На первом этапе демонтажа зону пленочного слоя, расположенную на границе втулочного и фланцевого участков полумуфты , дополнительно гидравлически сообщают непосредственно или через регулирующий клапан с полостью, увеличивая этим интенсивность протечек в нее. Давление подводят двумя уровнями. Давление нижнего уровня подводят к втулочной части полумуфты, а давление верхнего уровня - к ее фланцевой части при условии предварительной разблокировки втулочной части. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 Р 11/02

ГОСУДАР СТ В Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4780842/27 (22) 09.01.90 (46) 30.03.92. Бюл. М 12 (71) Производственное объединение "Брянский машиностроительный завод" - им.

В.И.Ленина (72) И. В.Сычев, А.С.Малыгин, В,А.Лобков и Т.К.Лялина (53) 621.757(088.8) (56) Авторское свидетельс1 во СССР

Nò . 11665555775522, . кK1л1. В 23 P 11/02, 1990. (54) СПОСОБ ВЗАИМНОГО АКСИАЛЬНОГО

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОПРЯЖЕННЫХ

С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛ КА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для демонтажа соответственных соединений вала с полумуфтой с обеспечением их ремонтопригодности. Цель изобретения — сокращение времени демонтажа, повышение качества позиционирования. Способ предусматриваИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для демонтажа ответственных соединений вала с полумуфтой с обеспечением их ремонтоприГодности.

Цель изобретения — сокращение времени демонтажа, повышение качества позиционирования.

На фиг. 1 изображен первый этап демонтажа с подводом одного уровня давления разблокировки; на фиг, 2 — второй этап; на фиг. 3 — третий этап; на фиг, 4 — первый этап демонтажа полумуфты с подводом двух уровней давления разблокировки, Полумуфта 1 установлена на валу 2 с геометрическим натягом по поверхности 3 их сопряжения. В полумуфте 1 выполнены

„„5U„„17227б7А1 ет стягивание полумуфты путем аккумулирования в замкнутой полости, образованной со стороны торца вала непосредственно фланцевым участком полумуфты или посредством технологической крышки, закрепленной на фланце полумуфты, протечек рабочей среды из пленочнЬго слоя, образующегося на поверхностях сопряжения при гидроп рессовой разблокировке соединения. На первом этапе демонтажа зону пленочного слоя, расположенную на границе втулочного и фланцевого участков полумуфты, дополнительно гидравлически сообщают непосредственно или через регулирующий клапан с полостью, увеличивая этим интенсивность протечек в нее.

Давление подводят двумя уровнями. Давление нижнего уровня подводят к втулочной части полумуфты, а давление верхнего уровня — к ее фланцевой части при условии предварительной разблокировки втулочной части. 3 3.и. ф-л ы, 4 ил. напорные каналы 4, 5 и 6, выходящие на поверхность 3.

Гидравлическая система для осуществления демонтажа содержит источник 7 давления разблокировки, напорные трубопроводы 8 и 9, перепускной трубопровод 10.

В состав гидравлической системы (фиг, 1 или 4) входят также дифференциальный клапан 11, установленный в перепускном трубопроводе 10, редукционный клапан 12, установленный в напорном трубопроводе 8, управляемый нормально-закрытый клапан

13, установленный в напорном трубопроводе 2, и предохранительный клапан 14, сообщенный с полостью А, образованной у торца вала непосредственно фланцевой частью

1722767

55 полумуфты 1 или посредством технологической крышки 15.

Трубопровод 16 (показан пунктиром на фиг. 4) используется для подвода давления разблокировки к промежуточному напорному каналу 5 на втором этапе демонтажа.

Демонтаж полумуфты осуществляют в следующей последовательности.

На первом этапе источник 7 давления разблокировки сообщают трубопроводами

8 и 9 с напорными каналами 4 и 6 в полумуфте 1, а промежуточный напорный канал 5 ее сообщают перепускным трубопроводом 10 с полостью А.

При включении источника 7 давления разблокировки рабочая среда под давлением поступает по трубопроводам 8 и 9 к напорным каналам 4 и 6 и далее к рабочей поверхности 3, образуя на ней масляную пленку. Под действием гидростатического давления, возникающего в пленке, происходит разблокировка сопряжения полумуфты

1 с валом 2. При этом утечки из пленочного слоя, поступающие в полость А непосредственно с краевого участка пленки у торца вала, и утечки из средней части пленочного слоя, поступающие в полость А через промежуточный напорный канал 5 и трубопровод 10, аккумулируются в этой полости. В результате давления в полости возрастает, благодаря чему происходит стягивание полумуфты 1 с вала 2, Стягивание продолжают до тех пор, пока кромка торца вала не подойдет к напорному отверстию 6, после чего источник управляющего давления 7 отключают от канала 6, чтобы избежать последующей накачки полости А непосредственно через трубопровод 9. На этом первый этап демонтажа заканчивается.

Осуществление этого этапа характеризуется некоторыми особенностями, различающимися в зависимости от схемной реализации гидравлической системы для управления процессом демонтажа.

Так, в случае установки дифференциального клапана 11 в перепускном трубопроводе 10, регулируя перепад давления на этом клапане, оптимизируют степень разблокировки полумуфты и величину протечек, поступающих в полость А через промежуточный напорный канал 5 (например из условия максимизации этих протечек).

При реализации гидравлической системы по фиг, 4 разблокировку полумуфты осуществляют, обеспечивая два уровня давления разблокировки. Первый, более низкий уровень давления (подводимого. к втулочной части полумуфты 1 по трубопроводу 8 к напорному каналу 4), создают по5

40 средством дросселирования рабочей среды, прокачивая ее через редуктор 12, а давление второго, повышенного уровня, подают к напорному каналу 6 фланцевой части полумуфты через нормально закрытый клапан 13, открывающийся только после того, как давление первого уровня достигнет заданной величины. При этом редуктор

12 настраивают так, что давление первого уровня не выходит за пределы, допускаемые прочностью втулочной части полумуфты.

Наличие предохранительного клапана

14, подключенного к полости А, позволяет контролировать качество разблокировки палумуфты. его настраивают на такое давление, что при оптимальных параметрах разблокировки он не работает. Если же через этот клапан появляется сброс и стягивание полумуфты прекращается, то это свидетельствует либо о снижении давления разблокировки, либо об ухудшении качества разблокировки по другой причине. В этом случае восстанавливают необходимый уровень давления разблокировки, и если сброс продолжается, то проанализировав возможные причины ухудшения качества разблокировки, принимают решение о допустимости дополнительного повышения давления разблокировки, либо перенастройки клапана на более высокое давление срабатывания, либо об изменении схемной реализации гидравлической системы. После осуществления указанных мер демонтаж полумуфты продолжают до окончания первого этапа.

Последующие этапы демонтажа осуществляют с подводом одноуровневого давления разблокировки и аккумулированием утечек в полости А, как показано на фиг. 2 и

3, предварительно заглушая напорные каналыы 6 и 5 по мере сообщения их с полостью

А.!

Лспользование способа позволяет сократить время демонтажа. полумуфты при обеспечении высокого качества разблокировки. Наибольший эффектдостигается при подводе двухуровневого давления разблокировки, что позволяет повысить глубину разблокировки под фланцевой частью полумуфты. При этом выравнивается степень разблокировки по всей длине полумуфты, в результате чего уменьшается износ рабочих поверхностей вала и полумуфты при демонтаже.

Формула изобретения

1. Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка, предусматривающий гидропрессовую разблокировку соедине1722767 ния путем подачи рабочей среды высокого давления к сопряженным с натягом посадочным поверхностям в точках подвода, рассредоточенных в аксиальном направлении, и последующее стягивание охватывающей детали путем аккумулирования в прилегающей к торцу вала замкнутой полости, образованной охватывающей деталью и/или закрепленной на ней технологической крышкой, протечек рабочей среды между посадочными поверхностями при разблокировке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени стягивания, к полости дополнительно подводят рабочую среду посредством промежуточного отбора ее из пленочного слоя, образующегося при разблокировке между посадочными поверхностями на промежуточном участке сопряжения, расположенном между точками подвода высокого плавления, 2, Способ по и. 1, отличающийся тем, что, с целью осуществления взаимной оптимизации интенсивности перетечек рабочей среды в процессе промежуточного отбора и степени разблокировки в месте отбора, промежуточный отбор производят, регулируя противодавление в месте отбора, например посредством предохранительного клапана, включенного последовательно в магистраль отбора, 3. Способ по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью осуществления опти5 мизации степени разблокировки по фактическому уровню осевого усилия, необходимого для стягивания, промежуточный отбор производят через дифференциал ьн ы и клапан.

10 4. Способ по и. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения качества позиционирования в случае, когда охватывающей деталью является фланцевая полумуфта, путем выравнивания степени

15 разблокировки на различных участках полумуфты и обеспечения упреждения полной разблокировки ее к началу подвижки при стягивании, рабочую среду подают к точкам подвода высокого давления, расположен20 ным на втулочном участке полумуфты, через регулирующий клапан; например редукционный или дифференциальный, а к точке подвода высокого давления, расположенной на фланцевом участке полумуфты, — че25 рез нормально закрытый клапан, управляемый давлением, отбираемым от участка гидросистемы, расположенного за первым клапаном.

1722767 биге

Составитель И.Соловьева

Редактор М.Кобылянская Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Заказ 1024 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка Способ взаимного аксиального позиционирования сопряженных с натягом деталей типа вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сборки, разъемных и подвижных соединений с обеспечением заданного размера между деталями

Изобретение относится к механосборочному производству, в част ности к оборудованию для получения неразъемных соединений, например бандажированных роликов

Изобретение относится к механмгбо рочному прои нюдстпу и мредня жачено идрн шческои nanpeci ни и i л и г -,(e,i one мы пар nar( ноя ир г г цг , ПОДШИПНИКОВ k ЯЧР11ПЯ Ц Ш п Г О М I П 1 новышонир с iuci HI,ICJ НПГГИС ПрКИ УгтрПШ ТРО Г VI г Xl i ki,| ru/r С 1 ПОПОГО ЦИЛИНДПН 1 ( 1 ЛЬ М и / ПОЛО ТЧМ 1 Л И Г 11П ,V р М1 1 П 1 1-1 ° MrinpfH rntM.iEiaPf Of к iMin u , т , ч .к ( оогнп i I .moM fS ,1 фи ii-i.H ч ID n ,,% С flOph П I i1 1-)Ч I Дс1Г h

Изобретение относится к механосборочному производству, а именно к устройствам для демонтажа с гидрораспором прессовых соединений типа вал-втулка

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к устройствам для сборки с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к машиностроению , в частности к сборке соединений с 2 натягом с использованием нагрева деталей , и может быть использовано на машиностроительных предприятиях и в научных исследованиях

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способу получения прессовых соединений деталей (Д) с использованием жидких затвердевающих клеевых составов (С)

Изобретение относится к машиностроению , в частности к сборке деталей кривошипно-шатунных механизмов, подшипников скольжения

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх