Способ эксплуатации судоходной трассы в период ледостава

 

Изобретение относится к очистке судоходных трасс в зимнее время года от льда. Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе. После создания судоходного канала требуемой ширины во льду поддержание его в пригодном для судоходства состоянии осуществляют путем механического разрушения вновь образующегося ледяного покрова по всей ширине канала до состояния ледяной каши, преимущественно , винтами и корпусами проходящих по судоходной трассе судов. Одновременно осуществляют перераспределение ледяного материала под кромки канала и по каналу равномерным слоем толщиной, обеспечивающей заданную скорость движения по каналу расчетного класса судов, для чего регулярно проводят судно или суда курсами по каналу по всей его ширине с частотой, обеспечивающей несмерзание ледяной каши в ледяной массив. Кроме того, рекомендуется суда проводить регулярно вдоль кромок льда, ограничивающих канал и как можно ближе к ним. 1 з п ф-лы, 3 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 В 15/02 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777496/15 (22) 02.01.90 (46) 30.03.92. Бюл. М 12 (71) Ленинградский филиал "Ленморниипроекта" Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта "Союзморн проект (72) О.Б.Колупаев, Л.В.Иванов, Э.К.Блинов и

Ф.И.Поданев (53) 627.2(088.8) (56) Иванов Л.В. Зимняя эксплуатация объектов водного транспорта, М.: Транспорт, 1978, с. 8-11. (54) СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОХОДНОЙ ТРАССЫ В ПЕРИОД ЛЕДОСТАВА (57) Изобретение относится к очистке судоходных трасс в зимнее время года от льда.

Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе. После создаИзобретение относится к способам эксплуатации судоходных трасс в зимнее время года и с наибольшим эффектом может быть использовано на судоходных трассах с интенсивным движением.

Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе.

На фиг. 1 изображена схема движения судов по уже созданному ледовому каналу и разрушение вновь образовавшегося ледяного покрова; на фиг. 2 и 3 — этапы перераспределения ледяного материала по ширине и под его кромки судами, проходящими по трассе курсами.

„., Я „„1723254 A l ния судоходного канала требуемой ширины во льду поддержание его в пригодном для судоходства состоянии осуществляют путем механического разрушения вновь образующегося ледяного покрова по всей ширине канала до состояния ледяной каши, преимущественно, винтами и корпусами проходящих по судоходной трассе судов, Одновременно осуществляют перераспределение ледяного материала под кромки канала и по каналу равномерным слоем толщиной, обеспечивающей заданную скорость движения по каналу расчетного класса судов, для чего регулярно проводят судно или суда курсами по каналу по всей его ширине с частотой, обеспечивающей несмерзание ледяной каши в ледяной массив, Кроме того, рекомендуется суда проводить регулярно вдоль кромок льда, ограничивающих канал и как можно ближе к ним. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом, После наступления ледостава на водоеме (река, озеро, море, водохранилище и т.п.), по которому проходит судоходная трасса, ледоколом 1 прокладывается во льду судоходный канал 2 по трассе, причем разрушаемый ледовый материал 3 перераспределяется под кромки 4 ледового канала 2, Возможно вынесение ледового материала из канала и на его кромки, например, за счет использования леровых приставок. B тяжелых условиях, например, при недостаточной мощности ледокола возможно просто разрушение ледового материала до ледяной каши и перераспределение ее по длине и ширине канала равномерным слоем. На вы1723254

10

30

40

50

55 бор ширины канала влияет масса факторов, среди которых можно отметить; метеорологические условия (температура, осадки, ветер и др); класс судов, проходящих в зимнее время по трассе; интенсивность движения судов (количество, скорость прохождения по трассе). Необходимо также отметить, что для предлагаемого способа важное значение имеет аккумулирующая способность ледового канала, т.е, какое максимальное количество ледового материала(ледяной каши) может накопиться в канале, не препятствуюшее движению судов по нему с заданной скоростью. Для увеличения аккумулирующей способности ледового канала можно пойти на его расширение на один курс, при этом нельзя исключить зкономический фактор, так как более широкий канал требует больших затрат на поддержание его в пригодном для судоходства состоянии, Может оказаться более выгодным (при интенсивном льдообразовании) периодически проводить чистку ледового канала с выносом ледового материала на бровки канала, После создания судоходного ледового канала требуемой ширины начинается следующий этап эксплуатации судоходной трассы в ледовых условиях, который заключается в поддержании трассы в пригодном для судоходства состоянии. Для этого при проходе судов по каналу их винтами и корпусами осуществляют эпизодическое разрушение вновь образующегося льда и смерзшихся кусков старого льда до образования иэ крупных. кусков своеобразной ледяной каши. Размер кусков льда в этой ледяной каше зависит от класса проходящих по судоходной трассе судов. Одновременно с разрушением ледяного материала осуществляют перераспределение (см. фиг.

2 и 3) образовавшейся ледяной каши.по ширине и длине канала и следят за тем, чтобы ледовый материал не скапливался в отдельных местах большой массой, а распределялся бы более-менее равномерным по толщине слоем (особенно, если ледового материала в канале уже много). Для этого на широких каналах движение осуществляют несколькими курсами с чередованием движения по курсам 5 — 7. На достаточно узких каналах достаточно осуществлять регулярную проходку судна вдоль кромок канала и как можно ближе к ним, оттесняя лед под кромки и от них k оси канала.

Немаловажное значение для успешной реализации предлагаемого способа имеет интенсивность движения судов по судоходной трассе в зимнее время. При больших скоростях льдообразования и малой (недостаточной) интенсивности движения в целях поддержания ледяной каши в несмерэшемся состоянии целесообразно на непротяженных трассах или на отдельных участках трассы осуществлять челночное (туда и обратно) движение специально выделенного судна в тяжелых ледовых условиях. это может быть и ледокол.

Предлагаемый способ обеспечивает возможность исключить применение специально оборудованных механизмов для поддержания трассы судоходного канала в пригодном для эксплуатации состоянии, благодаря чему обеспечивается снижение эксплуа ационных расходов, причем эффект тем больше, чем интенсивнее судоходное движение по каналу. Предлагаемый способ обеспечивает более благоприятные условия прохождения судов по каналу, так как ледяной материал поддерживается в кашеобразном состоянии, преодолимом судами своим ходом. снижается вероятность встречи в ледовом канале льдин большого размера, что повышает безопасность плавания судов.

Кроме того., ледяная каша. покрывая поверхность канала, служит своеобразным термоэкраном и.снижает скорость образования ледового материала в канале, что происходит преимущественно на свободной поверхности водоема.

Формула изобретения

1, Способ эксплуатации судоходной трассы в период ледостава, заключающийся в создании судоходного канала требуемой ширины во льду и поддержания его в пригодном для судоходства состоянии путем разрушения вновь образующегося ледяного покрова, преимущественно, винтами и корпусами многократно проходящих по каналу судов, отличающийся тем, что,.с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе, по мере образования нового ледяного покрова в судоходном канале производят его разрушение до состояния ледяной каши по всей ширине канала и одновременно перераспределяют ледяной материал по каналу равномерным слоем, для чего регулярно проводят судно или суда курсами по всей ширине канала, каждый раз сдвигая курс по отношению к предыдущему.

2, Способ по и. 1, отличающийся тем, что суда периодически проводят вдоль кромок льда, ограничивающих канал.

1723254

Ясйянсс поле

Лебянас полеФиг. 2

Фиг.З

Составитель О. Колупаев

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор Т.Горячева

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1049 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ эксплуатации судоходной трассы в период ледостава Способ эксплуатации судоходной трассы в период ледостава Способ эксплуатации судоходной трассы в период ледостава 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть испояъЗов а н о для защиты русл а м ал ы х рек от промерзания, преимущественно в населенных пунктах

Изобретение относится к гидротехнике

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к области гидротехнического строительства

Изобретение относится к области защиты водоемов от промерзания

Изобретение относится к области гидротехнического строительства

Изобретение относится к гидротехническому строительству
Изобретение относится к области предохранения гидротехнических сооружений от значительного повышения уровня воды в реках при таянии льда

Изобретение относится к конструкциям морских стационарных и переставляемых платформ, а также к способам их сооружения на мелководной части шельфа, в первую очередь на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова

Изобретение относится к морской конструкции, в частности к морской платформе, и способу ее сооружения на шельфе замерзающих морей для добычи нефти и газа
Изобретение относится к области гидротехники и касается снижения или устранения последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнений

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для добычи нефти и газа на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к области ледотехники и инженерной гляциологии, в частности к конструкциям механического локального разрушения ледяного покрова с применением неледокольных технических средств, и может быть использовано для снижения ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения, для сооружений континентального шельфа, на ледоколах для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, а более конкретно, к ледостойким комплексам (ЛК) для освоения мелководного континентального шельфа

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледяного покрова
Наверх